Как организовать домашние занятия фортепиано
Домашние занятия фортепиано.
Правила и советы родителям
Сядет ли ребёнок заниматься фортепиано сам? Вот вопрос — да? Наверное, многие из вас часто им задавались. Что ж, попробуем найти на него ответ, и решить эту не лёгкую, на первый взгляд, задачу! Давайте подумаем, в каком случае вообще ребёнок 6-ти — 10-ти лет сядет чем-либо заниматься самостоятельно? Пусть это не фортепиано, а математика или рисование, к примеру. Ответ напрашивается сам собой: если занятие для ребёнка приятно, он вспомнит о нём и без помощи родителей. Что же это за занятия? У каждого ребёнка свои увлечения: у кого-то порисовать, у кого-то поиграть в компьютерную игру. Кому-то нравится числа складывать, а кому-то петь, пеленать кукол или катать по полу машинки. То есть, это может быть любое занятие, чем угодно. Но!
Только пока оно не напрягает!! Пока не заставляет регулярно концентрировать внимание и дополнительные силы и учиться тому, чего ещё малыш делать не умеет! Ребёнку может нравиться лепить из пластилина то, что получается. Но как только ему придётся учиться делать это красиво и правильно, — это тоже начнёт напрягать. Та же история будет и в математике и в музыке и в других предметах. И о таких занятиях он сам не вспомнит и не сядет за них.
Что сделать, чтобы ребёнок сел за фортепиано? Ребёнку нужно попросту напомнить и проследить, чтобы он сел за фортепиано. Это задача родителей. Если задания чётко прописаны преподавателем, то прочитать их (для себя). А затем напомнить ребенку, чем ему надо позаниматься: что повторить, а что выучить. И издалека понаблюдать делает ли он что-то. Вникать в процесс необязательно, преподаватель сам поправит, если что-то не так. Основная и главная цель уже достигнута: ребёнок занимается дома сам, в домашних условиях, без преподавателя и без непосредственной помощи родителей. Такой подход приучает с детства к самостоятельным занятиям и входит в привычку уже с раннего возраста.
Одна только небольшая ремарка: если вас и преподавателя устраивает результат, то всё хорошо. Если нет, не исключено, что ваш ребенок играет только то, что ему нравится. И вам надо дополнительно проследить, чтобы им выполнялись все задания!!
Музыка требует невероятной концентрации внимания, хорошей координации движений тела. Хорошо налаженной связи телодвижений с командами головного мозга. Мозг даёт сигналы – нервные импульсы, которые совершают путь к внешним рецепторам кончиков пальцев в виде команды «как играть» .Мозг отвечает за правильно выбранные и исполненные приёмы игры, и качество звука. Очень важно, чтобы команды дошли правильно до рук и внешних рецепторов подушечек пальцев. Поэтому посадка за инструментом должна быть свободной и удобной, чтобы каналы, отвечающие за нервные импульсы, нигде не блокировались.
Как правильно ребёнку выбрать время для занятий музыкой?
Для того чтобы выбрать правильное время для занятий музыкой, подумайте, вспомните и проанализируйте, когда Ваш ребёнок лучше концентрирует внимание и у него лучше работает голова. Потому как «без головы» за инструментом делать нечего, тем более за фортепиано. Играть на пианино – это высокоинтеллектуальный труд.Все ученики по-разному выбирают время для занятий: кто-то с утра и даже до завтрака. А кому-то удобней вечером, когда всё заботы позади. Зависит и от того: «сова» вы или «жаворонок». А у ребёнка особенно должна быть свежая голова во время занятий – это самый важный момент! Например, после школы и после прогулки – небольшого отдыха.
Кому-то удобнее сначала сделать уроки, чтобы они не висели «дамокловым мечом» над головой, которая нам нужна, свежей. И очень важно не лишать ребёнка любимых увлечений из-за музыки. Кружка: «Умей-ка», факультатива по рисованию или долгожданного мультсериала.Такие лишения могут негативно сказаться на концентрации внимания и вызвать рассеянность и нежелание заниматься музыкой. Если ребёнок устал и раздражён, то бесполезно его заставлять заниматься. От таких занятий пользы почти никакой. Лучше дать ему отдохнуть и возобновить занятия после отдыха.
