Урок литературного чтения по теме: Н. Носов Затейники.


Тема: рассказ Н.Н. Носова «Затейники».
Тип урока : урок «открытия» нового знания.
Цель урока: познакомить с произведением Н.Носова «Затейники» и анализ произведения.
Задачи урока через планируемые результаты:
Предметные:
-дать новые знания учащимся о творчестве Н.Н. Носова, учить понимать замысел произведения;
-развивать умение рассуждать, выразительно читать.
Личностные:
-формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
-формировать умение адекватно оценивать свою работу;
-формировать умения положительного отношения к учебному труду.
Метапредметные:
Регулятивные: создать условия для формирования умения формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, решать проблемные вопросы.
Коммуникативные: создать условия для развития умения связно излагать свои мысли, продолжить учить грамотно отвечать на уроке, слушать и слышать.
Познавательные: добывать новые знания, развивать умение работать с информацией на уроке, сравнивать, наблюдать, делать выводы, развивать речевые умения и творческие способности детей.
Оборудование урока: презентация, аудиозапись произведения, листы с текстом , доска, светофоры для самооценки, карточки с заданиями в группе, реквизит для сценки.
Этап урока Деятельность
учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Время
1.Этап мотивации(самоопределения к учебной деятельности). Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
Здравствуйте, ребята.
С добрым утром. Начат день,Первым делом гоним лень. На уроке не зевать,А работать и читать.
- Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должен лежать пенал, светофоры. Дети проверяют готовность к уроку.
1 мин.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутреннейпотребности к построению нового способа действий.
Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с новым произведением.
- Скажите, а какое у нас сейчас время года.
- Вот и к нам на урок залетели снежинки…
В стране Литературии сегодня снегопад
И наши снежинки в воздухе летят.
Они помогут нам узнать,
Что будем с вами мы читать.
- Посмотрите на снежинки, что вы заметили?
- Ребята, подскажите, а чем похожи эти картинки?
- А что на всех картинках делают дети?
- Как вы думаете, о ком будет наше новое произведение?
- А чтобы узнать, как называется это произведение, я вам предлагаю поиграть.
У меня тут буквы потеряли свои места. Помогите им встать на место, составьте слово из букв. (АТЗЕНЙКИИ)
- Кто же знает, что означает слово «затейники»?
- Давайте, определим точнее значение слова и обратимся к толковому словарю Ожегова.
Прошу одного ученика найти значение слова.
Итак, мы с вами определили, что тема нашего сегодняшнего урока знакомство с произведением «Затейники». Давайте начнем наше знакомство. - Я считаю, что сейчас зима, потому что, это можно определить по календарю.
- Я тоже думаю, что зима, потому что на улице стало морозно и кругом бело от снега.


Дети отвечают: на всех снежинках картинки.
- На всех картинках изображены дети.
- Они играют.
- Мы думаем ,что мы будем читать о детях.

У нас получилось слово затейники.

- Дети; выдумщики; шутники.
Затейник – веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям. Создать условия для формирования умения формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, решать проблемные вопросы. 7 мин.
3. Этап реализации построения проекта.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять . Мы с вами будем сегодня работать в группах. Для того чтобы каждая группа успешно справилась со своим заданием, все вы должны внимательно слушать рассказ, прислушаться, как я голосом, эмоционально передаю события и разговор детей. Это и работа двух первых групп поможет нашим артистам создать наиболее интересную постановку, чётко и эмоционально передавая действия и характеры ребят.
Включаю аудиозапись произведения. Слушаем не до конца. Останавливаю на … давай построим себе домики, как у трех поросят….
- Ребята, как вы думаете, что же произойдет дальше?
Выписываю гипотезы на доску.
- Давайте продолжим знакомство и определим, удалось ли нам угадать.
Возьмите листы с текстом, приготовьтесь следить, найдите 4 строчку.
Читаю продолжение сама, и хорошо читающие дети.
- Удалось ли нам предугадать исход детской затеи?
Находим на доске самую подходящую версию, обвожу ее.
- Понравилось ли вам произведение?
- Какое впечатление на вас произвело данное произведение?
- А кто сможет мне определить и доказать к какому литературному жанру относиться произведение? Дети выдвигают свои предположения. (В процессе игры дети поссорятся, придет котенок и их испугает, у них получится веселая интересная игра).
Да, подходит вариант: у них получилась веселая игра.
Дети делятся впечатлениями об услышанном произведении.
Дети определяют жанр произведения, доказывая свою точку зрения. (Это рассказ, т.к. это повествование, в котором есть герои и есть сюжет, оно небольшое по размеру). Создать условия для формирования умения прогнозировать содержание произведения. 7 мин
4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия. - Ребята встретили ли вы незнакомые слова?
Записываю слова на доске.
Далее работаем с каждым словом отдельно.
Прочитайте предложение, в котором встретилось данное слово.
- Можем ли мы предположить, что оно обозначает?
2. Давайте посмотрим значение слова в словаре. Дети называют слова по очереди. (на цыпочках, подкрался)

