Дидактический и иллюстративный материал для уроков русского языка в 5 классе
Дидактический и иллюстративный материал. Русский язык. 5 класс.94 урока.
урок 1.
Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.
Л. Успенский.
урок № 3.
Тест. Обведите кружком букву( или буквы) правильного ответа.
1.Говорливый ручеёк резво бежал по оврагу. Главные члены предложения: а) говорливый ручеёк б) бежал по оврагу в) ручеёк бежал
г) бежал резво
2.Пишется раздельно: а) (за) бежал б) (за)метный в) (за)домом г) (за)лез
3.Слово по составу разобрано верно: а) За-шум-е-л б) за-шум-ел в) за-шумел
4.Укажите слово 2-го склонения: а)прорубь б)сирень в)апрель г)капель
5. Не является однокоренным слово: а)водичка б)водитель в)водный г)водяной
6. Слово с проверяемой гласной в корне: а)луна б)месяц в)облако г)земля
7. Укажи лишнее: а) приставка б)корень в)предлог г) окончание
8. Нужно писать Ь: а)сыч б)тиш в)камыш г)дич
9. В слове ДЕНЬ: а)4б. 3зв. б)4б. 5зв. в) 4б. 3зв. г) 3б. 4зв.
Урок №4.
1. Ветер. Ветер. Ветер. Льётся дождь колючий.
В почерневший сад. Мокрый листопад.
Тучи. Тучи. Тучи. Взрослые и дети
Грустные сидят. По небу летят.
2. А) Октябрь. В октябре пустуют леса и поля. Слышнее всего в октябре ветер. Ветер свистит в жёсткой стерне на полях и в голых сучьях деревьев. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелётных птиц. Ветер гудит в проводах.
По Н.Сладкову.
Б)
— Варька! – закричала мать из кухни. – Варвара! Где ты есть?
— Вот я.
— Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку.
— Заказ принят, - сказала Варвара.
3. Бегут двое мальчишек лет по двенадцать, спешат в кино. на бегу один спрашивает другого: «А биле-ты я тебе вручил?» И другой , пыхтя, ответил: «Вручил, вручил».
4. Наступила весна. Всё опять ожило. Зацвели цветы. Распустилась черёмуха и сирень. Покрылись белыми цветами плодовые деревья.
5. Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. В разрывах зарослей проступала вода пруда, как сок арбуза в треугольнике разреза.
Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. Он стянул их вместе. Дети столкнулись головами. Лодку как багром подтянуло к бере-гу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток, кровью сердцевины ухо-дили под воду и выныривали со льющейся из них водой.
Урок 5.
1. Из каких частей состоит слово УБЕГАТЬ? Можно по-разному ответить на эти вопросы. Один скажет, что в этом слове … звуков, другой заметит… букв, третий выделит… слога, а четвёртый обозначит в слове ¬…, корень…, суффикс… и окончание…Кто же прав?
2. Серый кот потянулся, взглянул на меня и удивлённо мяукнул. После этого он обошёл комнату и заглянул в мои сапоги. Там было пусто и темно. Кот снова мяукнул и начал тереться о мои ноги. Пушистая его шкурка едва слышно потрескивала.
Я погладил его. Кот заурчал от наслаждения. К. Паустовский.
Урок 6.
Это было ранней весной. Лес ещё не успел одеться. Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Это, сидя на ветках деревьев, птички пели и щебетали.
Урок 7.
Серёжа очень ж…лел воробьёв з…мой. Он см…стерил для них к…рмушку, в х…лодные дни часто сыпал в неё хлебные крошки з…рно. Ведь сытой птице хол…д перен…сить легче.
Урок 9.
Мороз и солнце! День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный!
Пора, красавица, проснись…
А.С.Пушкин.
Урок 10.
1. Лу… благоухает свежим запахом скошенных трав. Разведчики залегли в густом кустарнике, который роз\с перед ними и увидели плывущий по реке плод\т. Щенок мог\к под дождём, и я не мок\г взять его в дом. Вез\сти за собой туристов по мокрой тропинке было трудно.
2.
Происходит изменение согласной в конце слова Происходит изменение согласной в середине слова Непроизносимый
согласный Удвоенные
согласные
3.
Виды орфограмм (гласных) в корне примеры
1. 2. 3. Облетели листья с клёна,
Клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковёр лежит. Е.Авдеенко.
Виды орфограмм (согласных) в корне Примеры
1. 2. 3. Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал странный звук в небе. Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. Они уверенно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки.
Урок 11.
Текст 1.
Жили два медвежонка в чащобе глухой,
И один был хороший, другой был плохой,
И хороший твердил своё: «Дважды один»,
А плохой всё немытый ходил.
А.Милн.
Текст 2.
Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тиш…ну.
Ж…рчит, л…печет ручеёк
О том, что путь д…лёк, д…лёк.
Упала ш…шка, скрипнул сук,
Ж…жжит, ж…жжит т…жёлый жук.
М. Познанская.
Текст 3.
Ветер упал, точно крылья сложил. Ночным душистым т…плом повеяло от з..мли. Лодка отч…лила и понеслась по быстрой реке. Словно на прощ…ние примч…лись звуки старинного вальса. Я поч…вствовал себя сч…стливым. Лучи гасли один за другим. Последний луч вонзился в ч…щу ветвей. На небе сверкнула,как живописный глаз, первая звёздочка. К.Паустовский.
Урок 13.
1. Молчаливзимнийлестихоивполяхбудтоприродапогрузиласьвсонносильнеегреетсолнышкоиднистановятся длиннее.
