Урок познания мира тема Как животные зимуют (1 класс)
Окружающий мир
Тема урока: окружающий мир
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
ТЦУ:
Познакомить учащихся с предметами и явлениями окружающего мира;
Сформировать представление о предметах природы, и предметах не относящихся к природе;
Развивать желание познавать окружающий мир.
МО: словесный, наглядный, практический.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная.
ТСО: учебники, дневник наблюдения, тетради , карандаши, рисунки природы, животного мира.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
До чего хорош денёк: Веет лёгкий ветерок, Солнца летнего лучи Так приятно горячи!
Закройте глаза, протяните ладошки под солнечный свет и почувствуйте ласку солнышка. Как солнышко радо вас согреть, так рада видеть я вас.
2. Объявление темы, цели и задач урока.
Работа с иллюстрациями стр.4-5- Посмотрите на картины и скажите, видели ли вы такие картины в своей жизни? Расскажите об этом.
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя
Природой можно назвать всё то, что окружает нас на всей земле. Это небо, солнце, звёзды, луна, воздух, и горы, и равнины, и лес, и реки, и моря, и озёра, и животные и растения. Вся природа делится на две большие части: живая и неживая Мозговой штурм: кого можно назвать живым существом и почему? Ответы учащихся. Мозговой штурм: почему воду, воздух, камни, песок нельзя назвать живыми? Ответы учащихся.
4. ФизминуткаМАРТЫШКИ (групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем , Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!
5. Закрепление нового материала Кем мы были в физминутке? Они относятся к живой или неживой природе? Почему вы так думаете? Игра «Живое и неживое» Дети работают в группах (учащимся предлагаются одинаковые наборы картинок предметов живой и неживой природы и две корзинки зелёного и белого цвета) Задание: разложить все предметы по корзинкам. В зелёную корзинку – предметы живой природы, в белую – предметы неживой природы.6. Проверка и исправление ошибок.
7. Итог урока.
Рефлексия. Кому понравился наш урок раскрасьте на листочке солнышко, а кому не понравился, раскрасьте камень.
Неживая природа
Тема урока: Неживая природа
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
ТЦУ:
Углубить знания учащихся о неживой природе;
Пополнить словарный запас учащихся;
Учить анализировать, создавать благоприятные условия для развития творческого мышления.
Развивать желание познавать окружающий мир.
МО: словесный, наглядный, практический.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная.
ТСО: учебники, дневник наблюдения, тетради , карандаши, рисунки природы,предметов неживой природы.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Проверьте все ли у вас готово к уроку, настройтесь на работу.
Спинки держим прямо, расстояние между животиком и партой – кулачок.
Покажите, как умеют ученики сидеть
2. Повторение изученного.
Учитель показывает картинки и вывешивает их на доске. Учащиеся называют предметы, и к какой природе они относятся.
3. Работа по новой теме урока.
Луна, небо, вода, воздух, камни – все это неживая природа.
А как вы думаете почему?
Учащиеся обсуждают, анализируют, высказывают свое мнение, доказывают свою точку зрения.
4. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше, выше.
5. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику стр. 6-7
Работа в дневниках наблюдения. Отгадывание загадок. Раскрашивание отгадок.
Учитель зачитывает стихотворение В. Харьковской «Улыбнулось солнышко», а учащиеся называют объекты неживой природы, перечисленные в нем.
Встало ясно солнышко,
Потянулось сладко,В голубое озероГлянуло украдкой.Улыбнулось солнышко
И в моё окошкоПостучалась веточкойТонкая берёзка.Золотое солнышко
В озере умылось.И берёзка белаяВся росой покрылась.На зелёных листикахКапельки сверкают.Ах, какой красивоюРодина бывает.
6. Итог урока.
- о чем говорили на уроке?
- назовите объекты неживой природы, которые окружают нас в классе.
Живая природа
Тема урока: Живая природа
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
ТЦУ:
Углубить знания учащихся о прдметах живой природы;
Пополнить словарный запас учащихся;
Учить анализировать, создавать благоприятные условия для развития творческого мышления.
Развивать желание познавать окружающий мир.
