Программа детского летнего лагеря
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ореховская средняя(полная) общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______ М.Т. Швец
Приказ от «___»______2014г.
ПРОГРАММА
лагеря
с дневным пребыванием детей
Срок реализации программы: июнь 2014г.
Возраст детей: 7-13 лет
Авторы программы: Комышан Галина Геннадьевна
Автор программы
Комышан Галина Геннадьевна
Территория представления программы
МБОУ «Ореховская средняя(полная) общеобразовательная школа»
Название организации
Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием "Дружба"
Адрес организации
Алтайский край, Бурлинский район, с.Орехово, ул. Чапаева 42
Телефон
21-3-33
Форма проведения
Лагерь с дневным пребыванием
Цель программы
Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период
Специализация программы
Комплексная программа
Сроки проведения
со 2 по 27 июня 2014 года
Место проведения
Пришкольный лагерь с дневным пребыванием, расположенный в МБОУ «Ореховская средняя
(полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края
Официальный язык программы
русский
Общее количество участников:
- в том числе детей;
- в том числе сотрудников лагеря;
34учащихся
13 сотрудников
География участников
с. Орехово
Условия участия в программе
Учащиеся начального и среднего звена.
Краткое содержание программы
Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей « Дружба» в течение трех лет предусматривала организацию летнего отдыха детей младшего и среднего школьного возраста в условиях пришкольного лагеря с дневным пребыванием при МБОУ «Ореховская средняя (полная) общеобразовательная школа», создавала условия для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развития творческих способностей детей.
Актуальность данной программы заключалась в её соответствии конкретным социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально-активной личности.
Цель программы: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и физического потенциала личности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Особое внимание уделялось спортивным мероприятиям, тематическим конкурсам, беседам, играм. Все дети каждый день боролись за право обладания жетоном.
Выбранные методы и приёмы работы позволили каждому ребенку проявить свою индивидуальность, творческую самостоятельность на основе свободного выбора и интереса. Все мероприятия, проводимые в лагере, были направлены на расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей. Плодотворным было сотрудничество с Домом Культуры, сельской библиотекой. Дети с удовольствием совершали экскурсии, велокроссы по местностям села.
Опытные воспитатели дали возможность каждому фантазировать, пробовать, создавать.
По результатам анкетирования выявлены интересы и предпочтения ребят. Тестирование показало, что у большинства ребят заложен значительный творческий потенциал, который представляет собой богатый выбор творческих возможностей. Если на деле учащиеся смогут применить свои способности, то им доступны самые разнообразные формы творчества.
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ « Ореховская средняя(полная) общеобразовательная школа» . Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально – психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.
Направления программы основываются на формировании мотивации к здоровому образу жизни, продолжении знакомства с окружающим миром и, конечно же, оздоровлении и закаливании детей.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
В лагере создан 2 отряд -17 человек. Есть дети из семей, нуждающихся в особой защите государства: многодетных, неполных. Возраст детей от 7 до 13 лет.
Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги из числа учителей школы. Решению поставленных задач помогают условия, созданные в школе для работы лагеря: игровые комнаты, спортивная площадка, спортивный зал, стадион, библиотека, ДК.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст.
Сроки реализации программы: июнь 2014года
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Дружба»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Сведения об участниках
(социальный состав воспитанников)
Всего детей – 34
Из них:
– из многодетных семей –12,
– малообеспеченных семей –16,
– из семей беженцев, переселенцев – нет,
– из числа детей-сирот – нет,
– из числа детей (опекаемых) – нет,
– из семей чернобыльцев – нет,
– из семей одиноких родителей –4,
– из семей участников межнациональных конфликтов – 2,
– детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды) –нет,
– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении – нет,
состоящих на учете в милиции – нет,
состоящих на учете в школе –.нет.ЦЕЛЬ:
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
ЗАДАЧИ:
Создавать условия для организованного отдыха детей.
Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
Формировать культурное поведение, санитарно-гигиеническую культуру.
Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей, использования окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организовать среду, предоставляющую ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Методическое проектирование лагеря «Солнышко» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Программа лагеря опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере «Дружба» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Программа лагеря называется «Дружба». Дружба- это источник теплых отношений между людьми Дети улыбкой и дружбой согревают окружающий мир, делают его ярче, разнообразнее, духовно богаче. Чем интереснее будет жизнь в лагере, тем крепче будет наша дружба.
Нормативно-правовые условия:
Программа разработана с учетом следующих нормативно- правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
_ Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98г. № 124 –ФЗ;
- Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 г № 197 – ФЗ;
- Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
-Устав МБОУ «Ореховская средняя (полная) общеобразовательная школа» .
