Конспект занятия в старшей коррекционной группе для детей с ОНР. Профессии.
Тема: «Профессии».
Цель: содействовать развитию лексико-грамматической системы языка, в том числе навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с речевой и (или) познавательной патологией (общее недоразвитие речи и задержки психического развития у детей 5-6 лет).
Интеграция познавательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Виды детской деятельности: познавательная, игровая.
Задачи: расширять представления дошкольников о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости. Способствовать дальнейшему усвоению и использованию в самостоятельной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалог. Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом «чтобы», сложноподчиненные предложения с союзом «а». Развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.
Оборудование: иллюстрации, изображающие людей различных профессий; карточки – атрибуты.
Содержание непосредственной образовательной деятельности в ДОУ
1. Организационный момент – беседа по вопросам.
- Сегодня мы будем говорить о учителях, врачах, водителях, поварах, строителях, летчиках. Как вы думаете, о ком мы будем говорить?
- О людях.
- Да. О людях и их профессиях.
2. Игра с мячом «Для чего люди работают?»
- Скажите, для чего работают люди? Люди работают, чтобы (бросает мяч)…
- Зарабатывать деньги.
- Приносить пользу.
- Помогать семье. И т.д.
3. Дидактическая игра «Один-много».
- Кем могут работать люди?
В этой игре дети самостоятельно вспоминают названия профессий и стараются дать ответ «полным предложением», используя единое для всех начало фразы – «люди могут работать…»
- Люди могут работать поварами.
- Люди могут работать врачами.
4. Физкультминутка
Нам без дела не сидится,
Не устанем повторять:
Чтобы многого добиться,
Нужно очень много знать.
Встаньте, дети, разомнитесь:
Потянитесь, улыбнитесь.
Мы попробуем считать.
Что? Работы. Сколько? Пять.
Назовите пять профессий работников детского сада. (Дети вспоминают профессии и загибают пальцы на правой руке, начиная с мизинца).
Пять профессий людей, которые работают в магазине. (То же, но загибаются пальцы левой руки).
Десять профессий взрослых. (Руки подняты вверх, загибаются пальцы сначала правой, позже – левой руки, начиная с мизинца).
5. Работа с иллюстративным материалом.
Логопед демонстрирует детям картинки – взрослые различных профессий.
- Кого ты видишь, Никита?
- Я вижу врача.
- Кого ты видишь, Артем?
- Я вижу повара.
- Кого ты видишь, Миша?
- Я вижу парикмахера.
- Алина, кого видишь ты? Попробуй составить длинное предложение.
- Я вижу врача, повара и парикмахера.
Дети и логопед рассматривают следующую серию картинок. Игра повторяется несколько раз.
6. Дидактическая игра «Исправь ошибку».
- Правильно ли я говорю: врач готовит еду, а повар лечит людей? Исправь ошибку.
- Врач лечит людей, а повар готовит еду.
- Правильно ли я говорю: повар стрижет людей, а парикмахер готовит еду? и т.д.
В качестве опоры здесь используется зрительный материал из предыдущего задания: крупные иллюстрации, на каждой из которых изображено три профессии взрослого человека.
7. Дидактическая игра «Кому это нужно?».
Логопед показывает карточки, - атрибуты различных профессий.
- Кому нужны ножницы?
- Ножницы нужны портнихе.
- Правильно. Ножницы нужны портнихе, чтобы…
Ребенок повторяет начатое логопедом предложение и самостоятельно договаривает его: ножницы нужны портнихе, чтобы резать ткань. И т.д.
Тот, кто правильно составил предложение, получает карточку.
8. Итог занятия.