Конспект родительского собрания «Причины снижения успеваемости у учащихся 5-го класса и пути их преодоления»
Родительское собрание
«Причины снижения успеваемости у учащихся 5-го класса и пути их преодоления»
классный руководитель 5 класса
МОУ «СОШ с.Мироновка Питерского района»
Платонова Елена Васильевна
Цель проведения собрания:
выяснить причины снижения успеваемости учащихся;
помочь родителям искоренить эти причины.
Задачи:
1. Разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком;
2. Повысить психологическую грамотность родителей.
Ход собрания:
1. Слово классного руководителя.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые неудачи и "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.
Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал бывает запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.
Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? (Беседа с родителями). Таких реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.
Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам: игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психических функций и способностей. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, для ребят младшего школьного возраста - учеба, для подростков – общение.
Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.
Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью - учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.
Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.
Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.
Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.
Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших. Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя. Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой. Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям
Как организовать помощь ребенку в учебе?
ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
родители должны сами предлагать помощь;
помнить, что немедленных результатов не будет.
Как добиться систематического выполнения домашнего задания?
добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;
добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;
добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
не позволять отвлекаться на посторонние дела.
Общие рекомендации
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов
Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю
Приучайте его к самостоятельности постепенно
В какой-то момент родитель, следящий за успеваемостью, устает, или уже не справляется со школьной программой, или решает для себя, что его сын (или дочь) уже достаточно взрослый для самостоятельной работы, и прекращает всяческую помощь. Внешне это выглядит как стремление помочь ребенку стать взрослым и самостоятельным, на самом деле это часто диктуется усталостью, неспособностью успевать за усложняющейся программой школьного обучения, стремлением снять с себя ответственность за успешное осуществление процесса учения. Создается впечатление, что в какой-то момент родитель проходит некую критическую точку, после которой его силы иссякают, и изменение его поведения происходит очень быстро. Подросток, привыкший полагаться на помощь родителей, совершенно теряется, и даже если он хотел бы самостоятельной жизни, он на это просто не способен. И как результат – резкое снижение успеваемости.)Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей;
Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения;
Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные;
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком;
Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище;
Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы;
Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора;
Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма;
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни;
В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
Важность успеваемости ребенка. Многие люди высказывают мнение, что быть отличником не обязательно, и мотивируют это тем, что многие троечники или двоечники живут хорошо, преуспевают и занимают хорошие должности в различных компаниях, поэтому, по их мнению, успеваемость в школе является необязательной. Предлагаю разобрать по-порядку, к примеру – что означает сама по себе «оценка» поставленная ребенку в школе? Я считаю, что это однозначная реакция преподавателя на выполнение ребенком тех или иных обязательств, или обязанностей, которые ребенок должен выполнять в рамках школьного обучения. Другой вопрос, как он это выполняет? Здесь я хочу отметить черту характера – Ответственность. Эта черта характера, я считаю, является основополагающей вообще в жизни любого человека. И, я считаю, что показатель достигнутых успехов троечниками и двоечниками, при этом их всего (успешных), возможно 2-3% из всего объема троечников и двоечников, не является высоким уровнем черты характера – Ответственности. Посмотрите вокруг – человек может быть обеспеченным и достигшим успеха, но при этом наглым, безответственным, бессердечным – в общем, не идеал. Да, есть отличники, которые окончили школу на отлично, но не добиваются «успеха» в жизни, в силу того, что у них нет некоторых черт характера, которые есть у других – но опять же, — не все отличники. Есть и их много – отличников, достигших успехов. Но туда же – «к достигшим успеха», — может сопутствовать удача, наследство, «хорошее положение» родственников и др. Я бы отметил категорию детей или людей в целом, у которых есть потенциал, или я бы назвал таких детей – способными. Всего 1-2% из всего населения добиваются успеха, и, я считаю, что не важно учится ли человек на отлично или нет. У достигающих успехов совсем другие критерии, — но я точно могу сказать, что высоких достижений в любом случае может достигнуть человек, который в первую очередь – будет ответственным ко всем своим действиям и поведению в целом. Повышение успеваемости ребенка – это, если хотите – повышение уровня ответственности ребенка в раннем возрасте. Знаете поговорку «Что посеешь, — то и пожнешь»? Если Вам удастся повысить уровень ответственности Вашего ребенка – Вы представляете, — чего Вы добьетесь? Вы измените свою жизнь и направите своих детей в том направлении, в котором их уже никто не «испортит». При этом абсолютное большинство их будет жить среди людей уверенно и на хорошем счету. Пусть отличник не стал директором завода, — но от этого он не стал плохим человеком. Наоборот, повышая успеваемость ребенка и воспитывая отличника, Вы будете знать, что Ваш ребенок, будучи ответственным, будет защищен от различных жизненных неприятностей, а самое главное – что мы и ждем от наших детей, — обеспечит нашу старость, и не оставит нас, будучи сам немощным. Поэтому, внимание Родители! Обратите внимание на повышение успеваемости Ваших детей – это действительно – Ваше будущее!