Дети читают слова в контексте, предполагают значение слов.
Ищут неизвестные слова в словаре, зачитывают значение. Создать условия формировать умение объяснять лексическое значение некоторых слов на основе собственного опыта и толкового словаря. 5 мин
Предлагаю вам перечитать текст еще раз самостоятельно, использую технику жужжащего чтения. (прохожу по классу прислушиваясь к чтению). Дети перечитывают текст в технике жужжащего чтения. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Буги-вуги»
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге
И в ладоши хлопаем вот так.
(Затем все повторяется для левой руки).
5. Этап самостоятельной работы
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия. Группа «Понимания прочитанного» готовит ответы на вопросы по тексту.
Группа «Выборочного чтения» выявляет характер и действия героев через нахождение и зачитывание в тексте отрывков по заданию.
Группа «Инсценирования рассказа» показывает своё «актёрское мастерство».
- Рассаживание детей по группам, разъяснение заданий группам, выбор руководителя.
Руководитель организовывает дискуссию, распределяет поручения по заданию, оставляет итоговое слово за собой, т. е. договаривает и доделывает всё сам, что не досказали.
Учитель ненавязчиво помогает группам справиться с заданиями.
Задаю вопросы, над которыми работали в группах. Каждая группа отчитывается о проделанной работе. Ребята, а третья группа приглашает нас с вами в театр. Третья группа показывает мини-спектакль. Читают задачи каждой группы со слайда. Получают карточки с вопросами.


Задание для I группы.
Подготовьте ответы на вопросы:
  Как зовут героев рассказа? (Валя, Петя)
  Что главное в этом рассказе? (Дети сами могут организовать свой досуг).
  Как автор относится к детям? (Они ему нравятся как книголюбы, как затейники, как фантазёры. Он не осуждает их за мимолётную трусость, надеясь, что они в другой игре покажут себя отважными).
  Какими ты представляешь героев рассказа? (Весёлыми, осторожными, книголюбами, немного опасливыми, с хорошо развитой фантазией).
 Задание для II группы.
Найдите в тексте и прочитайте:
Почему Валю с Петей можно назвать затейниками? (абзац 1, предл. 1, 2)
Мы с Валей – затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.
Как вели себя дети, вспомнив сказку «Три поросёнка»? ( абзац 1, предл.5)
Сначала мы бегали, по комнате, прыгали и кричали: «Нам не страшен серый волк!»
Какой домик сделали себе ребята? (абзац 3)
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом.
В каких словах детей слышится отвага?( абзац 6)
Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.
Как поступили ребята, испугавшись чего-то в темноте? (абзац 3 снизу)
Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.
- Давай, - говорю, - дверь держать, чтобы он не открыл.
Кто и как определил, что под столом никого нет? (абзац 4)
Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет.
Задание для III группы.
Используя бутафорию, покажите нам почти экспромт – спектакль по данному рассказу.
Бутафория – предметы, составляющие обстановку пьесы на сцене.
(С. И. Ожегов)
Для сценки:
§  Стол.
§  Большое и маленькое одеяла.
§  Дверь.
§  Книга «Три поросёнка».
§  Сумка, кошелёк, зонтик (для мамы).
Группа выбирает героев сценки, готовит площадку для выступления,
подбирают нужный реквизит, разбирают действия героев, их мимику в разные моменты игры, немного репетируют.
Создать условия для развития умения работать с информацией на уроке, делать выводы, высказывать свое мнение, рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним, умение работать сообща, прислушиваться к мнению товарищей.
Создать условия для развития речевых умений и творческих способностей детей. 12 мин
6. Этап постановки проблемы и ее решения.
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе- выбор способа и средств их реализации. Мы с вами сегодня познакомились с вами с новым произведением, напомните мне к какому жанру относиться это произведение?
Ребята а кто вспомнит, как называется раздел, который мы сейчас изучаем?
Произведения какого жанра мы изучали ранее в этом разделе?
А сегодня?
О ком еще раз этот рассказ?
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, написавший этот рассказ?
Показываю портрет Н. Носова (неподписанный).
Ребята, вот автор этого произведения, а может кто-то из вас догадался кто это?
Да, это Николай Николаевич Носов.
Ребята из нашего класса подготовили вам рассказ о Н. Носове, давайте их послушаем.
Во время прослушивания прошу вас обратить внимание на:
* я это уже знал
* это я узнал сегодня
* об этом я хочу узнать подробнее. (рубрики записаны на доске).
Во время рассказа показываю слайды.
Мне очень интересно, что же вы себе наметили из рубрики «об этом я хочу узнать подробнее»?
Скажите а какие произведения Н.Носова вам уже знакомы?
Слайд – выставка книг писателя. Это произведение рассказ т.к. здесь описан сюжет, есть герои.
Раздел называется «Писатели – детям». В нем произведения о детях и для детей.
Стихотворения.
Рассказ.
О детях.
Рассказ этот написал человек, который любит детей, жизнерадостный, веселый, он пишет рассказы.