- Положение о пришкольном лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
Лагерь для ребёнка – новое жизненное пространство, новая социальная среда, где царит любовь, уважение, творчество, право выбора, где ребёнок получает опыт самоопределения.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в различные виды деятельности.
.
В программу работы школьного лагеря заложены 5 направлений деятельности. Работа по каждому из направлений осуществляется под своим девизом.
Творческое направление – формирование у детей чувства прекрасного. Творческая активность помогает ребенку стать практически деятельной личностью.
Девиз: «Рисуем, изготавливаем, оформляем».
Секрет: «Каждое дело – творчески, иначе зачем?»
экскурсии по селу, в парк ;
творческие мастерские;
оформление дневников наблюдения, отрядного уголка.
Интеллектуально - познавательное направление - работа направлена на духовное становление личности, развитие наблюдательности, любознательности, включает в себя:
изучение истории своего села (выполнение творческих работ);
сбор материала и оформление отрядной газеты «Удивительное рядом»;
разработка исследовательских работ по экологии.
Девиз: «Разведываем, изучаем, открываем».
Секрет: «Постоянно расширяй свои знания о себе, окружающем мире».
Спортивно – оздоровительное направлено на оздоровление и совершенствование всех функций организма, на снятие психоэмоционального стресса, накопленного за учебный год, включает в себя:
витаминизация через витаминизированные продукты питания и непосредственно использование витаминов;
формирование у детей понятия о необходимости соблюдения режима дня через профилактическую деятельность фельдшера и проведение отрядных мероприятий по данной тематике.
Девиз: «Развиваемся, играем, отдыхаем».
Секрет: «Люди с самого рожденья жить не могут без движенья. Сам себе я помогу и здоровье сберегу».
Духовно - нравственное - работа по данному направлению необходима в любом коллективе, а особенно в детском. У каждого человека должно быть чётко сформированы такие понятия, как: «можно и нельзя», «хорошо и плохо», «человек», «культура», «милосердие», «толерантность», «экологическая грамотность».
Девиз: «Растём, исправляем, оцениваем».
Секрет: «Школа примирения – залог успешного общения»
отрядные огоньки, на которых обсуждаются все достижения, анализируется достижения каждого из отряда в течение дня; рассматриваются и разрешаются конфликтные ситуации
обучение правилам поведения в различных ситуациях.
Экологическое направление – работа по формированию экологической культуры, расширению экологических знаний и ведению практической деятельности в этой области.
экоразведка, экодесант;
игры на местности;
познавательно-развлекательные игры и викторины.
Девиз: «Узнаём, исследуем, спасаем».
Секрет: «Когда ты выбираешь путь, о самом главном не забудь! Традиции лучшие в сердце храни. Их знаем, их помним, о них говорим»
Основными методами организации деятельности являются:
метод игры;
методы театрализации;
методы состязательности;
метод коллективной творческой деятельности.
Коллективная творческая деятельность развивает организационные, умственные и физические способности. На прогулке в лесу, при участии в общелагерных мероприятиях творческая активность каждого помогает реализовать потребности общения друг с другом, сплачивает ребят, помогает установить добрый климат человеческих отношений. Творческая активность помогает ребенку стать практически деятельной личностью. А это возможно лишь при создании условий для развития у ребенка таких качеств, как надежность и трудолюбие.
Виды КТД в рамках программы:
организация коммуникативного взаимодействия (беседы, диспуты, дискуссии, «огоньки», встречи с интересными людьми и т.д.);
игровая деятельность (игровые программы, деловые игры и т.д.);
целенаправленное восприятие (экскурсии, прогулки на природу и т.д.);
познавательная деятельность (интеллектуальные игры, викторины, турниры, бои интеллектуалов и т.д.);
предметно-практическая деятельность (трудовые акции, конкурсы, творческие мастерские);
организационно-ритуальная деятельность (отрядные мероприятия, отрядная свечка и т.д.);
креативная деятельность (творческие конкурсы,
· конкурсы отрядных проектов, творческие отчёты – раскрытие секрета чего-либо и т.д.);
спортивно-оздоровительная деятельность (веселые старты, спартакиады, олимпийские игры и т.д.);
создание информационного продукта (выпуск стенгазеты «Секреты эколога», информационных газет и т.д.);
комплексные формы работы, включающие в себя любые предыдущие (праздники открытия и закрытия смены, фестивали, шоу и т.д.).
