Конспект занятия по экологии Друзья природы (средняя группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко» пгт Кукмор» Кукморского муниципального района РТ
Конспект образовательной деятельности по окружающему миру для средней группы
«Друзья природы»
Воспитатель
Кондратьева Ирина Геннадьевна
2017
Конспект образовательной деятельности в средней группе
«Друзья природы»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Участники: дети старшей группы.
Цель: закреплять знания детей о правилах поведения на природе, закреплять знание знаков «Что нельзя делать в лесу»; способствовать познавательному развитию, развивать творческие способности, создать положительный эмоциональный фон.
Задачи:
обучающие:
1. Закреплять знания детей о насекомых, развивать умение различать и называть их;
2. Формировать умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
3. Учить выражать свое отношение к поступкам людей с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к миру природы;
2. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и обосновывать свои суждения;
3. Развивать творческие способности, мелкую моторику, фантазию, память, мышление, сообразительность, находчивость, любознательность, самостоятельность и эмоциональную отзывчивость детей;воспитательные:
1. Воспитывать у детей бережное отношение, чувства сопереживания и любви к миру природы, способность видеть ее красоту и неповторимость, стремление к правильному поведению по отношению к насекомым;
2. Воспитывать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде;
3. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством;
4. Учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах.
Методы и приемы:
наглядные: наблюдение, рассматривание, показ;
словесные: беседа, рассказ, вопросы к детям, пояснения, уточнения, художественное слово, поощряющая оценка;практические: экспериментирование, обследование, обращение к опыту детей, решение проблемных ситуаций, сюрпризный момент;
игровые: игровые ситуации, подвижные игры.
Активизировать словарь: насекомые, паук, муравей, муравейник, бабочка, гусеница, пчела, божья коровка, паутина, соты и т.д.Материал: декорации леса, лесной полянки, фигурки насекомых, емкости с песком, водой, цветы на липучках, магниты, скрепки, краски, кисти, ведерки, лопатки, воздушные шары, соленое тесто, детали крупной мозаики, обруч, обвязанный воздушными шарами, ватман с изображениями насекомых, атласные ленты, слайды с изображением экологических знаков, мультимедийный проектор, фонограмма «Шум леса».Предварительная работа: изготовление декораций, цветов, насекомых, соленого теста для лепки, наблюдение за природой.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие у детей любознательности, внимания, мышления, памяти, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
2. Расширение кругозора, представлений о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, формирование навыка установления причинно-следственных связей, оценки своих и чужих поступков.
3. Овладение понятиями «Насекомые», «Экологические знаки» и т.п.
4. Формирование ярких, конкретных представлений о природе, расширение знаний о правилах поведения в природе.
Продукты детской деятельности:
1. Выполнение творческих заданий (строительство муравейника из кинетического песка, рисование красками в технике фотокопия, составление цветка, плетение паутины, изготовление пчелиных сот из соленого теста)
2. Изготовление коллективной работы «Соты для пчелки»
Ход ОД:
Входит Природа в грязном платье.
Природа: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?
Дети: Да. Ты Баба-Яга.
Природа: Нет! Вовсе я не Баба-Яга, я – красавица Природа. Разве вы меня не узнаете?
Дети: Нет.
Природа: (плачет) Ну вот, вы меня даже не узнаете! Я так ужасно выгляжу! Но ведь я не всегда была такой! Просто сейчас со мной случилась беда!
Дети: Какая?
Природа: Такой меня сделали нехорошие поступки людей. Они, наверное, не знали, как правильно вести себя на природе, в лесу. Они даже насекомых обидели.
А вообще-то я волшебница. Я зиму умею превращать в лето. Но сейчас я растеряла все свое волшебство, и если вы мне не поможете, я навсегда останусь такой. Ребята, вы мне поможете?
Дети: Мы тебе поможем.
Природа: Хорошо, спасибо. Ребята, нам очень нужно попасть в лето. А сейчас какое время года?
Дети: Зима.
Природа: А вы скучаете по лету?
Дети: Да.
Природа: А что вы любите делать летом?
Дети: Плавать, загорать, ягоды собирать.
Природа: А вы любите летний лес?
Дети: Да.
Природа: Пойдемте, нам нужно поспешить в лес, чтобы помочь насекомым. А для этого я советую вам взять магнит, лопатки, ведро, кисточки и т.д. (Природа показывает, дети называют предметы).
Природа: Давайте все вместе возьмемся за волшебное облачко и перелетим в лес.
Раз, два, три
Облачко нас в лес неси.
Природа: Посмотрите, ребята, перед нами лесная поляна. Видите, люди разрушили дома насекомых и птиц. Ребята, это хорошо или плохо?
Дети: Плохо.
Природа: Да, это очень плохо, в лесу нужно быть очень аккуратным, чтобы не нарушать природу. А как вы думаете, чей же это был дом? Отгадаете загадку?
