Реализация регионального компонента на уроках музыки
Реализациярегионального компонентана уроках музыкиДоклад на РМО учителей музыкипреподавателя Музыки МБОУ СОШ №14 г. МытищиКуреляк Анны Александровны02.11.2016
Региональный компонентОбщекультурная образовательная компетенция педагога и ученикатесно связана с освоением регионального компонента музыкальной культуры – изучением культурного и музыкального пластов того края, в котором мы живем.
Региональный компонент«любить свою Родину, свое Отечество – это, значит, гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей…В школах…надо знакомить детей с тем, чем могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом и в настоящем» – Б. М. Лихачев.
Региональный компонентИсточниками регионального компонента содержания музыкального образования будут:Народное музыкальное искусство национальностей, составляющих в регионе большинство (русская и муз. культура др. национальностей)Региональное профессиональное искусство (музыка, литература, живопись)Произведения композиторов края
Дмитрий Кедрин Дми́трий Бори́сович Ке́дрин (4 .02 1907 — 18. 09. 1945)- русский советский поэт, переводчик. По основной профессии — журналист. Жил и работал в Мытищах в 1931—1934 г.г.
Дмитрий КердинПосле рождения дочери, в декабре 1934 года семья Кедриных переезжает в подмосковный посёлок Черкизово Пушкинского района.Работал в заводской многотиражке «Кузница» мытищинского завода «Метровагонмаш», затем литконсультантом при издательстве «Молодая гвардия» и одновременно внештатным редактором в Гослитиздате. Здесь публикует такие стихотворения, как замеченная Горьким «Кукла» (1932), «Подмосковная осень» (1937), «Зимнее» (1939), баллада «Зодчие» (1938), поэма «Конь» (1940).
Баллада «Зодчие»Как побил государьЗолотую Орду под Казанью,Указал на подворье своеПриходить мастерам.И велел благодетель,-Гласит летописца сказанье,-В память оной победыДа выстроят каменный храм.И к нему привелиФлорентийцев,И немцев,И прочихИноземных мужей,Пивших чару вина в один дых.И пришли к нему двоеБезвестных владимирских зодчих,Двое русских строителей,Статных,Босых,Молодых.Лился свет в слюдяное оконце,Был дух вельми спертый.Изразцовая печка.Божница.Угар я жара.И в посконных рубахахПред Иоанном Четвертым,Крепко за руки взявшись,Стояли сии мастера.
Баллада «Зодчие»"Смерды!Можете ль церкву сложитьИноземных пригожей?Чтоб была благолепнейЗаморских церквей, говорю?"И, тряхнув волосами,Ответили зодчие:"Можем!Прикажи, государь!"И ударились в ноги царю.Государь приказал.И в субботу на вербной неделе,Покрестись на восход,Ремешками схватив волоса,Государевы зодчиеФартуки наспех надели,На широких плечахКирпичи понесли на леса.Мастера выплеталиУзоры из каменных кружев,Выводили столбыИ, работой своею горды,Купол золотом жгли,Кровли крыли лазурью снаружиИ в свинцовые рамыВставляли чешуйки слюды.
Баллада «Зодчие»/…./ Был диковинный храмБогомазами весь размалеван,В алтаре,И при входах,И в царском притворе самом.Живописной артельюМонаха Андрея РублеваИзукрашен зелоВизантйским суровым письмом.../…/ А как храм освятили,То с посохом,В шапке монашьей,Обошел его царь -От подвалов и службДо креста.И, окинувши взоромЕго узорчатые башни,"Лепота!" - молвил царь.И ответили все: "Лепота!"
Баллада «Зодчие» И спросил благодетель:"А можете ль сделать пригожей,Благолепнее этого храмаДругой, говорю?"И, тряхнув волосами,Ответили зодчие:"Можем!Прикажи, государь!"И ударились в ноги царю.И тогда государьПовелел ослепить этих зодчих,Чтоб в земле егоЦерковьСтояла одна такова,Чтобы в Суздальских земляхИ в землях РязанскихИ прочихНе поставили лучшего храма,Чем храм Покрова!Соколиные очиКололи им шилом железным,Дабы белого светаУвидеть они не могли.И клеймили клеймом,Их секли батогами, болезных,И кидали их,Темных,На стылое лоно земли.
Баллада «Зодчие»И в Обжорном ряду,Там, где заваль кабацкая пела,Где сивухой разило,Где было от пару темно,Где кричали дьяки:одчие"Государево слово и дело!"-Мастера Христа радиПросили на хлеб и вино.И стояла их церковьТакая,Что словно приснилась.И звонила она,Будто их отпевала навзрыд,И запретную песнюПро страшную царскую милостьПели в тайных местахПо широкой РусиГусляры.