2
Орфограмма-буква в корне слова Орфограмма-пробел
3. Птица выпорхнула (из..за) дерева и смело уселась на открытый сучок. (Из..под) холодных каменных глыб сурки вылезают на солнышко. (ИЗ..за) притихших гор поднялось солнце. Ручей я нашёл, но (из..за) вязкого берега подойти к нему было трудно. (Из..за) кустов кто-то торопливо вышел. (По..над) степью кружит коршун.
4.
Где начинается Ворша? (До)йти (до)её истока я пытался ещё (в)детстве. Но посчастливилось мне (у)видеть её только сегодня. Четыре дубовых венца образовали прямоугольный сруб. (Вы)ливаясь (из) сруба, вода обретала голос и видимость, потому что (на)чинала (пере)ливаться, течь ручьём.
Только так и могла (на)чинаться наша река Ворша. Встретит…ся на её пути и грязь и навоз и скучная глина но она безразлично (про)течёт мимо всего этого, помня своё чистое цветочное детство.
В.Солоухин.
Урок 15.
Закатилось солнце за лесок,
Стал лесок и тёмен, и высок.
Кто-то притаился за сосной,
Что-то прошуршало за спиной,
Загорелись в ёлках огоньки…
Ой! – Глаза у страха велики. В. Левановский.
Урок 16.
1. Клён не боится холода. Ранней весной он впитывает влагу и начинает трудиться, старается вонзить в мёрзлую почву белые корешки. Когда же ему это удаётся, клён выпускает вверх пару острых лепестков.
Осенью клёны покрывают землю мягким листом, согревают корни дуба.
Урок 17
Кто сказал, что мы подрались?
Мы не дрались, а боролись.
Правда, мы чуть-чуть кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались.
Нас, конечно, разнимали.
Мы, конечно, упирались.
А.Кушнер.
2. З…леные доро…ки в лесу все будто курят…ся, туман везде поднимает…ся, в…да пузырьками садит…ся на листья, на хв…инки ёлок, на п…учиные сети, на телеграфную проволоку. И по мере того, как поднимает…ся солнце и разогревает…ся воздух, капли на телеграфной проволоке начинают слива…ся одна с другой и редеть. На деревьях тоже сливают…ся капли.
М.Пришвин.
Урок 18.
1. Живёт в лесу птичка-завирушка. Маленькая, вертлявая и очень скрытная. Но весной и ей хочется себя показать. Сядет на самую верхушку ели и поёт. Голосок громкий, звонкий. И горлышко топорщится, клювик открывается, язычок в клювике дрожит.
2.
1 спряжение 2 спряжение
Ед. число мн. число Ед. число мн. число
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
3.
Заунывный ветер гонит На ручей. рябой и пёстрый,
Стаю туч на край небес, За листком летит листок,
Ель надломленная стонет, И струёй, сухой и острой,
Глухо шепчет тёмный лес. Набегает холодок.
Н.А.некрасов.
Урок 19.
1. Сто с лишним лет назад центр Москвы освещался керосиновыми фонарями.
2. Но они проедали с кашей большую часть конопляного масла, которое предназначалось для фонарей.
3. А на окраинах были масляные фонари.
4. И поэтому даже извозчики боялись ехать ночью на окраины города, где царила кромешная тьма.
5. Заправлять эти фонари должны были пожарные.
Текст.
В жаркий летний полдень.
Мёдом, полевыми цветами пахнет в жаркий день свежее сено.
На крутом берегу, там, где начинается сосновый бор, высыпало
земляники видимо-невидимо.
Качается под ветром сухая трава. Гоняются над лугом друг за
другом весёлые стрекозы и перепархивают разноцветные бабоч-
ки.
Между травинками по сухим земляным кочкам, по сухой траве
спешат-бегут хлопотливые муравьи, несут травинки – строить се-
бе высокий дом.
Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, по-
лежать в траве под берёзками. И, глядя в небо, слушать кукушку:
«ку-ку! ку-ку! ку-ку!» - Это вам на счастье. «ку-ку! ку-ку! ку-ку!»
- Это вам на радость. «ку-ку! ку-ку! ку-ку!» - Это вам на веселье.
И.Соколов-Микитов.
Моя собака маленькая, корич-невая. У неё гладкая шерсть.
У неё белое пятно на правом боку. У неё белое пятно на ле-вом глазу. У неё длинные ви-сячие уши. У неё короткие кривые лапы. У неё короткий хвост.
Из сочинения ученика
5 класса.
Урок 20.
падеж 1-ое склонение
Дорога, земля 2-ое склонение
Дом, стол 3-ье склонение
рожь
Род. Дат. Предл. Проверочная работа.
1 С прилётом кукушки лес наполняется людьми.
2. После тёплой ночи солнце встало сразу и в полной тишине.
3. Я вылез из-под ёлки и пошёл домой под дождём.
4. В деревне вечером пахнет сухим сеном.
5. Утром на восходе роса заливает травы.
6. По насыпи женщины идут за дровами в лес.
у. 21
.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.А.Бунин.
2.…морозы сменились оттепелью. Во … воздухе пахло весной. Мечталось о … лете, о …просторах, о … возможности купаться в … речке и валяться на … песочке.
3. Зашумела у опушек ярко-жёлтая листва.
Сколько тут было кудрявых берёз !
Скоро белые метели снег поднимут от земли.
Мелкие росинки на заре всю планету держат в серебре.
Тёмная-тёмная, старая-старая церковка наша мерещится мне.
Урок 24.
Леб…ди возвращались. Со…це уже опускалось в море. П…года начинала портит…ся. По небу ме-дленно плыла (в)верх большая чёрная туча. Над водой прон…сились лёгкие серые облачка тумана.
Они всего чаще окутывали л…дину.
Учит…ся всегда пригодит…ся.
Трус и тени своей боит…ся.
Умел ошибит…ся, умей и исправит…ся.