Блоки программы:
Мир вокруг человека (окружающая среда и её влияние на здоровье человека, основы здорового образа жизни, безопасность) – интеллектуально-познавательное, спортивно-оздоровительное и экологическое направления.
Задачи:
создание и реализация условий для формирования потребности в здоровом образе жизни, для познания окружающего мира и его законов;
изучение внешнего и внутреннего мира человека, соотношения объективной и субъективной реальности, связей человека с окружающим миром и принципа единства мира;
развитие исследовательских способностей учащихся, воспитание интереса к природе.
Содержание работы: элементы исследовательской деятельности (фенологические наблюдения, эксперименты на пришкольном участке, оценка экологического состояния окружающей среды), очистка территории от мусора, спортивные мероприятия, поездка в ФОК «Рубин», воспитательные мероприятия, посвященные вопросам гигиены и психологического здоровья детей.
Человек в обществе (реализация проектов, добрые дела) – социально-значимая деятельность, экологическое направление, творческое направление.
Задачи:
формирование отношения к труду как к общечеловеческой потребности и инструменту общения;
формирование умения видеть в результате труда человека-исполнителя.
Содержание работы: экодесант, оформление странички о лагере на сайте школы, воспитательные мероприятия, КТД
Внутренний мир человека («экология души», духовно-нравственные ценности) – духовно-нравственное направление, экологическое направление.
Задачи:
создание и реализация условий для формирования духовно – нравственной личности;
формирование чувства любви к природе, приобщение к национальным традициям и обрядам своего народа, формирование чувства уважения к старшим и друг к другу;
изучение видов и уровней общения, его законов (общение человека с человеком, человека с природой).
Содержание работы: тематические праздники, просмотры видеороликов на духовно – нравственные темы, анкетирование, направленное на изучение личности ребенка и ее параметров.
Этап
Сроки
Действия
Ожидаемый результат
Ответственные
1
2
3
4
5
Аналити-ческий
1. Утверждение программы работы пришкольного лагеря.
2. Комплектование участников реализации программы.
3. Создание условий для реализации программы.
Утверждение программы, подготовка документации для работы пришкольного лагеря.
Начальник лагеря И. Г. Решетило, старшая вожатая Г. Г. Комышан
Практи-ческий
1. Диагностика творческого потенциала ребят.
2. Вовлечение в коллективно-творческие дела, спортивно-оздоровительную деятельность.
3. Работа творческих мастерских.
4. Мониторинговая деятельность.
Выявление задатков и способностей на основе диагностики, развитие творческого потенциала ребят. Оздоровление учащихся, поддержание спортивных успехов.
Начальник лагеря
И. Г. Решетило,
воспитатели: Попова Д.С., Мартиросян Р.В..
Обобща-ющий
1. Анализ работы пришкольного лагеря «Дружба» при МБОУ «Ореховская средняя (полная) общеобразовательная школа».
2. Определение направления работы пришкольного лагеря на следующий год.
Оценивание работы пришкольного лагеря «Дружба». Определение перспективы развития пришкольного лагеря.
Начальник лагеря И. Г. Решетило, старшая вожатая Г. Г. Комышан
Материальное
Финансирование за счет средств местного бюджета, привлечение внебюджетных средств.
Спортивный зал.
Школьная библиотека.
Столовая.
Игровая площадка.
Компьютерный класс, игровая комната.
ТСО.
Компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
Методическое
Ресурсы Интернета.
Педагогическая литература
Наличие необходимой документации, программы, плана работы.
Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.
Коллективные творческие дела.
Спортивно-оздоровительные мероприятия.
Творческие мастерские.
Индивидуальная работа.
Тренинги.
Ролевые игры.
Самоуправление в отряде и в лагере.
Кадровое
Начальник лагеря-1.
Старшая вожатая-1
Воспитатели-4.
Повар-1
Рабочий по кухне-1
Физ.рук.-2
Завхоз-1
Технический персонал -2.
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами МБОУ «Ореховская средняя (полная) общеобразовательная школа». – людьми - единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Вводная
диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей.
Пошаговая
диагностика
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.
Итоговая
диагностика
Анкетирование
Творческий отзыв ( рисунок « Вместе мы отряд»)
Беседы в отрядах
Цветопись
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
Анкета
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
10. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
11. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
12. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
13. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
Основные партнёры лагеря
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Для утверждения позитивного имиджа лагеря педагогический коллектив предпринял усилия по созданию системы взаимодействия с рядом общественных организаций. Самые прочные и стабильнее связи отражены в схеме взаимодействия партнеров лагеря.
Цель мероприятий – здоровьесбережение детей и работников лагеря, оздоровление и формирование навыков здорового образа жизни у детей.
