Разработка классного часа О законе и праве
Тема: О законе и праве
Цель:
ознакомить учащихся со статьями Конституции Украины о личных правах и свободах граждан, раскрыть их содержание;
углубить знания учащихся о личных правах и свободах человека в обществе;
развивать у учащихся уверенность;
воспитывать правовое сознание, гражданскую позицию.
Оборудование: Конституция Украины, Закон Украины «Об образовании», выдержка из Конвенции прав детей; чистые листы бумаги.
Ход занятия
Учитель, обращаясь к учащимся класса, предлагает поговорить о правах человека, подчеркивает важность знаний прав личности и сообщает, что их одногодки за границей изучают свои права и умеют ими пользоваться.
Учитель. В народе говорят: «У хорошего хозяина – всегда порядок в доме». Что, по вашему мнению, означает слово «порядок»? (Учащиеся отвечают: «Порядок – это благополучие, мир, согласие.»).
Беседа.
Как поддерживать порядок в семье?
Можно ли сказать, что государство – это общий дом всех ее граждан? Почему?
Можно ли поддерживать порядок в городе, государстве? Каким образом?
Учитель. «Никто нам не построит государство, если мы сами его себе не построим, и никто из нас не сделает нацию, если мы сами нацией не захотим быть», - писал украинский историк и философ Вячеслав Липинский.
Еще в давние времена первобытные люди почувствовали и поняли, как хорошо жить, когда между всеми царит мир. Вместе легче защищаться от диких зверей, нападающих. Только вместе можно пережить лютую зиму, добыть пищу, передать молодому поколению накопленный опыт.
На свете немало маленьких и больших народов, и у каждого из них есть свои традиции, культура, вероисповедание, обычаи, законы. Но существуют общечеловеческие моральные ценности, которые важны для человека любой национальности. Это - почитание родителей и предков, справедливость, благотворительность, соблюдение высших законов человечности и чести.
Христиане исповедуют десять главных заповедей, записанных в Законе Божьем.
Что, по вашему мнению, означает слово «закон»?
Учитель. Толковый словарь дает следующее определение этого слова: «Закон - это установленное высшим органом государственной власти общеобязательное правило, имеет высшую юридическую силу; общепринятое, установленное правило общежития, норма поведения».
Каждый человек имеет чувство, способности, характер. На свете нет двух одинаковых людей - каждая личность единственная и уникальная. Как же так сделать, чтобы все люди все-таки жили с уважением друг к другу? Из поколения в поколение, на протяжении веков человечество устанавливало различные правила, которые бы помогли определить отношения между личностями, общинами, даже государствами.
Сейчас мы тоже живем по определенным правилам. И не замечаем только потому, что они стали для нас общепринятыми нормами.
Вы заходите в школу - и видите на центральной стене холла большой плакат, на котором изложены правила поведения учащихся. Вы - ученики, поэтому должны придерживаться этих правил. «Зачем для школы созданы какие-то особые правила?» - Спросите вы. Чтобы на уроках было тихо, чтобы каждый из вас имел свое место за партой, чтобы учителям было легче учить вас, а вам - учиться.
Вы заходите в автобус - на перегородке, отделяющей водителя от общего салона, пристроен правила для пассажиров городского транспорта. Данной момента вы - пассажиры, поэтому должны соблюдать эти правила, чтобы не было толкотни у выхода, чтобы ни с кем не произошло несчастного случая, чтобы старые, больные люди и маленькие дети могли удобно располагаться.
Заходите в театр - здесь вы должны соблюдать правила, установленные для зрителей: сдать в гардероб верхнюю одежду, занять указанное на билете место, в течение спектакля сидеть тихо, никому не мешать.
Каждому из вас известны строгие правила дорожного движения. Они обязательны и для пешеходов, и для водителей. За выполнением правил дорожного движения пристально следят работники государственной автоинспекции, потому что здесь речь идет не только о порядке и удобство, но и о жизни людей.
Но есть такие правила, которые обязательны для всех граждан государства, кто бы они ни были - взрослые или дети, городские жители или сельские, пешеходы или пассажиры. В нашем государстве эти правила устанавливает высший орган законодательной власти - Верховный Совет Украины. Называют такие правила государственными законами. Вы, наверное, слышали от взрослых, что законы подсказывают нам всем - и малым, и взрослым - как жить в своей стране и с ее соседями в мире и мире. В каждом государстве есть свод главных законов. Он называется Конституцией.
