Годовой план логопедической деятельности учителя-логопеда


Годовой план логопедической деятельности учителя-логопеда

Цель – своевременное предупреждение и преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников, пропаганда логопедических знаний среди работников дошкольного учреждения и родителей воспитанников.
Задачи:
Организация обследования устной речи воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
Систематическое проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной речевой подготовки к школе.
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей воспитанников информационной готовности к логопедической деятельности; повышение их компетентности в области коррекционной и профилактической работы с детьми; вовлечение взрослых в коррекционно-педагогический процесс на правах его активных субъектов.



ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


п/п
Направления деятельности,
формы и методы работы
Тематика и содержание деятельности
Сроки проведения
Отметка о выполнении

1.1

Подготовка логопедического кабинета к новому учебному году

Сентябрь


1.2
Комплектование логопедического пункта
Обследование устной речи воспитанников и постановка логопедических заключений.



Сентябрь, май



1.3
Оформление документации
Подписание приказа о зачислении детей, имеющих нарушения речевого развития в логопедический пункт.






Оформление выписки из протокола заседания ПМПк по приему (выпуску) детей с нарушениями речи в логопедический пункт.






Сбор заявлений и подписание договоров с родителями детей, зачисленных в логопедический пункт.




1.4
Планирование логопедической деятельности
- Определение годового плана;
- составление \корректировка \ перспективного планирования;
- комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование
индивидуальной работы с детьми;
- составление расписания индивидуальных и подгрупповых занятий.
Сентябрь


1.5
Мониторинг
Выявление динамики в коррекционном процессе всех и каждого воспитанника.
Январь, май




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ


п/п
Направления деятельности
Формы и методы работы;
тематика и содержание деятельности
Сроки выполнения
Участники мероприятий
(возрастные группы)
Отметка о выполнении

2.1
Диагностика
(обследование устной речи воспитанников)
Фронтальное:
- на начало учебного года;

II- IV недели сентября

Подготовительная, старшая, средняя




- на конец учебного года
I-II недели мая

Подготовительная, старшая, средняя




Углубленное:
- на начало учебного года;

IV неделя сентября,
Дети-логопаты
подготовительной, старшей группы




- на конец учебного года
III неделя мая
Средняя




Промежуточное
(для вывода на МПМПК)
Согласно плану МПМПК
Подготовительная, старшая, средняя




Дополнительное
По мере поступления детей
Дети подготовительной, старшей и средней групп, вышедшие с отпуска или вновь прибывшие


2.2
Коррекция
(проведение логопедических занятий)
Подгрупповые
Октябрь – апрель
Дети-логопаты, зачисленные на коррекционные занятия




Индивидуальные
Октябрь – апрель
Дети-логопаты, зачисленные на коррекционные занятия




Консультативные
По запросу родителей

Воспитанники ДС





ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ


п/п
Направления деятельности,
формы и методы работы
Тематика, содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий
(возрастные группы)
Отметка о выполнении

3.1
Диагностика

На начало учебного года (совместное обследование устной речи воспитанников)
II-IV недели сентября
Подготовительная, старшая




На конец учебного года (совместное обследование устной речи воспитанников)
I-II недели мая
Подготовительная, старшая


3.2
Анкетирование
Сбор анамнеза, динамики и речевого развития ребенка; получение информации о его интересах, способностях, положительных, отрицательных чертах характера и о воспитании в семье
Сентябрь

Родители детей, зачисленных на коррекционные занятия


3.3
Групповые консультации
(собрания)
- «Вот и стали мы на год взрослее» - «Что такое логопункт»
- «Какой ты будущий первоклассник?» (ознакомление с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста; причинами возникновения речевых нарушений; основными задачами профилактической и коррекционной работы в условиях ДОУ; спецификой обучения детей в логопункте; графиком работы логопеда)
В соответствии
с планом воспитателей групп
Средняя






