Рабочая программа внеурочной деятельности Всё узнаю, всё смогу
\s
Рассмотрено
на заседании МО
Руководитель МО
_______________И,В Гирон
Протокол № ____
от«_____» _________2014 г. Согласовано
Зам. директора по УВР
__________Н.С.Пономаренко
от «_____»_________ 2014 г. Введено в действие приказом
от «31» августа 2013г. №108
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»
Составитель:
Ярославцева Марина Анатольевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2014 / 2015 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности младших школьников «Студия «Всё сумею, всё смогу», ориентированной на общеинтеллектуальное направление духовно-нравственного воспитания, обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного, а также формирование у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативой. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Программа проектной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» призвана формировать задатки ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей.
При использовании метода проектов в обучении усиливается роль межпредметного знания, которое вносит коррективы в мыслительный процесс школьников, включая их в широкую сеть знаний.
Данная программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся второго класса, рассчитана на 16 часов, проводится 1 раз в две недели в течение всего учебного года. Продолжительность занятия 45 минут.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» для 2 класса составлена в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом (утверждённым приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373, Уставом образовательного учреждения, на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы Н.И. Иглиной «Всё узнаю, всё смогу» общеобразовательной системы «Школа 2100».
(Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» для детей младшего школьного возраста (8-10 лет). - М.: Баласс, 2010г.)
Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
– формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;
– обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);
– развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования – формирование коммуникативной компетентности;
– развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
– формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;
– развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;
– формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;
– формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;
– воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
– формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия.
Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Всё узнаю, всё смогу» имеет отличительные особенности:
– имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;
– осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
– носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
– предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
Данная программа направлена на формирование следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хороший ученик»;
мотивационная основа учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные универсальные учебные действия
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение учитывать разные мнения при совместной работе в группе;
умение взаимодействовать с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Планируемые результаты освоения программы
Ученик научится:
– различать виды транспорта – индивидуального и пассажирского, соблюдать правила поведения на дорогах (дорожно-транспортные);
– объяснять значение изучаемых терминов, понятий и правильно использовать их в текстовой части проекта или при выступлении;
– использовать знания из области общеобразовательных дисциплин;
– определять вид проекта, отличать текущие повторяющиеся процессы (операции) от проектов, определять последовательность действий в ходе работы, то есть поэтапно решать проектные задачи;
– основные понятия проектно-исследовательской деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.
Ученик получит возможность научиться:
– определять основные понятия проектно-исследовательской деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.
– выполнять исследования, наблюдать объект визуально, отмечать его особенности, местонахождение, создавать макеты проектного продукта;
– показывать полноту знаний по пройденной теме, применять полученные знания на практике;
– закреплять знания, полученные в ходе занятий, с помощью решения занимательных заданий, викторин, кроссвордов, шарад, отгадывания загадок.
Учебно-тематический план
№ п/п Раздел Кол-во часов УУД
1 Модуль 1. Знакомство с темой 1 Личностные универсальные учебные действия
мотивационная основа учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные универсальные учебные действия
умение принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные универсальные учебные действия
умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение учитывать разные мнения при совместной работе в группе;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
2 Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)
1 Личностные универсальные учебные действия
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хороший ученик»;
мотивационная основа учебной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные универсальные учебные действия
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
3 Модуль 3. Сбор информации
3 Личностные универсальные учебные действия
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хороший ученик»;
Регулятивные универсальные учебные действия
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные универсальные учебные действия
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение учитывать разные мнения при совместной работе в группе;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
4 Модуль 4. Завершение работы над темой
2 Личностные универсальные учебные действия
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хороший ученик»;
Регулятивные универсальные учебные действия
