Программа кружка Моя малая Родина


Маркова Э.Б.
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ№28», г.Наб.Челны.

Организация и планирование внеурочной деятельности школьника.

Пояснительная записка к программе «Моя малая родина».

Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.
Задача современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.
Как же развивать интерес детей к тому, чем «живёт» и «дышит» его отчизна, в чем она нуждается и чем ей нужно помочь? Курс «Моя малая родина», составленный в рамках внеурочной деятельности, призван оказать помощь в решении данных вопросов.
Цель программы: формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи:
- изучение малой родины через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, города, области;
- способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, города, семьи;
-содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям;
- развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
- формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста.
Основное направление курса « Моя малая родина» - исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы, самостоятельно и с помощью взрослых. Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, посещает библиотеку, вместе со своей семьёй составляет родословное древо. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников
Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родной город, область, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное.
Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.
Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.
Программа состоит из 9 блоков: «Я», «Моя фамилия», «Моя родословная, моя семья», «Профессии моих родителей», «Мои сверстники», «Моя школа», «Мой микрорайон», «Мой город», «Путешествие по Татарстану»
Планируемые результаты.
-активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
-положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
-обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.
-приобретение коммуникативных навыков.
-развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий.
-формирование универсальных учебных действий.
-развитие речи и обогащение словаря.
-активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Содержание курса

Введение
1. «Я» Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность.
Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение словаря терминов, выставка портретов, фотовыставка
2.«Моя фамилия» происхождение своей фамилии,
Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение дневника исследования, участие в составлении фотоальбома
3. «Моя родословная, моя семья» продолжается знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа.
Практическая работа: рассказ о своей семье, участие в тематической выставке «Увлечение членов моей семьи».
4 «Профессии моих родителей» ученики делятся сведениями о профессиях мамы и папы, бабушки и дедушки, ближайших родственников. Узнают о различных профессиях.
Практическая работа: составление рассказов о профессиях, участие в подготовке тематической выставки «Такие разные профессии», посещение совместно с родителями предприятий, на которых они трудятся, составление кроссвордов
5. «Мои сверстники» Понятия «сверстник», «товарищ», «друг». Интересы и увлечения сверстников в нашей стране и за рубежом. Образование в городе Набережные Челны, России и других странах. Национальные традиции сверстников края, страны.
Практическая работа:
А)рассказ о друге: фотография, рисунок, презентация
Б)телефон, адрес – как связаться с другом, составление приглашения на день рождения, выбор подарка другу,
В) составление пожелания другу, составление записной книжки, домашнее задание: составление анкеты для друзей ( что бы я хотел узнать у друга).
«Моя школа» Знакомство с традициями и историей школы, поисково- исследовательская деятельность школьного краеведческого музея
Практическая работа: экскурсия по школе и в окрестностях, участие в поисково-исследовательской деятельности школьного музея в соответствии с планом и тематикой его деятельности, выполнение индивидуального поискового задания.
Практическая работа: фотоколлаж «Что растет на клумбе около школы».
7.«Мой микрорайон» Знакомство с историей своей улицы, своего микрорайона, значение микрорайона в городском хозяйстве
Практическая работа: создание путеводителя по микрорайону, фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы», этапы подготовки к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности
8.«Мой город» знакомство с историей своего города, названия улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и области.
Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу (заочная и автобусная), обзорная и тематическая экскурсии в городской краеведческий музей, создание видеофильма о своем городе, создание альбома «Достопримечательности города Набережные Челны», «Кем может гордиться наш город».
9. «Путешествие по Татарстану» История образования области, ее роль в жизни страны.
Знакомство с достопримечательностями столицы Татарстана и других городов. Традиции и культурное наследие края.
Практическая работа: экскурсии в город Казань, Елабугу.