Рабочая программа по внеурочной деятельности хор
Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская
Бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа № 29 имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 26 августа 2015 г.
Председатель педсовета
_____________ Кунаковская М.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
КРУЖОК «радуга»
Срок реализации 4 года
Количество часов 135
Возраст обучающихся 7-10 лет
Учитель Шерстюк-Каренгина Ольга Дмитриевна
Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А.Горский,А.А.Тимофеев,Д.В.Смирнов/ -2-е изд. – М.: Просвещение,2011г.
1.Пояснительная записка.
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства. Научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.
Задачи:
Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.
Освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью.
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Изучение народного искусства Кубани, песенного творчества кубанских композиторов.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Программа определяет следующие направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность, поисково-исследовательская. Первое направление состоит из тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется со 2-го года обучения). Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности – это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.
Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Актуальность программы.
Программа важна и необходима, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребёнка. Направлена на формирование музыкальных умений и навыков ребёнка, выявлению индивидуальных и творческих музыкальных способностей каждого ребёнка. Возможностей применения их в различных видах деятельности. На формирование в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации, певческой деятельности, творческого самовыражения обучающихся
Актуальность программы связана так же с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В основу разработки программы «Палитра детских голосов» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология;
компетентностного и деятельностного подхода.
Новизна программы.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности
2.Общая характеристика кружка «Радуга»
Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к вокальному искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Поскольку художественный опыт – это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней.
Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно слушать и исполнять? Как показать школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее? Эти проблемы ставились при разработке программы.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность: осуществляет всестороннее развитие детей, повышает их общий культурный и музыкальный уровень, способствует творческой реализации юных музыкантов, а также становлению социально успешной, позитивно настроенной личности.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Палитра детских голосов», направленная на духовное развитие обучающихся. Задачей педагога в процессе обучения детей пению является раскрытие у детей их индивидуальности, нахождение индивидуального подхода к каждому, умение увлечь музыкой, пением.
Хор-это универсальное средство активного приобщения детей к музицированию. Особенность хорового пения- его коллективность -создает основу для воспитания в детях чувства единства и солидарность, способности к совместному эмоциональному порыву, умения тонко чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих, формированию гражданских и патриотических чувств. А ведь именно эти качества являются основными слагаемыми в великом понятии нравственности.
Занятия в хоре пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
3.Описание места кружка «Радуга в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года обучения. - 135часов. Группа занимается по 1 академическому часу в неделю. В год – 34 часа. В 1-х классах – 33 часа. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Таким образом, в 1-х классах на изучение данного курса отводится 33 часа, во 2-х классах на изучение данного курса отводится 34 часа, в 3-х классах на изучение данного курса отводится 34 часа, в 4-х классах – 34 часа. Учитель вправе изменять количество часов, предусмотренных программой, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, по своему усмотрению перераспределять часы и заменять отдельные вопросы программы другими с учетом различных условий и интересов учащихся.
Занятия проводятся как в аудиториях, так и в форме внеаудиторных активных занятий.
4.Описание ценностных ориентиров кружка «Радуга»
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся:
- реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;
- становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
5.Личностные ,метапредметные и предметные результаты кружка «Радуга»
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
6.Содержание программы кружка «Радуга.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров и т.д., а также совместную работу педагога, родителей и детей.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.
Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.
Каждое занятие строится по схеме:
-настройка певческих голосов, комплекс упражнений для работы над певческим дыханием
-дыхательная гимнастика
-распевание
-пение вокализов
-работа над произведением
-анализ занятия
.
Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.
Искусство пения – искусство души и для души.
Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на
чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.
Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.
Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.
Рупор. «Зевок» и полузевок».
Регулировочный образ: место и роль в пении.
Практические занятия:
1.Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
2.Координационно-тренировочные занятия.
Блок 1.
Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.
Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.
Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.
Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.
Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).
Упражнение 6. Вибрация внутри тела.
Блок 2.
Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.
Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.
Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).
Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.
Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.
Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.
Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.
Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.
Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.
Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.
Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».
Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).
II. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков.
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.
«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.
Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Резонаторная функция трахеи.
Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
Практические занятия:
Дыхательная гимнастика.
III. Распевание
Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158).
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки.
Использование скороговорки на начало распевки.
Практические занятия:
1. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).
IV. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего
История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит, джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод- рок, пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.
Романс: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Жанна Строенко.
Авторская песня: Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум.