Дети высказывают свое мнение.
Дети выступают с рассказом о писателе. (рассказ сопровождается презентацией).
Ответы детей. («Приключения Незнайки», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».)
Создать условия для формирования умения решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы на основе полученной информации, наблюдения и сравнения. 6 мин
7. Этап рефлексии, домашнее задание.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. С каким писателем мы сегодня познакомились?
Что вы о нем узнали?
Чем произведение Н. Носова отличается от других произведений из этого раздела?
Какое произведение мы с вами сегодня читали?
Кто мне скажет, кого называют затейником?
Скажите, а можно ли сказать, что Валя и Петя трусливы?
Я хочу предложить вам следующее домашнее задание.
Принесите книги Н.Н. Носова для выставки книг в классе, книги которые вы прочитали и хотели бы с товарищами поделиться эмоциями.
И плюс задание на выбор:
Составить диафильм к рассказу.
Составить такой рассказ, который поможет ребятам стать смелыми.
Оцените свою работу на уроке, покажите свои светофоры (у кого все получилось и он доволен собой – зеленый цвет, кто недоволен работой – красный цвет, у кого осталось очень много вопросов и многое не понятно – желтый сигнал).
Спрашиваю, несколько учеников с красным и желтым сигналом, почему он так оценил себя.
Спасибо, урок окончен! Мы сегодня познакомились с Николаем Носовым.
Н.Н. Носов писал рассказы, а предыдущие стихи.
Н.Н. Носов писал веселые истории о детях.
Мы сегодня познакомились с рассказом «Затейники».
Затейник - веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям.
Да, они испугались волка, которого не существовало, и даже, когда они разобрались в этом, все равно боялись подойти к домику.

Создать условия для формирования умения оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми; умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. 7 мин.
1 группа 2 группа 3 группа
Подготовьте ответы на вопросы:
Как зовут героев рассказа?
Что главное в этом рассказе?
Как автор относится к детям?
Какими ты представляешь героев рассказа?
 
 Найдите в тексте и прочитайте:
1.Почему Валю с Петей можно назвать затейниками?
2.Как вели себя дети, вспомнив сказку «Три поросёнка»?
3.Какой домик сделали себе ребята?
4.В каких словах детей слышится отвага?
5. Как поступили ребята, испугавшись чего-то в темноте?
6.Кто и как определил, что под столом никого нет? Используя предложенные предметы , покажите нам почти экспромт – спектакль по данному рассказу.
Для сценки:
§  Стол.
§  Большое и маленькое одеяла.
§  Дверь.
§  Книга «Три поросёнка».
§  Сумка, кошелёк, зонтик.
Группа выбирает героев сценки, готовит площадку для выступления,
подбирают нужный реквизит, разбирают действия героев, их мимику в разные моменты игры, немного репетируют.