Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования


Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования
Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности, обучающихся в системе дополнительного образования, на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода. Индивидуальный подход к обучающимся способствует развитию и становлению личности, повышению уровня обучения.Личностно-ориентированное обучение по самой своей сути, предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность обучающегося, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств. Что бы обучение можно было считать личностно - ориентированным и наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:
уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретённый опыт;особенности психического склада личности (память, мышление, восприятие, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.); особенности характера, темперамента.
Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным.Личностно-ориентированный подход можно применить во многих современных методах и технологиях, главное, как уже было сказано выше, центрирование процесса обучения должно быть на обучающегося.Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого обучающегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль педагога состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет обучающемуся опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Педагог и обучающийся создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию обучающегося и развитие его личностных качеств.Таким образом, о личностно-ориентированном обучении можно говорить тогда, когда при создании, осуществлении и диагностике образовательной деятельности учитываются природные, личностные и индивидуальные особенности обучающихся и педагога. Только совместная деятельность, в основе которой лежат эти принципы, позволяет участникам образовательного процесса всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности.Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:  гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества;технологии свободного воспитания;
Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.
Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.Основой личностно-ориентированного обучения можно считать учебную личностно-ориентированную ситуацию, то есть ситуацию, в которой интересы, потребности, личностный опыт обучающегося выступают такими же значимыми компонентами процесса обучения, как знания и умения. Раскрывая ее сущность, необходимо четко представить, что такая ситуация не может преднамеренно вводиться в соответствие с планом занятия, она не имеет заданного извне материала и однозначно предписанной методики организации, не подходит одновременно для всего класса. Педагог ориентируется на правильность ответа, те или иные действия или поведение обучающегося. Выявить показатели, свидетельствующие о том, достигнут ли личностный уровень взаимодействия субъектов обучения, – сложная задача, решение которой требует от педагога и адекватных ей диагностических средств – не только научного инструментария, но и выражения сочувствия, проявления интуиции, открытости, преодоления стереотипов и имеющихся установок.
Конструирование учебной ситуации предполагает использование следующих приемов:1) представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;2) усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности;3) имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания.
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения.
Как реализуется личностно-ориентированный подход в обучении в методе проектов?
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль обучающихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Совместно-распределенная деятельность педагога и обучающихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов включает в себя три основных этапа: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный.
Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования.
Проекты бывают: а) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на одном занятии для решения небольшой проблемы); б) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более. Какие бывают типы проектов? а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты. б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки. в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент занятия, кроссворды. г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, доклады. д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие.
Учебных проектов великое множество: от проекта на одно занятие до проекта на весь учебный год; от проекта для изучения отдельных тем до межпредметных и внепредметных; индивидуальные, групповые, разновозрастные и т. д..Для обучающихся это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия обучающихся с педагогом и обучающихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Для педагога - это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы. В результате у обучающихся вырабатываются умения:- сформулировать проблему;- поставить цель и спланировать деятельность;- самоанализа;- презентации своей деятельности и результатов;- поиска нужной информации;- практического применения знаний умений и навыков;- проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения).Чтобы сделать большой серьезный проект надо сначала научить учащихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работать в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умений. Поэтому начинать можно с работой над мини-проектами. Именно их стараюсь использовать прямо на занятиях объединения, начиная с 5 класса. Примером таких работ могут являться:5 класс – проект «Опрос общественного мнения» (цель: осмысление некоторых актуальных для них вопросов образования), 6 класс – проект «Великие лингвисты», «Женщины лингвисты» (цель: изучение биографий великих филологов, их вклада в науку), «История слова» (цель: изучение происхождения того или иного слова), «Появление алфавита» (цель: изучить историю языкознания) и т.д.Все эти проекты не занимают много времени, не очень сложны в своем исследовании, но в процессе работы у обучающихся формируются необходимые навыки и компетенции. Кроме этого школьники изучают информационные технологии, учатся представлять результаты своей работы в различных формах. Постепенно работа может усложняться.
Проект – это «пять П».
