Программа развития физической культуры, спорта и олимпийского движения «Олимпиада начинается в школе»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Круглоозерная средняя школа »
Убинского района Новосибирской области
ПРОГРАММА
муниципального общеобразовательного учреждения
«Круглоозерная средняя школа»
по развитию физкультуры и спорта,
олимпийского образования
«Олимпиада начинается в школе»
на 2012-2016г.г.
Круглоозерное 2015 г
Название  программы: 
 Программа развития физической культуры, спорта и олимпийского движения     «Олимпиада начинается в школе»  в МКОУ «Круглоозерная средняя школа».
Авторы – разработчики  программы: Максимовская А.Р.– учитель физической культуры, Яковлев В.В..- учитель физической культуры, Васильева Н.Е. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
Целевая аудитория программы:
-обучающиеся 1-11 классов школы;
-педагогический коллектив образовательного учреждения;
-родители обучающихся;
-жители поселения;
«Здоровье является состоянием полного                                                         физического, душевного и социального
                                                           благополучия, а не только отсутствием
                                               болезней и физических дефектов».
Обоснование актуальности, цели и задачи программы
          Здоровье – это самое ценное богатство человека. Для того что бы расти здоровым, физически закаленным, гармонически развитым, духовно воодушевленным каждому обучающему необходимо вести здоровый образ жизни. Все большее значение приобретает здоровый образ жизни. Стремление к нравственному и физическому совершенствованию позволит обучающимся стать творчески активными гражданами России, способными изменить жизнь к лучшему. Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Все больше детей рождается больными, все больше выпускников школ имеют хронические заболевания, все меньше людей призывного возраста способны служить в армии по причине заболеваний. Растет наркомания, увеличивается число курящих и пьющих школьников.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Школьникам нужны знания об охране и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей. Необходимо воспитывать у детей и подростков привычки к здоровому образу жизни, к соблюдению правил личной, общественной гигиены и психогигиены в связи с растущими психоэмоциональными нагрузками на детей как в школе, так и дома.
Далее я представляю программу. Данная программа направленна на формирование ценности здоровья и здорового образа жизниобучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.       Цели:
формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни
развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
       Задачи:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, её значение в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Срок реализации:
2012 - 2016 годы
Сроки реализации программы:
1 этап:  2012-2013 уч.г.
2 этап: 2013-2014 уч.г.
3 этап: 2014-2016 уч.г.
Этапы реализации программы:
1 этап -  подготовительный этап:  31.09.2012 г. – 30.09.2013 г:
анализ уровня  спортивной работы;
мониторинг заболеваемости в школе;
диагностика уровня физического развития всех участников образовательного процесса;
изучение потребностей обучающихся и их родителей в организации работы секций, кружков, клубов спортивной направленности;
разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий;
оформление информационных стендов, посвященные  олимпиадному движению.
2 этап - апробационный: 01.10.2013 г. – 31.05.2014 г.
внедрение новых форм и методов пропаганды  спортивно-оздоровительной  работы и олимпийского движения;
выявление наиболее эффективных форм работы;
проведение  спортивно - оздоровительных мероприятий.
3 этап -  контрольно-обобщающий: 01.09.2014 г. –   30.05.2016г      
сбор и анализ результатов выполнения программы;
выявление перспектив дальнейшего развития;
диссеминация положительного опыта школы по реализации программы
Содержание программы
Содержание программы определяется системой программных мероприятий, предусматривающей мероприятия по направлениям как уже реализуемым, так и выделяемым непосредственно для достижения целей программы и включает знания об особенностях зарождения физической культуры, истории первых олимпийских игр. О роли и значении физической культуры в развитии общества и человека. Цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире. Влияние на развитие массовой физической культуры спорта высших достижений. Значение в развитие сотрудничества и дружбы между народами международного и национальных олимпийских комитетов.
НАПРАВЛЕНИЕ 1.«Совершенствование содержания физкультурного образования»
 Работа по данному направлению предполагает: включение в содержание уроков физической культуры, литературы, биологии, основ безопасности  жизнедеятельности. изобразительного искусства, иностранного языка, групповых занятий в системе дополнительного образования, индивидуальных занятий с обучающимися во внеурочное время, их самообразования вопросов олимпийской тематики; формирование банков методических и информационных материалов, разработка методических рекомендаций для различных категорий педагогических работников.
