Региональный компонента в музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование регионального компонента в музыкальном воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью.
Кузнецова М. К., педагог
дополнительного образования
ГОУ СКОШ №31
г. Архангельска,
высшая квалификационная
категория.
Национально-региональный компонент – это совокупность природных, экономических, экологических, историко-социокультурных, демографических, медицинских, этнопсихологических особенностей региона, отраженных в содержании образования и воспитания.
Средой сохранения, развития духовных традиций Русского Севера являются семья, дошкольные, школьные, внешкольные учебные заведения, поэтому приобщение к национально-региональному достоянию осуществляется в трех основных сферах: в учебном процессе, во внеклассной воспитательной работе, в работе с семьей.
Приобщение детей с интеллектуальной недостаточностью к традициям Русского Севера наиболее целесообразно осуществлять на уроках музыки, а так- же на факультативных занятиях.
Содержание регионального компонента в музыкальном воспитании направлено на решение следующих задач:
Формирование начальных представлений о самобытности культуры Русского Севера, являющейся частью национальной культуры;
Знакомство детей с миром человеческих отношений, формирование их ценностных ориентиров на основе элементов регионального музыкального творчества;
Расширение музыкального кругозора учащихся, знакомство с лучшими образцами северного народного песенного и инструментального творчества;
Воспитание интереса к народному творчеству и музыке.
Все задачи совокупно направлены на реализацию основной идеи - формирование и развитие творческой активной личности. Занятия музыкальной деятельностью стимулируют компенсаторные возможности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Работа по использованию регионального компонента в музыкальном воспитании мы ведем в следующих направлениях:
Ознакомление учащихся с северной народной музыкой;
Использование в дополнительном образовании образцов детского фольклора в музыкальной культуре севера;
Воспитание навыков пения без музыкального сопровождения;
Музицирование детей на доступных народных инструментах;
Использование подвижных игр, хороводных движений, хороводов.
Рассмотрим краткое содержание выделенных направлений.
Ознакомление с северной народной музыкой. Есть в северных поселках, селах, деревнях необыкновенные островки жизни, где сохранились старые крестьянские обычаи, старинные праздники, обряды и, конечно, песни.
Песни сопровождали человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребенок, начинался родильный обряд, затем под песни младенца крестили. Под колыбельные ребенок засыпал и т.д.
Многие народные песни исполняются в играх, хороводах, плясках. Это придает песне особую динамику, эмоциональность. Соединенная с движением, танцем, песня приобретает дополнительную окраску. В песенном репертуаре северных деревень множество жанров: песни детские, семейные, духовные, исторические, календарные, солдатские, игровые, плясовые, свадебные, частушки. Вот здесь и возникает проблема как приобщить детей к традициям, как учить петь традиционные песни, какие им по силам, а какие нет.
Тематика песен имеет важное значение для восприятия музыки, развитию умения выразить свои чувства, переживания. При знакомстве с народными песнями мы ставим следующие задачи:
Формирование эмоционального отношения к окружающему;
Развивать умение подпевать музыкальные фразы;
Учить петь естественным голосом, без напряжения;
Основным в методике работы является воздействие на ребенка выразительной певческой интонацией педагога с показом соответствующей содержанию песни игрушки-персонажа. Для активизации детей мы применяем разнообразные игровые приемы. Например, при разучивании русской народной прибаутки «Сорока-сорока», водим пальчиком по ладошке - «варим кашку».Затем предлагаем детям показать, как скачет сорока (прохлопать ритм песни). После этого дети подпевают песню. Впоследствии песня исполняется без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого.
Большое значение для развития музыкальных способностей учащихся имеет неоднократное повторение с детьми ранее выученных песен.
Использование детского музыкального фольклора. В понятие детский музыкальный фольклор входят произведения, созданные взрослыми для детей:
Пестушки – от слова «пестовать»;
Потешки – песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с малышом, связанные с пальцами рук, подбрасыванием, качанием («Ладушки», «Сорока», «Коза - рогатая»);
Приговорки – краткие обращения к животным, птицам, насекомым;
Считалки – удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, артикуляции;
Заклички – связаны с определенным временем года к различным явлениям природы («Дождик лей, лей, лей»);
Прибаутки – назначение их развеселить, рассмешить, развлечь («Шел козел косой»);
Обучение детскому музыкальному фольклору целесообразнее начинать с потешек. При разучивании потешки «Ладушки» следует развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песню веселого характера, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Учим петь не спеша, протяжно, ласково. Постепенно переходим к разучиванию прибауток, приговорок. В старших классах дети с удовольствием исполняют считалки, заклички, выразительно передавая характер музыки и литературный текст.
