Сравнительная характеристика различных вариантов аутистического дизонтогенеза и степени умственной отсталости


Сравнительная характеристика различных вариантов
аутистического дизонтогенеза и степени умственной отсталости
Группа аути-стического дизонтогенеза Степени умственной отсталости Сходные черты Различия
Уровень оцен-ки интенсив-ности средовых воздействий F72-F73
Отсутствие или слабая выраженность комплекса оживления, отсутствие ответа на улыбку, слабая реакции на человека вообще, не выделяют мать и других близких, недифференцированность выражения желаний и неудовольствия, отсутствие речи, трудность формирования навыков самообслуживания, «полевое» поведение При УО меньше степень отрешенности от окружающего, лучше устанавливается зрительный контакт, более выра-жены витальные потребности, не столь резкая реакция на изменение обстановки. Значительно хуже при УО ориен-тировка в пространстве, различны особенности моторики (суетливая бесцельная расторможенность или адинамия при УО и пластичность, причудливость спонтанных движений, диссоциация между спонтанной и произвольной двигательной активностью при РАС).
Уровень аффектив-ных стерео-типов
F72-F71 Нарушение адекватности взаимодействия с окружающим, трудности привлечения внимания к нужному предмету или явлению, сложность обучения бытовым (а часто и гигиеническим) навыкам, самообслуживанию, однообразие, манипулятивность игры, нарушение и задержка в речевом и моторном развитии. При РАС отмечаются более стойкие и разнообразные стереотипии, в речи - своеобразие просодики, неологизмы, отставленные и смягченные эхолалии, иногда интерес к знаку. При РАС степень нарушений контакта со средой больше, привязанность к матери часто носит характер симбиоза. Страхи при УО относительно понятны, более адекватны и не столь стойки. В динамике развития при РАС могут быть внешне немотивированные периоды регресса..
Уровень аффективной экспансии F70 с негру-бым лобным синдромом Формальность в контакте, холодность и безразличие к окружающим, отсутствие сострадания и сопереживания, хорошая механическая память, изобилие штампов в речи и др. Различия в уровне интеллекта и обучаемости (особенно наглядно проявляется в условиях диагностического обучения).
Уровень ба-зальной аффе-ктивной ком-муникации F70, субкли-нические
формы, N Пассивность, недостаточная инициативность, невыраженность интересов, слабость реакции на окружающее, задержка развития тонкой (иногда и речевой, и общей) моторики При РАС характерны чуткость реакций на окружающее, сензитивность, особенно в отношение других людей, закрытость внутреннего мира, часто наличие скрытых интеллектуальных интересов, зависимость интеллектуальной продуктивности и поведения от внешних условий.