Конспект открытого урока по музыке. Тема: “Расскажи сказку. Колыбельные. Мама ” 2 «А» класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов
Открытый урок по теме:
“Расскажи сказку. Колыбельные. Мама ”2 «А» класс
Подготовила:
учитель музыки
Тарасова О.В.
Время: 45 минут
Количество детей: 20 чел.
24 ноября 2014 года
Конспект урока
Тема:
Цель урока:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы:
Оборудование:
Структура урока:
1 мин.
4 мин.
5 мин.
7 мин
4 мин
4 мин
4 мин.
2 мин.
2 мин.
10 мин.
2 мин.
I. Орг. момент
II. Повторение пройденного материала.
Вывешивается портрет П.И. Чайковского
III. Изучение нового материала
Показ портретов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева « Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.
«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.
Показ изображений героев сказок.
«Спят усталые игрушки» - слушание
«Мама» П.И.Чайковский – слушание
«Колыбельная медведицы» - слушание, пение.
Обучающимся раздаются тексты песни.
V. Домашнее задание.
VI. Подведение итогов урока. “Расскажи сказку. Колыбельные. Мама ”Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского), интонационными особенностями колыбельной песни.
познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского; познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен, познакомить и разучить 1 куплет песни «Колыбельная медведицы».
учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью; учить сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанр;
вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память;
чувство ритма;
вокально-хоровые навыки;
ассоциативное мышление;
творческие способности;
воспитывать доброту и любовь к маме, к природе; музыкальный вкус;
Объяснительно- иллюстрационный; частично поисковый; анализа и сравнения; обобщения; музыкальной драматургии; ретроспективы и перспективы.
учебник - Критская, Сергеева, Шмагина; аудио и видеозаписи; наглядный материал(портреты композиторов) инструмент фортепиано, компьютер, проектор, экран.
Орг. момент.
Повторение.
Слушание Детский альбом П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Повторение теоретического материала.
Изучение новой темы.
1. Знакомство с произведением П.И.Чайковского « Нянина сказка».
- стихи.
- рассказ о няне Чайковского.
- прослушивание пьесы «Нянина сказка».
- обсуждение прослушанного.
2. Знакомство с произведением С.С. Прокофьева «Сказочка».
- прослушивание произведения.
- обсуждение.
3. Просмотр видеофрагмента. Заставка «Спокойной ночи малыши». (или «Детская колыбельная мелодия »)
4. Сообщение новой информации о колыбельных.
5. Работа с учебником на стр. 34 – 35.
- обсуждение.
6. Прослушивание песни «Спят усталые игрушки» А. Островского с пластическим интонированием.7. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома».
8. Разучивание новой песни «Колыбельная медведицы», композитор Евгений Крылатов на слова Юрия Яковлева.
Итог урока.

Ход урока:
- Здравствуйте ребята. Садитесь. - Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
- Послушайте музыку (П. И. Чайковского Детский альбом № 5 Марш деревянных солдатиков.)
- Назовите музыкальное произведение. (Марш)
- Кто композитор этого произведения? ( П.И. Чайковский)
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили о разных маршах).
- Какие бывают марши? (Марши бывают военные, празднично-торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские.)
- Где звучат марши? (Маршевая музыка применяется не только для организации движения, она красиво звучит в оперных, балетных, симфонических произведениях.)
- Что объединяет все марши? (Все марши объединяет четкий шаг и четкий ритм)
- Вы усвоили материал. А сегодня вы узнаете новое. Тема нашего урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.»
А сейчас мы отправляемся в путешествие по стране сказок.
Откройте учебник на стр.30-31 и рассмотрите иллюстрацию.
На прошлом уроке рассказчиками были известные вам композиторы Пётр Чаковский и Сергей Прокофьев.
- Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.
Вы видите мальчика и его няню, сидящую за вязанием.
Тянется нить из клубка, плетётся узор, начинается неспешный рассказ.
Всё в мире хочется познать,Всё хочется увидеть в мире:В стране мелодий погулятьИ поиграть на струнной лире.Цветок нас ждёт…Нам музыка всего дорожеФантазий сказочная нитьНе заблудиться нам поможет.
Во времена П. Чайковского и С. Прокофьева дети любили, когда им рассказывали сказки. Главными рассказчицами того времени были няни.
- У маленького Пети Чайковского тоже была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.
- В сказках происходят разные чудесные события.
- Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка?
- Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?
- О чем же рассказала вам эта сказка?
- Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.
- Что вы представите, когда звучит эта музыкальная сказка?
Я вам сегодня принесла иллюстрации к сказкам, давайте посмотрим и отгадаем их.
-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?
- Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?
- Мы продолжим сказочную тему, но её название вам предстоит угадать после просмотра видеофрагмента. (ВИДЕОФРАГМЕНТ: «Заставка «Спокойной ночи малыши». (или «мелодия из программы «Спокойной ночи малыши»)
- Удалось вам определить жанр этой музыки? Назовите? (ответы обучающихся)
- По каким признакам вы определили, что это колыбельная? (ответы обучающихся)
Действительно, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации.
Колыбельная песня исполняется вечером, перед сном, а это значит колыбельные песни тихие, спокойные, нежные, ласковые… Многие из них вам известны с раннего детства. Откройте учебник на стр. 34 – 35.
- Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню? (В исполнении мамы). - Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.
- Послушайте песню ( «Спят усталые игрушки» )
- Узнали ли вы ее? - Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение?- Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?- Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?
- Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?
- Как звучит музыка?
- Какими интонациями насыщена музыкальная ткань сочинения?
- Какими красками нарисован образ мамы?
- Почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные звуки?
- Что хотел сказать композитор Чайковский этой музыкой ее исполнителям и слушателям? - Сегодня мы выучим новую песню, которая называется «Колыбельная медведицы», написали её композитор ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ на слова ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА.
Послушайте ее.
- Какое настроение создала у вас эта песня?
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА:
-разучивание ритмического рисунка песни;
- распевание;
- вокализация (по группам, рядам, хором).
Выучить текст песни «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова, Ю. Яковлева
Пришло время подвести итог урока. Сегодня мы завершаем изучение раздела «День полный событий».
- О ком мы говорили на уроке?
- Какие произведения слушали?
- Что нового узнали?

Литература и оборудование
Учебные: учебник «Музыка» 2 класс, Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, Москва «Просвещение» 2013 год.
Наглядные: мультимедийные презентации; презентация Microsoft PowerPoint, голоссарий (запись на доске) –кантата.
ТСО: компьютер, мультимедиапроектор.
Интернет ресурсы: classic-musik.ru, news.yandex.ru, ru.wikipedia.org,images.yandex.ru