Юрий Потеенко. Хоровая поэма«Зодчие»Юрий Потеенко (р. 1960) – известный московский композитор, кинокомпозитор Среди сочинений: «Зодчие», хоровая поэма на стихи Д. Кедрина, оратория «Песни Руси» на слова древнерусских исторических былин, музыка к к/ф «Ночной дозор»хоровой цикл «Юдоль грез» для хора и оркестра на стихи У. Блэйка«Корсары», симфоническая сюитаBenedictus для сопрано и оркестра и др.
Хоровая поэма «Зодчие»Хоровая поэма для хора a capella, монодический и квинтовый склад фактуры, приближающий к древнерусским церковным мелодиям. Но присутствуют и более современные созвучия терцового склада. «Спор» диезных (cis) и бемольных (b) тональностей.
Хоровая поэма «Зодчие»В соответствии с трагическим развертыванием стихотворнного сюжета, бемольные тональности вытесняют диезные.Вариантно-строфическая форма. Тонально-гармоническое варьированиемелодически относительно неизменяемых тем. Параллельный – мажоро-минор.
Хоровая поэма «Зодчие»4 основные темы (повторенные дважды в двух крупных разделах, образуют в общей сложности 14 подразделов-строф).«Тема храма» - cis – восходящая попевка в объеме м3 («согласия»). Звучит во вступлении, в середине (кульминации) - cis- E- Cis-B и в заключительном разделе сis-b, интонационно скрепляя форму.
Хоровая поэма «Зодчие» 2 «тема зодчих» - псалмодирование на одном тоне и в диапазоне восходящего тетрахорда gis (подразделы 2-3 со слов «И к нему привели…»).
Хоровая поэма «Зодчие»3 «тема Ивана Грозного» - бас – соло со слов «Смерды, можете ль церкву сложить…?» нисходящее движение по звукам Es в «диалоге» с «темой зодчих»:«И, тряхнув волосами, ответили зодчие –можем…» Необычное сочетание тональностей: Es-gis-E-es-b (подразделы 4-5)
Хоровая поэма «Зодчие»4 «тема строительства Храма» - трехкратное точное повторение энергичной восходящей секундовой (c-с-des) темы-попевки, развертывающейся затем в диапазоне тетрахорда b: «Государь приказал…» (далее в Des -подразделы 6-8)
Хоровая поэма «Зодчие» Реприза-кульминация (подраздел 9). Возвращение 1-й темы храма в исходной «тональности» cis. Диезные и бемольные опоры «сталкиваются» в непосредственной близости. Восхождение «тональных» опор каждой последующей фразы темы храма по малым терциям. Образ: «Царь поднимается по ступенькам храма…» cis - «А когда освятили…» - e – «Обошел его царь…» (g) - b – «И, окинувши взором…» (des)- E (cis) –H-Cis «ЛЕПОТА!» (Кульминация в мелодии трихорд E) далее «ответ» B-Es-B
Хоровая поэма «Зодчие»Во второй половине произведения возвращаются изложенные ранее темы, постепенно приходя к общей «тональности» b. Затемнение колорита. Подраздел 10. Бас – соло. Речь Ивана Грозного «И спросил благодетель…» Но царь лишен своей темы. Вместо этого, из его уст звучит тема зодчих! Т. е., тема зодчих ПОБЕЖДАЕТ в музыкальном смысле тему царя.
Хоровая поэма «Зодчие»Подразделы 11-13. Точное повторение без изменений темы строительства из первого раздела («Государь приказал…» b-Des). Но теперь в стихотворном тексте повествуется о трагических событиях. Подраздел 14. Реприза-заключение. Возвращение темы Храма, модулирующей из сis в b «И стояла их церковь…»
Хоровая поэма «Зодчие»
Хоровая поэма «Зодчие»
Хоровая поэма «Зодчие»
Приобщение к фольклоруКвартет балалаечников «Ситенно» 11 ноября 2015 гастроли в МытищахМолодой коллектив, выпускники РАМ им. ГнесиныхВиртуозное исполнение на балалайках популярных народных, эстрадных, джазовых и классических мелодий.Оригинальное звучание музыки французских клавесинистов (Куперен, Скарлатти, Рамо)
Приобщение к фольклору «Ситенно»:«Мельницы», «Жига»,«Камаринская» (совместное музицирование на ударно-шумовых инструментах)
Приобщение к фольклору Февраль 2016 г. Праздник Масленицы в начальной школе. Игры, песни, хороводы, загадки, поделки и, конечно, традиционные блины!!!
Приобщение к фольклору
Приобщение к фольклоруМасленица – символ ВЕСНЫ!
Приобщение к фольклору «ЯБЛОЧКО» - музыкально-ритмическая композиция
Песни о Мытищах День города-2013 Ансамбль «Созвездие»(рук. М. А. Почепа) Совместно с солистами ансамбля «Родничок» (МБОУ №14) исполняют Песню о Мытищах в большом зале РДК «Яуза»
2016 – новый дискВ 2016 в издательстве «ВЕСТЬ-ТДА»( г. Москва) вышел наш новый диск«Дружба - сказочный остров»