Задачи:
дать детям знания и практические навыки необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями;
способствовать развитию ловкости, силы, быстроты, выносливости, а также других физических качеств;
содействовать укреплению здоровья и физическому развитию детей, повышению физической и умственной работоспособности;
прививать интерес и выработать привычку к регулярным самостоятельным занятиям различными видами физических упражнений оздоровительного характера;
содействовать гармоническому совершенствованию личности ребёнка, выработке устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
Оздоровительная среда представляет собой составляющую из нескольких компонентов: режим дня, витаминизированное питание, закаливание, комплекс оздоровительной гимнастики, прогулки и игры на свежем воздухе, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Попадая в лагерь, ребёнок обязан соблюдать режим дня – первый компонент здорового образа жизни.
В лагере дети получают 3-х разовое сбалансированное витаминизированное питание в одно и то же время ежедневно, что позволяет организму ребёнка привыкнуть к правильной организации питания.
Ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе благоприятно сказываются на работе сердечно – сосудистой системы.
В лагере многие ребята привыкают к ежедневному выполнению комплекса оздоровительной гимнастики. Здесь существуют условия для закаливания организма.
Педагоги на личном примере показывают необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм.
В лагере ведется спортивно-оздоровительная работа. Утром организатор спортивной работы проводит воздушное закаливание детей с помощью упражнений утренней гимнастики. Под присмотром педагогов ребята принимают воздушные ванны, загорают 10-15 мин.
В течение смены проводятся экологические десанты, учебные туристические походы, во время которых ребята учатся элементам выживания в лесу (разведению костра, приготовлению пищи, завязыванию узлов, постановке палатки).
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Организационная деятельность
1
Прием заявлений и мед.справок от родителей. Определение групп здоровья детей. Выработка рекомендаций педагогам
До начала смены
2
Комплектование медицинского кабинета, набора медикаментов и перевязочного материала. Комплектование переносной аптечки
До начала смены
3
Работа с педагогическим коллективом лагеря. Контроль прохождения медосмотра.
К началу смены.
4
Работа с персоналом пищеблока. Контроль медкнижек. Проверка готовности оборудования к работе, соответствие требованиям
До начала смены
5
Текущий контроль состояния здоровья работников пищеблока. Контроль хранения и реализации продуктов, соблюдение норм питания
В течение всей смены
6
Осмотр оздоровительного учреждения, спортивного оборудования, санитарных узлов и мусоросборников с целью предотвращения загрязнения, травматизма, неисправности
За 5 дней до начала смены.
7
Контроль санитарного состояния и содержания всех помещений. Контроль влажной уборки помещений, применением дезинфицирующих средств
Ежедневно
8
Первичный медосмотр детей. Измерение роста, веса, осмотр на педикулез, чесотку. Рекомендации педагогам, родителям
1 день пребывания
9
Текущий медосмотр детей
1 раз в 7 дней
10
Выявление детей, нуждающихся в медпомощи
Ежедневно
11
Контроль за соблюдением личной гигиены детей:
- наличие предметов личной гигиены,
- мытье рук, ног,
- соблюдение режима питья,
- соответствие одежды и головных уборов погоде
Ежедневно
12
Медосмотр детей. Измерение роста, веса, осмотр на педикулез, чесотку.
Рекомендации педагогам, родителям
Предпоследний день смены.
13
Оформление отчета за смену
По окончании смены
Просветительско-организационная деятельность
14
Беседа с техперсоналом о соблюдении санитарно-гигиенических норм
К началу смены
15
Беседа с родителями о лечебно-оздоровительном эффекте режима дня, об основных требованиях к пребыванию ребенка в лагере
На родительском собрании за неделю до начала смены.
16
Организация просветительской работы с детьми. Проведение бесед, викторин, игр на темы: «От простой воды и мыла – у микробов тают силы», «Здоровье свое сбережем с малых лет, оно нас избавит от болей и бед!», «С зарядкой мы дружны», «Чтоб я ни делал – никогда не причиню себе вреда!», «Опасность бездомных животных» и т.д.
1 раз в неделю
17
Просветительско-консультационная работа с родителями: привитие культурно- гигиенических навыков детям, организация питания с лечебно-профилактическими составляющими, профилактика педикулеза и т.д.
По мере необходимости, не менее 1 раза за смену.
18
Беседы с педагогами: гигиенические основы физического, трудового воспитания и закаливания, профилактика и первая помощь при солнечном и тепловом ударе, травматизме и др.