Блюз: Бесси Смит, Роберт Джонсон, Лимон Джеферсон, Уилли Диксон.
Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли, Дайана Крол, Луи Армстронг. Джо Уильямс, Эла Жаро, Леонид Утесов, Валентина Пономарева, Ф.И.Шаляпин, Сергей Лемешев, Татевик Оганесян, Ирина Отиева, Лариса Долина.
Кантри: Тоннесси Эрни, Хэнк Уильямс (1 и 2), Джей Кэйл, Крис Кристоферсон, Уилли Нелсон, Долли Партон, Билл Хэйли, Карл Перкинс, Элвис Пресли, Эдди Коррэн.
Рок: «Битлз» - Пол МарКартни, «Роллинг Стоунз», «Кинс», «Ярдбердз», «Энималз», Эрик Берден, Саймон, Гарфакелл, «Криденс Кликруотер Ривайвл».
Поп-певцы: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Дин Мартин.
Рок-н-ролл: «Статус кво». Арт-рок: «Дженезиз», Питер Гейбриел.
Хард-рок: Ху, «Лед Зеппелинг», «Доп Попл», «Блэк Сэббет», «Куин».
Рок-опера: «Артур», «Томми», «Иисус Христос – Суперзвезда» (Иан Гиллан, Мюрей Хе, Ивонн Эллимер).
Мюзикл: Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли.
Глэм-рок: Род Стюарт, Гэрри Глиттер, Хаулин Вулф.
Стоул: Рэй Чарлз, Джеймс Браун, Этта Джеймс.
Городская музыка: Арита Фрэнклин, Ротис Реддинг, Уилтон Пикетт, Карла Томас, Соломон Берк, Сэм Кук, Билли Оушн, Уинли Хьюстон, Джо Коккер.
Регги: Джимми Клифф, Питер Тош, Бани Уэйлер, Боб Марли.
Эстрада: Фрэнк Синатра, Джуди Гарленд, Бэтт Мидлер, Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, Алла Пугачева.
Поп: Фрэнки Эвэлон, Клифф Ричард, София Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа «Самоцветы», «Ласковый май», «Мираж», выпускники «Фабрик звезд», Майкл Джексон, Мадонна, Принс, Уитни Хьюстон, Джорж Майкл, Мэрайа Кэрри, Кристина Агилера, Бритни Спирс.
Диско: Дона Саммер, Глория Гейнор, группа «АВВА», «Бони М», «Арабеск», «Чингис хан», Барбара Стрэйзанд, Дейвид Боун, Род Стюарт.
Поп-соул, поп-франк: Тина Тернер, Майкл Джексон, Принс и др.
Евродиско: «Модерн Токинг», Кайли Миноуг, Рик Эстли, Сабрина, Дона Саммер.
Рэп: Кул-Ди-Джей Херк, Грэндмастер Флэш, группа «Фьюрнос Файв», Эм Си Хэммер.
Практические занятия:
Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.
Примечание: особенность изучения темы в том, что изучение тематического блока рассчитано на 8 часов, из них 2 часа теории, 6 часов практические занятия. Тематический блок рассчитан на 3 года, при этом предполагается обращение к изучению творчества великих вокалистов не только на часах практических занятий в рамках данного блока, но и в течение всего периода изучения. Цель использования данного подхода: помочь воспитанникам постепенно углубляться в творчество отдельных вокалистов с целью формирования портретов кумиров.
V. Дикция. Артикуляция.
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Практические занятия:
Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);
Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);
Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с. 168-172);
Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой (стр.78-80);
Тренажер самоконтроля развития дикции;
Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой (с.81-83).
VI. Гигиена певческого голоса.
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).
Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.
Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.
О вреде курения на голосовые связки.
Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля.
Запреты:
грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;
использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;
переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.
Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.
Практические занятия:
Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
Составление памятки по гигиене голоса.
VII. Сценическая культура и сценический образ.
Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.
«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
Практические занятия:
Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);
Психологический тренинг;
Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой с. 172-179 );
Упражнения на координацию движений;
Практическая работа по формированию сценического образа.
VIII. Основы нотной грамоты.
Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.
Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Тональность: мажорная и минорная.
Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
Музыкальный размер 13 EMBED Equation.3 1415;13 EMBED Equation.3 1415 сложный размер 13 EMBED Equation.3 1415.
Ноты в басовом ключе.
Паузы.
Записи песен.
Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие и малые.