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия
умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение учитывать разные мнения при совместной работе в группе;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
5 Модуль 5. Выбор проектов
2 Личностные универсальные учебные действия
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные универсальные учебные действия
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные универсальные учебные действия
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
6 Модуль 6. Работа над проектами
4 Личностные универсальные учебные действия
мотивационная основа учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные универсальные учебные действия
умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные универсальные учебные действия
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение учитывать разные мнения при совместной работе в группе;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
7 Модуль 7. Представление результатов работы
4 Личностные универсальные учебные действия
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хороший ученик»;
Регулятивные универсальные учебные действия
умение оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия
умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение учитывать разные мнения при совместной работе в группе;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
7 17 Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата Тема раздела, тема занятия Кол-во часов Содержание деятельности
Теоретические занятия Форма занятия Практические занятия Форма занятия Воспитательная работа
Модуль 1. Знакомство с темой – 2 часа
1 02.09/08.09 Определение темы. Понятие «групповой проект». 1 1 групповая работа –использовать знания из области общеобразовательных дисциплин;
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания) – 2 часа
2 15.09/22.09 Выбор своих тем (подтем). Обсуждение содержания тем 1 1 парная работа – объяснять значение изучаемых терминов, понятий и правильно использовать их при выступлении;
Модуль 3. Сбор информации – 3 часа
3 29.09/06.10 Обзор источников информаци. 3 1 лекция с практикумом -отбор источников информации, доступных учащимся;
-знакомство с поисковыми системами интернета;
-– закреплять знания, полученные в ходе занятий, с помощью решения занимательных заданий, викторин, кроссвордов, шарад, отгадывания загадок;
4 13.10/20.10 Работы с информационными источниками 1 практическая работа 5 27.10/10.11 Анализ и обработка собранных сведений. 1 парная работа Модуль 4. Завершение работы над темой – 2 часа
6 17.11/24.11 Изучение правил оформления текста (образец). 2 1 лекция с практикумом – в парной работе определять вид проекта, определять последовательность действий в ходе работы;
-совместно выбирать тематику мини-проекта;
7 01.12/08.12 Оформление совместной работы 1 парный мини-проект Модуль 5. Выбор проектов – 2 часа
8 15.12/22.12 Виды
проектов. Этапы работы над проектом 2 1 беседа с практикумом -знакомство с видами проектов и их особенностями;
-анализ работ выполненных другими парами по оценочному листу;
9 12.01/19.01 Обзор «результата» проекта –
продукта проектной деятельности 1 презентация Модуль 6. Работа над проектами – 4 часа
10 26.01/09.03 Правила оформления проекта. Способы представления проекта (доклад, презентация) 4 1 лекция с презентацией – в парной работе определять вид проекта, определять последовательность действий в ходе работы;
-совместно выбирать тематику мини-проекта;
-отбор источников информации, доступных учащимся;
-знакомство с поисковыми системами интернета;
-– закреплять знания, полученные в ходе занятий, с помощью решения занимательных заданий, викторин, кроссвордов, шарад, отгадывания загадок;
– объяснять значение изучаемых терминов, понятий и правильно использовать их при выступлении;
–использовать знания из области общеобразовательных дисциплин;
11 02.02/09.02 Работа над проектами: изготовление
поделок, открыток, выпуск книг, газет. 1 творческая работа 12 16.02/02.03 Работа над проектами:
организация мероприятий, создание информационных проектов. 1 драматизация 13 09.03/
16.03 Работа над проектами:
проведение исследований, создание
презентаций 1 исследовательские мини-работы Модуль 7. Представление результатов работы – 4 часа
14 06.04/13.04 Представление результатов работы:
поделки, мероприятия, исследования 4 1 презентация -освоение группового проекта как способа коллективной деятельности;
-развитие коммуникативных умений в ходе публичного выступления;
-совместная творческая и рефлексивная деятельность;
15 20.04/27.04 Обобщение по работе над проектом «Транспорт». 1 групповая работа 16 04.05/11.05 Представление проекта «Транспорт» 1 презентация 17 18.05/25.05 Оформление альбома «История нашего класса (проектная деятельность)» 1 творческая работа 17/
17 4 13
Содержание модулей программы
Модуль 1. Знакомство с темой – 1ч
Практика
Реклама темы. Информационный материал по теме (лекция, беседа). Два основных вида деятельности: циклические процессы (операции) и проекты. Термин «проект». Основные отличительные признаки проектной деятельности. Проект в истории человечества. Величайшие проекты прошлого и настоящего. Детские проекты. Организация групповой проектной деятельности: двухкомпонентная, соединение дисциплины и свободы выбора.
Применение правил поведения на занятии при индивидуальной работе, парами и в группе.
Создание проблемной ситуации на основе жизненного опыта детей путём подводящего диалога. Обсуждение предложенных тем (беседы, диспуты). Формирование коммуникативных навыков при выполнении разноуровневых заданий. Развитие навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания) – 1 ч
Практика
Информационный материал по теме (лекция, беседа). Двухкомпонентная проектная деятельность, соединение дисциплины и свободы выбора. Рассмотрение предмета изучения «под разным углом»: многогранность содержания темы. Тема и её подтемы (мини-темы в рамках общей темы). Что такое план и правила его составления. Правила организации индивидуальной и групповой работы. Критерии оценки работы учеников.
