Рабочая программа курса Всё узнаю, всё смогу
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района
Хабаровского края
«Рассмотрено»
На заседании МС
Протокол № ___
от«__»________20 г.
Заседание педагогического совета протокол №_______ от «___»________20 г. «Утверждаю»
Руководитель МБОУ СОШ №1 сельского поселения «Село Троицкое»
________/Смирнова М.В./
Приказ №___от «__»____ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
по курсу «Все узнаю, все смогу»2 класс
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Все узнаю, все смогу» разработана на основе авторской программы А.В. Горячева, Н. И. Иглиной «Все узнаю, все смогу» в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010,
с рекомендациями Сборника программ внеурочной деятельности. Начальная школа./ под ред. О. М. Корчемлюк. – 1-е изд. – М. Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)
На основе основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края на период 2012 -2016 уч. года.
Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативой. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Программа проектной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» призвана решать данную проблему.
При использовании метода проектов в обучении усиливается роль межпредметного знания, которое вносит коррективы в мыслительный процесс школьников, включая их в широкую сеть знаний.
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного. Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. Отметим, что авторы данной программы придерживаются понимания компетентностей как результата образования. Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности.
Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;
обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации - формирование информационной компетентности);
развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования - формирование коммуникативной компетентности;
развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;
-развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;
формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;
формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;
воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия.
В ходе учебного процесса по освоению основ проектно-исследовательской деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека. Ученики во время занятий учатся правильно выражать свои мысли, выдвигать гипотезы, вдумчиво обосновывать их.
Таким образом, обучение с использованием дополнительной образовательной программы «Всё узнаю, всё смогу» создаёт условия для саморазвития ребёнка и педагога.
Появление данной программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она предполагает решение педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.
Занятия курса разделены натеоретические и практические. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Всё узнаю, всё смогу» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;
осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.
Описание места учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУСОШ№1 на 2014-2015 учебный год во 2 классе курс «Всё узнаю, всё смогу» изучается 1 час в неделю (34 часа в год).
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие навыки:
мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а)Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в)Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью и программным содержанием задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Характеристика проектного метода.
Исследователи характеризуют метод проекта как:
Личностно – ориентированный;
Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
Здоровье-сберегающий
Этапы работы над проектом
В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи;
планирующий — подготовительный этап: (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
информационно – операционный этап(ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный этап: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
В зависимости направленности проекта могут выделены следующие этапы работы над проектом младших школьников:
Мотивационный этап или Погружение в проект.
Планирующий или проектировочный ( информационно - операционный, информационно- поисковый, информационно- исследовательский)
Практический или моделирующий.
Контрольно-коррекционный (Самооценка и координация готовности к защите проекта)
Защита проекта или презентация.
Рефлексивно - оценочный или заключительный, итоговый.
Стадии работы над проектом - это — это «пять П» Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Прогнозируемые результаты
Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Группы умений, формируемые проектным методом.
Основываясь на характеристике и задачах можно выделить следующие группы умений, формируемых в процессе проектной деятельности в начальной школе:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) кооперативные (социального взаимодействия) - (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Содержание тем учебного курса:
N|N МОДУЛИ
«Конструирование проектных заданий» «Формирование исследовательских
умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы»
8 ч 10 ч 12 ч 4 ч
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.
Четверть/форма контроля 1ч. 2ч. 3ч. 4ч. год
Индивидуальный проект 2 2 4
Парный проект 1 1
Групповой проект 1 3 2 6
Индивидуальный и групповой проект 1 1
практикум 1 1
Требования к уровню подготовленности учащихся:
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследовательской работы;
что такое информационный проект и практико–ориентированный проект;
методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления
проектов;
правила осуществления самоконтроля;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
выбирать пути решения задачи исследования ;
классифицировать предметы, явления и события;
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
осуществлять сотрудничество со взрослыми;
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини – конференции по защите исследовательских проектов;
В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
проектировочные исследовательские информационные кооперативные
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
коммуникативные экспериментальные рефлексивные презентационные
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2012 г.
Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. М., Баласс, 2013г.
3. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
4. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»
5.Горячев А.В. «Все узнаю, все смогу» М.,Баласс,2013г