Сравнительная характеристика детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Сравнительная характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью (УО) Педагог – психолог Онучко С.И. Задержка психического развития (ЗПР) – временное несоответствие психического развития паспортному возрасту ребенка.Умственная отсталость (У.О.) – это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения центральной нервной системы Характерные особенности детей с ЗПР Характерные особенности детей с умственной отсталостью параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза - функциональной локализации нарушения (дефекты) * Характерны только частные дефекты. * Характерна парциальность поражения с недостаточностью корко-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что определяет лучший прогноз и динамику развития. Характерен приоритет общих дефектов над частными.Характерно стойкие нарушения познавательной деятельности, органическое поражение центральной нервной системы, преимущественно необратимого характера, сохраняемые на протяжении всего развития. Параметры, связанные со временем поражения. * характерно более позднее время воздействия вредности; * длительность воздействия негативных факторов значительно меньше. * характерно более раннее время воздействия вредности (первая треть беременности, когда происходит формирование мозговых структур);* длительность воздействия негативных факторов значительно больше. Параметры, характеризующие взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом * особую роль играет социокультурный фактор. * приоритетное влияние оказывают биологические факторы Критерий распространенности * Встречается значительно чаще, показатели распространенности составляют 7–11%. * Встречается чуть реже, показатели распространенности колеблются в пределах от 1 до 2,3% * Дети с ЗПР не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности * Стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга * При своевременной и адекватной коррекционной работе ЗПР носит обратимый характер. Нарушения психических функций в дальнейшем преодолеваются. * УО носит необратимый характер. Нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы. Этиопатогенетическая классификация ЗПР. ЗПР конституционного происхождения;ЗПР соматогенного происхождения;ЗПР психогенного происхождения;ЗПР церебрастенического (церебрально-органического происхождения) Типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР: ребенок уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время прекрасно чувствует себя в игре; Не осознает себя учеником, не понимает мотивов учебной деятельности и ее целей, затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности;Информацию, идущую от учителя, воспринимает и перерабатывает замедленно, нуждается в наглядно-практической опоре, в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, долго не может освоить свернутые мыслительные операции. Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, возникает чувство неуверенности в себе, страх, уход в более доступную деятельность. Спасибо за внимание!