Родительское собрание «Причины снижения успеваемости и пути их преодоления»


Эпиграфом нашей встречи сегодня станут слова «Школа дает знания только тем, кто согласен их взять». А причина, побудившая  провести родительское собрание (понижение  мотивации учения, снизившаяся успеваемость, безразличие к изучаемым предметам).
Тема: «Причины снижения успеваемости и пути их преодоления»
Установить причины снижения успеваемости учащихся и обсудить возможные пути решения этой проблемы.
Личная успеваемость каждого учащегося по предметам выдана на руки, можете просмотреть индивидуально.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.
Подростки, которые плохо учатся в школе, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать — для этого он угрюмо и враждебно молчит, когда его вызывают к доске. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь. Кто-то списывает у друзей или сдает на контрольных пустые листки. Кто-то опаздывает на уроки, прогуливает и вообще не приходит на занятия.
Ребёнок может ненавидеть школу, плохо вести себя на уроке и ничего не запоминать… Неуспеваемость способна испортить не только его самооценку, но и изуродовать жизнь, превратив годы учёбы в ад. Между тем часто причины неуспеваемости лежат на поверхности, да и устранить их реально. А что такое неуспеваемость и отставание?
Отставание – процесс накапливания невыполнений требований.
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого – либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
Так сложилось, что многие, но только не ученики нашего класса, ломают себе голову над тем, как повысить успеваемость. Пугает то, что многие ребята остаются совершенно безучастны и даже входят во вкус своей роли пассивного наблюдателя. Часто приходится видеть, как такие ученики рассматривают свой приход на дополнительные занятия как большую «милость» с их стороны.
Возможно, на этот вопрос нам даст ответ результат анкетирования ребят нашего класса.
20 штук
8 А Ситуативный интерес (неустойчивый)
10 Б Учение по необходимости (Родители заставляют, Учусь, т.к. это мой долг)
2 Повышенный познавательный интерес (Дубровина, Мухина)
Оценки, которые получают наши дети, это цена их труда. Успеваемость по сравнению с предыдущим годом ……………….
Почему же цена труда становится все ниже и ниже?
В подростковом возрасте происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться.
Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель.
Я бы выделила следующие причины неуспеваемости:
1. Отсутствие интереса к учёбе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.
2. Конфликты с педагогами. Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.
3. Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.
5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному.
6. Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.
7. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место.
8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Когда у подростка сильная мотивация, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.
9. Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье.
Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.
11.Личные проблемы. Ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.
12. Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.
Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения.  Это возможно только тогда, когда эффективно работает система семья – ученик – школа.
Мною проведен блиц-опрос учителей- предметников. Предлагаю ознакомиться с рекомендациями и претензиями учителей относительно учеников нашего класса.
1. Нарушается дисциплина в классе.
2. Из 19 учащихся занимаются в полную силу только 2 человека.
3. Очень много времени теряют на уроке: разговоры, переписываются записками, просятся «выйти» из класса, не все принадлежности носят с собой, один учебник на двоих.
4. Частые пропуски уроков, в том числе по уважительной причине.
5. Нет закрепления материала дома, не готовят домашнего задания.
6. Не записывают в дневники домашнее задание, произнося при этом: «Я потом у одноклассника спишу» или «У меня дневника сегодня нет».
7. Не используют в полную силу ресурсы своего мозга.
8. «Наглеют», вступают в споры с учителем на уроке, тем самым отвлекают других учеников.
ВЫВОДЫ:
Установить контакт с ребенком.
Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.
Иметь четкий распорядок дня.
Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
Сделать период включения в работу минимально коротким.
Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
Сдержанно относиться к школьным неуспехам.