Воспитание навыков пения без сопровождения. Для обучения детей народному пению без сопровождения подходят игры драматические, например, «Бояре». Для распевания используются песни с ограниченным диапазоном, соответствующим возрастным особенностям. Желательно, чтобы эти песни были в умеренном темпе. Главное – достижение напевного звука. Разучивать народные песни нужно с голоса учителя, начинать знакомство лучше с веселых, игровых, плясовых, шуточных песен. Например, русская народная попевка «Шел медведь по лесу». Учим детей воспринимать шуточный характер песни. Педагог показывает детям игрушку, поет песню. Дети прохлопывают ритмический рисунок песни, затем разучивают в неторопливом темпе. В дальнейшем песня исполняется с игровыми движениями.
Музицирование на народных инструментах. Музыкальные инструменты оркестра должны быть доступны для детей. Поэтому при выборе инструментов необходимо обратить внимание на следующие параметры:
Универсальность в применении и быстрая осваиваемость учащимися;
Ориентированность по величине и способам звукоизвлечения на особенности физического развития детей конкретного возраста;
Прочность и надежность инструментов;
Определенные акустические, звуковысотные и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной творческой деятельности.
В процессе знакомства с музыкальными инструментами методы работы следующие:
Детям сообщают об истории создания музыкального инструмента;
Обучают основным приемам звукоизвлечения;
Обучают бережному обращению с инструментами.
На своих занятиях мы используем трещетки, шаркунки, свистульки, колокольчики.
Следует отметить, что русские народные инструменты способствуют развитию сенсорных процессов у детей, поэтому мы используюем специальные упражнения, такие как:
По звуку определить название народного инструмента (дети подбирают слова, характеризующие звучание инструмента: шаркунок – греметь, стучать, шуршать, шаркать; трещетка – трещит, трескает; свистулька – свистит и т.д.);
По форме корпуса определить название народного инструмента (коробочка);
Определить что (кого) напоминает голос музыкального инструмента. Здесь ставится цель развития тембрового слуха и образного мышления (валдайский колокольчик – «капельки дождя», стук копыт лошадки, в сочетании трещетки с колокольчиками мы слышим пробегающую лисичку).
С помощью музыкального инструмента ребенок не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими, так как дети чувствуют, какие звуки, тембры, созвучия им нравятся.
Игра на музыкальных инструментах используется на уроках музыки для развития чувства ритма (отмечаем сильную долю, ритмический рисунок, затем занятия усложняются). Дети с более сохранными интеллектуальными возможностями могут импровизировать ритмические рисунки. Игра в оркестре помогает формированию коллектива, исполнение на музыкальных инструментах сопровождает различные виды детского творчества: пение, танец, игру. Оркестр украшает любой номер на празднике («частушки» с оркестром).
Подвижные игры, хороводные движения, хоровод. Подвижные игры – один из основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Они развивают детское воображение, память, речь, движения.
Хоровод или круг является основным элементом организации детей перед игровыми песнями. Он позволяет делать различные движения под музыку не разъединяя рук, как, например, движение по кругу вправо и влево, движение в середину и назад, подъем рук вверх, опускание их вниз, припляс, бег и шаг на месте и т.д.
Следует учить детей строить и водить хоровод (круг, змейка, ворота и др.).
Синтез различных видов музыкально – исполнительской деятельности детей (музицирование в оркестре, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры) способствует их наиболее быстрому и разностороннему развитию.
Народное искусство Севера
· может войти в жизнь детей посредством различных организационных форм занятий, праздников, досуговых развлечений. Учащиеся нашей школы любят публичные выступления, так как ощущают внимание со стороны зрителей, их радуют аплодисменты и благодарности, что способствует развитию чувства собственной значимости, полезности.
Музыкальное воспитание средствами народного искусства в значительной степени оказывает коррекционное воздействие на нарушения в развитии детей, а к ним относятся: нарушения зрительного, слухового, двигательного восприятий, быстрая утомляемость, нарушения внимания, низкий объем памяти, недостаточность мышления, речи и др. Поэтому музыкальное воспитание должно быть направлено на сглаживание нарушений и строиться на основе потенциальных возможностей ребенка. Следует широко использовать методы и приемы музыкального воспитания в различных видах деятельности с целью коррекции эмоционально – волевой сферы, преодоления личностных расстройств.