Вот букашка – работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит... (муравей)
Дети: Здесь был муравейник.
Природа: Да, ребята. Когда-то это был муравейник и в нем жили муравьи. Но теперь их здесь нет. А еще здесь кто-то разбросал мусор. Ребята, как вы думаете, можно ли мусорить в лесу? А почему?
Дети: Нельзя мусорить в лесу. Потому что это не красиво. Могут пораниться звери. Может начаться пожар. Будет грязно.
Природа: Давайте мы с вами наведем здесь порядок. Для этого мы возьмем магниты и лопаточки.
Опыт с магнитом
Несколько человек с помощью магнитов собирают скрепки из песка, остальные строят муравейник.
Природа: Молодцы ребята, мы и порядок в лесу навели и муравьям помогли. Какой хороший муравейник у вас получился. Надеюсь, муравьи скоро вернутся в наш муравейник. А куда мы выбросим мусор?
Дети: На помойку, на свалку мусора.
Природа: Посмотрите, какая чистая и чудесная стала поляна.
Природа снимает что-то из лохмотьев.
Природа: Ребята, вы видите, в лесу совсем нет насекомых? Бабочки не летают, пчелки не жужжат. Куда же они исчезли?
Дети: Они спят, их кто-то украл.
Природа: А чтобы их найти, я превращу вас в волшебников. Мы помогли муравьям и мои силы стали возвращаться. Сейчас мы с вами возьмем волшебные краски и разрисуем нашу полянку.
Опыт «Волшебные рисунки»
Дети проводят кистью с красками по бумаге, на которой заранее восковыми мелками нанесены рисунки и на цветном фоне начинают появляться изображения насекомых: бабочки, божьей коровки, паука, муравья, гусеницы, пчелы.
Природа: На травке стали появляться насекомые. Ребята, а кого вы видите на нашей полянке?
Дети: Бабочки, божьи коровки, пауки, муравьи, гусеницы, пчелы. (По мере высвечивания рисунков, Природа ставит на полянку соответствующих насекомых).
Природа: Ребята, наши насекомые не могут тут оставаться. На них кто-нибудь может наступить и раздавить. Им тоже нужно помочь и расселить всех по домам. Куда мы отправим муравья?
Дети: В муравейник.
Природа: Совершенно верно. Отнесите, пожалуйста, муравья в наш муравейник. Ребята, что же сказал муравей, ему понравился дом?
Дети: Он очень обрадовался. Сказал нам спасибо.
Природа: А что же мы сделаем для паука?
Дети: Паутинку.
Физкультминутка: игра «Паутинка»
Паучок, паучок,
Вовсе ты не червячок:
Маленький, пузатенький
И чуть-чуть лохматенький.
Природа снимает еще один элемент одежды.
Природа: Какие же вы молодцы, ребята. Какую большую и красивую паутину сплели для паука. А на что же она похожа?
Дети: На снежинку.
Природа: А, где же у нас будут жить бабочка с гусеницей?
Дети: Бабочки и гусеницы живут на цветочках.
Природа: Тогда, давайте на нашей прекрасной полянке соберем для них красивые цветы. Для бабочки красный цветок, а для гусеницы - розовый. (Дети прикрепляют лепестки к сердцевине, образуя цветок. Затем сажают на них бабочек и гусеницу). Природа: Молодцы, ребята. Понравились ваши цветы бабочкам и гусеницам?
Дети: Понравились.
Природа: А каким насекомым мы еще должны помочь?
Дети: Божьей коровке и пчелке.
Природа: А как же мы им поможем?
Дети: Отпустим божьих коровок в небо.
Дети сажают божьих коровок на гелиевые шарики и отпускают в полет, приговаривают:
Божья коровка, улети на небо.
Там твои детки кушают конфетки.
Природа: Вот и божью коровку мы спасли, помогли ей улететь домой. А для пчелки давайте все вместе сделаем соты. А делать мы их будем из волшебного теста и разноцветных формочек.
Природа: Молодцы, как красиво у вас получилось. Давайте порадуем пчелку. Ей понравился наш подарок?
Дети: Да.
Природа: Ребята, вы слышите, как шумит лес? А как вы думаете, почему так весело стало в лесу? (звучит запись «Шум леса»)
Дети: Потому что бабочки залетали, жуки начали жужжать.
Природа: Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли. Благодаря вашей помощи я снова стала красавицей и вернула свои волшебные силы. А лес стал таким прекрасным и чистым. А в знак благодарности за спасение и, чтобы вы знали и не забывали о том, как вести себя на природе, насекомые передали вам специальные значки. (Природа раздает детям экологические знаки-угощения)
Показ экологических знаков на экране.
Природа: Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, оно вам понравилось? А чем оно понравилось? Какие добрые дела делали? Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы будете мусорить в лесу и разорять муравейники?
А крылышки бабочкам будете отрывать?
Природа: Я думаю, что после сегодняшнего нашего путешествия вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.