1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух занятий (мини-проекты или краткосрочные проекты). 2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий обучающегося и педагога. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы педагог помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает своё видение решения задачи. Участников проекта я разбиваю на группы от 2 до 5 человек в зависимости от количества обучающихся в группе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др. 3.Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Педагог корректирует последовательность технологических операций в каждой работе. 4.Результат работы – продукт. Обучающиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Педагог выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, то конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на занятии, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Обучающиеся 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Результатами работы над проектами становятся рефераты, эссе, презентации, доклады, творческие работы.5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации. При защите обучающиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Обучающиеся с интересом смотрят работы других и с помощью педагога учатся оценивать их.
В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю обучающихся и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Положительные эмоции и успех рождают желание работать дальше. Метод проектов разрушает школьную рутину.Приобщение обучающихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.
Мной разработаны и внедрены в учебную деятельность на занятиях творческих объединений следующие индивидуальные и групповые проекты:
1. «Чудеса света». Интегрированный проект. Этот проект состоит из мини – проектов. Каждый обучающийся выбирает себе тему по интересам. Дети выбирают одно чудо света и рассказывают о нем. музыке», дети, которые хорошо, рисуют выполняют иллюстрации,кто-то делает поделки и т.д., таким образом, осуществляя индивидуальный, дифференцированный подход создается единый проект «Чуеса света» 2.Составление тематических кроссвордовПри знакомстве детей с составлением кроссворда важно отметить его тему. В итоге создаются творческие работы обучающихся.3. Создание миниатюрной книжки В результате работы над этим проектом ребята индивидуально или в группах создают книжки, подбирая тему, текст, оформление. Лучшая книга по мнению детей оценивается призами и грамотами.4. Русский язык вокруг нас.Интегрированный проект (межпредметный). Ребята выполняли индивидуальные проекты каждый в своем направлении: Русский язык в природе, русский в физике, химии, технике, музыке, математике, в искусстве. Все их проекты мы вставили в одну презентацию и получили большой проект «Русский язык вокруг нас» 5. Задачи со спичками. Ребята не только находили готовые задачи со спичками из книг, ресурсов Интернет, но и составляли свои.6. Ребусы.Обучающиеся разгадывают ребусы, составляют свои.7. Репортажи.Продуктом данного проекта является репортажи обучающихся :на уроке физики, на на перемене, в школьной столовой и.др.8. При изучении темы «Русский язык в повседневной жизни», каждый обучающийся выполнял индивидуальный проект по проблеме «Русский язык в жизни моей семьи».9.Исследовательские работы «Происхождение и значение фразеологизмов», «Чудеса света», «Русский язык и правила орфографии вокруг нас», «Русская речь в СМИ» и др.
Хочется отметить, что данная деятельность приносит свои положительные результаты. Однозначно можно сказать о повышении мотивации к изучению русского языка. Дети видят связь между различными предметами, решают жизненные задачи. Именно на занятиях в объединении умения самоорганизации формируются в процессе работы над творческим проектом.
Таким образом, в деятельности объединения есть необходимость выработки системы работы, целью которой является развитие творческих способностей обучающихся и способствование развитию умений самоорганизации в деятельности ребенка через личностно - ориентированное обучение, индивидуальный, дифференцированный подход.
Дополнительное образование
Миссия дополнительного образования детей заключается в создании условий для реализации дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг "в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства" (ст.26 Закона "Об образовании")
   Основные цели и задачи дополнительного образования детей:
развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение занятости детей социально значимой деятельностью, их самореализации и социальной адаптации, формирование лидерских качеств, социальных компетенций;
обеспечение условий для патриотического и духовно- нравственного воспитания, личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда, формирование общей культуры;
выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей и подростков;
профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений.
   Дополнительное образование детей, призванное обеспечивать воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка, эффективно влияет на:
создание широкого общекультурного и эмоционально - окрашенного фона для позитивного  восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
осуществления "ненавязчивого" воспитания _ благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит формирование нравственных , духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;
ориентацию обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной, научно- исследовательской и др.), на реализацию их способностей в системе дополнительного образования детей;
компенсацию знаний, необходимых школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизацию жизненных и профессиональных  планов, формирования востребованных социальных компетентностей. Данная задача не всегда разрешима в рамках традиционной классно - урочной системы образования и гораздо легче реализуется через программы дополнительного образования.
   Дополнительное образование  создает "ситуацию успеха", помогает становлению ребенка как успешной личности.
   Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ соответствует:
-достижениям   мировой   культуры,   российским   традициям,   культурно-национальным
особенностям региона;
-современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
-формам и методам обучения (активные методы дифференцированного обучения, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
-методам контроля и управления образовательным процессом (наличие результатов деятельности детей);
Содержание программ дополнительного образования направлено на:
-создание условий для развития личности ребёнка;
-развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и   отечественной культур;
-целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развитая личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Дополнительное образование как система развития способностей детей. И.А.Дыгова ,преподаватель МКОУ ДОД ЦДТ «Эрудит», г.о.Нальчик
Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети среднего и старшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Школьники среднего и старшего возраста уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности. Познавательная активность школьников рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Основными характеристиками познавательной активности являются:
- естественное стремление школьников к познанию;
- положительное отношение к учебе;
-активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;
- проявление воли в процессе овладения знаниями.
Но не всегда общеобразовательные учреждения в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени, тогда как учреждения дополнительного образования (УДО), имеющие в своей основе принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами и сверстниками, обладают дополни- тельными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности практически любого ребенка. С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционно- го преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей, а также дальнейшей их социализации в обществе. Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает в профессиональной ориентации. Основное внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершен- ствовании личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации. Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка в рамках единого социо-культурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекают требования к ориентации программ дополнительного образования детей на:
- динамичность образовательного процесса как социального явления;
- стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей;
- активное усвоение содержания образования, прогнозирование его применения в различных ситуациях;
- обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей;
- самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения.
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью, в этом случае, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало. Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) достижения своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования. Социальная функция УДО направлена на удовлетворение:
а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);
б) родительского спроса (представления о том, что необходимо и что недостает их ребенку: занятость по времени, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);
в) детского спроса - удовлетворение потребности познавательного и личностного развития (общение, досуг и времяпровождение), детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка;
г) экономического спроса - возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и предпрофессиональная подготовка для детей;
д) правоохранительного спроса - профилактика девиантного и асоциального поведения детей. Психологическая функция УДО:
а) развивающая - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умений и навыков). Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;
б) социализирующая - общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий;
в) компенсаторная - психологическая компенсация неудач в семье, в школе; г) релаксационная - возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе; д) консультационная - для педагогов, родителей и детей. Образовательная функция УДО: а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений;
б) профессиональное самоопределение и преддверие профессионального образования (например, дизайн-студия, фотостудия, авиа-, авто-, судо-моделирование);
в) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес каждого ребенка.
Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка. Для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования. Учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития способностей учащихся. Напротив, они должны создавать условия и для развития детей, как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще "не нашли себя", не проявили своих интересов и способностей. Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка являются три основных фактора: познавательная, личностная, творческая активность. Имеющийся в литературе коллективный психолого- педагогический опыт показывает, что наилучший успех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития. Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей, личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми. Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного образования. Особое место занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия. Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы. Комплектование состава детского объединения: этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий - организацию рекламы, запись, организационное собрание и оформление необходимой документации. Первые занятия: каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, так как они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, поскольку складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям. В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач: 1) создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умения- ми; 2) познакомить ребят с учреждением, детским объединением, с образовательной программой, правилами работы; 3) получить необходимую информацию друг о друге, выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности; 4) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива. Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Здесь можно использовать целый ряд игр ("Снежный ком", "Расскажи мне о себе", "Мое самое любимое" и др.). На данном этапе педагог определяет причины, побудившие каждого из детей записаться в данное творческое объединение. Второй этап занятия - рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
• разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы;
• описание содержания и результатов первого года занятий;
• объяснение основных этапов овладения мастерством;
• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников;
• рассказ о традициях творческого объединения. В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях объединения, можно использовать в других сферах жизни - в школе, в домашнем быту, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
• выставка детских творческих работ;
• стенгазета или рукописный журнал;
• альбом-летопись детского объединения;
• фотографии, слайды и видеофильмы;
• награды детского объединения и его воспитанников;
• выставка книг и периодической печати;
• информационный стенд.
Следующий этап занятия выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
• тесты или тестовые задания;
• викторины, конкурсы и соревнования;
• познавательные игры;
• выполнение практической работы или творческого задания.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
• внесения корректив в образовательную программу;
• разработки индивидуальных заданий;
• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории. Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:
• обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
• самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;
• обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования; • выбор детского актива;
• распределение разовых и постоянных поручений.