Для иллюстрации опыта нашей работы по использованию музыкальной культуры родного края в коррекционной работе ниже представляем один из примеров внеклассного мероприятия с учащимися 6-7 классов ГОУ СКОШ № 31 г. Архангельска.
Список литературы:
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой.- М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классы. (ред. И.М. Бгажнокова - М., Просвещение, 2006
Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера. Под ред. Т.Я. Шпикаловой -М., 2001г.
Веретенце Л.А. Дойницина, Арх., 1999г.
Возвращение к истокам. Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской, М., 2000г.
Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Д.А. Рытов, М., 2001г.
Фольклорная азбука. Г.М. Науменко, М., 1996г.
Фольклор – музыка – театр. Под ред. С.И. Мерзляковой, М., 1999г.
«Северные посиделки».
Конспект внеклассного мероприятия с учащимися 6-7 классов.
Авторы сценария:
Завьялова Е.К., учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
Леонтьева Т.А., учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
Кузнецова М.К., педагог дополнительного
образования, высшая квалификационная
категория.
Цель: познакомить детей с бытом поморской семьи, с песенным и игровым наследием Архангелогородского края.
Задачи:
развитие представлений о быте поморской семьи;
формирование понятий о традициях Русского севера;
воспитание любви к родной земле;
воспитание интереса к истории своего края, к обычаям и обрядам;
развитие активного восприятия музыки на основе музыкального фольклора;
развитие творческих способностей с помощью игры в оркестре на народных инструментах.
Оформление: часть зала представлена в виде русской избы (лавки, стол, «красный угол», зыбка, печь, кухонная утварь, прялки, сундук); название занятия «Северные посиделки».
Оборудование: наодные слова: оберег, зыбка, утиральник, сундук.
Время занятия-40 мин.
Музыкальное оформление:
«Прялица» (припевки Арх. области), обр. П. Кольцов.
«Кадриль», русская народная мелодия в обработке Е. Туманя.
«Красна девица вила кудерышки», северная народная песня.
Северные частушки, слова Н. Леонтьева.
«Ветер северный», народная песня Арх. Области.
«Цветики-цветочки», народная песня Лешуконского района Арх. области.
«Северная широта», сл. и муз. неизвестного автора.
Действующие лица:
Ведущие: Алена, Матрена (взрослые);
Добры - молодцы (дети);
Девчонки – хохотушки (дети).
Ход занятия:
В избе сидит Матрена. Звучит песня «Ветер северный». Входит Алена с детьми.
Алена: Здравствуй, сестрица Матрена. Как красиво в твоей избе: полы помыты, сама нарядна. Светленько, чистенько, посмотреть любо. Гостей что ли ждете? А вот и мы, пришли скоротать вечерок.
Матрена: Жду я вас, дорогие гости! Избу вымыла, пирогов напекла. Проходите, садитесь.
Алена: Ох баско, ох справно, больно любо, больно любо.
Матрена: А вот наша Танюша сшила рубашку.
Алена: Какова пряха, такова и рубаха. Ох справно, ох любо. Дай бог женихов хороших.
Дети исполняют хоровод «Прялица».
Матрена: Хороши наши девчонки, такие мастеровые, такие труженицы, да вот только что–то парни не идут.
Алена: Ой, кто-то стучит в ворота.
Входят добры молодцы.
1 молодец: Здравствуйте, девицы, наши рукодельницы, лебеди белые, как малина зрелая.
Девушки (хором): Проходите, проходите. Коль парни пришли пора и передохнуть. Убирайте, девки, свою работу, потом доделаем. Послушаем, что ребята скажут.
Алена: Парни то наши щелкают орешки, да говорят насмешки. Хотите знать, какие они?
Дети: Да!
Обыгрываются минисценки:
2 молодец: Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Можно заштопоть?
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Да один ворот остался.
3 молодец: Фома, что из лесу не идешь?
Да медведя поймал!
Так веди его сюда!
Да он сам не идет.
Ну так сам иди!
Так он и меня не пускает.
4 молодец: Сын, сходи за водой.
Да живот болит.
