Конспект урока по предмету музыка Великое содружество композиторов 4 класс
4 класс
Тема года: « Музыкальное путешествие »
1 четверть
Урок 2 «Великое содружество композиторов»
( тип урока – урок изучения и нового материала, с использованием меж предметных связей, вид – урок – изучения нового материала)
Цель деятельности учителя: познакомить обучающихся, по материалам
учебника и их главной идеей объединения.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятся с представителями Балакиревского кружка и их биографией;
будут узнавать по изображениям композиторов — членов «Могучей
кучки»;
получат возможность научиться анализировать художественно образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критериями, представленными в учебнике;
наличие интереса к предмету «Музыка»;
проявление навыков вокально хоровой деятельности.
Метапредметные:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 4 класса;
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса);
умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
умениеиспользоватьзнаково символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
Коммуникативные:
продолжат осваивать диалоговую форму общения;
умение находить продуктивное сотрудничество (общение и взаимодействие) со сверстниками в решении музыкально-творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы).
Регулятивные:
учатся организовать свою деятельность принимать её цели и задачи;
учатся выполнять учебные действия в качестве слушателя;
учатся выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
Личностные:
умениеформулироватьсобственноемнение и позицию;
способствовать формированию чувства патриотизма, гордости и восхищения своей Родиной;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы.
Музыкальный материал:
Музыка Б. Александрова стихи С. Михалкова Гимн Российской Федерации
План урока.
Организационный этап урока.
Проверка домашнего задания.
Исполнительская деятельность. еМузыка Б. Александрова стихи С. Михалкова Гимн Российской Федерации. (разучивание)
Изучение новой темы. Просмотр видео фильма «Могучая кучка»
Работа в группе. Игра - тест «Кто больше запомнил?».
Физкультминутка.
Просмотр мультфильма «Картинки с выставки» музыка М. Мусоргского
Вопросы к просмотру мультфильма.
Работа с учебником. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Итог урока, поощрение учащихся, оценка их деятельности.
Домашнее задание
Сценарий урока.
1.Организационный этап урока.
Слайд –
Музыкальное приветствие.
Учитель. Добрый день, добрый день!
Дети. Добрый, добрый, добрый день!
Учитель. Видеть рада вас друзья,
Дети (речевая и мелодическая импровизации)
Учитель
Слайд - Проверяем домашнее задание:
Нарисовать картину природы. Отразить в ней красоту и величие нашей Родины.
Записать в тетрадь гимн Российской Федерации. Выучить наизусть первый куплет гимна.
Исполнительская деятельность
Слайд -
Разучивание Гимна РФ.
характер (как нужно петь гимн);
разучивание мелодии;
работа над дикцией и артикуляцией;
исполнение гимна.
Скрипичный ключ
Здравствуйте друзья! Не ждали? А я пришёл. Вы так ярко и выразительно исполняли главную песню страны, что я поспешил, чтобы хотя бы один раз исполнить её вместе с вами. Согласны? Ну, тогда запевайте.
Слайды – текст песни, (аудио файл, минус гимна РФ), на каждом слайде скрипичный ключ.
2. Постановка учебной задачи.
Скрипичный ключ
А сейчас я хочу познакомить вас с пятёркой великих русских композиторов.
Имена этих композиторов вы сейчас услышите. Постарайтесь слушать внимательно, чтобы по окончании фильма вы смогли ответить на вопросы. Помните, что отличные оценки получит та группа, кто быстро и без ошибок ответит на вопросы.
Слайд - Абсолютный слух Видео фильм о «Могучая кучка» http://www.youtube.com/watch?v=CvC1sRJfI-E
3. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно вариативного типа.
Скрипичный ключ.
Вспомните, что вы видели и слышали о великих композиторах. Прочтите вопросы и выберите правильные ответы. Помните, что отличные оценки получит та группа, кто быстро и правильно ответит на вопросы.
Слайд – Игра - тест. «Кто больше запомнил?» Вопросы на экран. Работа в группе.
Заготовка (листок для каждой группы)
1.Сколько композиторов было в великом содружестве композиторов?
8 – 5 - 7
2. У кружка было два названия, запишите, какие?
__________________________________________________
3. В каком городе великое содружество композиторов начало свою работу?
Москве или Санкт - Петербурге
4. Кто из композиторов Могучей кучки родился в Н-Новгороде?
Балакирев или Римский – Корсаков
5. Великое содружество композиторов было создано по совету Владимира Стасова. Был, ли Владимир Ставов композитором?
Да или нет
6. Кто из композиторов «Могучей кучки» был гвардейским прапорщиком?
Мусоргский или Бородин?
7. Кто из композиторов «Могучей кучки» был морским офицером?
Римский-Корсаков или Кюи?
8. Кто из композиторов «Могучей кучки» был известным химиком и военным врачом?
Бородин или Балакирев
9. Кто был создателем великого содружества композиторов?
Балакирев или Кюи
10. Какие композиторы вошли в содружество композиторов?
только русские композиторы или русские и зарубежные композиторы
11. Для чего композиторы великого содружества ездили по деревням России?
помогать крестьянам по хозяйству или собирать народные песни, сказания, сказки
12. Что использовали композиторы великого содружества в своей музыке чтобы она была понятнее и ближе русскому народу?
народные песни или зарубежную музыку
Скрипичный ключ
Вы замечательно потрудились, предлагаю отдохнуть. Вы знаете кто такие фиксики?
(высказывания детей)
Скрипичный ключ
Я был уверен, что многие из вас любят мультфильмы с этими героями и поэтому приготовил для вас физкультминутку с фиксиками. Итак, потихонечку встаём, ручки ножки разомнём.
физкультминутка - YouTubewww.youtube.com›watch?v=Pl9X2C4Y7vo Физкультминутка с фиксикамиСкрипичный ключ
А сейчас вы увидите мультфильм, в котором прозвучит музыка одного из композиторов «Могучей кучки» Модеста Петровича Мусоргского. Музыка которую вы услышите, называется «Картинки с выставки», точно так же называется и мультфильм. Смотрите, отдыхайте, а главное внимательно слушайте музыку. А я говорю вам до свидания, до новой встречи. До встречи на уроке музыке.
Учитель
Внимательно ли вы смотрели мультфильмы?
Вопросы к просмотру мультфильма
Как назывались мультфильмы, которые вы просмотрели?
Кто написал музыку, которую вы услышали во время просмотра мультфильмов?
Как вы думаете, что появилось раньше мультфильм или музыка?
4. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель
А сейчас давайте познакомимся с текстом в учебнике. Читайте вопросы в конце параграфа и находите в учебнике ответ на этот вопрос. Ответ должен быть кратким и точным.
Работа с учебником
Слайд - Найти в учебнике ответы на вопросы в конце параграфа.
Вопросы на экран (учебник стр.9)
Слайды – по тексту (портреты «кучкистов», художников на фоне картин и т.п.)
Учитель
Сегодня мы познакомились с русскими композиторами, которые рассказывали в своих произведениях о жизни простых людей, их горестях и радостях. Они не только правдиво показывали жизнь своего народа, но и выносили в искусстве общественное порицание отрицательным явлениям жизни. Передовые художники и композиторы воспевали неповторимую красоту родного края, создавали портреты лучших людей своего времени, которые боролись за справедливость и интересы народа. Горячей любовью к Родине и мечтой о её светлом будущем проникнуты многие картины и музыкальные произведения.
Домашнее задание. Составить кроссворд, в который войдут имена композиторов «Могучей кучки»