МО: словесный, наглядный, практический.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная.
ТСО: учебники, дневник наблюдения, тетради , карандаши, рисунки природы, предметов живой и неживой природы.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели.
2. Повторение изученного материала.
На доске рисунки, учащиеся называют предметы неживой природы (луна, снежинка, облако, капля, солнце и др.)
3. Работа по новой теме урока.
Чтение сказки «Теремок».
- О ком эта сказка?
- Назовите героев сказки.
- Как вы думаете, к какой природе они относятся? Докажите.
- Какие еще предметы живой природы вы знаете?
Игра «Назови детенышей»
Корова – теленок,
медведь - …,
курица - …,
тигр - …,
слон - …,
кошка - …,
собака - …,
лошадь - …,
волк - …,
лиса - …,
заяц - ….
Вывод: предметы живой природы рождаются, питаются, растут, размножаются, умирают.
4. Физминутка.
Хомка, хомка - хомячок, полосатенький бочокХомка раненько встаёт, шейку мылит, шейку трётУбирает Хомка хатку и выходит на зарядку1,2,3,4,5 хочет Хомка сильным стать.
5. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику стр. 8-10
Работа в дневнике наблюдения.
Дети закрашивают предметы живой природы, а предметы неживой природы обводят.
6. Итог урока.
- Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир – это одно и то же?
- Горшок с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира? Докажите.
- Может ли природа быть учителем?
Как познать окружающий мир?
Тема урока: Как познать окружающий мир?
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
ТЦУ:
Продолжить знакомство учащихся с красотой и разнообразием окружающего мира;
Сформировать элементарные навыки и умения исследовательской работы: наблюдать за предметами и явлениями неживой и живой природы;
Пополнять словарный запас учащихся;
Учить анализировать, создавать благоприятные условия для развития творческого мышления.
Развивать желание познавать окружающий мир.
МО: словесный, наглядный, практический.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная.
ТСО: альбом , карандаши, папка для сбора природного материала.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Сегодня мы отправляемся на экскурсию в наш школьный дворик. На улице мы будем наблюдать за природой, которую увидим вокруг себя.
2. Работа по новой теме урока.
* Какие деревья вы видите? Рассмотрите ствол. Назовите цвет. Сравните толщину стволов деревьев. Какая расцветка у листьев? Какой они формы?
* Рассмотрите кустарники. Чем они отличаются от деревьев? Какие особенности вы заметили в их внешнем виде?
* Найдите среди растений травы. Сравните их с деревьями и кустарниками. Чем они отличаются?
3. ФизминуткаНа зарядку солнышко поднимает нас.Поднимаем руки мы по команде "раз"А над нами весело шелестит листваОпускаем руки мы по команде "два"
4.Закрепление изученного материала.
Учащиеся делятся на 3 группы.
1 группа наблюдает за деревьями.
2 группа наблюдает за кустарниками.
3 группа наблюдает за травами.
Минута тишины.
Рассказывают о том, что увидели.
Самостоятельная работа.
Нарисовать в альбоме то, что больше всего запомнилось, осталось в памяти.
5.Итог урока
- Что вас порадовало на экскурсии?
- Что огорчило?
- Можете ли вы быть хорошими друзьями природы?
- Что вы для этого должны делать?
День. Ночь. Ночной покой.
Тема урока: День. Ночь. Ночной покой.
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
ТЦУ:
Обобщить знания о назначении солнца, о земле.
Проводить групповые наблюдения за явлениями природы.
Проводить практическую работу с глобусом и картой.
Наблюдать за изменениями Земли.
Формировать представления о глобусе как модели Земли, о причинах смены дня и ночи, времён года.
Продолжить формирование умений моделировать предметы и явления, обобщать информацию и делать выводы.
Развивать рационально-логическое, наглядно-образное мышление и воображение учащихся.
Учить работать в микрогруппах, создавая ситуацию успешности.
Оборудование урока:
глобус, теллурий, модели Солнца (плоская и шарообразная);
листочки детям, карточки с цифрами, модельки Земли из пластилина;
презентация «Смена дня и ночи», карточки с изображением времён года.