Летние ночи коротки. Скоро первые лучи солнца заглянули в палатку и разбудили меня. Товарищи мои забрались под плащи и крепко спали. Я достал обручи, мячи и вышел из палатки. Поглядел на шалаши, где спали сторожа. Там было тихо. Я пошёл на речку. На берегу шуршали от ветра камыши. Над моей головой пролетали стрижи.
Утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелело на востоке… Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. Звёзды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Жидкий ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю.…
Мы были на охоте в лесу. Втроём: сынишка, я и Джим. Джим – это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная охотничья собачка., хоть и старенькая… Необыкновенно ум-ный и добрый у нас Джим. С другими собаками не дерётся, никого никогда не кусает, всем знакомым людям при встрече хвостиком часто-часто машет и, знаете, так по-собачьи, приветливо улыбается.
В.Бианки.
Наш сад красивый. Слева от сада тёмный старый колодец. За ним плещется и журчит весёлая речка. На крутом её берегу поставили памятник героям войны. А за речкой простираются поля золотой пше-ницы. С одной стороны поля посажен совсем молодой лесок.
Урок 28.
а) Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и …
б) В словосочетании различают … слово и …
в) От …слова к … ставится вопрос, который и устанавливает … связь в словосочетании.
(Какая?) про…ьба, ве…ти (кого?), везти (куда?), (какой?) в…кзал, (какой?) под…ём, в…езжать (куда?), об…явление (о чём?), (какая?) в…юга, Слыш…шь (как?), видиш…(что?).
Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, одинокий, серый, пористый, аккуратный, колючий).
Дождь (сильный, проливной, крикливый, грибной, кратковременный, звонкий).
Отъехать, деревня, подбежать, дом, сузить, юбка, сэкономить, время, навьючить, верблюд, разъединить, провода, безоблачный, дни.
Урок 29.
Слово Словосочетание Предложение
1 бежит тропинка 2тропинка в лесу 3 по тропинке 4 распределили по группам 5 распределил 6 он распределил 7 правильно распределил
Грамматическая основа не я в л я е т с я
словосочетанием!
Виды словосочетаний
/ сущ. + сущ. гл. + сущ.
Именные – сущ. + прил. Глагольные <
\ прил. + сущ. гл. + нареч.
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный. И.А.Бунин.
Именные словосочетания Глагольные словосочетания
З…леный (зелень) лес Г…ворить (говор) громко
Объед… ряды, прод…вец книг, об…яснение правил, разг…-дать секрет, разд…ление труда, зап…х розы, расск…зать о сестре, закр…пление изученного, уд…лить зуб, зар…жде-ние жизни.
Урок 31. Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый берёзовый лесок.
1.мы перебрались 2 через овраг 3 лесной овраг 4 перебрались и вышли 5 в светлый лесок 6 берёзовый лесок
Расскажи о слове: 1…………………..ого 2 ……………..ешь
3………………….ут 4……………… .ыми
Предложения с двумя главными членами Предложения с одним главным членом
1.Накрапывает мелкий дождь. 1. Светает.
2.К утру крепчал мороз. 2. Начался сев пшеницы.
3.Море волнуется. 3. Короток зимний день.
4.Тихая ночь. 4. Гаснут огни в домах.
5. Какой аромат! 5. Ночь.
а) Батюшкова, раньше, ли, доводилось, стихами, со, вам, когда-нибудь, встречаться, поэта.
б) Поэтом, Пушкина, и, замечательным, был, старшим, Батюшкова, современником.
в) И, мастера, поражают, этого, стихи, они, как, свою, благозвучны, эпоху, прекрасно.
Проверочная работа.
Распределите на 2 колонки д/с. и о/с. предложения.
1. Жарко. 2.Темнеет. 3. Вот слабо сверкнула молния. 4.Тихий дождик. 5. Кругом ещё ярко светит солнце. 6. Небо по краям темнеет. 7. Солнце жаркое. 8.Спят кусты. 9.Деревья спят.
1. Спишите текст.
2.Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
3.Подчеркните грамматическую основу. 4.Над глаголами с пропущенными □ укажите лицо. 5.Озаглавьте текст
Золотая осень. Вместе с лё…ким утренним заморо…ком уст…навливается яс…ная п…года. В мёртвой тиш…не слыш…тся шуршание оп…дающих листьев. Они ложат…ся л ковром между деревьев. Вот золотисто-красный лист дрогнул и пол…тел по воздуху. Идёш… по разноцветному ковру из листьев.
Урок 34.
Спой, пожалуйста, эту песню.
Берегите природу!
Отдохни-ка у лесной опушки.
Позови брата домой!
Начни рассказывать с этого места.
Подумай об этом серьёзно!
Немедленно слезь с дерева!
Печка, печка, спрячь меня с братцем!
Проверочная работа. Выписать сначала повествовательные предложения, потом
побудительные, потом
вопросительные.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Как часто пленник над аулом недвижим на горе сидел! Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? Я требую: откройте мне причину отказа вашего. Театр уж полон, ложи блещут. Это диво, так уж диво, молвить можно справедливо!
Урок 35. Носорог.
— Какой же ты неряха, Носорог!
Всё время у тебя ужасный вид:
Измята шкура, съехал на нос рог –
И как тебе от мамы не влетит?
Х. Беллок
Что это за головы
Плавают в реке?
Чьи там руки голые
Машут вдалеке?
Что за суматоха там
С фырканьем и хохотом?
Люди говорят:
Купается отряд.
С. Маршак.
Дружеский совет.
На крапиву
Не садись,
Если сядешь –
Не сердись. С. Маршак.
Когда мы говорим о чём-то, мы не остаёмся равнодушными. Часто выражаем своё отношение к предмету разговора, чувства, эмоции.
Мир человеческих эмоций, чувств ( то радуемся, то сердимся, то испытываем сострадание, то удивление ( Бедный ты мой мальчик!) и восхищение, то осуждаем, боимся) на письме выражается одним знаком (!)