Когда ребенок посещает музыкальную школу и занимается с преподавателем, родители дома тоже должны следить за обучением и контролировать некоторые аспекты. Обязательно нужно следить за тем, чтобы ребенок играл положенное количество часов. Даже если он обладает хорошей памятью и быстро разучивает пьесы, должная длительность занятий должна соблюдаться. При этом нужно обращать внимание, что ребенок делает, просиживая за пианино больше положенных часов. Так, если он играет что-либо для себя, то это хорошо, если же проигрывает бесконечно то, что задали, это может привести к заигрыванию, когда пальцы перестают слушаться и сыграть хорошо разученный кусок уже не представляется возможным.
Для детей 1-2 класса достаточными будут занятия по 30-40 минут 3-4 раза в неделю. Для учеников 3-5 классов длительность должна составлять до 1.5 часа 5 раз в неделю. Если заниматься получается реже, то количество часов одного занятия увеличивается. Для тех, кто уже близок к окончанию обучения, при подготовке к выпускным экзаменам длительность занятий должна составлять не менее 2 часов в день 5 раз в неделю.
Огромная школьная нагрузка, не один факультатив, различные кружки, вроде танцев и рисования, не оставляют свободного времени для регулярных занятий фортепиано. А ещё ведь надо погулять! И отдохнуть, тоже не помешает! Поэтому многие выбирают дни для занятий, когда занимаются фортепиано два часа с перерывом, например. Так тоже можно. Но! В те дни, когда времени совсем нет, можно обойтись несколькими минутами — это лучше, чем вообще ничего! 5 минут, конечно, маловато, а вот 15-ть вполне спасут. Это время лучше всего употребить на повторение сложных мест произведений, их выучивание. Или разбирать маленькими кусочками новый материал. Если пьесы уже выучены, то можно повторять их целиком в спокойном и оригинальном темпе.
Во время занятий стоит иногда заглядывать в комнату и следить за тем, чтобы он правильно держал спину, сидел прямо и на самом кончике стула. В противном случае можно испортить осанку и заработать проблемы с позвоночником. Стул лучше всего приобрести по типу табуретки с регулирующейся высотой, что даст возможность точно выставить уровень так, чтоб ребенок не испытывал неудобств и дотягивался до обеих педалей.
Очень тщательно (особенно в первые годы занятий) нужно следить за постановкой рук во время игры. Для того, чтобы родители знали, как правильно ребенок должен держать руки, можно прийти на первые занятия вместе с ребенком или проконсультироваться с педагогом. От правильности постановки рук и пальцев будет зависеть техника игры, уровень утомляемости, а если ребенок делает явные успехи, то и вся его будущая карьера. Если вовремя не уследить, что ребенок во время игры держит неправильно одну руку и напрягается, это может стать причиной невозможности развития скорости игры и улучшения техники в будущем.
Самая большая опасность для начинающего музыканта – не играть мало, а играть не то, потому что это «не то», при многократном клонировании только засоряет голову. Посему первоочередная задача – играть исключительно то и сразу, пусть это будет совсем мало, но на малом участке (это для начала может быть всего 1 или 2 такта) нужно добиваться 100% стабильности исполнения, уверенности, выверенности аппликатуры, позиции, артикуляции и характера. Четкий, не расплывчатый, несмазанный и не скомканный, ритмически выверенный мышечный образ необходим ученику как ни что другое. Чтобы его создать быстро и правильно, нужно несколько раз сыграть небольшой фрагмент прямо на уроке, добившись, чтобы звучание было максимально приближено к конечному по степени завершенности работы над материалом (более или менее идеальным). Именно степень наличия ошибок даст знак, учить дальнейший материал (также фрагментарно), или еще работать над данным фрагментом.
