План работы с обучающимся с ОВЗ
МБОУ СОШ № 6
Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ОВЗ
Составила:
классный руководитель 5 В класса
Антонова Е.Ю.
Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 - ФЗ.
Задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
- осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей развития и индивидуальных возможностей
- создание условий для освоения ребёнком с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования
- повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития
- корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторики
- способствовать формированию у учащегося положительной оценки себя и своих способностей
Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ
Фамилия, имя, отчество:
Дата рождения
Место жительства
Контактные телефоны
Категория «ребёнок – с ОВЗ»
Фамилия, имя, отчество матери
Фамилия, имя, отчество отца
Статус ребенка – ребенок с ОВЗ
Дата прохождения ТПМПК
Рекомендованная образовательная программа - ФГОС ООО
Фактически реализуемая образовательная программа - ФГОС ООО
Форма обучения - очная
План индивидуальной работы классного руководителя с учащимся с ОВЗ
№ Содержание работы Ответственные Сроки
1 Изучение состояния здоровья, возможностей учащегося с ОВЗ по карте ИПР Классный руководитель, медработник, педагог психолог сентябрь
2 Изучение личности учащегося с ОВЗ Классный руководитель, педагог психолог сентябрь - октябрь
3 Изучение семьи и семейных отношений учащегося с ОВЗ Классный руководитель сентябрь
4 Изучение интересов и способностей учащегося с ОВЗ Классный руководитель, педагог психолог сентябрь - октябрь
5 Вовлечение учащегося с ОВЗ во внеурочную деятельность Классный руководитель, педагог - организатор в течение года
6 Изучение микроклимата в классном коллективе, в котором обучается учащийся Классный руководитель, педагог психолог сентябрь - октябрь
7 Контроль за успеваемостью Классный руководитель, учителя предметники в течение года
8 Оказание своевременной помощи в обучении Классный руководитель, учителя предметники в течение года
Индивидуальный план воспитательной работы классного руководителя с обучающимся с ОВЗ
Ф.И.О. ученика
Класс
Классный руководитель:
Направления социализации
Направление работы Мероприятия Методы и формы (индивидуальные, групповые) Оценка результата
Художественное (организовать участие ребенка в концертах, выставках, конкурсах творческих работ и проектов)
Обеспечение присутствия учащихся ребенка с ОВЗ на праздничных школьных мероприятиях посвящённых «Первому звонку». индивидуальные, групповые положительный
Участие в мероприятии «Посвящение в пятиклассники» индивидуальная работа, групповые – участие в представлении класса положительный, принимала активное участие в мероприятии
Участие в фестивале «Мы дружбою сильны» индивидуальные, групповые положительный, принимала активное участие в подготовке и проведении мероприятия
Праздничный концерт «Тепло наших сердец», посвященный Дню матери индивидуальные, групповые положительный
Интеллектуальное (организовать участие в предметных конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предметам, посещение элективных курсов и факультативов) Участие в конкурсах, олимпиадах, проводимых в течение учебного года.
индивидуальные призер школьной олимпиады по английскому языку, участник школьной олимпиады по истории
Элективный курс «Современный английский» индивидуальные, групповые Социальное (вовлечение в общественную жизнь школы, класса, профориентация; развитие ответственности за порученное дело; работа с родителями и т.п.)
Посещение ребенка на дому классным руководителем (определение условий проживания и готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.). индивидуальная условия проживания и готовность и готовность к учебному году хорошие
Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ индивидуальные, групповые толерантное отношение одноклассников к обучающимся с ОВЗ
Выполнение поручений в классе индивидуальные поручения выполняются вовремя и с ответственностью
Досуговое (привлекать к прогулкам, объединениям дополнительного образования, посещению секций, кружков) Прогулка по городу с классом групповые положительный
Занятия в художественной школе индивидуальные, групповые положительный
Культпоход в кино групповые положительный
Клуб «Патриоты России»
индивидуальные, групповые Спортивное (организовать участие в спортивных праздниках и соревнованиях, посещение спортивных секций). Секция настольного тенниса Элементы системы работы с родителями по социально-педагогической поддержке семей
Направления:
создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития ребёнка с ОВЗ;
систематическая социально-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;
организация жизнедеятельности ребенка с ОВЗ в группе с учетом его психических и физических возможностей.
