Индивидуальный подход к обучающимся на уроках письма и чтения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Выступление на совещании
Индивидуальный подход к обучающимся на уроках письма и чтения
Шуфаева Ольга Сахиповна,
учитель русского языка и чтения
г.Чернушка
декабрь, 2016 г.
Каждый ребенок обладает индивидуальными свойствами памяти, способностями к размышлению, имеет свой уровень темперамента и усидчивости, свои собственные интересы и приоритеты. Это приводит к тому, что не все обучающиеся одинаково успешно усваивают материал, овладевают знаниями и приобретают необходимые навыки. Поэтому, для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого ученика, в процессе обучения необходимо применять индивидуальный подход.
Индивидуальный подход (англ. individual approach) - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно- воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Цель индивидуального подхода:
углубление и расширение знаний обучающихся, повышение уровня их знаний, умений и навыков, исходя из интересов и способностей.
В чем же сущность данного принципа?
Индивидуальный подход предполагает, что учитель очень хорошо знает своих учеников. Педагог Константин Ушинский писал: «Чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, нужно знать его во всех отношениях». При изучении ребенка необходимо понять, что он представляет из себя сегодня, каким был раньше и чего можно ожидать от него завтра. То есть нужно проследить историю развития ученика и увидеть в ней перспективы. Именно в этом кроется секрет успеха индивидуального подхода в обучении и воспитании обучающихся.
Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти.
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Индивидуальный подход необходим обучающимся с нарушением интеллекта, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.
Реализация индивидуального подходов на уроках письма и чтения
В своей работе по обучению старших классов письму и чтению я продолжаю осуществлять задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Обучающиеся должны:
- овладеть навыками правильного, беглого, выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
При обучении обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения применяю индивидуальный подход при повторении, закреплении знаний, обобщении, при предъявлении домашнего задания, проведении контроля за формированием знаний, умений и навыков.
На уроках письма и чтения для организации индивидуального подхода применяю дифференциацию обучающихся, предложенную Воронковой В.В. Согласно педагогической дифференциации обучающиеся вспомогательной школы по возможностям обучения на уроках письма относятся к I, II, III, IV группам.
1 группа
Высокий уровень 2 группа
Средний уровень 3 группа
Ниже среднего уровень 4 группа
Низкий уровень
Составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Обучающиеся, которые также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются
в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Обучающиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне.На уроках письма и чтения индивидуальный подход выражается в:
- использовании разных вариантов однотипных заданий,
- применении заданий разной степени сложности,
- оказании различной помощи обучающимся при выполнении одного и того же задания,
- различных количествах повторений для выполнения одного и того же задания,
- использование карточек для самостоятельной работы,
- применении разных видов ключей, опор.
Работа по карточкам.
Наиболее распространенным средством обучения, которое помогает мне осуществить индивидуальный подход, является использование карточек. Через них реализуется «и обратная связь, и индивидуализация, и привитие интереса к предмету, и умение работать самостоятельно». Преимущество карточек состоит в том, что их можно использовать при изучении различных тем. При этом все ученики вовлечены в работу, как правило, класс не делится на группы, но школьники обязательно выполняют задания по уровням.
Например, на тему «Согласование существительных с глаголами в нужном падеже».
1, 2 группа. Впишите существительные по смыслу, согласуя в нужном падеже.Ухаживали (за кем?) .... Кормили (кого?) ... . Полюбили (кого?)... . Понравилось (кому?)....
3 группа. Впишите существительные в нужном падеже.Ухаживали (за кем?) ...(лосенок). Кормили (чем?)... (молоко). Полюбили (кого?)... (лосенок). Понравилось (кому?) ...(лосенок).
4 группа. Допишите окончания существительных.Ухаживали (за кем?) за лосенк... . Кормили (чем?) молок... . Полюбили (кого?) лосенк... . Понравилось (кому?) лосенк... .
На уроках чтения и развития речи, например, при составлении пересказа прочитанного текста по плану обучающиеся работают следующим образом:
1 группа - пересказ текста самостоятельно по написанному плану;
2 группа - пересказ текста по плану с помощью наводящих вопросов;
3 группа - пересказ текста по подробному плану, состоящему из распространенных предложений;
4 группа - ответы на вопросы по тексту с использованием опорных слов.
Таким образом, использование карточек помогает на уроках письма и чтения в организации изучения материала и в контроле за осуществлением самого учебного процесса. Хорошо успевающим ученикам даются дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.
Применение заданий разной степени сложности.
При выполнении письменной работы обучающихся по изложению текста.
1, 2 группа. Самостоятельно. Учитель оказывает помощь по мере необходимости.
3 группа. Можно пользоваться словами и составленными предложениями.
4 группа. Вставить нужные слова в основу рассказа: Однажды ребята нашли (кого?) ... и принесли его (куда?)... . Ребята назвали его... . Дети (что делали?) за лосенк... . Красавчик полюбил (кого?)... . Дети тоже полюбили (кого?)... и не хотели с ним ... .
При выполнении упражнений в учебнике использую индивидуальную работу, с обучающимися III и IV группы упражнения разбираем подробно при помощи наводящих вопросов, подсказок.
Контрольная работа.
Индивидуальный подход необходим при проведении контрольной работы. Например,
обучающимся I и II группы диктуется полностью весь диктант;
обучающимся III группы диктуется первая половина диктанта, вторая дается на карточке для списывания с пропущенными буквами;
обучающимся IV группы текст дается на карточке для списывания с пропущенными буквами. Грамматические задания также дифференцируются по степени сложности. Если обучающиеся I группы могут выполнить самостоятельно 2 задания, то ученикам IV группы дается самое простое задание по теме, оказывается индивидуальная помощь.
Домашнее задание.
Домашнее задание с использованием индивидуального подхода позволяет каждому ученику выполнить задание и стимулирует работу по закреплению знаний. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребёнка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком столь необходимого для успешного обучения в дальнейшем. Поэтому, для обучающихся предлагаю разноуровневое домашнее задание, которое предполагает выполнение в виде небольшой письменной, устной работы в полном соответствии с чёткой установкой учителя, независимо от сложности, оценивается самой высокой отметкой. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые в свою очередь, влияют на формирование познавательных качеств обучающихся, в том числе на совершенствование навыков.
Заключение.
Т.о. реализация индивидуального подходов в процессе обучения письму и чтению помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.
Список литературы
Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М., 1992.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М., 2002.
Воронкова В.В. Дифференцированный подход и коррекционно-развивающее обучение русскому языку умственно отсталых школьников I – IV классов. Автореф. дис. на соискание уч. степ. Доктора пед. наук., - М., МПГУ, 2001г.
Воронкова В.В. Дифференцированный подход при обучении правописанию учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис… канд.пед.наук. – М., 1972.
Мирский С.Д. Индивидуализация учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе. // Дефектология, 1981, №2.
Программы развития коррекционной школы-интерната, детского дома/ Под ред. Худенко Е.Д., Кальянова И.В., Ермаковой И.И., Яковец Ю.С.М.: НОУ АНМЦ «Развитие и коррекция», 2005г.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой, М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-Сб.1.Ё