Хроматическая и целотонная гамма. Правильное пение по нотам.
Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.
Практические занятия:
1.Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз. 2.Научиться писать скрипичный и басовый ключи. Выучить название октав на клавиатуре;
3.Выучить название и написание всех длительностей;
4.Пение гаммы по нотам со словами и показом;
5.Пение песен по нотам;
6.Звучание интервалов и угадывание их на слух;
7.Запись ритмического рисунка;
8.Элементы контроля правильности пения по нотам;
9.Секреты устранения фальши.
IX. Движения вокалистов под музыку.
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
1Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
2Элементы ритмической гимнастики;
3Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
X. Вокально-хоровая работа.
Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.
Развитие мышц глотки и языка.
Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.
Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Практические занятия:
Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных ощущений;
Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр (программа В.Емельянова, стр. 172);
Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса (программа В.Емельянова, стр. 143);
Упражнения с твердой и мягкой атакой.
Подготовка к выходу на сцену.
XI. Импровизация.
Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.
Практические занятия:
Просмотр видеозаписей анализ импровизаций великих вокалистов. Оценка импровизации;
Элементы импровизации в детском исполнении.
XII. Собственная манера исполнения.
Тембр и динамика своего голоса.
Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.
Многоголосое пение.
Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.
Ролевая подготовка: суть и назначение.
Практические занятия:
Выбор песни;
Заучивание текста;
Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
XIII. Теоретико-аналитическая и исследовательская работа
Беседы о гигиене певческого голоса. Особенности звучания голоса в мутационный период. Гигиена голоса в мутационный период.
Слушание музыкальных произведений.
Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.
Краткий рассказ о музыкальных произведениях, сообщение о композиторах, авторах слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.
Исследовательская работа
Изучение народного творчества как основополагающего звена любой культуры. Механизма создания народных песен, условия их существования, манеры исполнения.
Изучение песенного творчества композиторов Кубани.
XIV.Концертно-исполнительская деятельность
Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.
В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных мероприятий.
7.Тематическое планирование кружка «Радуга»
№
Название раздела,темы
Всего
часов
135
Количество часов
1 год
1класс
2 год
2 класс
3 год
3 класс
4 год
4 класс
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Аудиторные
Внеаудиторные
Аудиторные
Внеаудиторные
Аудиторные
Внеаудиторные
Аудиторные
Внеаудиторные
1.
Вокально-хоровая работа.
99
9
16
3,5
14,5
10
28
6
14
Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразования.
Уметь управлять интонацией своего голоса, правильно дышать.
Понимать элементарные дирижерские жесты.
Развивать выразительность речи.
Правильно интонировать в многоголосии.
Уметь петь без сопровождения отдельные попевки, фразы из песен, народные песни
2.
Музыкально-теоретическая подготовка
25
1
1
4
2
10
2
3
2
Иметь представление о музыкальной терминологии.
Овладеть элементарными основами нотной грамотой, развить навыки сольфеджирования
3.
Теоретико-аналитическая и исследовательская работа
21
2
2
5
-
8
1
3
-
Размышлять о модификации жанров вокальной музыке.
Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Исследовать жанры вокальной музыки. Изучать народное творчество Кубани и кубанских композиторов
4.
Концертно-исполнительская деятельность
25
-
3
1
4
2
8
1
5
Исполнять вокальные произведения различных стилей: народной песни, романса, современной эстрадной песни с использованием приобретённых вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция).
Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов.
Развить навыки концентрации внимания и координации движений.
Развить музыкальную восприимчивость, чувство ритма, выразительность движения.
Участвовать в подготовке и проведении массовых мероприятий.
Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах.
Импровизировать в игре, пластике.
Выступать в концертных программах.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№ п/п
Тема занятий
Часы
Индивидуальные
занятия
Общее
кол-во
Теория
Практика
Вокально-хоровая работа
1.
Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Нотная грамота.
2
1
1
-
2.
Певческая установка. Дыхание.
4
1
3
-
3.
Распевание.
4
1
3
-
4.
Вокальная позиция.
3
1
2
-
5.
Звуковедение. Использование певческих навыков.
5
1
4
-
6.
Дикция. Артикуляция.
3
1
2
-
7.
Сценическая хореография.
2
1
1
-
8.
Работа над сценическим образом.
2
1
1
-
Музыкально-теоретическая подготовка
9
Беседа о гигиене певческого голоса.
1
1
-
-
Теоретико-аналитическая работа
10
Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция.