систематическую социально-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки;
Взаимодействие с родителями
Цель: организация работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Организация индивидуальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ
Изучение семей учащихся
Включение родителей во взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса
Формы: беседы, консультации, патронаж, родительские собрания, анкетирование, изучение документов
Формы: индивидуальные беседы, консультации
Формы: беседы, консультации, патронаж, родительские
Результатом работы социально-педагогической поддержки с родителями должны стать:
Комфортное положение ребёнка с ОВЗ в коллективе сверстников;
Увеличение числа обращений родителей по вопросам социально-педагогической поддержки семьи;
Положительные отзывы родителей о системе социально-педагогической поддержки семь, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.
План организации работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ
Месяц Мероприятие (тема, форма) Направление Планируемый результат
Сентябрь 1.Индивидуальные беседы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья «Возможности и способности ребенка». создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития; Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях
2.Анкетирование родителей «Наклонности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития; Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях
Октябрь 3.Индивидуальное консультирование - «Как организовать взаимодействия с детьми с ОВЗ»
систематическая социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; взаимодействие с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи
1.Беседа «Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни Систематическая социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями
2.Консультационные беседы «Встреча с родителями» Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей. Родители получили знания и умения, необходимые им для конструктивного взаимодействия с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи в целом, умеют применять их на практике
Ноябрь 1.Индивидуальные беседы «Усвоение образовательных программ детьми с ОВЗ» Систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки и т.п.; Родители получили индивидуальную поддержку в зависимости от проблем семьи
2.Детско-родительский тренинг. Создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития; Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы
Декабрь 1.Консультационные беседы «Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ» Систематическая и психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки и т.п.; взаимодействие с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи
2.Индивидуальные консультации Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы
Январь 1.Консультационные беседы «Самооценка ребёнка» Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития; Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей
2.Проведение индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам «Оказания оптимальной помощи детям с трудностями в развитии» Систематическая и психолого-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы
Февраль 1. Консультационные беседы «Родительские встречи» Систематическая и психолого-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; Основные темы занятий группы определены в зависимости от потребностей родителей
2.Консультационная беседа с родителями «Выявление отставания в прохождении учебных программ» Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития; Пропаганда возможностей и достижений детей с ОВЗ например, выставки художественного творчества;
Март 1.Консультационные беседы «Предварительная заявка на организацию летнего - оздоровительного отдыха» Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей
2.Патронаж. Заполнение с получателями услуги анкеты - опросника, обобщение результатов анкетирования Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях
Апрель 1.Беседа с родителями «Подготовка к итоговой аттестации и учащихся с ОВЗ» Создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития; Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей
2.Индивидуальная работа «Отслеживание динамики состояния здоровья детей данной категории» Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития; Родители получили индивидуальную поддержку в зависимости от проблем семьи
Май 1.Мониторинг уровня «здоровье» Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде бесед, обсуждений; Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы
2.Проведение итогового занятия Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде бесед, обсуждений; Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ по биологии
Ф.И.О. ученика
Цели обучения биологии для детей с ОВЗ следующие:
овладение комплексом минимальных географических (биологических) знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности;
развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
формирование предметных основных общеучебных умений;
создание условий для социальной адаптации учащихся.
Предмет биология Входной Промежуточный Сравнительный анализ Итоговый Сравнительный анализ
Результат 4 4 достижение стабильных положительных результатов Необходимая коррекция нет Карта формирования УУД у учащегося 5 В класса МБОУ СОШ №6
Классный руководитель Антонова Е.Ю.