В устной речи мы передаём все эти чувства не только словами, но и интонацией, выражением лица ( мимика, жесты).
Восклицательные предложения отличаются по эмоциональной окраске (произносятся с особенным чувством), по интонации восклицательной, произносятся более энергично и высоким тоном. Они отличаются употреблением особых слов: ура! Что за… Какая прелесть.
Знаете ли вы украинскую ночь О, вы( не ) знаете украинской ночи Всм…тритесь в неё С середины неба гл…дит месяц Необ…ятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необ…ятнее Горит и дышит он Земля вся в серебристом свете. Н.В.Гоголь
.
Распределите предложения на 2 столбика: побудительные и повествовательные.
Престань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!
Проверочная работа. Спишите. Вставьте буквы. Расставьте знаки препинания.
Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и по интонации.
Подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль текста.
Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идёш… по тр…пинке между заз…леневших деревьев. Но что это Лес огл…шается птич…им гомоном. Это п…рнатые сп…шат устроить понадёжней св…и ж…лища.
Берегите птиц Не разоряйте леса и гнёзда.
урок 36.
Урок 36.
Вода в маленьком озере была очень чистой. У берегов наросла хрустальная полоска льда. Лёд был такой прозрачный, что даже вблизи его трудно было заметить. Я увидел в воде у берега стайку рыб и бросил в них маленький камень. Камень упал на лёд, зазвенел, рыбы метнулись в глубину, а на льду остался белый след от удара. Поэтому мы догадались, что у берега уже образовался слой льда. Мы стали обламывать его руками. Льдинки хрустели и оставляли на пальцах запах снега.
В лесу становилось сумрачнее, тише, наконец пошёл густой снег. Он таял в воде, заносил деревья.
И.Соколов-Микитов.
Урок 37.
1.Встаёт заря во мгле холодной. (А.С.Пушкин).
2.У кромки воды сидели два медвежонка.
3.В неверном лунном свете вошла я в тихий дом. (А.А.Ахматова).
4.Две капли брызнули в стекло. ( А.А.Фет.)
5.Мы проникаем в тайники природы. (Н.Рыленков.)
Урок 38.
Глагол (что делает предмет?) Имя прилагательное
( каков предмет?) Имя существительное
( что такое? кто такой?)
Жгуч мороз трескучий. Воздух лёгок и чист, и замёрзла река. Нежна апрельская прохлада. Май – пора быстрых перемен. Ночь светлая и морозная. Звонка тихая капель.
Записать предложения со сказуемым-глаголом.
1.Зорче всматривался я в вечернюю мглу. 2.Дневной жар сменился вечерней прохладой. 3.Небо высокое и чистое.
4.Ландыш свеж и пахуч. 5.В тишине я услышал лёгкий треск сучьев.
Записать предложения со сказуемым-прилагательным.
1.Небо безоблачное. 2.Воздух чист. 3.Зверь встал на задние лапы. 4.Из-за верхушек соснового леса поднималось солнце. 5. Снегирь – пухлая красногрудая птичка.
6.Радостна, шумна и душна весна. 7.Речная долина походила на сад.
Урок 39.
1.На, каждый, сидел, старый, день, черёмуха, птички.
2.Весёлый, птички, свой, покинул, место, родной.
3.Заморозки, начался, первый.
4.Они, щебетал, чирикал, и.
5.День, наступил, дождливый.
Старший брат – мой учитель.
Старший брат мой – учитель.
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей. Л.Н.Толстой.
Урок 40.
Туча небо кроет, Что за утро! Серебряный
иней
Солнце не блестит. На зелени луга лежит.
Ветер в поле воет. Камыш пожелтевший
Дождик моросит. Над речкою синей
И.Суриков. Сквозною оградой стоит.
И.Никитин.
Второстепенные члены предложения
~~~~~~~~~ - - - - - - - - - - - - . - . - . - . - . - . -
солнечный (свет) (сидит) на стуле сидит у речки
(свет) солнца ( ветка) сирени идёт быстро
Урок 41.
Сочинение-миниатюра.
1 вариант. Стоит избушка. Живёт охотник. Лежат сапоги и спальный мешок. Охотник-рассказчик. Он разбирается в повадках.
2 вариант. Мы идём. Встаёт солнце. Искрится озеро. Легло болото. Стоят сосны. Луч не пробьётся. Прохладно. Тишь и глушь.
В сыр…м мартовск…м дне с…яли леса за Окой. Сзади остались сады, купола города. Д…рога шла шоколадн… лентою. Иногда лошадь шлёпала по лужам, иногда поп…да-лись с боков небольшие озёра, покрытые льдом. Вот буд…т тут половодье.
Б.Зайцев.
Списать, вставить пропущенные буквы.
В словах с проверяемыми б.гласн. обозначить корень.
Подчеркнуть определение вместе со словом, к которому оно относится.
В глуш…лесной, в глуш…з…лёной,
Всегда т…нистой и сырой
В крутом овраг…под г…рой
Б…ёт из к…мней родник студёный:
Кипит, игра..т и сп..шит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под т…нистыми дубами
Ст…клом расплавленным б…жит.
А н…беса и лес нагорный
Гл…дят, задумавшись в тиш…,
Как в светлой влаг… г…лыши
Др…жат мозаикой узорной.
И.Бунин.
Урок 43.
Кустик прекрасен. Два листа держатся у самой земли. Три стебля растут прямо вверх. Ещё один стебель держит два белых цветка. Всё вместе радует глаз стройностью. В.Солоухин.
Вставить в предложения обстоятельства.
Сегодня мы с папой отправились в …
лес. Мы взяли с собой большие корзины
для грибов. Чудесные сосны…встреча-
ли нас.