Обсуждение содержания выбранной темы, её многогранности. Выбор подтем для исследования в рамках общей темы учениками. Обсуждение содержания работы по индивидуальным темам (подтемам). Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых), сравнение и обобщение представленного материала. Распределение последовательности действий каждого члена команды. Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение):
Тест-задания по теории проектной деятельности.
Задания по отработке навыков групповой работы: ролевое распределение работы в группе, планирование групповой и индивидуальной деятельности, самоанализ и рефлексия.
Развитие умения оценивать свои возможности, осуществлять и аргументировать свой выбор, предусматривать по возможности последствия выбора.
Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи.
Обсуждение критериев оценки работы над темой, времени начала и окончания работы над темой.
Модуль 3. Сбор информации – 3 ч
Теория
Методы работы с информационными источниками (сбор, систематизация, хранение, использование). Обзор источников информации: книги, интернет-ресурсы, энциклопедии, компакт-диски... Правила составления списка используемой литературы. Использование музейных экспонатов как источников информации, правила работы в музее на экспозиции. Работа в библиотеке. Каталоги и книги. Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов. Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.
Практика
Формирование поисковых и информационных компетенций (сбор, систематизация, хранение, использование). Отработка навыков самостоятельного поиска материала по определённой теме (выделение главного) в библиотеке (в статье, книге, энциклопедии) с применением ранее полученных знаний. Работа (парная и групповая) с иными источниками информации (компакт-диски, интернет-ресурсы). Дозированное участие взрослых при работе на этапе «Сбор сведений» (подбор книг, информация о работе в сети Интернет, правилах хранения собранной информации на компьютере). Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или пути поиска.
Модуль 4. Завершение работы над темой – 2 ч
Теория
Мотивация самостоятельной деятельности и творческой активности. Виды проектов по результату, по времени, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся. Информационные проекты. Правила сканирования рисунков и фотографий, размещения их в тексте. Обоснование правил оформления информационных листов (текста). Рекомендации по использованию фотоматериалов, схем и таблиц при оформлении информационных листов для информационного группового проекта. Компактное иллюстрированное изложение найденных сведений.
Практика
Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем. Выполнение заданий по обучению сканированию рисунков и фотографий, оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата,
использование текста определённого вида. Завершение работы над темой. Создание компактного иллюстрированного информационного материала со ссылками на литературу. Оформление информационных листов, создание альбома с оглавлением и списком используемой литературы.
Анализ совместной работы (сравнение полученного результата с запланированным) с точки зрения оформления, содержания, времени исполнения. Объективная оценка процесса и результата работы. Развитие умения выделить главное и «отбросить» второстепенное, оценить свои возможности, предусмотреть возможность использования различных источников информации.
Модуль 5. Выбор проектов – 2ч
Теория
Отличительные черты и особенности проектно-исследовательской деятельности. Виды проектов. Групповой проект, особенности организации совместной работы. Тематика проектов. Успешность проекта. Выбор направлений для проектов с учётом интересов детей. Этапы работы над проектом. Обзор результата проектов: поделки, мероприятия, исследования… Условия (правила) выбора темы проекта индивидуального или группового. Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению проекта. Погружение в проект, обоснование практической и социальной пользы работы. Определение значимости проблемы для обучающихся. Корректировка основополагающего вопроса проекта.
Практика
Выбор учениками темы проекта в рамках общей темы. Обсуждение результата работы над проектом. Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение). Отработка умения по распределению ролей каждого члена команды в групповом проекте. Развитие умения оценивать свои возможности. Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия. Обсуждение критериев оценки и временного интервала работы над проектом. Участие родителей в выборе темы проекта. Сбор команд для выполнения групповых проектов. Распределение ролей в командах. Выбор конструкторов, режиссёров и др. Задания по устранению затруднений, возникающих при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных.
Модуль 6. Работа над проектами – 4 ч
Теория
Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению работы (создание продукта, презентация). Технологии изготовления продукта проекта. Формы проведения презентации: иллюстративное сопоставление фактов, событий; реклама; учебная конференция; ролевая игра (воплощение в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа; диалог исторических или литературных персонажей и_т.п.); спектакль; инсценировка реального или вымышленного исторического события; соревнования; спортивная игра. Выбор формы презентации.
Практика
Обсуждение работы над проектом: составление плана работы, распределения ролей. Составление индивидуальных и групповых планов работы по проекту. Формирование коммуникативных навыков (учебное сотрудничество): умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Выполнение практических заданий по организации совместной и самостоятельной работы учащихся (ролевое распределение в группе). Формирование презентационных навыков. Подготовка отчёта, устного доклада (сообщения) о проделанной работе. Выбор способов и форм представления результатов деятельности. Создание моделей, газет, фотоальбомов и т.д. Совершенствование коммуникативной компетенции. Затруднения обучающихся при работе по методу проектов: обозначение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач, выбор оптимальных при наличии альтернативных; осуществление и аргументация выбора; самостоятельное действие (без подсказки). Самостоятельное выполнение отдельных заданий, соответствующих определённым этапам создания проекта: поиск путей решения поставленных задач, определение способов контроля и оценки деятельности («Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); предвидение трудностей («Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. Обсуждение трудностей при проектной деятельности и путей их устранения (беседа, ученическая конференция).