НАПРАВЛЕНИЕ 2. «Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы»
 Деятельность коллектива по этому направлению должна быть ориентирована  на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей их организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Направление включает в себя: утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, туристические слеты, спартакиады, занятия в спортивных кружках и секциях, соревнования в субботние и воскресные дни, спортивный досуг на каникулах. спортивные праздники т.д.
НАПРАВЛЕНИЕ 3. «Популяризация спортивных достижений спортсменов . Ведущая идея выделения данного направления в программе в самостоятельное заключается в реализации воспитательного потенциала олимпийского образования. Мероприятия по направлению предусматривают проведение конкурсов рисунков, организацию выставок спортивных достижений.
НАПРАВЛЕНИЕ 4. «Просветительская работа с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами». Данное направление ориентировано на повышение уровня  информированности участников образовательного процесса об олимпийском  движении в целом о XXII зимних Олимпийских и XI зимних  Паралимпийских сочинских играх, в частности. Система работы по данному направлению включает: проведение  тематических лекций, семинаров, круглых столов; создание библиотечки «Олимпийское движение», широкую информационную работу с обучающимися, их родителями и педагогами.
В школе имеется богатый опыт взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, общественными организациями в физическом воспитании и спортивной подготовке обучающихся, формированию у них ценностей здоровья. Среди них управления образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, молодежной политики, федерации по видам спорта, общественные и другие организации.
Среди возможных направлений сотрудничества: формирование систематической согласованной программы проведения оздоровительных мероприятий различной направленности, молодежных социальных проектов воспитательной направленности, подготовке единого календаря спортивной и спортивно-массовой работы; объединение ресурсных возможностей в обеспечении физического воспитания детей и обучающихся.
Система программных мероприятий на 2012-2016 гг.
1. Внутришкольные физкультурно-спортивные и оздоровительные мероприятия.
№ п/п Название мероприятий Время проведения Участники
1 Соревнования по лёгкой атлетике сентябрь 2-11 классы
2 Соревнования по футболу октябрь 5-8 классы
3 Соревнования по шашкам октябрь, ноябрь 5-11 классы
4 Соревнования по шахматам октябрь, ноябрь 5-11 классы
5 Соревнования по настольному теннису ноябрь 5-11 классы
6 Соревнования «Весёлые старты» декабрь 1-4 классы
7 Соревнования по баскетболу среди девушек декабрь, январь 5-11 классы
8 Соревнования по баскетболу среди юношей январь 5-11 классы
9 Соревнования по пионерболу январь 4-5 классы
10 Соревнования по волейболу среди девушек январь, февраль 5-11 классы
11 Соревнования по волейболу среди юношей февраль 5-11 классы
12 Соревнования «Папа, мама, я -спортивная семья» февраль 1-5 классы
13 Малые олимпийские игры апрель, май 1-11 классы
14 Дни здоровья по плану школы 1-11 классы
15 Президентские состязания по следующим видам:
- бег 60 метров
- бег 1000 метров
- челночный бег 3 по 10 м.
- подтягивание (мальчики)
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (девочки)
- наклон вперёд из положения сидя
- поднятие туловища за 30 с. 2 раз в год классы
16 Всероссийский комплекс ГТО
(школьный этап )В течении уч.года(с 2014г.) 1-11
2.Муниципальные физкультурно-спортивные мероприятия.
№ п/п Название мероприятий Сроки проведения
1. Спартакиада муниципальных общеобразовательных учреждений по таким видам спорта, как
Футбол
Шашки
Шахматы
Настольный теннис
Лыжный спорт
Баскетбол (девушки)
Баскетбол (юноши)
Плавание
Волейбол (девушки)
Волейбол (юноши)
Лёгкая атлетика Ежегодно
2. Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады. Ежегодно
3. Первенство с. Убинское по шашкам «Чудо-шашки». Ежегодно
4. Открытое первенство с. Убинское по легкой атлетике .Ежегодно
5. Соревнования по «Street basket» среди команд Убинского района Ежегодно
6. Соревнования по мини-футболу в рамках общероссийского проекта «Мини-футбол в школу» Ежегодно
7. Муниципальный этап всероссийского комплекса ГТО с 2014 года
Ежегодно
8. Районная военно-спортивная игра «Зарница» Ежегодно
9. Районный конкурс туристических узлов Ежегодно
10. Соревнование по хоккею Ежегодно
В практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи необходимо применять широкий круг разнообразных форм и методов.
Центральное место среди них занимает работа по разъяснению и пропаганде идей олимпийского движения в рамках тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физической культуры и спорта.
