Урок литературного чтения на тему Н.Н.Носов Живая шляпа


Тема: Н.Н.Носов « Живая шляпа».
Цель: познакомить детей с рассказами Н.Носова; привить интерес к чтению, развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, развивать мышление, память, внимание, прививать любовь к книгам.
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Мобилизирующий этап. Тренировочные упражнения.
-Прочитайте столбик слов, делая логическое ударение на том слове, которое я укажу указкой.
КТО ШУМ
ЧТО БУМ
АЙ ГАМ
ОЙ БАМ
УХ ТРАМ
-СКОРОГОВОРКА: Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
4.Постановка цели урока.
-Ребята, посмотрите кто к нам пришёл?
+Незнайка.
-Какие рассказы вы читали о Незнайке?
-Кто автор этих сказок?
-Какие ещё книги, повести и рассказы Н.Носова вы читали?
-Н.Н.Носов родился в Киеве в 1908 году. Первый его рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. Н.Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, ваших сверстниках. В 1954 г. вышла его книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появился «Незнайка в солнечном городе» и «Незнайка на луне».
Н.Н.Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты,был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевёлся в институт Кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В 1952 г. получил Государственную премию СССР за свои повести и рассказы.
В детстве Н.Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электроникой, фотографией. Не случайно любимый герой многих рассказов – горе-изобретатель Мишка, который никогда не сидел без дела.
В своих рассказах Н.Носов не упускает повода сообщить своим читателям , что -нибудь интересное и полезное. И очень просто, легко с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.
Работа с выставкой книг Н.Н.Носова.
5.Изучение нового материала.
1) Отработка техники чтения- читать слова по слогам, потом целым словом.
Раскрашивали , соскользнула, подпрыгнет, стрелять,
-Сегодня познакомимся с замечательным рассказом Н.НосоваЖ.В.. ШЛ.П. – вставьте гласные и узнаете название рассказа. А это герои из рассказа ( игрушки котёнок и шляпа).
2) Прежде чем познакомимся с произведением, уточним значение встречающихся в нём слов.
3) Прогнозирование содержания.
- рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
-что делают мальчики?
- что случилось с котёнком?
-как мальчики обнаружили котёнка?
6. Восприятие произведения.
1) Чтение учителем.
- С какими героями встретились в рассказе?
-Какое настроение появилось у вас после знакомства с этим произведением?
- Над кем и над чем вы смеялись, слушая рассказ?
2) Самостоятельное чтение.
7. Закрепление изученного.
1) Беседа по содержанию.
- Может ли быть шляпа живой?
-Почему автор именно так назвал рассказ?
-А теперь давайте разберёмся так или не так всё было в рассказе Н.Носова «Живая шляпа».
- Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
- Володя и Вадик видели или нет, как Васька попал под шляпу?
- Кто хотел поднять шляпу : Володя или Вадик?
- Шляпа поползла к Володе или Вадику?
- Кто из мальчиков попал картошкой в шляпу?
- Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?
2) Подготовительная работа к пересказу.
- Ещё раз посмотрите текс. Найдите слова, которые описывают действия:
КОТЁНОК – сидел, ловил, увидел, подпрыгнул, уцепился, соскользнул, сорвался, полетел, фыркал, жмурился.ШЛЯПА- поползла, вылезла, остановилась, повернулась, лежала, не двигалась.
МАЛЬЧИКИ – сидели, раскрашивали, услышали, подошли, нагнулись, закричали, соскочили, бегали, набрали, швыряли, обрадовались, обнимать.8. Итог урока
- Первые рассказы Н.Носова напечатаны в 1938 году, а последние в 1958 году. Как вы думаете, почему рассказы Н.Носова не стареют?
9. Оценивание.
10. Домашнее задание.