Капельки росы блестят… А вот и
первый гриб попался мне… А папа за-
метил подосиновик. Сколько радости
дарит лес! Мы уходим … леса.
Май.
а) Налетело много разных птиц, и все они порхали между деревь-ями, прыгали по земле и пели-пели на ветках, на макушках и в воздухе.
б) Но уже было в нём весело, не то что зимой.
в)В поле давно уже зеленела посеянная с осени рожь, а лес всё ещё стоял голый. В. Бианки.
урок 45.
Лес заст…влял детей долго бродить
по чащ… по болотам и перелескам
учил их внимательно смотреть вниз
под ноги с первого взгляда отл…чать
красный осенн… л…сток от шапочки
подосиновика. Осенью лес принимает
какой-то особый задумчивый тихий
величественный вид. В хор…птиц легко
разл…чить громкую в…сёлую задорн… песенку зяблика.
Дождь стучал по крыше тр…пал листья в саду пл…скался на дворе в лужах. Сильный ветер ив саду и в переулке и на пустыре.
1. О и О. плавать
2. О и О, О и О. нырять
3 и О, и О, и О. брызгать
4. О, О и О. догонять
урок 46. 1. — и —
2.= и = .
3.~ и ~.
. Урок 47. Тест.
В каких предложениях есть ошибка в знаках препинания?
Запишите эти предложения правильно. Объясните.
1.Ветер поднимал с земли листья, мелкий мусор.
2.Ребята поймали плотвичку, и маленькую щучку.
3.Дождь стихал, но не переставал.
4.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
5.Мороз скрипуч да не больно жгуч.
6.В лесу пели и зяблики, и дрозды, и иволги.
7.Река широкая, но мелкая.
8.Ребячьи голоса звучат звонко, и радостно.
9. В наших лесах водятся волки, лоси и медведи.
10.Потода ненастная неустойчивая.
Мороз и солнце!
День чудесный.
Ещё ты дремлешь, друг сердечный.
Пора, красавица, проснись.
А.С.Пушкин.
Всем нам при обращении
Поможет обращение
К людям, звёздам или птицам
Можешь смело обратиться.
Только, друг, не забывай
Запятые расставляй!
Месяц месяц мой дружок Ветер ветер ты могуч
Позолоченный рожок Ты гоняешь стаи туч.
Ты встаёшь во тьме глубокой… Ты волнуешь сине море …
А.С.Пушкин.
Вставьте недостающие знаки препинания.
Обозначьте графически обращения.
1.Подкралась осень незаметно.
2.Добро пожаловать скворец.
3.Не трещите морозы в заповедном бору.
4.К утру мороз крепчал.
5.Вылезайте муравьи после зимней стужи.
6.Муравьи санитары леса.
7.Догорай костёр дотла.
8.Песню эту пронесём друзья по свету.
9.Друзья познаются в беде.
10.Свети нам солнышко свети.
11.Из-за тучи поднялось солнышко.
12.Тропинка куда ты бежишь?
13.Тропинка круто свернула влево.
Урок 49.
1. Над цветами кружились пчёлы.
2.Порхали птички вокруг старых елей,
звонко пели свои весенние песни.
3.Серёжа, твой поплавок стремительно утонул.
Основа предложения Второстепенные
члены Однородные
члены Обращение
Урок 52.
№ По каким признакам характеризуется предложение Вид
предложения
Примеры
1 По цели
высказывания 1.Повествовательное
2.Вопросительное
3…….. 1…..
2…..
3.Закрой дверь!
2 По эмоциональной окраске 1………
2Восклицательное. 1.Наступила поздняя осень.
2…….
3 …….. 1.Простое
2……. 1……
2.Наступило утро, выглянуло солнце.
4 .................. 1.Нераспространённое
2………… 1………
2В роще запели соловьи.
Ландыш.
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нём восходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
А.Фет.
Произведите пунктуационный и орфографический анализ текста.
Подготовьте его к письму по памяти.
Объясните орфограммы. Найдите « лишнее» слово
1вариант.
1.Придёт?ся 2 улыбает?ся 3 пробежат?ся 4льёт?ся
1.побежда?т 2 стро?т 3 леч?т 4 корм?т
1.(не) хочет 2 (не) любит 3 (не)годует 4 (не) был
2 вариант.
1хочет…ся 2 береч…ся 3занимат…ся 4 одеват..ся
1.спиш…т 2 кол..т 3 стел…т 4дыш…т
1.(не)взлюбил 2 (не) пришёл 3(не) думал 4(не)знал
Ночью ветер злится и стучит в окно. (А.Фет).
В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят. (И.Никитин).
Связывает части СП.
Запятая ставится. Примеры
Связывает однородные члены.
Запятая не ставится. 1Солнце выглянуло из-за туч и поле осветилось ярким светом.
2.Дни и ночи падали листья и устилали землю.
3.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
4.Пел сверчок и под полом ворочалась мышь.
Пенёк давным-давно сгнил, а вокруг него вы-рос ельничек. Вечером повалил мокрый снег, а
ночью ударил мороз. Сумрачно под елью, но я разглядел коричневую головку гриба. Солнце
довольно высоко стояло на чистом небе, но поля ещё блестели росой.
Урок 54.
Найти предложение к схеме. Ответ обвести кружком.
= и =
1.Я уселся в машину со своим приятелем и мы отправились за город.
2.Родились и выросли снежинки высоко над землёй.
3.Снега уже везде растаяли.
( ), и ( ).
1.Мы ходили по грибы и забирались под дубы.
2.Я подставил ладошки и на них упало несколько семечек.
3.Мы посмотрели на дно и увидели блестящий предмет.
[ ], ( ).
1.Распустил глухарь веером хвост и поёт песню за песней.