3
1
2
-
Концертно-исполнительская деятельность
11.
Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность
4
-
3
1
Итого
33
10
22
1
Всего
33
Учебно–тематический план
(2-й год обучения)
№ п/п
Тема занятий
Часы
Индивидуальные
занятия
Общее кол-во
Теория
Практика
Вокально-хоровая работа
1.
Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков
3
1
2
-
2.
Овладение собственной манерой вокального исполнения.
Выявление индивидуальных красок голоса.
3
1
2
-
3.
4.
Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
4
0,5
3,5
-
5.
Использование элементов ритмики. Движения под музыку.
3
0,5
2,5
-
6.
Дикция. Вокальные навыки.
3
0,5
2,5
-
7.
Работа над сценическим образом.
2
-
2
-
Музыкально-теоретическая подготовка
8.
Нотная грамота.
3
2
1
-
9.
Сценическая культура.
2
1
1
-
10.
Беседа о гигиене певческого голоса.
1
1
-
-
Теоретико-аналитическая работа
11.
Народное творчество
1
1
-
-
12.
Творчество композиторов-классиков
1
1
-
-
13.
Творчество современных композиторов
1
1
-
-
14.
Просмотр и анализ видеозаписи выступления детей на Евровидении
1
1
-
-
15.
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты.
1
1
-
-
Концертно-исполнительская деятельность
.16.
Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность.
5
1
2
2
Итого
34
13,5
18,5
2
Всего
34
Учебно–тематический план
(3-й год обучения)
№
п/п
Тема занятий
Часы
Индивидуальные занятия
Общее
кол-во
Теория
Практика
Вокально-хоровая работа
1.
Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков
3
1
2
-
2.
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура.
3
1
1
1
3.
Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков. Вокально-хоровая работа. Многогосие.
3
1
2
-
4.
Дикция. Расширение диапазона голоса.
3
1
2
-
5.
Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
2
1
1
-
6.
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
3
-
2
1
7.
Работа над сценическим образом.
2
-
2
-
Музыкально-теоретическая подготовка
8.
Беседа о гигиене певческого голоса.
1
1
-
-
9.
Нотная грамота
3
3
-
-
10.
Знакомство с многоголосным пением.
2
1
1
-
Теоретико-аналитическая работа
11.
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
1
1
-
-
12.
Собственная манера исполнения вокального произведения.
1
1
-
-
13.
Песенная культура Кубани
2
2
-
-
Концертно-исполнительская деятельность
14.
Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность.
5
1
2
2
Итого
34
15
15
4
Всего
34
Учебно–тематический план
(4-й год обучения)
№
п/п
Тема занятий
Часы
Индивидуальные занятия
Общее
кол-во
Теория
Практика
Вокально-хоровая работа
1.
Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения.
3
1
2
-
2.
Работа над собственной манерой вокального исполнения.
3
1
1
1
3.
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал.
4
1
3
-
4.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки.
3
1
2
-
5.
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.
5
1
2
2
6.
Сценическая хореография.
2
1
1
-
Музыкально-теоретическая подготовка
7.
Нотная грамота.
3
2
1
-
8.
Творчество и импровизация. Сценическое искусство.
2
1
1
-
Теоретико-аналитическая работа
9.
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
1
1
-
-
10.
Великие вокалисты.
1
1
-
-
11.
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве
1
1
-
-
Концертно-исполнительская деятельность
12.
Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность.
6
1
3
2
Итого
34
13
16
5
Всего
34
.
7.Материально-техническое обеспечение программы
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Мир вокального искусства (Программа, разработки занятий, методические рекомендации)
1 шт.
1 шт.
2.
Печатные пособия
Методическое пособие «Сценарии детских праздников».
Практическое пособие «Музыка и движение»
Библиотечный фонд
3.
Технические средства обучения
Интерактивная доска
Синтезатор
Компьютер
Ноутбук
Принтер
Магнитофон
DVD караоке
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
2 шт.
4.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса
Диски с минусовыми фонограммами
шт.
шт.
5.
Оборудование кабинета
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Фортепиано
Интерактивная доска
Музыкальный центр
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
Согласовано
протокол заседания МО
№1 от 26.08. 2015г.
Руководитель МО
___________Лаптиева Н.Э.
Согласовано
заместитель
директора по ВР
25.08. 2015г. _______Сидорец Ю.А.
13PAGE 15
Root Entry