Программа по внеурочной деятельности Хор.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа дополнительного образования по хору разработана на основе следующих
документов:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
.
-Данная программа является модифицированной, в её основе лежит программа по хору
для музыкальных и общеобразовательных учреждений Т.Н. Овчинниковой (М.: Просвещение,
1986)
Внеурочная деятельность кружка "хор" организуется по направлению развития
личности: духовно-нравственное, общекультурное, художественно- эстетическое.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» в системе
общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы,
направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
Во внеклассной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным
видам музыкального исполнительства. Занятия хоровым пением вносят свой специфический
вклад в дело гражданского воспитания подрастающего поколения. Оно является одним из средств
разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Этот вид
музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату
школьников. Эти особенности состоят в качестве музыкального «инструмента» - голосового
аппарата - органа речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения. Важным
моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая
форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Процесс хорового пения создаёт хорошую возможность наблюдать индивидуальные
проявления характера каждого ученика т.к. в хоровом коллективе ребёнок окружён сверстниками,
вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой
учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние
способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.
Целями и задачами дополнительных учебных программ в первую очередь является
обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
В связи с этим содержание дополнительной учебной программы должно
соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям,
культурно-национальным особенностям регионов;
соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному);
направленностям дополнительных образовательных программ
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения,
дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях,
походах и т.д.);
методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов
деятельности детей);
средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и
материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
Содержание дополнительной учебной программы по хору направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию
и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции
в системе мировой и отечественной культуры;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного
развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья ребенка;
взаимодействие педагога дополнительного образования
с семьей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: оптимальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
• Формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового
слуха, накопление музыкально-слуховых представлений, развитие мышления певца хора;
• Формирование музыкальной памяти;
• Развитие гибкости и подвижности мягкого нёба;
• Формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности;
• Формирование вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение
диапазона голоса, обеспечение роста выносливости голосового аппарата. На этой основе в
процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пение без
сопровождения, многоголосного пения, умение строить, петь в ансамбле (согласно,
слитно, уравновешанно);
• Воспитание гражданских убеждений, отношения к людям, природе, труду;
чувства коллективизма, потребности и готовности к эстетической певческой
деятельности, эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.
Общая характеристика учебного предмета.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье-оберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: в неделю 2 часа.
ВСЕГО: 74часа.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое Хоровое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- жанры вокальной музыки;
- произведения различных жанров;
- великих вокалистов и хоровых коллективов России и мира;
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь чисто и «держать» свою партию в двухголосном исполнении
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- характеризовать выступления хоров
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- принимать активное участие в творческой жизни хорового коллектива
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- особенности многоголосого пения;
- обоснованность сценического образа.
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
Формы подведения итогов:
Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года;
Участие детей в городских, районных мероприятиях, концертной деятельности.
Учебно-тематический план .
№ Наименование разделов и тем Кол-во часов Программное содержание Универсальные умения и действия (УУД)
1-17 Певческая установка. Певческое дыхание. 17 Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). Р. Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью
П. Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок.
К. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
18-34 Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. 17 Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
Р. Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера.
П. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.
К. Исполнять, инсценировать песни.
35-43 Работа над дикцией и артикуляцией 9ч. Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных Р.Самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив
П. Создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.
К. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение, выразить свое впечатление, выслушать мнение партнёра.
44-61 Формирование чувства ансамбля. 18ч. Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Р. Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью
П. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
К. Оценивать собственную музыкально -творческую деятельность.
62-74 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 13ч. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Р. Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера.
П. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
Концертная деятельность Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся.
Сценическое движение.
Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.
Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа.
Репетиционная работа.
Подготовка концертных номеров.
Концертные выступления.
Творчество и импровизация.
Содержание программы
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
Работа над певческой установкой и дыханием. ( 17 часов)
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании). Роль дыхания в пении.
Музыкальный звук.Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. ( 17 часов).
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Формирование чувства ансамбля. (18 часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры.Работа с фонограммой.
( 13 часов)
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока Дата план Дата факт Тема занятия Содержание занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Певческая установка. Певческое дыхание.
( 17 часов).
Организационное занятие.
Знакомство с репертуаром.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения.
Одновременный вдох и начало пения.
Различный характер дыхания в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.
Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы.
Цезуры.
Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
Исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании.
Певческая установка.
Роль дыхания в пении.
Правильное формирование певческого звука.
Вокально-хоровая работа над репертуаром.
Вокально-хоровая работа над репертуаром.
Подготовка номеров к концерту посвященному « Дню матери».
Подготовка номеров к концерту посвященному « Дню матери». Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30
31.
32.
33.
34. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
( 17 часов).
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки).
Преимущественно мягкая атака звука.
Преимущественно твердая атака звука.
Округление гласных.
Способы формирования гласных в различных регистрах (головное звучание).
Пение нонлегато.
Пение легато.
Ровное звучание
во всем диапазоне голоса.
Умение использовать головной и грудной регистры.
Умения использовать головной и грудной регистры.
Работа над единой манерой исполнения.
Вокально-хоровая работа над репертуаром.
Вокально-хоровая работа над репертуаром.
Подготовка номеров к Новому году.
Подготовка номеров к Новому году.
Новогодний концерт.
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Работа над дикцией и артикуляцией
( 9 часов).
Упражнения на согласованность артикуляционных органов.
Качество произнесения звуков речи.
Разборчивость слов или дикции.
Упражнения наосвобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти.
Особенности произношения при пении.
Правильное формирование гласных.
Обучение четкому, быстрому произнесение гласных.
Чистота звучания неударных гласных
Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61. Формирование чувства ансамбля.( 18ч.)
Выработка активного унисона.
Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада.
Ритмическая устойчивость в умеренных темпах.
Интонирование произведений в различных видах мажора.
Интонирование произведений в различных видах минора.
Ритмическая устойчивость в более быстрых и темпах.
Ритмическая устойчивость в темпах с более сложным ритмическим рисунком.
Пунктирный ритм.
Шестнадцатые.
Устойчивое интонирование.
Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.
Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.
Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.
Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.
Вокально-хоровая работа над репертуаром.
Вокально-хоровая работа над репертуаром.
Выступление с концертной программой в городском ДК.
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровож
дения.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. ( 13 часов).
Обучение пользованию фонограммой
Пользоваться звукоусилительной аппаратурой.
Правила поведения на сцене.
Пантомимические
Упражнения.
Комплекс движений по ритмике.
Работа по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Работа по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Вокально-хоровая работа над репертуаром.
Вокально-хоровая работа над репертуаром.
Праздник « Последнего звонка».
Подготовка к
« Отчетному концерту».
Подготовка к
« Отчетному концерту».
« Отчетный концерт». Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
Итого 74часа Список литературы
1. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.
2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.
3. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.
3. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
7. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
9. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.