2.Андрей вспомнил что летом он занимался выжиганием по дереву.
3.За тучами пробивалась луна, но тотчас же гасла.
Урок 55.
Выписать из текста СП, указать его
вид. Найти предложение с однород-
ными членами, подчеркнуть их.
Первое предл. разобрать по членам
предлож.
В одно мгновение небо смешалось со
снежным морем. Всё исчезло. Всё
было мрак и вихрь. Ветер выл с та-
кой свирепой выразительностью
что казался одушевлённым.
А.С.Пушкин.
Урок 56.
Край пруда порос сплошь кув-
шинками. Лодка взрезала эту
гущу с сухим шорохом. В разры
вах зарослей проступала вода
пруда, как сок арбуза в треуго-
льнике разреза.
Мальчик и девочка стали рвать
кувшинки. Оба ухватились за
один и тот же нервущийся и ту
гой, как резина, стебель. Он стя-
нул их вместе. Дети стукнулись головами. Лодку как багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток,кро-
вью сердцевины уходили под воду. Б. Пастернак.
Урок 57.
Проверочный тест.
1.Из предложения выпишите 3 словосочет.
Михаил Илларионович Кутузов посвятил свою жизнь военному искусству.
2.Укажите глагольное словосочетание:
а) длинными кистями
б) медленно плывёт
в) близко от дороги
г) ветка мимозы
3В каком словосочетании неверно подчёркну-то главное слово?
а) зелёная плотина
б ) писал стихи
в) в глубине парка
г) приходили в ветхость
4.В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
а) Вдруг ярко блеснула молния.
б) Над лесом плыл убывающий месяц.
в) Все звуки сливаются в одну песню.
г) Он слышал пение дрозда, скворца и ласточки.
5. В каком предложении сказуемое выражено именем прилагательным?
а) Птиц Пушкин любил.
б) Конец сентября – время тёмных туч.
в) После купания в реке конь Гордый опять свеж и бодр.
г) Жеребец оттолкнулся от песчаного дна и поплыл.
6. Выпишите грамматические основы из предложений задания 5.
7.Структура какого предложения соответству-ет схеме: = и =.
а) Вальдшнеп хрипит и ухает филин.
б) Мальчик делал странные прыжки по огром-ным ступеням и неожиданно вылетел на холод-
ный берег.
в) Тихо и мрачно вечером в глухом лесу.
г) Всё видит и слышит рысь в глухом лесу.
8. Структура какого предложения соответству-ет схеме: ( ), и ( ).
а) Ветер нёс охапки листьев и устилал ими аллеи.
б) Миша оделся и выскользнул из дома.
в) Солнце выглянуло давно на чистом небе и светом своим облило степь.
г) Далеко в разрывы туч светило солнце и степь блестела.
9.Укажите предложение с обращением.
а) Ты сделай это здание к вечеру.
б) Ребята внимательно наблюдали за спортсме-нами.
в) Мама велела Андрюше убрать в комнате.
г) Чем вы гости торг ведёте?
10. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?
а) Наконец раздался звук охотничьего рога.
б) Пеппи с укором поглядела на тётю Лауру.
в) На потолке зияли две дырочки.
г) Тихо шелестели листья берёз.
11. Найдите предложение с обстоятельством места.
а) Первыми появляются грачи.
б) На далёком юге уже расцветают сады.
в) Долгожданная весна наряжает землю.
г) Шлют улетающие птицы нам прощальный привет.
12. В каком предложении неверно подчёркнута грамматическая основа?
а) Мяч подарил мне брат.
б) Туристы видели вокруг себя только необъятную степь.
Урок 58.
Я пр.бл.жался к месту моего назн.чения вокру. меня пр.стиралась п.чальная пустыня всё п.крылось снегом со.нце с.дилось кибитка ех.ла по у.кой д.роге. А.С.Пушкин.
Вот пришёл он к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покоя:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься. Ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто».
1. « !» - .
2. « » - « »
3. : « »
4.
- « ! »
5. « ? - .
Урок 59.
Старик сажал яблони. Ему сказали зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода и ты не с.ешь их яблочка. Старик ответил я не с.ем, другие с.едят. Мне спасибо скажут.
Л.Н.Толстой.
Урок 60.
—П? – а.
—П.
—П?
—П, - а.
Урок 61.
Списать, соединяя ПП в СП. Для связи исполь-зуйте слова а, потому что, но, так как, и, когда.
1.Бабушка с корзиной ходит по лесу и собирает грибы.
2.Незнакомец спросил: «Ты откуда?»
3. Жаворонок пел, чтобы радовались птицы и звери.
4. Осенью олени перебираются к югу, где они находят много корма.
5. Синели звёзды на рассвете, и над землёй редела мгла.
Собрать из слов стихи С.Маршака. Правильно записать, обозначить однородные члены.
1.Диван, собачонка, дама, маленькая, и, сдавала, багаж, картинка, в, чемодан, картонка, саквояж, корзина.
2. Квасу, отправился, потом, он, буфет, билет, в , себе, а, помчался, бутылку, покупать, кассу.
Урок 64.
[ п а н р а в' и ц а ]
За морем ц.ревна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю осв.щает,
Месяц под к.сой бл.стит,
А во лбу зв.зда г.рит,
А сама-то вел.чава,
Выступает,будто пава.
Записать текст. Над гласными надписать звуки. Подготовить к П.п.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком.
К. Паустовский.
Урок 65.
1. Сад, гвозди, пар, лыжи, часы, дело, волны, нести, дата.
2. Далеко, часть, щекотать, летать, щёки, чай, кричать, липа.
Иногда доносится треск деревьев. Утром мы отправились в ближайший лес на прогулку. Днём яркое солнце съело тонкий ледок. Затрещали и сдвинулись льдины, хлынули потоки воды. Тучи разбежались барашками, прояснело.