Слово «конституция» происходит из латинского языка и в переводе означает «устройство, установка». Этот документ определяет основные права и обязанности граждан государства. Каждый, кто хочет, чтобы все жили счастливо, должны хорошо знать Конституцию своего государства, понимать ее, выполнять и защищать.
Учитель показывает Конституцию Украины.
Конституция Украины – книга, состоит из вступительной части и ста шестидесяти одной статьи, она является определяющей для всего украинского народа. В статьях Конституции сформулированы права и обязанности граждан Украины. На основе Конституции состоят все другие законы, постановления, решения, регулирующие деятельность и взаимоотношения граждан.
Дата 28 июня 1996, когда принято и утверждена Конституция Украины, вписана золотыми буквами в историю нашего народа.
Мы стали современниками знаменательного исторического события. Важно помнить, что развитие государства, его будущее, действенно Основного Закона в незаурядной степени зависят от сознания и личного вклада каждого из нас.
Второй раздел Конституции Украины – один из важнейших, он называется «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». В нем есть статьи, которые непосредственно касаются вас и ваших родителей.
51 статья Конституции отмечает, что родители должны воспитывать ребенка до совершеннолетия, заботиться о ее здоровье, материальное обеспечение и обучение, готовить к самостоятельной жизни. Отец и мать имеют одинаковые обязанности и права в отношении детей.
«Чти отца своего и мать свою», - каждый из нас должен, пока живет в этом мире, помнить эту заповедь Божию. Быстро течет время и придет минута, когда наши родители станут старыми, немощными. Обязанностью взрослых совершеннолетних детей является забота о своих родителях.
Щоб не мучила совість потому,
Приїжджайте скоріше додому.
Ні грошей не привозьте, ні слави,
Будьте з рідними ніжні й ласкаві.
Бо не вічні ні батько, ні мати,
Завтра може їх не стати.
Щоб не мучила совість потому,
Приїжджайте скоріше додому.
Так, именно родители дали вам жизнь, именно они ежедневно переживают за вас, хотят, чтобы вы были всегда здоровыми, счастливыми.
Скільки б не судилося страждати,
Все одно благословляю завжди
День, коли мене родила мати
Для життя, для щастя, для біди.
День, коли мої маленькі губи
Вперше губи мамині знайшли,
День, що мене першим приголубив
Ласкою проміння із імли.
Як мені даровано багато,
Скільки в мене щастя, чорт візьми! –
На землі сміятись і страждати,
Жити і любить поміж людьми!
Послушайте рассказ Василия Сухомлинского «Для чего человек живет на свете?»
Тихий осенний вечер. Заходит солнце. В синем небе – клин журавлей. Наша бабушка сидит на скамейке у забора, смотрит на закат. Я спрашиваю:
- Бабушка, скажите, для чего человек живет на свете? Бабушка улыбается и говорит:
- Чтобы жить вечно.
Я не могу понять: как это - жить вечно? Бабушка говорит:
- Пошли в сад.
Мы идем в сад. Там отцветают бархатцы. Бабушка собрала пучок сухих семян этих цветов, и завязал в узелок.
- Подожди до весны, - сказала она и положила узелок с семенами бархатцев в сухой угол.
Пришла весна. Мы посеяли семена на грядке. Сошли маленькие растения, поднялись, зацвели. Какие красивые цветы бархатцы! Сейчас они красивее, чем были тогда, осенью.
- Вот и человек живет для того, чтобы вечно жила ее красота, - сказала бабушка. - Родители живут, чтобы воспитывать детей. А дети, становясь взрослыми людьми, растят своих детей, чтобы всегда жив человеческий род.
- А для чего живет человеческий род? - Снова спрашиваю я.
-Для счастья.
Беседа.
В чем проявляется любовь родителей к вам?
За что любят вас родители?
Как вы думаете, любили вас родители, если бы вы были менее умными, менее послушными, менее красивыми?
Учитель. Ваши родители любят вас не за красоту или какую-то хорошую черту характера, а потому, что вы – их дети. Каждый ребенок имеет право на родительскую любовь. Когда вы вырастите и станете родителями, вы также будете любить своих детей, научите их человечности, трудолюбия, порядочности.
Но нельзя научить добру, применяя жестокость и унижение. Никто и никогда не смеет осуществлять насилие над ребенком.
Учитель, воспитатель должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми.
А как воспитывали детей в древности? Кое-где считалось, что обучение без битья не может быть эффективным и хорошие манеры и воспитанность надо убивать розгами. Теперь методы воспитания педагоги считают недопустимыми и унижающими личность ребенка.