Модуль 7. Представление результатов работы – 4 ч
Теория
Обработка информации и её оформление в виде презентации. Правила создания выступления (доклад) о проделанной работе. Защита проектного продукта. Алгоритм оценивания результатов.
Практика
Представление созданных презентаций. Совершенствование коммуникативной компетенции. Представление проектного продукта. Обсуждение и оценивание результатов. Проведение учебных конференций, конкурсов, соревнований. Организация выставок. Оформление альбома «История нашего класса через проекты».
Способы оценки результативности программы
Система контроля деятельности учащихся способствует процессу реализации программы, помогает корректировать действия по организации образовательного процесса.
Оценка результативности дополнительной образовательной программы направлена на проверку формирования системы универсальных учебных действий (УУД) и определяется исходя из общей цели представленной программы и поэтапных задач. При этом необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся.
Для определения успешности обучающихся используется система педагогической диагностики, которая даёт возможность оценить эффективность применяемых технологий и методик. Входная диагностика в виде тестов или беседы проводится в начале обучения: определяется уровень знаний и способностей ребёнка; промежуточная диагностика (игры, кроссворды, тесты, выставки) после изучения отдельных тем. Итоговая диагностика в виде учебной конференции, фестиваля проектов (за год, за модуль, за весь курс обучения) определяет уровень освоения программы, то есть знания основ проектно-исследовательской деятельности и сформированность УУД. В процессе диагностики определяется способность ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Формы контроля результативности работы
1. Собеседование с педагогом по основам поиска информации на заданную тему – это оценка умения работать с различными источниками информации (можно осуществить на занятиях в классе, но более действенно проводить в библиотеке или в музее).
2. Самостоятельные творческие задания, выполняемые учениками во внеурочное время при поддержке родителей или педагогов, используют для оценки умения работать с различными источниками информации (целесообразно использовать при значительном объёме программного материала и ограниченном количестве учебных часов).
3. Кроссворды и викторины, содержащие теоретические и практические вопросы (работа с источниками информации, этапы проектной работы, основы исследовательской деятельности, правила проведения наблюдений, анализ результатов, основы оформления
выполненной работы и т.д.), необходимы для проверки формирования системы универсальных учебных действий.
4. Игры-соревнования по выявлению способности детей самостоятельно ставить учебные цели, намечать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
5. Результаты участия в конкурсах проектно-исследовательских работ – показатель степени формирования ключевых компетентностей.
6. Анкетирование.
7. Отчёт о работе над проектом.
Информационно-методическое обеспечение
Программа:
Иглина Н.И. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» для детей младшего школьного возраста (8-10 лет). - М.: Баласс, 2012 г.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Лонгъюганская средняя общеобразовательная школа».
Дидактические пособия:
«Все узнаю, все смогу» авт. А.В.Горячева Пособие по проектной деятельности в начальной школе. Образовательная система «Школа 2100»-М.: Баласс, 2012 г.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование для мультимедийных демонстраций:
компьютер;
медиапроектор;
СD диски
Мобильный класс
Ресурсы сети Интернет по проблемам проектной и исследовательской деятельности:
1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. http://schools.keldysh.ru/labmro – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
3.http://www.educom.ru/ru/documents/archive/www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся при участии Дома научно-технического творчества молодёжи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся учёных и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы.
4. http://www.issl.dnttm.ru/ – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
5. http://www.konkurs.dnttm.ru/ – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
Список литературы
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2010 – 44 с.
Горячев, А.В. Всё узнаю, всё смогу / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. – М. : Баласс, 2011.
Исследовательская работа школьников : Научно-методический и информационно-публицистический журнал. – Редакция «Народное образование».
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по технологии)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.)
Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения)
Отчёт о работе над проектом (для учащихся начальной школы)
Фамилия и имя_____________________________________________________
1. Название проекта: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Почему я начал работу над проектом? _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Для чего я работал над проектом? _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какой продукт я хотел получить? _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Как я работал над проектом:
Дата Что делал? Затрачено
времени Вопрос, затруднение Консультант Помощь
6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Что нового я узнал, чему научился?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Мои впечатления от работы над проектом:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________