Пусть это будет супер медленный темп, но нужно приучать сразу на уроке ученика исключать ошибочное исполнение текста, за что и отвечают, прежде всего, отделы памяти, контролирующие работу мышечного аппарата. Первые неоднократные проигрывания (исполнения) фрагмента дадут четкий не расплывчатый мышечный образ (ощущения), дальнейшие проигрывания впоследствии окончательно закрепят его. При правильных занятиях эти ощущения будут четко и заблаговременно способствовать стабильной и правильной игре, это для ученика и будет его первый «автопилот». Здесь сразу нужно оговориться, эти ощущения со временем стираются, и необходимо всякий раз освежать их, проигрывая правильно и осознанно произведение. Любая помарка в тексте должна вызывать настороженность у ученика дома при занятиях, и это позволит критически относиться к занятиям, вновь и вновь возвращаясь именно к тем фрагментам, где наличествует вероятность ошибок, для того, чтобы выучить все сомнительные места. Работу над штрихом, динамикой, силой и насыщенностью звука нужно начинать также уже при фрагментарном разборе нотного текста. Одной рукой или двумя сразу начинать играть исполнителю – все это зависит только от уровня его подготовки. Но на любом уровне необходимо исключить (сократить до минимума) ошибочное исполнение. Если этому научить ученика с первых его шагов в самообучении (а как еще можно назвать многократные продолжительные самостоятельные домашние занятия музыкой), он покажет хорошие результаты даже при непродолжительных и редких занятиях.
Продолжительные занятия без приобщения к эстетической составляющей музыки приводят в расконцентрации внимания, которая также записывается в память. Потому во сто крат лучше заниматься меньше, но правильно – что даст больший результат и не научит ребенка терять внимание. Рутинного и ресурсоемкого процесса не желает никто: ни сам ученик, ни его родители, ни его учитель. Да и сама жизнь диктует жесткие условия в обучении. Понаблюдайте за детьми, у них ощущается постоянная нехватка учебного времени уже в обычной школе, особенно, в старших классах. Если при музыкальных занятиях рутинность устранится на первых порах и сразу выработается правильный алгоритм занятий – ученик начнет получать от музыки удовольствие, и только тогда он перестанет считать секунды до окончания занятия, а, наоборот, будет стремиться подольше поработать.
Итак, мотив за мотивом (наименьшая членораздельная и интонационно завершенная часть формы музыкального произведения), затем два и более объединенных мотива во фразе, затем мотивы во всем предложении, в периоде и далее только потом во всей форме. Этот путь окажется не только более продуктивным, но и более легким для достижения нужного результата (не заниматься вообще – понятно дело, легче всего), а также менее время затратным.
Организация музыки во времени. Об этом также просто необходимо рассказать ученику, хотя бы в двух словах. Рассказывать можно и совсем немного (от простых рассказав толку не будет никакого), а вот требовать нужно следующее. На первых порах, с того момента как ученик научился хлопать ритм в ладошки, а в дальнейшем по своим коленкам, ритмически озвучивая партии правой и левой руки – нужно приучать ученика считать и играть именно под счет в рамках соблюдения условий: не играть неправильное. Озвученный вслух учеником счет даст родителям дополнительную систему контроля и позволит к, примеру, резать салаты на кухне, прибегая в моменты грубого нарушения правила – не исполнять неправильное – для корректировки. При занятиях без родителей ученик может отсчитывать доли про себя. Как правильно считать учат в первые годы обучения в музыкальной школе на сольфеджио и на специальности тоже показывают. Только отсчет долей даст правильную организацию нот в музыкальном времени. Пусть сначала будет очень трудно, пусть темпы будут медленными, необходимо сразу играть правильно, не перенасыщая память недостоверной информацией. Сможете делать это сразу двумя руками – разучивайте двумя руками, не сможете – сначала одной, потом другой, потом совместно.
Обучение музыке издавна ценилось, дети всегда учились музыке так же, как танцам и иностранным языкам. Чтобы добиться хороших результатов, стоит придерживаться формулы треугольника «Педагог-Ученик-Родитель», в основании которого педагоги и родители, а ученик- вершина его и, чтобы на нее подняться, нужны совместные усилия педагога и родителей. Его фундамент будет прочным, если в основу будет заложено взаимопонимание, сотрудничество и взаимопомощь. И путь ученика при этом будет намного легче, а на выходе из музыкальной школы мы получим полноценного, умного, самостоятельно-ориентирующегося в мире музыки ребенка, вернее сказать, уже взрослого человека, со сформировавшимсямузыкальном вкусом и мировоззрением.