Авторская программа элективного курса по биологии для 9 класса «Здоровый образ жизни»


Авторская программа
элективного курса по биологии
для 9 класса
«Здоровый образ жизни»
Выполнила
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №4»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
Тарасова Елена Владимировна
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для изучения элективного курса "Здоровый образ жизни" в 9 классах средних общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 17 часов классных занятий.
Актуальность курса
Актуальность программы элективного курса «Здоровый образ жизни» заключается в том, что она комплексная и экспериментальная, ее создание обусловлено работой школы по программе “Здоровье».
Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Культура здоровья человека в педагогическом осмыслении включает культуру познания, т. е. знание о своем здоровье и о том, что и как делать для сохранения своего здоровья; культуру отношения, т.е. эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью, мотивы, желания: человек должен знать, для чего ему нужно быть здоровым; культуру поведения, жизни, которая позволяет реализовать все приобретенные знания, эмоциональные установки в практических действиях, поступках, жизни.
Элективный курс "Здоровый образ жизни" разработан с учетом индивидуальных интересов учащихся, призван укрепить сознательное отношение школьников к собственному здоровью на основе полученных знаний при изучении раздела "Человек и его здоровье" в основной школе.
Содержание программы построено таким образом, что обеспечивает связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника. Немаловажное значение имеет настоящий курс в воспитании и самовоспитании школьников. На занятиях курса уделяется должное внимание борьбе с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками, что актуально в этом возрасте. Элективный курс является одним из способов реализации Республиканской программы «Путь к успеху».
Элективный курс "Здоровый образ жизни" способствует профориентации обучающихся, помогая применить полученные знания и навыки поддержания здоровья при выборе будущей профессии.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнения ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Элективный курс является "надпредметным", расширяет базовый курс биологии, что дает возможность учащимся познакомиться с интересными, нестандартными вопросами.
Содержание курса обуславливает необходимость использования различных форм и методов обучения: проектной деятельности, семинарских занятий, ролевых игр, поисковых бесед, лабораторных занятий, подготовки и обсуждения докладов, викторин, анкетирования, экскурсий.
Данный элективный курс позволяет не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развивать умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению.
Новизна
Новизна заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий при проведении занятий элективного курса:
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;
- применение активных методов самореализации обучающихся.
Цель курса
Создать возможности для углубления знаний учащихся о собственном здоровье, воспитывать позитивное  отношение к  здоровью как непреходящей ценности, обучить принципам, правилам  и нормам здорового образа жизни.
Задачи курса:
Образовательные:
приобретение знаний по гигиене, важных для сохранения и укрепления здоровья школьников;
формирование знаний о влиянии наркотических веществ и вредных привычек на здоровье человека.
Развивающие:
развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях одноклассников и учителя;
развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
Воспитательные:
воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем, в том числе в выборе профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
воспитание культуры ведения дискуссии при групповой работе, при беседах и других формах работ.
Методический инструментарий.
Формы организации занятий:
проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
создание проектов по темам исследований;
самостоятельная работа по добыванию биологической информации с помощью ИКТ;
выполнение практических и лабораторных работ;
организация экскурсии в медицинские учреждения;
оформление и защита исследовательских работ учащихся;
проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.
Методы:
Эмпирические методы:
Изучение литературы;
наблюдение;
анализ;
опросы, анкетирование;
тестирование;
Теоретические методы:
Сравнение;
обощение;
анализ;
классификация.
Средства обучения: компьютеры, проектор, этикетки пищевых продуктов, таблицы, видеофильмы, справочник «Твое питание и здоровье», микроскоп, дополнительная литература и печатные издания.
Ожидаемые результаты обучения:
Изменение статуса «здоровья»  в системе ценностных ориентиров школьников.
Расширение знаний школьников  в области здоровья, закрепление навыков ЗОЖ,  укрепление здоровья.
Повышение интереса к предмету биологии. 
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
факторы, разрушающие здоровье человека;
этические нормы межличностных отношений.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать, анализировать и делать выводы.
участвовать в дискуссиях, работать в группах, развивать творческие умения.
выполнять и защищать презентации по здоровому образу жизни.
выполнять исследовательскую работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Здоровый образ жизни (1 ч).
Здоровый образ жизни как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышения работоспособности человека, продление его творческого долголетия. Влияние биологических и социальных факторов на здоровье человека.
Основные элементы здорового образа жизни - плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек, закаливание. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как норма жизни поведения.
Режим дня и здоровье человека (2 ч)
Режим дня; распределение времени на все виды деятельности и отдых в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. Повышение работоспособности, сохранение здоровья, предупреждение перенапряжения и переутомления за счет эффективно организованного режима дня. Основные компоненты режима дня школьника: учебные занятия в периоды оптимальной работоспособности в школе; приготовление уроков дома; отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное питание; полноценный сон.
Практические работы
Составление рационального режима дня школьника.
Составление рациональных режимов дня для различных возрастных групп.
Двигательная активность и здоровье человека (1 ч)

