Конспект урока по предмету музыка Великое содружество композиторов 4 класс (2 часть)
4 класс
Тема года: « Музыкальное путешествие »
1 четверть
Урок 2 «Великое содружество композиторов» (2)
( тип урока – урок изучения и нового материала, вид – урок – изучения нового материала)
Цель деятельности учителя: познакомить обучающихся с историческими идеями, народности в опере «Хованщина» и особенностями стихосложения в вокальным творчестве М. Мусоргского.
Планируемые результаты:
Предметные:
продолжат знакомство с композитором М.П. Мусоргским;
познакомятся с историческими идеями, народности в опере «Хованщина»;
познакомятся с особенностями стихосложения в вокальном творчестве М. Мусоргского;
получат возможность выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове;
получат возможность обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки;
получат навыки в умении исследовать интонационно образную природу музыкального искусства;
продолжат ализировать художественно образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критериями, представленными в учебнике;
наличие интереса к предмету «Музыка»;
проявление навыков вокально хоровой деятельности.
Метапредметные:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 4 класса;
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса);
умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
умениеиспользоватьзнаково символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
Коммуникативные:
продолжат осваивать диалоговую форму общения;
умение находить продуктивное сотрудничество (общение и взаимодействие) со сверстниками в решении музыкально-творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы).
Регулятивные:
учатся организовать свою деятельность принимать её цели и задачи;
учатся выполнять учебные действия в качестве слушателя;
учатся выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
Личностные:
умениеформулироватьсобственноемнение и позицию;
способствовать формированию чувства патриотизма, гордости и восхищения своей Родиной;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы.
Музыкальный материал:
М. Мусоргский. Рассвет на Москве реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание);
М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание);
М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение).
План урока.
Организационный этап урока.
Проверка домашнего задания.
Творческая работа «Когда я слышу эту музыку, я вижу…»
М. Мусоргский. Рассвет на Москве реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание)
4. Исторические идеи, народности в опере «Хованщина». Видео фрагмент (Мариинский театр дирижёр В. Гергиев) Задание к прослушиванию: сделать простым карандашом набросок декораций.
5. Домашнее задание. Дорисовать и раскрасить декорации к опере «Хованщина».
6. Анализ музыкального произведения. (характер музыкального произведения, соответствие настроения и характера музыки названию, музыкальная форма
7. Физкультминутка.
8. Работа с учебником. (поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника).
9. М. Мусоргского «С няней». Работа с песенным текстом, анализ фортепианной партии.
10. Исполнительская деятельность.
М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня.
11. Итог урока, поощрение учащихся, оценка их деятельности.
Сценарий урока.
1.Организационный этап урока.
Слайд –
Музыкальное приветствие.
Учитель. Добрый день, добрый день!
Дети. Добрый, добрый, добрый день!
(с изменением ритмического рисунка, тональности и мелодии)
Учитель
Слайд - Проверяем домашнее задание.
(Кроссворд, в который вошли имена композиторов «Могучей кучки»)
2. Постановка учебной задачи.
Учитель
Сегодня мы продолжим знакомиться, с композиторами « Могучей кучки и их творчеством. Именно сегодня речь пойдёт… Посмотрите на экран и назовите имя композитора.
Слайд - портрет Мусоргского с кнопкой на имя композитора
3. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно вариативного типа.
Учитель
А сейчас давайте послушаем музыкальное произведение М.П. Мусоргского и попробуем отгадать, о чём оно, что хотел показать этой музыкой композитор. Чтобы выполнить это задание, нам необходимо вспомнить, что такое изобразительные интонации.
(ответы учащихся)
Слайд - (подсказка) Изобразительные интонации. Картинки: лес, птицы, колокола, солнце, река, поле и т.д. Кнопки: под картинками – пение птиц, шум деревьев, восход и заход солнца, широту русского поля.
Учитель
После того как вы выполните задания и заполните таблицу у вас получится словесная картина – рассказ, о том что вы представляете, когда слышите музыку и в заключении творческой работы вы сможете дать название музыкальному произведению. Отличные оценки получит та группа, которая окажется ближе к замыслу композитора.
Учитель
Итак, творческая работа «Когда я слышу эту музыку, я вижу…»
Слайд - Творческая работа «Когда я слышу эту музыку, я вижу…» (и таблица) Портрет композитора и аудио файл.
(Заготовка для каждой группы)
К Какие, изобразительные интонации вы
слышите музыке Общая картина, что вы видите
К Какое название вы дали бы этому музыкальному произведению?
_ __________________________________________________
Учитель - А сейчас давайте послушаем, что у вас получилось.
(обучающиеся представляют свои творческие работы)
Учитель Я предлагаю вам посмотреть видео фрагмент, где вы ещё раз , услышите это музыкальное произведение. Итак! Внимание!