№ п/п Наименование мероприятия Сроки
1. Проведение школьных малых Олимпийских игр среди учащихся 1-11 классов Сентябрь 2012 г., далее - ежегодно
2 Спартакиада школьников муниципальных
образовательных учреждений
Сентябрь - май
учебного года
ежегодно
3. Создание рубрики «Спортивная гордость» на сайте школы для размещения информации о победителях и призерах российских и региональных соревнований, конкурсов, олимпиад. Создание
май 2012 г.
Пополнение
сентябрь, май
каждого года
4. Формирование и пополнение банка программно-методического материала по теме олимпийского образования май 2012 г., далее - ежегодно
5. Включение олимпийской тематики в содержание учебных предметов 1-11 классов. 2012, далее ежегодно
6. Включение тематики олимпизма в число приоритетов воспитательной работы в образовательных учреждениях Ежегодно
7. Просмотр кино- и видеофильмов, посвященных Олимпийской тематике. Ежегодно
8. Тематические классные часы Ежегодно
9. Конкурсы проектов школьников по олимпийской тематике Ежегодно
10. Выпуск школьных газет, информационных и профилактических бюллетеней,других форм малой издательской деятельности. Ежегодно
11. Изготовление Олимпийской символики, фильмов, мультимедийных презентаций. Ежегодно
12. Проведение конкурсов рисунков, фотографий олимпийской тематики. Ежегодно
13. Проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, викторинпо олимпийской тематике. Ежегодно
14. Включение вопросов олимпийской и паралимпийской тематики в задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Ежегодно
15. Освещение через СМИ школьных мероприятий по олимпийской тематике. Ежегодно
Ресурсное обеспечение программы
Кадровые ресурсы.
№ ФИО Должность
1 Филиппов Андрей Васильевич Директор
2 Стецко Татьяна Сергеевна Зам.директора по УВР
3 Васильева Наталья Евгеньевна Зам.директора по ВР
4 Давыдова Елена анатольевнаМед.работник школы
5 Ворстер Анна Александровна Преподователь ОБЖ, военно-патриотическое объединение «Соболь»
6 Максимовская Анна Робертовна
Яковлев Валерий Владимирович Учителя физической культуры
7. Наам Артем Владимирович Преподователь ДЮСШ
В школе работают два учителя физической культуры на постоянной основе один педагога имеет первую квалификационную категорию. Так-же работает тренер преподаватель ДЮСШ, и педагог дополнительного образования.
Материально-технические  ресурсы
№ Наименование Кол-во, штук
Оборудование для спортивного зала
Секундомер 4 штуки
Снаряд гимнастический:
- конь
- козел
- мост подкидной
- брусья навесные
- перекладина навесная
- гантель 1кг, 2кг
- коврики гимнастические
-скакалки
- штанга наборная 2 штуки
2 штуки
2 штуки
2 штуки
2 штук
2 штук
6 штук
10 штук
18 штук
1штука
Лыжный инвентарь:
- лыжи беговые 160см
- ботинки лыжные
- крепления лыжные
- мази и парафины лыжные
50 пар
50 пар
50 пар
6 комплектов
Щиты баскетбольные с кольцами и сеткой 4 штук
Мячи баскетбольные «Спалдинг» 10 штук
Сетка волейбольная 2 штуки
Мячи волейбольные «Микаса» 8 штук
- Планка для прыжков в высоту
- стойка для прыжков в высоту
- рулетка измерительная
10м, /50м.
- мячи для метания 1 штуки
2 штуки
2 комплекта
5 штук
 Материально- техническое
обеспечение  школы  способствует  проведению  работы по организации  олимпийского движения.   В школе имеется оборудованный спортивный зал, спортивные площадки,  медицинский кабинет, столовая; предметные кабинеты  оснащены современным оборудованием. Функционирует библиотечно-информационный центр, укомплектованный литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и обучающихся, также имеются современные компьютеры с выходом в сеть интернет.
Методические ресурсы-  программы дополнительного образования по внеурочной деятельности ФГОС  НОО по физкультурно-оздоровительному направлению;
- разработки внеклассных мероприятий педагогов ОУ по олимпийскому движению и  формированию здорового образа жизни;
- методические рекомендации по олимпийскому  движению для классных руководителей и учителей предметников;
- коллекция презентации по олимпийским видам спорта и учебных проектов по формированию здорового образа жизни.
