Открытый урок по геометрии 8 класс Прямоугольная система координат


Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №18 орта мектебі» ММ
ГУ « Школа – гимназия № 18 отдела образования акимата города Костаная»
Класс – 8
Урок – геометрия
Учитель: Зубко Е.Ф
Тема урока: «Координаты точки на плоскости»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок- «открытие» нового
ТДЦ
Образовательные: Ввести определения координатной плоскости, осей, их обозначение и направление, абсциссы и ординаты точки, координаты точки, четвертей и их нумерацию,. Провести первичную проверку усвоения данного материала, умения владеть соответствующей терминологией и символикой.
Развивающие:Развитие навыков правильного построения геометрических чертежей, развитие коммуникативные качества учащихся: умение обобщать, делать выводы; познавательной активности.
Воспитательные: Продолжить работу по воспитанию позитивного отношения к урокам математики, целеустремлённости, усидчивости, внимательности, формирование чувства солидарности и коллективизма
методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично - поисковый
Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, слайдовая презентация, маркеры..Формы работы: коллективная, индивидуальная, парная и групповая
Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся расширят свои знания о прямоугольной (декартовой) системе координат на плоскости, научатся находить координаты точек и строить точки, активизация познавательной учебной деятельности;

Ход урока
Этапы урока Содержание учебного материала МО ФОПД Подготовка к ЕНТ Индивидуально-коррекционная работа
1 2 3 4 5 6
Орг момент Психологический настрой на урок слайд 2
Учитель: повторяйте за мной «Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе».
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: «Я желаю тебе добра.
Если тебе будет трудно, я помогу».
Вам предстоит сегодня много рассуждать, делать выводы.И я вам желаю сегодня на уроке успехов, хорошего настроения и хороших оценок.Каждый вид работы на уроке будет оцениваться, Оценки вы будете заносить в оценочный лист
Слайд 3 . Эпиграфом «Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз». (Античный афоризм.) р, сл фЗадания по готовым чертежам
карточки
актуализация знаний
Мотивация к восприятию нового материала
Слайд 4 - В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: "Оставьте свои координаты". Что означает это выражение? (месторасположение, местонахождение)
- А зачем надо знать чьи-то координаты? (чтобы человека было легко найти)
- Что может послужить координатами? (номер телефона, домашний адрес, место работы, Еmail)
Попробуйте сформулировать тему урока.« Координаты точки на плоскости» слайд 5
Формулирование цели урока
- Суть системы координат состоит в том, чтобы правильно определить положение объекта. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Давайте рассмотрим примеры, где окружают нас системы координат:
- Что надо знать, чтобы правильно занять своё место в зрительном зале? (ряд и место в ряду). То есть это положение и определяется оно координатами.(Слайд 6)
- А как определить положение фигуры на шахматном поле? ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ, что при установлении положения фигуры сначала называем букву, а потом число.
- Определите положение, например, коня, ферзя. (слайд 7)
Вы рассмотрели примеры и теперь сделайте вывод: сколько координат надо знать, чтобы определить местоположение того или иного объекта? (две) р. фИзучение нового материала Слайд 8 Класс делится на группы
Одна группа изучает одну часть параграфа, вторая группа - вторую часть , третья группа – третью часть
Прием «автобусная остановка» - взаимообучение в группах.
1 часть: - Точка пересечения прямых - начало отсчёта или начало координат. Две взаимно перпендикулярные прямые с общим началом координат и единичными отрезками образуют систему координат. Координатные прямые - это оси координат; горизонтальная ось ОХ - ось абсцисс, вертикальная ось ОУ - ось ординат