По этому поводу давайте обратимся к сказке Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон».
Беседа.
Персонаж сказки сторонник антигуманного отношения к детям?
Как ты относишься к словам Фрекен Бок: «Ничего-ничего, у меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми»?
Персонаж сказки отстаивает права Малыша как ребенка и человека?
Учитель. Вы, конечно, любите и уважаете своих родителей. И ваши папа, мама, бабушка и дедушка относятся к вам так же. Но иногда взрослые считают: поскольку ребенок еще не вполне сформирована как личность и не может самостоятельно заботиться о себе, он должен жить только по указаниям родителей и учителей и воспринимать любое их решение как закон.
К сожалению, нередки случаи пренебрежительного и даже жестокого отношения к детям.
Ярким примером такого поведения со стороны взрослых сказка Шарля Перро «Золушка».
Беседа.
Равны по правами и свободами были Золушка и ее сестры?
Эпизоды сказки свидетельствуют о том, что мачеха обращалась с Золушкой жестоко и несправедливо?
Персонаж сказки обнаружил настоящую заботу о Золушке?
Как бы вы на месте Короля наказали злую мачеху Золушки?
Учитель. Действительно, мачеха Золушки заслуживает строгое осуждение. В наше время такое отношение к ребенку тоже не остается без наказания. Если взрослые, даже родители, небрежно относятся к воспитанию детей, наносят вред их физическому, моральному или психическому здоровью, в дела такой семьи вмешиваются милиция и даже суд. Он может лишить родителей прав на ребенка и передать его на воспитание государству.
Дом младенца, детский дом, интернат, приют - эти учреждения становятся домом для брошенных и обездоленных детей. Но они, конечно, не могут дать малышам и подросткам настоящее семейное тепло. Именно поэтому в последнее время в нашей стране создают детские дома семейного типа. Дети попадают в приемные семьи, где их любят и заботятся о них.
Как вы думаете, почему ребенку хорошо живется в дружной семье?
Учитель. Послушайте рассказ Василия Сухомлинского «Подарок неродной дочери».
У одного человека было три родных дочери и четвертая неродной.
Поехал отец в город, купил дочерям подарки.
Сидят девушки перед отцом, ждут, затаив дыхание, что же он каждой привез.
- Это тебе, - извлек отец из мешка расческу и дал первой родной дочери.
- Это тебе, - извлек ожерелье и дал второй родной дочери.
- Это тебе, - вытащил из мешка три ленты в косу и дал третий родной дочери.
- А это тебе, - извлек отец из мешка красочное шелковое платье и дал неродной дочери.
Обрадовалась неродная дочь и меряет платье, а отец тем временем целует каждую родную дочь и о здоровье спрашивает.
А неродная видит, что отец целует родных, положила платье и ждет: вот и ко мне подойдет отец, поцелует и о здоровье спросит.
Ждала - ждала и не дождалась.
Беседа.
Отец сделал родным дочкам мелкие подарки, а неродной – дорогой. Можно ли считать, что он любит неродную дочь больше родных?
Из чего становится понятно, что отец родных дочек любит, а о неродной только заботится?
Может ли подарок, даже самый ценный, заменить настоящую любовь и заботу? Почему?
Учитель. Тяжело на свете живется одинокому человеку, а тем более ребенку. Сиротство - величайшее несчастье, может постигнуть ребенка. Как уже отмечалось выше, не все малыши растут и воспитываются в семье. Дети, от которых отказываются родители сразу после рождения, находятся в специальных домах для малышей.
Государство берет на себя содержание и воспитание детей сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощряет и поддерживает благотворительную деятельность в отношении них. Обо всем этом сказано в статье 52 Конституции Украины.
В сиротских детей много чего есть: уютные спальни, на кроватях новенькие одеяла. В столовой - борщ и каша. Большая библиотека и спортивный зал, светлые классы. Казалось бы, дети как дети: беззаботно играют. Но всех их объединило одно горе - сиротство. И самая большая мечта каждого из них - найти маму, теплую семью.
Ой, чули б ви,мамо,
Як кликав я: «Мамо!».
І нині я кличу:
«Знайдіться, матусю!».
За те, що вродила,
Тобі поклонюся!
Почитание родителей - один из святых обязанностей каждого человека, одна из главных заповедей человеческой жизни.