Результатом этого этапа занятия является:
- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;
- понимание детьми взаимной ответственности;
- включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
- начало работы по формированию системы детского самоуправления.
Следующий этап занятия - собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы. Что касается методов обучения, то их можно классифицировать по различным критериям (основаниям) - по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного - наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), тестирование. На этапе проверки полученных знаний - зачет, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, соревнование. Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей. Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе. Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки. Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта. Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Дополнительные образовательные программы должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополни- тельного образования при разработке своих авторских программ должны по- знакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего мо- гут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной про- граммы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками. Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально- культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям кон- кретного образовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
Список литературы 1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 1997.
2. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся нач. кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993.
3. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.
4. Бурлакова И.В. Использование новых педагогических технологий при организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [сайт]. - М.: Издат. дом "Первое сентября", 2003-2010. - URL: http://festival.1september.ru/articles/584687/Повышение эффективности образования через использование современных образовательных технологий
Соответствие деятельности учителя основным направлениям федеральной и региональной политики в сфере образования
Основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования являются формирование ключевых компетентностей школьников; сбережение и укрепление здоровья обучающихся; формирование информационной культуры. В соответствиями с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования учитель русского языка и литературы должен внедрять в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии: технологии компетентностно-ориентированного обучения (метод проектного обучения, технологию портфолио); здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии. Обоснование выбора современных образовательных технологий для внедрения в практику Отсутствие динамики качества знаний учащихся по русскому языку и литературе. Невысокая мотивация к изучению русского языка и литературы. Малорезультативная работа по укреплению и сохранению здоровья детей. Отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающегося. Отсутствие навыка работы учащихся с информационными ресурсами сети Интернет. Проанализировав проблемы, я сделала следующие выводы: · необходимо развивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика, его творческий потенциал; · должны применяться педагогические технологии, которые позволят · сформировать ключевые компетентности обучающихся, в том числе информационные; · необходимо внедрение здоровьесберегающих технологий как условия самореализации обучающихся, повышения их уровня обученности и качества знаний. Поэтому в своей педагогической деятельности использую современные образовательные технологии, которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.2 СОТ: Информационно-коммуникационные технологии, технологии личностно-ориентированного обучение (метод проектов, портфолио), здоровьесберегающие технологии. Задачи Ожидаемые результаты использования СОТ Создать условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализа- ции их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала. Повышение качества знаний учащихся. Овладение учащимися ключе- выми компетентностями. Сформированность научно- исследовательских навыков обучающихся. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся Сформированность потребности в здоровом образе жизни. Интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Снижение дезадаптации воздействию негативных факторов внешней среды. Совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся. Мною составлен план деятельности по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов ( конспекты уроков, тренажеры для фронтальной работы, программы для самообучения и самоконтроля, контрольно-измерительные материалы для проведения мониторинга результативности внедрения СОТ). СОТ Виды деятельности Метод проектного обучения Ознакомление учащихся с проектным методом Оказание помощи в постановке целей Прогнозирование конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников Выявление и использование способов учебной деятельности, предпочитаемых самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей Консультирование на всех этапах работы над проектом3 Технология портфолио Постановка проблемы Знакомство учащихся с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации учебного процесса Вооружение учащихся технологическими приемами, методиками и средствами для запуска собственного портфолио Совместное конструирование деятельности Отслеживание наполняемости портфолио Консультирование учащихся Информационно- коммуникационные технологии Применение учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, ресурсов сети Интернет Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций-презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК Оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций проектов Здоровьесберегающие технологии Осуществление