Слайд – видео фрагмент http://video.mail.ru/inbox/buravljeva/553/1581.html Мусоргский М. - Рассвет на Москве-реке (1982)
Учитель. Ну, а сейчас самое время пригласить нашего друга и помощника и познакомиться с произведениями русского композитора Модеста Петровича МусоргскогоСлайд - Скрипичный ключ
Здравствуйте! Сегодня я расскажу вам о замечательном русском композиторе и познакомлю вас с его музыкальными произведениями. Из всех композиторов «Могучей кучки», наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский, который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и русскому человеку. Он создал множество национально ярких образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Музыка, с которой вы сегодня познакомились, называется «Рассвет на Москве - реке». Это Вступление из оперы «Хованщина». Сюжет оперы М. Мусоргского «Хованщина» переносит нас в XVII век – время правления Петра I. Музыка создаёт атмосферу старинного русского города.
«Занавес медленно поднимается. На сцене утренний полусвет… Главы церквей освещаются восходящим солнцем. Доносится благовест к заутрене…
Вся сцена постепенно освещается восходящим солнцем». Пока звучит музыка, попытайтесь сделать простым карандашом набросок декораций этой сцены. В качестве подсказки можете использовать текст и иллюстрацию на странице 10, вашего учебника. Постарайтесь не копировать, а обязательно добавьте, что то своё. Договорились? Итак. Мариинский театр. Опера «Хованщина». Звучит вступление «Рассвет на Москве-реке» дирижёр Валерий Гергиев.
Слайд – видео фрагмент http://videoheghem.com/164113961
МУСОРГСКИЙ - опера "Хованщина" (1) (Мариинский театр, (7,50)Слайд – Задание. Рисуем декорации. Подсказки на стр. 10 текст и иллюстрация. (на экран иллюстрацию из учебника)
Слайд - Скрипичный ключ
Я хочу попросить вас дома дорисовать и раскрасить декорации к опере «Хованщина».
Слайд - Домашнее задание.
Дорисовать и раскрасить декорации к опере «Хованщина».
Слайд - Скрипичный ключ
А сейчас давайте поговорим об этой музыке.
Слайд – Анализ музыкального произведения.
Отражает звучание музыки название фрагмента? В чём это проявляется?
Чему по характеру близка главная тема Вступления?
Черты, какой музыкальной формы (трёхчастной, вариационной, рондо) явно ощущается во Вступлении?
Слайд - Скрипичный ключ
Прежде чем мы обратимся к следующему произведению русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, предлагаю вам немного отдохнуть. Итак, уже знакомая вам физкультминутка с фиксиками.
Работа с учебником.
Слайд - Скрипичный ключ
Прочтите на странице 11 текст песни М. Мусоргского «С няней». Чем он отличается от привычного песенного стиха?
Слайд - Работа с песенным текстом.
С няней
Расскажи мне, нянюшка,
Расскажи мне, милая,
Про того про буку страшного;
Как тот бука по лесам бродил,
Как тот бука в лес детей носил,
И как грыз он их белые косточки,
И как дети те кричали, плакали.
Нянюшка! Ведь за то их,
Детей-то, бука съел,
Что обидели няню старую,
Папу с мамой не послушали;
Ведь за то он съел их, нянюшка?
Или вот что: расскажи мне лучше
Про царя с царицей,
Что за морем жили
В терему богатом.
Ещё царь всё на ногу хромал,
Как споткнётся, так гриб вырастет.
У царицы-то всё насморк был,
Как чихнёт – стёкла вдребезги!
Знаешь, нянюшка,
Ты про буку-то уж не рассказывай,
Бог с ним, с букой!
Расскажи мне, няня, ту – смешную-то!
М. Мусоргский.
Слайд - Скрипичный ключ
Предлагаю послушать произведение М. Мусоргского «С няней». Из вокального цикла «Детская» обратите внимание на то, как композитор использует в фортепианной партии эффект звукоподражания. Следите за музыкой по тексту, а затем расскажите, какие действия иллюстрируются в музыке.
Слайд - М. Мусоргский «С няней» из цикла «Детская» (аудио файл, название м.п. , портрет композитора)
Слайд - Скрипичный ключ
Итак, что же вы услышали?
Слайд – Анализ музыкального произведения.
как композитор использует в фортепианной партии эффект звукоподражания;
следите за музыкой по тексту, а затем расскажите, какие действия иллюстрируются в музыке.
( ответы обучающихся )Слайд - Скрипичный ключ
Рассмотрите иллюстрации и текст в учебнике. Найдите в учебнике слова, которые вам не знакомы и запишите их в тетрадь по музыке.
Слайд - картинка тетрадь и задание: найдите в учебнике слова, которые вам не знакомы и запишите их в тетрадь по музыке.
Исполнительская деятельность.
М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня.
Разучивание .разучивание мелодии;
характер (как нужно петь);
работа над дикцией и артикуляцией;
исполнение.
4. Рефлексия учебной деятельности.
Слайд - Скрипичный ключ
Мы познакомились с музыкой М. Мусоргского – одним из композиторов «Могучей кучки». Что вы запомнили из нашего урока. Начните свой ответ со слов: я запомнил или я запомнила.
(высказывания обучающихся)
Слайд - Что вы запомнили из урока? Начинаем свой ответ со слов: я запомнил… или я запомнила…
Слайд - Скрипичный ключ
На этом наш урок окончен. И я говорю вам до свидания. До новой встречи, До встречи на уроке музыки.
5. Итог урока, поощрение учащихся, оценка их деятельности.