Не менее 2 раз в смену
Оздоровительная деятельность
19
Контроль за соблюдением режима дня:
интервал питания
Ежедневно
20
Витаминизация:
Прием витаминов
Контроль за поставкой и потреблением йодированных продуктов (хлеб)
Ежедневно
21
Прием воздушных и солнечных ванн
При благоприятных погодных условий
22
Организация Дня здоровья
Не менее 1 раза в смену
Все спортивные объекты, снаряжение, оборудование соответствует предъявляемым требованиям типового перечня снаряжения и оборудования образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 28 апреля 1995г. №223
Ожидаемые результаты:
укрепление общего здоровья детей;
формирование у ребёнка культуры и навыков здорового образа жизни;
благополучная социализация и адаптация ребёнка в условиях временного коллектива;
переосмысление каждым ребёнком своей индивидуальности, раскрытие своих способностей, умение показать свою значимость в жизни, в семье, обществе через свои действия и поступки.
Психолого-педагогическое сопровождение – система профессиональной деятельности всех педагогов, психолога, ориентированная на создание условий для успешного психофизического развития ребёнка в период отдыха в летнем пришкольном лагере.
Компонентами психолого-педагогического сопровождения являются: диагностический, консультативный, прогностический, практический.
Функции психолого- педагогического сопровождения ребёнка в условиях лагеря:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающей среде.
Компенсационная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка.
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Цель: Облегчение адаптации детей и педагогов к новым условиям, расширение их возможностей и создание условий для творчества.
Задачи:
Повышение у ребенка уровня принятия себя, благоприятного представления о себе;
Формирование способностей и навыков саморегуляции, качеств толерантного отношения к окружающим с помощью обучения навыкам примирения;
Обеспечение благоприятных психологических условий раскрытия индивидуальных способностей детей и сотрудников;
Создание у детей и педагогов установки на личные достижения и общественное признание.
Этапы работы
Диагностика, с целью изучения личностных особенностей и адаптации детей к новым условиям;
Создание для детей коррекционно-развивающей среды со специально организованной деятельностью в форме занятий с элементами тренинга;
Для диагностики детей применяются следующие методики:
Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Рисуночный тест «Я - в школьном лагере». Методика изучения детской креативности как черты личности.
Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний по методике Прохоровой А.О.
Тесты на выявление эмоционального состояния детей (авторский тест Т.В.Андреева)
Психологическая почта
Почта психологической службы - это способ диагностики и обратной связи. В дневнике каждого ребёнка есть страничка откровений и письма доверия, которые ребенок может написать любому вожатому, работающему в лагере. В письме может содержаться любой запрос и просьба о любой форме ответа: письменно, индивидуальная консультация, работа с отрядом.
Конфликты - это основная трудность в лагере. Находясь в тесном контакте в течение всей смены, их невозможно избежать. Поэтому был разработан алгоритм решения конфликтов, подходящий для конфликтов разного плана: в детском коллективе; во взрослом коллективе; между взрослыми и детьми. Профилактика асоциального и агрессивного поведения детей оформлена в программу «Школа примирения».
Определённое значение придаётся психолого-педагогической поддержке детей при занятиях творческой деятельностью в системе дополнительного образования, развитию креативности.
Немаловажную роль в организации полноценного отдыха детей, реализации оздоровительной программы играет сбалансированное питание. В школе созданы для этого все условия: имеются специально оборудованные помещения для хранения продуктов, приготовления пищи, необходимый инвентарь. Пищеблок укомплектован электрическими печами, духовым шкафом, резервуарами для воды, холодильными камерами. Питание осуществляелось согласно режимным моментам (завтрак, обед, полдник) по заранее составленному и утвержденному меню. Контроль за качеством привозимых продуктов, условиями их хранения и приготовлением пищи осуществляли работники СЭС. При формировании ежедневного меню учитывались следующие составляющие: калорийность, энергетический потенциал, лечебно-профилактическая ценность.
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Конвенция о правах ребенка/ Советская педагогика, 1991, №16.
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998.
5. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
6. Голубев Н. К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
7. КаленицТ. Н., Кейлина З. А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
8. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
9. Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993.
10. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
11. Шмаков С. А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
12. Шмаков С. А. Ее величество игра. М., 1992.
13. Шуркова Н. Е., ПитюковВ. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
14. Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
15. Янкова З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142315
Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей «Дружба»
Дом
культуры
Сельская библиотека
Фельдшерско-акушерский пункт
Футбольное поле
Районная газета
«Наша жизнь»
Группа дошкольного образования
Библиотека
школы
Спортивная площадка при школе
Информационная картаресурсное обеспечениесистема контроля и оценка результативности15