«Почитай отца и мать, будет тебе везде гладко» - учит народная мудрость. Она воплощена и в главном законе нашего государства - Конституции Украины. В статье 51 записано: «Родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях».
Как вы уважаете своих родителей, благодарят за их ласку и заботу?
Можете ли вы уже сейчас заботиться о своих родителях? Как?
Учитель. С древних времен в Украине важное значение придавали образованию. Великий князь Киевской Руси Владимир Мономах советовал: «Если хорошо что-то умеете – не забывайте, а чего не умеете - того учитесь ...». Тарас Шевченко писал: «Учитесь, читайте, и чужому учитесь, и своего не чурайтесь!».
Современность требует особого внимания к образованию. В статье 53 Конституции Украины записано, что «для каждого ученика является обязательным среднее образование». Конституционно обеспечена доступность и бесплатность образования в государственных учебных заведениях, вольность выбора типа и форм обучения.
Кроме прав и обязанностей, которые предполагает и обеспечивает Основной Закон нашего государства, ученики имеют права и обязанности, которые определяются Законом Украины «Об образовании» и перекликаются с конституционными.
Основными задачами общего среднего образования являются:
- воспитание граждан Украины;
- формирование личности ученика, развитие его способностей и дарований, научного мировоззрения;
- воспитание у учащихся уважения к Конституции Украины, государственным символам Украины, прав и свобод человека и гражданина, чувство собственного достоинства;
- реализация прав учащихся на свободное формирование политических и мировоззренческих убеждений;
- воспитание уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, национальным ценностям украинского народа и других народов и наций;
- воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровья других граждан как высшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся.
20 ноября 1989года Генеральной Ассамблей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А 27 сентября 1991 она была ратифицирована Верховной Радой Украины.
(Учитель читает выдержку из Конвенции о правах ребенка).
Ребенок (в возрасте до 18 лет) независимо от его расы, национальности, цвета кожи, пола, языка, религии, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья, независимо от ее родителей и законных опекунов имеет право:
- на жизнь;
- На имя и приобретение гражданства;
- Знать своих родителей;
- На сохранение своей индивидуальности;
- Поддерживать отношения с обоими родителями, если те разведенные;
- Выражать свои взгляды и мнения по всем вопросам;
- Получать и передавать информацию (за исключением определенных обстоятельств);
- На свободу мысли, совести и религии;
- На свободу объединений и обществ в мирных целях;
- На личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции;
- На защиту от посягательств на личную жизнь, честь и достоинство;
- На полноценную и достойную жизнь, на попечение с целью ухода за ним;
- На пользование благами социального сохранения;
- На образование, отдых и досуг;
- На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка;
- На защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может нанести вред ее здоровью, или умственному, физическому, духовному, моральному, социальному развитию;
- На защиту от незаконного употребления наркотиков, психотропных веществ;
- На гуманное обращение, на защиту от незаконного или произвольного лишения свободы, свободы;
- На немедленный доступ к юридической помощи и на такое поведение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение прав человека и его свобод, способствует выполнению им полезной роли в обществе.
Беседа.
Мать приказывает сыну убрать комнату и помыть посуду. Можно считать, что мать осуществляет эксплуатацию ребенка и нарушает его права?
Каким путем вы можете осуществлять свое право на образование, отдых и досуг? Можно присоединить к нему свободное посещение уроков?
Понятие «право» не существует без понятия «обязанности» - они неотъемлемые друг от друга. Если вы должны получать какие-то блага, то кто-то должен помнить, что кроме прав мы еще и обязанности. Они также указаны Конституцией Украины:
Статья 65. Защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов являются обязанностью граждан Украины.
Статья 66. Каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки.
Статья 68. Каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины.
Творческое задание «Мои обязанности».
Учитель раздает учащимся листы бумаги и предлагает каждому составить перечень собственных обязанностей, которых они придерживаются в школе и дома. Потом во всех списках определить общие пункты и составить из них общий список обязанностей учеников класса.
Заключительное слово учителя.
Сегодня мы говорили с вами о личных правах человека и его обязанностях. Безусловно, каждый из нас должен знать, на что мы имеем право и что обязаны выполнять, чтобы наша страна стала процветающей. Но сейчас самое главное ваша обязанность перед народом Украины – настойчивая учеба.
Харьковская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 42
Харьковского городского совета Харьковской области
«О законе и праве»
Подготовила и провела
Классный руководитель 6 – А класса
Кулиш Ирина Вячеславовна
Харьков - 2014