е
ё
ю
Согласный + я
и
ь
Забыл, был, убил, былина, быль, ругал, мёл, уголь, гол, угол, игла, мель, рыть, выть, ныть, пить, вить, тикать, рыкать, фыр-кать.
Урок 66.
1.Ученье …, а неученье …
2. …источник знаний.
3.Повторение … учения.
4. Молчание …, слово …
5. Краткость …таланта.
[ к а з' б а] [ г р' и п ] белый [ м а р о с ]
слова чередование слова чередование
Ухо - уши х/ш Кую - ковать у/ов
Пеку-печь к/ч заря-зорька а/о
Свет-свеча т/ч Жать-жну-пожимать а/н/ин
Ход-хожу д/ж Жать-жму-пожимать а/м/им
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
Вместе … Борей прибежал маленький щенок.
В плавании … Жорой не мог сравниться никто.
В этот день дежурными в классе были Володя… Шурой.
На столе стоял стакан … чаем.
Мы … Тамарой ходим парой.
Урок 67.
Давно – казнить – малыш – шалун – сама.
Вода – нога – болеть – ходить – гостить.
У каждого дела Пахнет маляр
Запах особый: Скипидаром и краской.
В булочной пахнет Пахнет стекольщик
Тестом и сдобой. Оконной замазкой.
Перевод С. Маршака.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами.
Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идёт.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Чтобы спящих не встревожить,
Не вспугнуть примолкших гнёзд,
Тихо по небу ступают
Золотые ножки звёзд. С. Маршак.
Урок 68.
Ольха – дерево скромное, она ничем не прив-лекает к себе внимания. Невысокая, с серым корявым стволом. Весной зацветает ольха раньше всех других деревьев. Листьев на ней в это время совершенно нет. С ветвей свеши-ваются длинные серёжки. Осенью ольха удив-ляет нас снова. Она никогда не участвует в празднике золотой осени. Все деревья вокруг неё меняют цвет своей листвы. Становятся жёлтыми, красными, бурыми. Листья ольхи остаются зелёными. Такими они и падают на землю.
Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото:семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет двести эти ель и сосна вместе растут. М.М.Пришвин.
Слон.
У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индеец умер. Тогда жена индейца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала: «Слон! Ты убил отца, убей и их». Слон посмотрел на детей, взял хоботом стар-шего, потихоньку поднял и посадил его себе на шею. И слон стал слушаться этого маль-чика и работать для него. Л.Н.толстой.
урок 71. Люксембург, Португалия, Индия,
Эквадор, Чехия, Словакия,
Румыния, Бельгия, Швеция,
Австрия, Югославия.
Урок 72.
Была с.р.дина марта. В.сна в этом г.ду (вы)д.лась ровная, дружная. Изр.дка (вы)п.-дали обильные но к.роткие д.жди. Уже езд.ли на к.лёсах (по) д.рогам, покрытым густой грязью. Сне. ещё л.жал сугробами в глубо-ких л.сах и т.нистых оврагах но на п.лях осел стал рыхлым и тёмным и (из) под него (кое) где б.льшими пл.шинами (по)к.залась чёрная, ж.рная, парившаяся на со.нце з.мля. Б.рёзовые почки (на) бухли. Бара.ки на вербах из белых стали жёлтыми, пуш.стыми и огромными. Зацв.ла ива. Пчёлы (вы)л.тели (из) ул.ев за первым взятком. На л.сных п.лянах ро.ко пок.зались первые (под)снеж-ники. А.И.Куприн.
Урок 73. быть – быт
угол – уголь
даль – дал
кон – конь
банка – банька
Ь пишется Ь не пишется
1.на конце слова(камень) 1В сочетаниях с [ч'] и [щ'] (гонщик)
2. В середине слова (тоньше) 2В словах, которые проверяются по словарю (мостик, бантик)
3.После [л'](болельщик) Урок 74.
Ь для обозначения мягкости Ь в неопределё-нной форме глагола Ь
разделительный
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег. А.С.Пушкин.
Скучно, качнуться, нарочно, отличный, горчичный, скворечник, молочный, порядочный.
Урок 75.
Весёлые помощ.ники, пришёл поран.ше, прос.ба посп.шить, изящ.ная птич.ка, пос.дел у реч.ки, перешёл через мос.тик, починил зон.тик, чудесная мес.ность.
Запомни: буквы е ,ё, ю, я обозначают 2 звука:
1. В начале слова – ель [йэл']
2. После гласных – поёшь
[пай'ош]
3. После Ъ и Ь - вьюга[в'й'уга]
А после согласных эти буквы обозначают 1 звук! е = [Э]
ё = [о]
ю = [у]
я = [а]
Театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя,
боец, шпион, дуэт, пианино, каучук, кричать,
весь просьба.
Урок 77.
Проверочная работа.
1.Записать по 2 слова, в которых были бы только глухие согласные.
2. Расписать на 2 столбика: 1 – в слове 1 звук.
2 – в слове 3 звука:
съел, сел, в, яд, весь, кость, лёд, ров, мы, я, к, буква.
3.Выпишите 4-ое «лишнее» слово:
сч…стье, ж…ри, ш…нель, ч…вство.
4. Выпишите слова, произношение которых расходится с правописанием:
пастбище, низок, ошибка, чашка, указка, текст.
5. Заполните таблицу, вписав в неё слова:
пудель, джемпер, процент, диалог, дельфин, ателье, цемент, юмор, глобус, прогресс, модель, теннис, астроном, портфель.
С ударением на 1-ом слоге С ударением на 2-ом слоге С ударением на 3-ьем слоге
Урок 81.