Примерный объем двигательной активности человека, занятие спортом. Использование физических нагрузок (пробежки, прогулки, систематические занятия физическими упражнениями) для преодоления депрессии, развития ловкости, быстроты и выносливости. Гиподинамия и ожирение – последствия малоподвижного образа жизни.
Рациональное питание и здоровье человека (2 ч)
Правильное питание и здоровье человека. Роль рационального питания: в обеспечении правильного роста и формирования организма, в сохранении здоровья. Энергетические и пищевые потребности организма человека. Сбалансированность пищевого рациона в соответствии с потребностями человека, его профессией, возрастом и полом. Рацион здорового питания. Неправильное питание и его последствия.
Практические работы
3.Составление индивидуального суточного меню с учетом возрастных норм здорового питания.
Личная гигиена и здоровье человека (2 ч)
Личная гигиена и здоровье человека. Предупреждение грибковых заболеваний. Уход за волосами. Влияние шампуней, гелей, красителей для волос. Предупреждение педикулеза. Гигиенические требование к одежде и обуви, материалам, из которых они производятся.
Закаливание как средство оздоровления организма. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, улучшении кровообращения и нормализации обмена веществ. Основные принципы закаливания: систематичность, постепенность, последовательность, учет индивидуальных особенностей, сочетание общих и местных процедур, активный режим, разнообразие средств и форм, самоконтроль.
Практические работы
4.Создание проекта «Моя система закаливания»
Экскурсия №1
Посещение лаборатории санитарной эпидемиологической станции.
Влияние вредных привычек на здоровье человека (3 ч)

Вредные привычки и их влияние на организм человека. Табакокурение. Содержание в табачном дыме высокотоксичных и канцерогенных веществ и их воздействие на организм человека. Никотиновая зависимость и ее воздействие на нервную систему. Курение и дыхательная система. Увеличение риска заболевания раком, пневмонией, хроническим бронхитом и другими легочными болезнями. Влияние курения на сердечно– сосудистую
систему. Влияние курения на здоровье женщины осложнения при беременности. Пассивное курение.
Токсикомания и наркомания - заболевания, обусловленные употреблением различных веществ, вызывающих состояние опьянения, и проявляющиеся в постоянной потребности приема этих веществ, расстройствах психической деятельности. Синдромы психической и физической зависимости.
Поражающее действие алкоголя на организм.
Практические работы
5. Действие алкогольных напитков на белок.
6. Содержание токсических веществ в табачном дыме.
Репродуктивное здоровье (1 час)
Развитие организма. Половое созревание. Первичные и вторичные половые признаки. Гормональный всплеск. Половые отношения. Ранняя беременность. Пагубное влияние вредных привычек на здоровье потомства.
Заболевания, передающиеся половым путем.
Первая помощь при травмах (1час)
Поражения дыхательных путей. Переломы костей. Вывихи суставов. Кровотечения.Ожоги. Обморожения. Методика оказания первой помощи при травмах.
Практические работы
7.Приемы наложения жгута при кровотечениях.
8.Наложение шины при переломах конечностей. 9.Техника реанимационных действий (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца).
Экология и здоровье (1час)
Экология жилища. Экологически чистые продукты. Генномодифицированные продукты. Влияние нитратов на здоровье. Действие радиоактивних веществ на здоровье.
Практические работы
10.Создание проекта «Чистый дом».
Медицинские профессии и здоровье человека (1 ч )
Медицинские профессии. Профессиональные качества и здоровье человека. Интерес к медицинским знаниям и профессиональный выбор.
Достижения современной медицины. Медицина в нашем городе.
Экскурсия №2
Изучение структуры лечебных отделений и их деятельности ЦРБ города.
Защита проекта (2 ч)
Выступление группы с сообщениями по изученным темам. В ходе выступления группы сообщают о проделанной работе, делают выводы и вносят предложения по решению изученной проблемы, демонстрируют собранный материал, обсуждают результата проекта.
Список используемой литературы  
для учителя
Чумаков Б. Н. «Основы здорового образа жизни». Москва «Педагогическое общество России», 2004г.
Новиков «Природа и человек». Москва «Просвещение», 2000г.
Гурски С.А. «Внимание наркомания». Москва «Медицина»,1999г.
Казьмин В.Д «Курение, мы и наше потомство». Москва «Советская Россия» 1989г.
Копыт Н. Я , Скворцова Е.С. «Алкоголь и подросток. Москва «Медицина». 1994г.
Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва «Медицина», 1994г.
Донецкая Э. Г, Лунёв И. О., Паноморёва Л. А «Актуальные проблемы биологии». Саратов «Лицёй», 2005г.
Бунин К. В. «Инфекционные болезни». Москва «Медицина», 2000г.
Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
Ресурсы Интернет.
для учащихся
Петров Н. Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях». Челябинск «Урал книга», 2004г.
Артюхова Ю. А. «Как закаливать свой организм». Минск «Харвест» 1999г.
Ягодинский В.Н «Школьнику о вреде алкоголя и никотина». Москва «Просвещение», 1996г.
Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1994г
Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
Ресурсы Интернет.
Календарно-тематическое планирование