Сынок, иди кашу есть!
Что же, раз мать зовет, надо идти.
Матрена: Пора ноги поразмять, время пляску начинать».
Исполняется русский народный танец «Кадриль».
Матрена: А сейчас, гости дорогие, послушайте рассказ о северной избе
Северный крестьянский деревенский дом строили из сосен и лиственниц. Он обогревал зимой и сохранял прохладу летом. Бревна стен, доски пола всегда имели натуральный цвет древесины. Деревянная мебель: лавки, стол, полки не отличались от стен и пола. Занавески, скатерти, полотенца вытканы были чаще всего в один – два цвета, с белым или красным узором. В переднем почетном красном углу помещались иконы, а под ними стеклянная горящая лампадка. К печи в доме было особое уважение. Русская печь обогревала, давала место для сна и отдыха. Общее отношение к печи выражено в таких пословицах: «Печь нам мать родная», «Добрая – то речь, что в избе есть печь». Внутреннее пространство избы без печи называлось чистой избой. Здесь вся семья сходилась на ежедневное застолье. В будничные дни женщины пряли, ткали, шили, вышивали. Мужчины что-то мастерили, чинили. Под надзором старших здесь же находились дети. В праздничные дни чистая изба превращалась в главное место действия обрядового ритуала – праздничной трапезы, приема гостей.
Матрена (показывает на сундук): Что это? Слайд сундук
Стоит сундук расписной
Помогите, ребята,
Мне не справиться одной
На двери висит замок (дети сцепили руки в замок)
Кто его открыть бы смог? (стараются расцепить руки)
Повернули, покружили (выполняют вращательные движения рук)
Постучали и открыли (стучат сцепленными руками по коленям и разъединяют руки).
Матрена открывает сундук.
Матрена: Что же там, я погляжу, да ребятам покажу»
-Ребята, а как вы, думаете, что люди складывали в сундук?
- Одежду, украшения, головные уборы, обувь и другие ценные вещи.
- А давайте посмотрим, что же в нашем сундуке? (достаём лапти)
- Что это? (лапти) Для чего они нужны?
- Из чего они сделаны? (из коры берёзы) Слайд Берёза
Алёна - А какую песню вы знаете про берёзу? «Во поле берёза стояла»
Сейчас под эту песню девочки 4 класса исполнят хоровод
«Во поле береза стояла.»
Матрена достает из сундука народные инструменты: шаркунки, трещетки, коробочки.
Матрена: Инструменты вы возьмите, и гостей повеселите.
Оркестр исполняет русскую народную песню «Цветики-цветочки».
Алена: Давайте, посмотрим, что ещё есть в нашем сундуке?
Матрена: Ребята, что это? (Платок) Слайд ШАЛЬ
Большие платки с кистями назывались шалью. Эти платки носили на голове, накидывали на плечи и с ними даже можно и станцевать.
Танец с платками.
Алена: Эй, девчонки – хохотушки, запевайте–ка частушки. Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.
Исполняются Северные частушки.
1. Мы в Архангельске живём, вкусны шанежки печём.
И частушек много знаем, все сейчас для вас споём.
2. Ветер дует, ветер дует, ветер дует с Севера.
А в Архангельске ребята чуть пониже клевера.
3. Бело море, Бело море ой, студёная вода.
Кто бывал на белом море не забудет никогда.
4. Я на Северну Двину ходила умывалася.
Как не Северна Двина - куда бы я девалася.
5. Бело море, Бело море кто тебя пересолил?
Буду очень я доволен если вас повеселил.
6.Хором. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Матрена: Мы и пели, и плясали, а играть – то не играли. Сейчас мы с вами поиграем в нашу северную игру « Ниточка – иголочка» (приглашаем 6 учащихся)
Игра: «Ниточка - иголочка». «Уж я улком шла»
Алена: А сейчас мы споём северную песню «Красна девица вила кудёрышки». Кто знает эту песню подпевайте.
Алёна: Дорогие ребята, гости, вот и подошло к концу наше занятие и в заключение мы хотим исполнить песню о родном нашем городе Архангельске.
Песня о Архангельске. Слайды об Архангельске
Матрена: Ой вы, гости дорогие,
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям
Славный северный народ
Снова нас к себе зовет.
Скажем дружно на прощанье
До свиданья! До свиданья!».
Гости и дети уходят под песню об Архангельске.
15