дифференцированного подхода к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся Осуществление диагностической, организационно- координационной, профилактической деятельности Внедрение курса «Основы православной культуры», комплексно целевой программы «Здоровье» Проведение профилактической просветительской работы (лекции, беседы, декадники, акции «Брось сигарету!», «Нет наркотикам») Внедрение актуальных современных образовательных технологий Компетентностно-ориентированные технологии Проектный метод является приоритетным направлением в работе на уроках и во внеурочной деятельности. Опираюсь на главные принципы в реализации данного метода: самостоятельность, деятельность, результативность. Метод проектов позволяет успешно формировать ключевые компетентности личности, необходимые в реальной жизни: коммуникативные, информационные, компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, с умением учиться всю жизнь. Организацией проектной деятельности учащихся занимаюсь 5 лет. Ими4 разрабатываются исследовательские, информационные, практико- ориентированные проекты по всем преподаваемым ею предметам. С каждым годом растет количество проектов, улучшается их качество, расширяются виды и формы. Презентация проектов учащихся стала традиционной в школе. Лучшими проектами признаны: практико-ориентированные, исследовтельские, информационные, творческие. Виды проектов Продукты Творческие «Тема милосердия в худ. литературе» «Васюткиными тропами» Информационные Справочник «Привет, причастие!» Справочник «Фразеологизмы библейского происхождения в СРЯ» Иллюстрированный сборник «Славянские боги в сказаниях и мифах» Исследовательские Словарь - справочник «Школьный и молодежный сленг» Исследовательская работа «Детский фольклор» Альманах «Виктор Петрович Астафьев. Истоки творчества» Практико- ориентированные Путеводитель «Мой родной город» «Таблицы и схемы по русскому языку на электронном носителе» Стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности, использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Технология портфолио. В своей практике применяю технологию портфолио, которая предполагает оценку учебной деятельности самим учеником. В портфолио ученики включают результаты учебы и своего становления как личности. Портфолио является формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов учащегося. Учащиеся создают различные виды портфолио: рабочий, тематический, демонстрационный, презентационный, портфолио достижений. Благодаря внедрению данной технологии учащиеся научились: работать с постоянно обновляющимся информационным потоком; ставить цели, планировать, организовывать и оценивать собственную учебную деятельность, работать в сотрудничестве. Информационно-коммуникационные технологии5 Использую информационные технологии как средство повышения эффективности обучения. Разрабатываю мультимедийные уроки по русскому языку и литературе: презентации к урокам русского языка и литературы; лекции- презентации; тренажеры для фронтальной работы; программы для самообучения учащихся и самоконтроля. Оказываю помощь учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов; при оформлении рефератов, портфолио. Использую информационные технологии при проведении уроков: · «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» (10 кл). · «Орфограммы в корне» (5 кл). · «Сергей Есенин - национальный поэт» (11 кл.) · «Хохлома - это часть культуры родной земли (н, нн в суффиксах прилагательных)» (6 кл.). Мною используются информационные технологии при разработке и проведении внеклассных мероприятий («В здоровом теле - здоровый дух», «Праздник славянской письменности и культуры»). Творческое использование информационных технологий позволило повысить информационную культуру учащихся реализовать принцип «обучение с увлечением», активизировать учащихся в процессе обучения и воспитания, что привело к устойчивому интересу. Здоровьесберегающие технологии В условиях единого воспитывающего здоровьесберегающего пространства одна из основных задач школы - сохранение здоровья и профилактика заболеваний учащихся. На каждом уроке и во внеурочной деятельности применяю здоровьесберегающие технологии. Задача Система мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся Сохранение и укрепление здоровья учащихся. Соблюдение санитарно-гигиенического режима Дифференцированный подход к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам Разнообразие форм и методов работы Смена видов деятельности Чередование видов активности (интеллектуальная –> эмоциональная –> двигательная) Физкультминутки, гимнастика для глаз Написание учащимися творческих работ по вопросам здорового образа жизни Организация просветительской работы среди учащихся с приглашением школьного врача Проведение мероприятий физкультурно- спортивной6 направленности Результативность внедрения современных образовательных технологий Результатами внедрения современных образовательных технологий являются: 1. Стабильный уровень обученности на всех ступенях обучения 2. Положительная динамика по показателю «Качество знаний» на всех ступенях обучения. 3. Активизация познавательной деятельности. 4. Повышение мотивации к образованию, компетентному выбору профессионального и жизненного пути ( по результатам мониторинга возросла мотивация у 23 % учащихся ) 5. Развитие навыков оценочной (самооценочной) деятельности 6. Овладение учащимися ключевыми компетентностями 7. Сформированность научно-исследовательских навыков обучающихся 8. Активное и результативное участие учащихся в проектной деятельности и творческих конкурсах 9. Совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся 10. Уменьшение количества пропусков в связи простудными заболеваниями на 5% 11. Сформированность потребности в здоровом образе жизни Таким образом, использование современных образовательных технологий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, способствовало формированию ключевых компетентностей; позволило добиться более высоких результатов в обучении и воспитании учащихся