дата
Тема занятия
Коли-чество
часов Тип занятия Организа-ционная форма Примеча-
ние
1
Здоровый образ жизни
1 ч
вводное занятие
Лекция с элементами беседы. 2
Режим дня и здоровье человека

информационное занятие Лекция с элементами беседы. 3
Исследовательская работа
«Составление индивидуального режима дня»

практичес-кое занятие
Пр. работа
№1.Составле-
ние рационального режима дня школьника.
№2.Составле-
ние рациональных режимов дня для различных возрастных групп.
4
Двигательная активность человека

информа-ционно-
обобщающие занятия
Лекция с элементами беседы. Участие врача ЛФК детской поликлиники.
5
Рациональное питание и здоровье человека

информа-ционно- обобщаю-щие занятия
Лекция с использованием видео «Питание и здоровье человека»
6
Исследовательская работа «Составление ежедневного рациона питания школьника» 1ч исследова-тельская работа Пр. работа № 3
«Составление индивидуального суточного меню с учетом возрастных норм здорового питания» 7
Личная гигиена и здоровье человека

информационное занятие Экскурсия №1
«Посещение лаборатории санитарной эпидемиологи-ческой станции»
8
Гигиена одежды, обуви человека. Закаливание организма 1ч
семинарск-ое занятие
Пр. работа №4
Создание проекта «Моя система закаливания»
Участие представите-ля клуба любителей зимнего плавания.
9
Влияние вредных привычек на здоровье человека 1ч
занятие-презентация
Пр. работа №5
«Действие алкогольных напитков на белок».
10
Токсикомания и наркомания

информационное занятие Беседа Участие врача нарколога
11
Практическая работа №6 «Содержание токсичных веществ в сигаретном дыме» 1ч
практичес-кое занятие
Создание проекта
«Здоровье без зависимости» 12

Репродуктивное здоровье 1 ч информационное занятие Беседа Участие врача-гинеколога (школьного врача).
13
Первая помощь при травмах 1 ч практичес-кое
занятие Практические работы
№7.Приемы наложения жгута при кровотечениях.
№8.Наложение шины при переломах конечностей. №9.Техника реанимационных действий (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца).
Участие представите
ля МЧС
14 Экология и здоровье 1 ч практичес-кое занятие Пр. работа №10
«Создание проекта «Чистый дом».
15 Медицинские профессии

информационное занятие Экскурсия №2
Изучение структуры лечебных отделений и их деятельности ЦРБ города.
16
Защита проекта

зачетное занятие Конференция
«За здоровый образ жизни».
(обсуждение проектов).
Участие учителей естественно-научного цикла.
17 Защита проекта 1ч зачетное занятие
Конференция
«За здоровый образ жизни».
(обсуждение проектов).
Участие учителей естественно-научного цикла.
Заключение
Данный элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса и является продолжением изученного предмета «Биология: анатомия и физиология человека». Его значимость очевидна в современных условиях жизни: необходимо повышать мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья. Внедрение в учебно–воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий является одним из приоритетных направлений в современной школе. Поэтому каждый учащийся должен иметь определенные знания в области здоровьесбережения, которые позволят ему стать полноценной личностью. Курс формирует позитивное отношение к своему собственному организму, к культуре питания, прививает эстетические привычки в употреблении пищи, которые должны будут закрепиться. В дальнейшем это позволит стать учащимся полноценными гражданами.