Откройте учебники на странице 64. Скажите, какие прямые задают прямоугольную систему координат?
Ось х – ось абсцисс, ось у – ось ординат, точка О – начало координат.
Этой точкой оси разбиваются на 2 полуоси: положительную (которую будем отмечать стрелкой) и отрицательную. Стрелка нам указывает направление осей. Ось абсцисс принято направлять слева направо, а ось ординат снизу вверх.
2 часть : Возьмем любую точку на плоскости, из неё опустим перпендикуляры на оси. Таким образом каждой точке поставим в соответствие пару чисел абсциссу Мх и ординату Му.
Абсциссой точки М будем называть число х, абсолютная величина которого равна расстоянию от точки О до точки Мх. Это число будет положительным если Ах принадлежит положительной полуоси.
Ординатой точки М будем называть число у, абсолютная величина которого равна расстоянию от точки О до точки Ау. Это число будет положительным если Му принадлежит положительной полуоси.
Если точка лежит на оси у, то полагаем х=0, если точка лежит на оси х, то полагаем у=0.
Координаты записываются в скобках через « ; », на первом месте пишется абсцисса, на втором – ордината: М (х; у). Начало координат О(0;0).
3 часть: Заметим, что оси разбивают всю плоскость на 4 четверти ( I, II, III, IV). В пределах одной четверти знаки сохраняются: I(+;+), II(-;+), III(-;-), IV(+;-).
Оценивание: две звезды одно пожелание. п.
час-поисГр
,пар закрепление Задание 1. Слайд 9
У каждого из вас лежат Листы №1, на которых начерчены две взаимоперпендикулярные прямые. Ваша задача задать систему координат, а для этого нужно вспомнить, что значит «задать систему координат», отметить точку A с координатами (x; y) и заполнить пропуски.
На это вам дается 2 минуты. Далее вы обсудите свои результаты в группе обменяетесь мнениями, подготовите общий ответ и сформулируете определение «прямоугольной системы координат
(1-2 мин учащиеся обмениваются результатами в парах. Исправляют ошибки.)Фронтальная проверка заполненных данных. Учащиеся исправляют свои ошибки. (Слайд 10 )Физминутка слайд 11
Задание 2.. Лист №2. Слайд 12
На координатной плоскости отмечены и пронумерованы точки. Внизу даны буквы с соответствующими координатами. Ваша задача подписать на координатной плоскости название каждой точки и вписать в таблицу по порядку следования буквы, прочитать получившуюся фразу. Сначала работаете самостоятельно. Далее в группе обсуждаете, кому принадлежат эти слова. (Слайд 13 ) «Я мыслю, следовательно, я существую». Эти слова принадлежат знаменитому французскому ученому Рене Декарту.
Что помогло вам быстро выполнить данное упражнение?
( ссылки на презентацию детей )
Сообщение учащегося о Р.Декарте
Слайд 14
Задание 3 Интерактивные упражнения: координатный диктант и координатные четверти http://learningapps.org/587169 ; http://learningapps.org2211811
Слайд 15
Самостоятельная работа.
Задания на готовых чертежах. Определить координаты вершин прямоугольника.

Что было сложным при выполнении данного упражнения? Что помогло получить правильные ответы?
Слайд 16 Видео фильм о других системах координат https://interneturok.ru/matematika/6-klass/koordinaty-na-ploskosti/koordinatnaya-ploskost?konspekt
Вопросы : С какими системами мы сегодня познакомились.
Сколько координат необходимо для каждой из этих систем?
п.
час-поисф, пар, инд, групДомашнее задание А теперь, внимание, Домашнее задание:  Домашнее задание: составить кроссворд, ребус или тест по изученной теме , № 194,№196 рфИтог урока Вот закончился урок, Подведём сейчас итог, 
выставление оценок озвучивание оценок. Подведение итога : достигли цель, которую ставили в начале урока?
Рефлексия: Чемодан, мясорубка, корзина. Если знания, которые вы получили сегодня на уроке вы считаете, что могут вам пригодиться то прикрепите стикер на чемодан, если необходимо еще подумать , переработать информацию, тогда выбираете мясорубку и если считаете, что знания вам не нужны, то выбросьте в корзину.
Урока время истекло… Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно. Спасибо вам! 
рИнд,фр