Информационные ресурсы
 Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется через  регулярное обновление сайта школы.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы развития физкультуры и спорта, олимпийского образования позволит добиться следующих результатов:
значительное увеличение количества детей и подростков, занимающихся физической культурой, ориентированных на спорт, который является важным средством формирования привычки здорового образа жизни человека;
создание системы отбора талантливых детей и подростков;
реализация олимпийского образования в школе;
внедрение разнообразных форм и увеличение количества спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для обучающихся;
создание оптимальной системы дополнительного образования, которая предполагает удовлетворение интересов и склонностей основных участников учебно-воспитательного процесса, стимулирование работы с одаренными детьми;
улучшение качества предоставляемых образовательных услуг на основе инновационных технологий обучения и воспитания, направленных на сотворчество, саморазвитие и самореализацию учащихся;
привлечение пристального внимания широких слоев общественности, в том числе и средств массовой информации, к проблемам воспитания и дополнительного образования подрастающего поколения;
повышение профессионального уровня педагогов и руководителей школы;
улучшение материально-технической базы школы для организации здоровьесозидающей, здоровьесберегающей деятельности, просветительской работы;
увеличение числа победителей и призеров в индивидуальном и командном зачете во всероссийских, межрегиональных, республиканских и городских спортивных соревнованиях;
снижение заболеваемости и травматизма обучающихся;
расширение социального партнерства школы.
Критерии эффективности, оценка степени
эффективности с указанием результатов
Критерии оценки выполнения Программы развития физкультуры и спорта, олимпийского образования.
№ п/п Наименование критерия 2012-2013 гг. 2013-2014гг. 2014-2015гг.
1 Улучшение показателя уровня здоровья. до 60% до 65% до 70%
2 Увеличение двигательной активности. на 10% на 20% на 30%
3 Рост спортивных достижений учащихся. на 5% на 10% на 15%
4 Уменьшение травматизма на уроках. на 5% на 10% на 15%
5 Уменьшение детей, стоящих на учёте в ПДН, КДН и ЗП. на 5% на 15% на 25%
6 Увеличение количества детей, занимающихся в кружках и спортивных секциях. на 15% на 25% на 35%
7 Положительные результаты по олимпийскому образованию. на 20% на 30% на 40%
8 Информативность и объем просветительской работы учащихся и родителей. на 15% на 20% на 30%
9 Качество спортивной базы школы, ее оснащенность. на 5% на 10% на 15%
10 Количество и качество школьных спортивно-массовых мероприятий. на 10% на 15% на 20%
11 Увеличение количества социальных партнеров школы по отношению к 2011-2012 учебному году. на 10% на 15% на 20%
12 Рейтинг школы среди Убинского района Спартакиады МКОУ. Не ниже 3 места Не ниже 3 места Не ниже 3 места
Способы оценки:
анкетирование обучающихся, их родителей, участников мероприятий;
тестирование уровня физической подготовленности обучающихся и уровня освоения ими программного материала по физической культуре и олимпийскому образованию;
качественный и количественный анализ просветительской работы, работы секции физической культуры и спорта в научном обществе учащихся школы;
анализ состояния здоровья обучающихся.
Материально-техническая база
физкультурно-спортивного назначения

Повышение качества образовательных услуг неразрывно связано с развитием материально-технического оснащения учреждения. В последние годы в этом направлении произошли положительные изменения: учебное заведение приобретает новое спортивное оборудование и инвентарь, единую спортивную форму для волейбольной, баскетбольной, футбольной команд школы. Выполнен капитальный ремонт системы освещения в спортивных залах, капитальный ремонт спортивного зала, хоккейной плащадки.
Все школьные помещения соответствуют Санитарно-эпидемиологическим нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В настоящее время школа имеет оптимальное материально-техническое обеспечение.
Рекомендуемая литература
Белов А. “Русский кулак или как бились наши предки” Спортивная жизнь России. – 1990 г.
Киселев П.А., Киселева С.Б. “Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам” М.,: Глобус, 2008 г.
Кун Л., “Всеобщая история физической культуры и спорта”, М.: Радуга, 1982.
Малов В.И., “Сто великих спортивных достижений”, М. Вече, 2007г.
Мишин Б.И. “ Настольная книга учителя физкультуры” М. Издательство Астрель, 2003.
Лубышева Л.И. “Социология физической культуры и спорта” М-Академа 2001 г.
Лях В.И., Зданевич А.А. “Комплексная программа физического воспитания для учащихся 1-11 классов” М.: Просвещение 2006 г.
Оливова В. “Люди и игры. У истоков современного спорта”. – М.: ФиС, 1985.
Столбов В.В. “История физической культуры и спорта”. – М.: ФиС, 1975. – с В. Барвинский, С. Вилинский “Рождено Олимпиадой”; Москва 1985.