Ход урока
1. Разминка.
На какое время года приходятся самые длинные каникулы?
Это архитектурное сооружение есть и в Москве, и называется Триумфальная...
Это слово обозначает тоже самое и УСТА.
Что растёт на ёлке?
Как называется первый компонент при вычитании?
Орган осязания?
Герой сказки, искавший золотой ключик?
Перистые, кучевые, слоистые?
Орфограмма в слове чудеса?
2. Повторение.
Повторение знаний о Солнце и Земле.
1 ученик – рассказ о солнце.
Дополнительные вопросы:
Что такое природа?
Назови признаки живой природы.
2 ученик – рассказ о земле.
Как вести себя во время грозы?
Назови органы чувств.
3 ученик – рассказ о том, как представляли люди землю в древности.
Назови пословицу о здоровье, чистоте.
Как беречь глаза?
4 ученик – рассказ о форме Земли.
Как беречь уши.
Назови предметы неживой природы.
Чтение стихотворения о Ю. А. Гагарине.
3. Актуализация знаний.
Работа по книге на стр. 17.
- Что изображено на рисунках?
- Наблюдали ли вы такие явления?
На смену тёмной ночи встало утро,Прозрачное, умытое росой,Всё выше солнце – вот и деньА вечер уж за ним шагает словно тень.
- О чём стихотворение? Знаете ли вы почему происходит смена дня и ночи?
На странице 18 прочитайте рассуждения ребят.
- С кем вы согласны? (Показали карточки 1 или 2.)
Отгадайте загадку:
На ноге стоит одной,Крутит-вертит головойНам показывает страны,Реки, горы, океаны. (Глобус.)
- Что такое глобус?
- Для чего нужен глобус?
Изготовление моделек глобусов из пластилина.
Чтение текста на стр. 18.
Показать на моделях Северный и Южный полюса, экватор, Северное и Южное полушария.
Наблюдение на теллурии смены дня и ночи.
Просмотр презентации «Смена дня и ночи» (- Почему же день сменяет ночь?Работа на карте с карточками УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ. Расположить карточки на карте.
Физкультурная минутка «Делай так».
4. Актуализация знаний.
Решите задачу: что взять с собой?
У Лены с Мишей зимние каникулы. Родители отправляют их в путешествие. Миша летит в Австралию с папой, а Маша с мамой в Санкт-Петербург. Соберите в сумки необходимые им вещи.
Детям предлагается список вещей: купальник, пляжные тапочки, плавки, очки от солнца, солнцезащитный крем, шорты, футболка, пальто, сапоги.Выслушиваются ответы детей:
1 группы: вещи для Лены.2 группы: вещи для Миши.
- Одинаковый ли набор вещей для Лены и Миши?
- Почему получились разные сумки?
- Почему на Земле в одно и то же время в С-Петербурге зима, а в Австралии – лето?
- Что мы не знаем?
- Что же сегодня на уроке мы будем узнавать?
5. Тема: Смена времён года.
Работа с теллурием.
- Почему происходит смена времён года?
6. Кроссворд.
Обернулась в лёд водаПерестал медведь реветь:В спячку впал в бору медведь.Кто скажет, кто знает,Когда это бывает? (Зима.)
Я раскрываю почкиВ зелёные листочки,Деревья одеваю,Посевы поливаю. (Весна.)
Я соткано из знояНесу тепло с собоюЯ реки согреваю,«Купайтесь!» – приглашаю. (Лето.)
Несу я урожаиПоля вновь засеваюПтиц к югу отправляюДеревья раздеваю. (Осень.)
(День летнего солнцестояния, зимнего солнцестояния, равноденствия осеннего и весеннего.)
7. Работа в рабочих тетрадях.
Стр. 25, № 13.
- Как вы думаете? Везде такие сезоны?
Рассказ Маши Петровой про сезоны.
Книга, откуда взят материал.
8. Итог.
Работа в парах. Стр. 20. Подготовить ответы на вопросы любознательных дошкольников.
Вопросы задают герои сказки «Колобок».
Чтение выводов на стр. 20.