№ Показатели
Сроки мониторинга
Стартовый
Промежуточный Итоговый итог
2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1 умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2
2 2 умение использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 2 2 3 умение оценивать результаты своей работы. 2 2 ОБЩИЙ ИТОГ 2 Познавательные УУД
1 умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2 2 2 умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 2 2 3 Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 1 2 ОБЩИЙ ИТОГ 1,7 2 Коммуникативные УУД
1 умение отвечать на вопросы учителя. 2 2 2 умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2 2 3 умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2 3 ОБЩИЙ ИТОГ 2 2,3 3 б – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ за учащимся с ОВЗ на уроках биологии
Учитель Антонова Е.Ю. Класс 5 В Ученик
Наблюдения Сформированность предметных навыков Способность понять и принять инструкцию Способность работать по образцу Способность планировать свою деятельность Умение делать выводы и анализировать Умение работать в группе Владение устной речью
Входной мониторинг 2 2 2 1 2 1 3
Направление коррекции индивидуальные занятия индивидуальные и групповые
занятия Промежуточный мониторинг 2 3 3 2 2 2 3
Направления коррекции индивидуальные занятия индивидуальные занятия индивидуальные и групповые
занятия Итоговый мониторинг Анализ Рекомендации на 2017-2018уч.г. 3 б. – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое
Приложение 1
Коррекционные и развивающие программы,
используемые в работе с учащимися с ОВЗ среднего звена школы
№ п/п Автор Название
программы Основные цели, задачи Год, издательство
1 Е.Г.Коблик «Первый раз в пятый класс» -успешная адаптация школьников к обучению в среднем звене и профилактика возможных трудностей,
возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса Москва НПО «Перспектива»
2007
2 О.Н. Истратова,
Т.В. Эксакусто «Занятия интеллектуального тренинга, направленные на развитие мышления, памяти, внимания». -развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия;
-коррекция внимания.
Ростов-на Дону;
«Феникс», 2003
4 М.Р.Битянова
Т.В.Азарова.,
Т.В.Земских «Профессия-школьник» -формирование индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников Издательство ЦСПА «Генезис»,
2000
5 Л.Галецкая,
В.Орлова «Шаги в профессию»
(для учащихся 8-9 классов) -оказание помощи девятиклассникам в определении дальнейшего образовательного маршрута и правильном выборе будущей профессии Издательство
ЦСПА «Генезис»,
2000
6 Н.П.Майорова Е.Е.Чепурных.
С.М.Шурухт «Обучение жизненно-важным навыкам» -профилактика и предупреждение вредных привычек Издательство «Образование- Культура»
Санкт-Петербург,
2002
7 Ю.Н.Владимирова Программа адаптационных занятий для пятиклассников
«Новичок в средней школе» -успешная адаптация пятиклассников к новым условиям обучения Москва НПО
Перспектива
2008
Приложение 2
Изучение семей учащихся с ОВЗ
Анкета «Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»
Данная анкета позволит узнать насколько хорошо родители знают своего ребенка.
Тема:«Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»
Цель: получения сводных данных по удовлетворенности качеством условий предоставляемых родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Целевая группа: родители ребенка с ОВЗ
Материалы:
1. Знаете ли Вы, что у детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформированы необходимые предпосылки для успешного усвоения основных предметов (русский язык, математика и др.)?
да;
нет.
2. Знаете ли Вы о существовании специализированных подходов и методов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья?
да;
нет.
3. Знаете ли Вы о необходимости обучения детей с нарушениями речи по адаптированным образовательным программам?
да;
нет.
4. Знаете ли Вы о возможности эффективного коррекционного обучения детей с нарушениями речи при адекватных медико-педагогических подходах и о достижении при этом максимально возможной компенсации речевых и сопутствующих им расстройств?
да;
нет.
5. Знаете ли Вы, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья является медико-педагогической проблемой и компетенцией совместной деятельности педагогов и медицинских работников?
да;
нет.
6. Знаете ли Вы об особенностях и преимуществах различных вариантов специального образования для разных групп детей с ограниченными возможностями здоровья?
да;
нет.
7. Знаете ли Вы о следующих преимуществах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в отдельных школах (школах для обучающихся с ОВЗ) по сравнению с инклюзивным образованием и обучением в отдельных классах общеобразовательных школ?
да
нет
8 . Откуда Вы получаете информацию об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья?
образовательные организации (лекции, семинары и др. мероприятия вобразовательной организации);
медицинские учреждения (поликлиника, детские больницы и др.)