Немного о том, почему проблема воспитания волнуют каждого из нас


НЕМНОГО О ТОМ,
ПОЧЕМУ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЛНУЮТ КАЖДОГО ИЗ НАС
«Словесное воспитание без сопровождающей
гимнастики поведения есть самое
преступное вредительство».
— Макаренко А. С. ПСС, т.4, М.1984, с.123
Почему мы, педагоги, сталкиваемся с проблемой воспитания как у младших школьников, так и у старших? В чем проблема?
Родители, в чьих непосредственных обязанностях входит воспитание своего отпрыска, чаще отмахиваются, открещиваются: «Я не справляюсь с ним (ней)!», «Он(она) меня не слушает», «Я привел в вашу школу – воспитывайте!»… и можно продолжать до бесконечности. Как ни крути, а школа всегда виновата в том, что ребенок «вырос каким-то не таким»…
Несомненно, школа – площадка для воспитания, «стартовая» и (или) «финишная». Но почему, даже «бывалые» педагоги встречаются с недопониманием, с проблемами воспитания, с проблемами в воспитании?
Найти ответ на этот вопрос сложно. И в каждом отдельном случае возможно найти свой отдельный ответ.
А что если все заложено в неправильном, искаженном воспитании самих родителей? Что если (это чаще всего отмечают учителя) самого родителя нужно воспитать? Что если сам родитель нуждается в помощи? Чаще в беготне за «необходимым», «насущным», «чтобы не хуже» родители напрочь забывают о ребенке, об элементарных его потребностях в объятиях, в ласке, в привычном вопросе «как у тебя дела?».
Вопрос сложный, затронутый в разных сферах, различными деятелями. Вопрос сложный, но новизной не отличается.
Если школе не всегда удается достучаться до ребенка (что по сути своей не норма), возможно, следует обратить свое внимание на родителя. Кажется, родитель нуждается во внимании школы. Отсюда и «неприходы» на родительские собрания, отсюда и отчуждение. Родитель не знает как себя вести с ребенком, воспитанием занимается школа, бабушка и дедушка, дяди и тети. Этому есть и социальная составляющая, но и не только. Родитель, дав волю самому себе, почувствовав, что принадлежит только себе (на определенный срок) даже не старается приложить хоть какое-то усилие, чтобы помочь малышу расти.
Мне кажется, что именно родитель – это то недостающее, выпавшее звено из общей воспитательной цепи.
Влияние родителя на ребенка огромное (это и должно быть так), но не в случае, когда это влияние пагубно отражается на ребенке. Утеряна связь родитель – школа- родитель. Правда, некоторые школы создают условия для деятельности «Школы для родителей», пытаются выправить ситуацию.
Наше общество нуждается в Программе, которая полностью бы охватила эту сторону, отражала бы вопросы родительского воспитания. Ликвидация безграмотности родителя лежит, прежде всего, на школе – как органе важном в этом вопросе. Но без определенного, обязательного для каждого родителя направления деятельности, ничто не получится. Наш маленький, но процветающий регион может и должен быть отгорожен от стихийности в воспитании, а скорее в «не воспитании». Взрастить здоровое ментально и физически общество возможно и необходимо. Ведь именно здоровое во всех направлениях общество – основа сильного государства.
Родители, не осведомленные о нормах морали и поведения, плохо ориентируются в информационном поле, созданном государством для них же самих – гражданах и родителях, прежде всего. Утрачиваются, уходят в далекое неведение элементарные нормы поведения. Нет органа, который бы отрегулировал этот вопрос. На планете Общество отдельно существуют родители и их дети.
Еще великий Антон Семенович Макаренко, в своей работе «Книге для родителей», отметил: «…успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до пяти лет. Каким будет человек, главным образом, зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году его жизни. Если вы до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придётся перевоспитывать. Казалось бы, какие могут быть события в жизни ребёнка до пяти лет. Родителям кажется, что всё идёт очень хорошо. А в десять-одиннадцать лет всё неожиданно изменяется к худшему и начинает расцветать полным цветом. И родители ищут — кто испортил мальчика. Сами они его регулярно портили от первого до пятого года.
Нельзя думать, что до пяти лет должны быть какие-то особые принципы воспитания, отличные от принципов воспитания в десятилетнем возрасте. Принципы те же самые.
Главный принцип, на котором я настаиваю, — найти середину — меру воспитания активности и тормозов. Если вы эту технику хорошо усвоите, — вы всегда хорошо воспитаете вашего ребёнка.
С первого года нужно так воспитывать, чтобы он мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться, и в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза для таких его желаний, которые уже являются вредными или уводящими его дальше, чем это можно в его возрасте. Найти это чувство меры между активностью и тормозами, значит решить вопрос о воспитании. Это можно доказать примером из сегодняшних выступлений» [Макаренко А.С. Книга для родителей.].
Что может сделать школа в случае, если на ее порог вступил ребенок, с уже искаженными принципами? Ничего. Что может сделать школа, если до 5-7 лет (а чаще всего до 18) ребенка воспитывают родители, которые напрочь отрицают все принципы морали, или тети, которые принимают за основу вульгарное поведение?
И ни наличие психологической службы в школе, ни какой-либо другой направленности не смогут так повлиять на ребенка, не смогут «подправить» ситуацию.
Основой воспитания является не школа, а родители ребенка. И от того, как ответит Петя или Коля Марии Ивановне на уроке, как Петя или Коля себя поведут после школы, лежит не полностью на школе, а на родителе. Знания, полученные в школе, умения себя вести в обществе, если не найдут своей поддержки дома (где может быть все наоборот) – утратят свою цену, и в свою очередь, влияние, значение утратит и школа.
«Но что появится нового? Это определится, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не приходилось покупать женщину за деньги или за другие социальные преимущества, и поколение женщин, которым никогда не приходилось отдаваться мужчине из-за каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви, или отказаться отдаться любимому мужчине из боязни экономических последствий».
Ф. Энгельс.
«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».
А.С.Макаренко