Снова бежали ( летели, быстро двигались)
вёрсты. Мелькали поля в сугробах. Угрюмо смотрели Уральские горы. Грозно (сильно, угрюмо, страшно) качали ветвями сибир-ские кедры. Бушевали бураны, стонали (пла-кали, выли) метели. И птицы, не выдержав лютых (сильных) морозов, падали в глубокий снег, как камни. С.Алексеев.
Урок 82.
Острый, кисть, клевать, язычок, шишка, горький, перемена, заводить.
Количество лексических значений Количество словарных статей в толковом словаре Дополнительное средство для уяснения смысла слова
Однознач
ные слова Много-значные слова Урок 83.
Коллекция юный паутина муравей
Видел ли кто-нибудь, как умирает лёд на лугу в лучах солнца…Вчера ещё это был бога-тый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была тёплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить её к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти круже-ва, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.
М.М.Пришвин.
Значение слова.
Прямое Переносное
Прямо указывает на Переносит прямое
предмет, действие, значение слова на
явление. другой предмет
седая голова седая зима
волчий хвост волчий аппетит
Урок 85.
Луна н..бесное тело. Ноч.. прошла под боль-ш… чист.. луной и к утру лёг первый моро..
Над г..рой м..л..дой месяц закр..снелсякверху ро..ками заходит.
Учитель вошёл в класс и ученики поднялись со своих мест.
Больной чувствовал себя хуже. У него пропал аппетит, поднялась температура.
После того как больной стал принимать лекарства, ему стало лучше. Он стал есть. У него поднялось настроение. Скоро ему можно будет подняться с постели.
Сочинение ученика начиналось словами: «Было тихое морозное утро. Солнце подня-лось над горизонтом. Вчера вечером поднялся сильный ветер, а к утру он стих».
1. Прекрасный, хороший, великолеп-ный, отличный, превосходный.
2. Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный.
3.Грусть, скорбь, печаль, тоска.
4. Порок, слабость, недостаток.
5. Ярость, бешенство, исступление, гнев.
6. Улыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться.
Градация.
Урок 86.
Некогда красивые высокие липы вместе с другими деревьями росли почти повсеместно в русских лесах. Белая чистая древесина липы дорого ценилась. Из мягкой податливой древесины искусные мастера вырезали краси-вую деревянную посуду и ложки.
Весь этот лесной край к северу от Оки на-зывается издавна дремучим.
Действительно, лесные дебри как бы оце-пенели в дремоте. Дремали не только леса, но и лесные озёра и ленивые лесные реки с красноватой водой.
По берегам этих рек росли цветы – кукуш-
кины слёзы. В народе их звали «дрёмой». Это растение было под стать дремучим ле-сам. Венчики кукушкиных слёз сонно висе-ли, согнувшись до самой земли.
Много-много миллионов лет назад хозяева-ми Земли были динозавры. Больш.. и мале-ньк.., мирн.. и хищн.., на двух и четырёх но-гах, они п..слись среди гиган..ских папорот-ников и огромных деревьев, похожих на на-ши пальмы, нежились в топких болотах, п..-рили в неб..сах и ц..рили в водных стихиях. Многие из этих первобытных животных бы-
ли настоящими исполинами. Напри-мер, голова утконосого ящера-водолаза воз-вышалась бы над современным двухэтажн.. зданием, под перепончатым крылом л..таю-шего ящера-птеронодонта могло бы размес-титься несколько слонов. Вым..рли эти исп..-лины семьдесят миллионов лет назад.
Урок 89.
Иней.
Леса в жемчужном инее. Морозно.
Поёт из телеграфного столба
То весело, то жалобно, то грозно
Звенящим гулом тёмная судьба.
Молчит и внемлет белая долина.
И всё победней, ярче и пышней
Горит, дрожит и блещет
хвост павлина
Стоцветными алмазами на ней.
И.А.Бунин.
Лексические понятия
Многозначные
слова Омонимы Синонимы Антонимы
Урок 91.
Вечер зимний в небе синем
Звёзды синие зажёг.
Ветки сыплет синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями дом синеет,
Крытый синей ватой.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватой.
В.Фетисов.
Дождик льёт – кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водопровод,
Протекает небосвод…
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод. А.Яшин.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
С.Погорельский.
Урок 92.
Распределите слова в 2 столбика: 1 - есть □
2 – нет □:
Справа, вода, красива, аллея, вчера,
библиотека, читать, бесшумно, издавна,
никогда, написала.
………..-ет………..-ого………..-а
Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. Оно почти заросло травой. Лес далеко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным пру-дом.
Я останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.
Урок 93.
Сынишка, вернувшись домой, говорит:
- Что за птиц таких я видел, - просто не пойму! Идёшь – все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Я подхожу – они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки. Ни минуты не проходит спокойно: кружат жуками по воде. А то в чехарду начнут играть.
Какой бывает роса на траве?
Когда в солнечное утро пойдёшь в лес, т о на полях, на траве видны алмазы. Все алма-зы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разгля-дишь, что это такое, то увидишь, что это
капли росы собрались в треуго-льных листьях травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат, и капли росы катаются по листку и мочат его.
Когда неосторожно сорвёшь листок с ро-синкой, то капелька скатится, как свелый шарик, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Л.Н.Толстой.
Урок 94.
…………-ишь ………..-ят ………..-ая
Проверочная работа.
1. В каком ряду все слова однокоренные?
1 вариант 2 вариант
а) берёза, березняк, а) шить, ушить,
берёзовый, берёзка, сшивать, ушил,
берёзы. скоросшиватель.
б) форма, оформлять, б) цветной, цвета,
оформленный, формочка цветник, цвести
оформлял разноцветный
в) Лётчик, лётная, в) лес, лесной,лесник
полёт, вылет, летать. лесного, перелесок.