Логопедическая служба в помощь детям, имеющим предпосылки трудностей в обучении.
Консультация логопедаЛогопедическая служба в помощь детям, имеющим предпосылки трудностей в обучении.Составитель: Яворская Н.А..учитель-логопед 1 кв.категории
Девиз «Ничего не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия», - И.П.Павлов.Понимание, творчество, упорство и победа, - Вот главные задачи в работе ЛОГОПЕДА.
Формирование речи в онтогенезе 1-Устная 2- Письменная речь ( формируется на базе устной)
Причины возникновенияНаследственная предрасположенность. длительные соматические заболеваниянеправильная речь окружающихдефицит речевых контактовдвуязычие в семьенедостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослыхпатология беременности, родов, асфиксиядетские инфекции, травмы головы.
Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса."Я не виноват, я стараюсь..."
Дисграфия – Нарушение письменной речи, характеризующееся наличием специфических ошибокОшибки:ОрфографическиеПунктуационныеСинтаксические Связаны с незнанием правил русского языкаКарова, верталёт Специфические ошибки: Вызваны нарушением анализаторных системКалова, вихталёт
ppt_yppt_yppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
Психофизиологические основы процесса письма1 звено – становление письменной речи – замысел письма2 звено – сформированность навыков звукового анализа3 звено – перешифровка выделенной фонемы в её графический образ – графему4 звено – запись буквы, моторная программа5 звено – процесс письма возможен только при сформированных навыков самоконтроля (упреждающий, сопутствующий, завершающий)
Процесс письма строится на основе взаимодействия различных отделов ЦНСНаиболее важная роль в процессе письма принадлежит согласованной работеРечедвигательного анализатораРечеслухового анализатораЗрительного анализатора
Дисграфия Артикуляторная Акустическая
Связь артикулемы с графемойВот главная задача 1 класса
Порядковость букв в словеОтгадай слово по первым буквамРеши
Дифференциация гласныхУ-юЫ-и
Дифференциация согласных
Механизм нарушения письмаНарушение речедвигательного анализатораПоражение проводящих путей ч.м. нервовНарушение фонетической стороны речи (звукопроизношения)Снижен фонематический слухНе сформировано фонематическое восприятиеСнижение объёма словаря и грамматические ошибкиДисграфия
Механизм нарушения письмаФункциональные нарушения речеслухового анализатораНарушение фонематического слухаНарушение дифференциации звуков речи звуков, схожих по акустическим признакам (зв. – глух.)Нарушение фонематического восприятияОслабленный слуховой контроль за артикуляцией звуковНарушение звукопроизношения (вторичного характера) Дисграфия
Дифференциация согласных
Дифференциация гласных
Мягкость согласных
Пособия
Профилактика нарушений письма в видеартикуляционно-фонематической дисграфии иакустико-фонематической дисграфииРазвитие артикуляционной моторикиКоррекция нарушений звукопроизношенияРазвитие фонематического слуха (текст – слово – слог – звук)Формирование навыков зв. анализа и синтезаУточнение и расширение словарного запасаРазвитие грамматического строя речиРазвитие связной речи
style.rotationppt_wppt_y
Моторная Как двигать рукой, куда вести?
При переводе фонемы в графему выполняется сложная операция зрительно-пространственного анализа и синтеза:Подбор буквы, соответствующей фонемеАнализ количества и качества элементов, её составляющихОпределение их пространственного расположения В русском письме большое количество букв и малое количество элементов, их составляющих. Буквы отличаются количеством и взаиморасположением элементов:и – ш количеством элементови – п пространственным взаиморасположениеми – т количеством и пространственным расположениемо – с качеством элементов
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
Моторные ошибки
Механизм нарушения письмаНарушения зрительного анализатораНарушение зрительного анализа и синтезаМожет возникнуть зрительная агнозияНе распознаёт буквыМожет быть нарушение пространственной ориентировкиЯвления полной или частичной зеркальности ДисграфияНеправильное написание букв по количеству и качеству элементов
Оптические нарушения
Пособия
Профилактика нарушений письма в видеоптико-пространственной дисграфииРазвитие оптико-пространственного восприятия (схема собственного тела, ведущая рука, расположение предметов относительно друг друга, графические диктанты, работа по клеточкам, специальные упражнения)Организация праксиса руки (гимнастика, массаж)Формирование графических навыков начертания буквЗакрепление связи звука с графическим образом буквы
Аграматическая дисграфия
Пособия
Нарушение нейродинамических процессов
Разность средыДиктанты в классеСписывание и слуховые диктанты в логогруппе
Компьютерные игры
Сайты Игробуквотека (Инна Калинина)Адалин
Учимся говорить правильно
Виды работ
style.rotation
style.rotation
Составь предложение
Составь предложение Белка грызет что?
Графический план « Насекомые"
Анализ предложений.Светит луна.Послушай предложение.Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ).Кошка сидит на крыльце.Послушай предложение.Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении ( ____ ). Предлог обозначь . Дети идут в лес.Нарисуй схему предложения. Не забудь, что первое слово должно быть с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.Предлог обозначь квадратиком .Подели каждое слово на слоги: __ __ __.Назови слова по порядку.Назови первое слово.Назови последнее слово.Назови слово, которое стоит после первого слова; перед последним словом.Наклей картинку, которая подходит к схеме предложения.______ ______ ______ .Произнеси предложение вслух, показывая пальчиком каждое слово.Наклей картинку, которая подходит к схеме предложения.______ ______ ______ . __ __ __ __ __ __Произнеси предложение вслух, показывая пальчиком каждое слово.Сколько слов в предложении?1. Определение количества слов в предложении.2. Выделение предлога НА.3. Анализ предложения.4. Подбор сюжетных картинок к схеме предложений.
Спасибо за внимание!