Рабочая программа по черчению для 9 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа №38»
Рассмотрена
на заседании ШМО
учителей _______________________
Протокол №____ от «____»_________2016г.
Утверждаю
Директор МБОУ «О (с) ОШ №38»
_________________ О.Ф.Гнатюк
«____»________________2016г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по черчению
9 класс
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, с учетом примерной программы общего образования; авторской программы основного общего образования: В.А.Гервера, В.В.Степаковой, Ю.Ф.Катхановой и др. "Черчение", 9 класс: - М.: Просвещение, 2008
Учитель Рычкова Марина Владимировна
Северодвинск
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, с учетом примерной программы основного общего образования по черчению; авторской программы «Черчение» 9 класс под ред.: В.А.Гервера, В.В.Степаковой, Ю.Ф.Катхановой и др.- М.: Просвещение, 2008.
Цели и задачи изучения учебного предмета Черчение.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
привить учащимся культуру графического труда.
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на один год обучения, один час в неделю. Всего за год 34 учебных часов. В очно-заочной группе учебным планом предусмотрено изучение черчения в количестве 9 часов, поэтому оставшиеся 25 часов отводятся на самообразование.
Тематический план
№ п.п.
Раздел
Часы по программе
9а
9б
Очная форма обучения
Очная
Заочная (самообразование)
I
Введение
4
3
1
II
Метод проецирования и графические способы построения изображений
8
2
6
III
Чтение и выполнение чертежей
8
1
7
IV
Сечения и разрезы
7
1
6
V
Сборочные чертежи
7
2
5
34
9
25
ИТОГО:
34
34
Содержание учебного материала.
Введение (4 ч)
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками, разомкнутая. Основная надпись чертежа.
Чертежный шрифт.
Метод проецирования и графические способы
построения изображений (8 ч)
Правила оформления чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы).
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Проецирование предмета на одну плоскость проекции.
Проецирование предмета на две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекции. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей (эскизов).
Виды. Способы построения видов.
Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур.
Технический рисунок.
III . Чтение и выполнение чертежей (8 ч)
Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предмета.
Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета.
Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения).
IV . Сечения и разрезы (7 ч)
Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Сечения и разрезы, сходство и различия между ними.
Графические обозначения материалов на сечениях.
Разрезы. Простые разрезы (фронтальные, горизонтальные и профильные). Обозначение разрезов.
Соединение вида и разреза.
Местные разрезы. Разрезы (вырезы) в аксонометрических проекциях.
V . Сборочные чертежи (8 ч)
Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей.
Условное изображение резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений (болтовое, винтовое). Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже. Штриховка сечени
·й смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация.
Чтение чертежей несложных сборочных единиц. Деталирование.
Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц.
Перечень обязательных графических
и практических работ
Гр.раб. №
Наименование графической работы
Гр.раб. №
1
Линии чертежа.
Гр.раб. №
2
Выполнение чертежа предмета в трех видах.
Гр.раб. №
3
Выполнение эскиза и технического рисунка детали.
Гр.раб. №
4
Чертеж детали, содержащий сопряжения.
Гр.раб. №
5
Эскиз детали с выполнением необходимых сечений.
Гр.раб. №
6
По заданным видам детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом.
Гр.раб. №
7
Чертеж резьбового соединения (по наглядному изображению).
Гр.раб. №
8
Разработать (доработать) конструкцию одной детали, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа, иллюстрирующий предлагаемое решение.
Контрольная работа:
Гр.раб. №
9
По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали, входящей в состав сборочной единицы.
Требования к уровню подготовки учащихся
за курс черчения 9 класса
Учащиеся должны знать:
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь - понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений;
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- условные изображения и обозначения резьбы.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
- выполнять необходимые разрезы и сечения;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
- читать несложные строительные чертежи;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Нормы оценки знаний и умений
учащихся по черчению
1. При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие еще недостаточно развитого пространственного представления, знает правила изображений и условные обозначения;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
2. При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведет тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с большими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведет тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нем с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
15