2 младшая






Старшая



3.4
Индивидуальные консультации
«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с дошкольниками» (обсуждение результатов диагностики; уточнение анамнестических сведений; ознакомление с основными задачами и планом коррекционной работы на учебный год; обсуждение организационных моментов.
Сентябрь

Подготовительная, старшая




«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей» (ознакомление с комплексами артикуляционной гимнастики и упражнений для различных групп звуков)
Октябрь, ноябрь

Подготовительная, старшая




«Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у детей» (практические и теоретические рекомендации по закреплению звуков в домашних условиях)
Декабрь, январь

Подготовительная, старшая




«Игры со звуками. Формирование фонематических процессов» (дифференциация фонем) у детей старшего возраста» практические и теоретические рекомендации по дифференциации звуков в домашних условиях)
Февраль, март
Подготовительная, старшая




«Общение с ребенком - главное условие развития речи детей» (практические и теоретические рекомендации)
Апрель
Средняя




По запросу
В течение уч. года
Все возрастные группы


3.5
Индивидуальные практикумы

Практические занятия по совершенствованию:
- навыков правильного звукопроизношения
- навыков звукового анализа и обучению грамоте
- лексико- грамматических категорий и развитию связной речи
Ежемесячно


Дети-логопаты, зачисленные на коррекционные занятия



3.6
Индивидуальные беседы
По коррекционным занятиям и логопедическим тетрадям

По запросу



3.7
Логопедические пятиминутки
Знакомство с основными приемами обучения, подбором речевого и дидактического материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий
По мере необходимости










п/п
Направления деятельности,
формы и методы работы
Тематика, содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий
(возрастные группы)
Отметка о выполнении

3.8
Мастер-класс
«Путешествие по стране Златоустии»
Апрель
Средняя


3.9
Литературный проект
«Пришли мне чтения доброго»

В соответствии
с годовым планом ДС
Все возрастные группы


3.10
Открытые мероприятия
День открытых дверей
В соответствии
с годовым планом ДС
Все возрастные группы


3.11
Информационно-просветительская работа (папка-передвижка или сайт ДС)
«Растим будущего читателя»

Октябрь
Подготовительная





Ноябрь
Старшая




«Родителям о речи ребенка»

Декабрь
Средняя





Февраль
2 младшая




«Играем пальчиками и развиваем речь»

Март
1 младшая





Апрель
2 гр. раннего возраста



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ


п/п
Направления деятельности,
формы и методы работы
Тематика и содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий

Отметка о выполнении

4.1
Диагностика

На начало учебного года (совместное обследование устной речи воспитанников, заполнение речевых протоколов)
II-IV недели сентября


Воспитатели старшего и среднего возраста




На конец учебного года (совместное обследование устной речи воспитанников, обсуждение результатов работы)
I-II недели мая



4.2
Подгрупповые
консультации
«Основные подходы к организации, проведению речевого обследования и особенности планирования фронтальной, подгрупповой, индивидуальной работы по развитию речи» (составление плана совместной деятельности, определение дальнейших перспектив)
Сентябрь





«Артикуляционные упражнения – это помощники в речевом развитии дошкольников» (изготовление картотеки упражнений по развитию артикуляционной моторики)
Ноябрь
Воспитатели всех возрастных групп


4.3
Индивидуальные консультации
«Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения, обусловленные СФД»
Октябрь
Воспитатели старшего возраста




«Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. 
Декабрь
Воспитатель по ФИЗО




«Душа просит слова....»
Февраль
Педагог-психолог




«Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
Март
Музыкальный руководитель




«Итоги работы за учебный год. Наши успехи и неудачи» (обсуждение результатов работы, определение дальнейших перспектив)
Апрель
Воспитатели старшего и среднего возраста




По запросу
В течение года
Воспитатели, специалисты






п/п
Направления деятельности,
формы и методы работы
Тематика и содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий

Отметка о выполнении

4.4


Индивидуальные беседы
По коррекционным занятиям
В течение года
Воспитатели, специалисты




По запросу




4.5
Семинары-практикумы
«Фитнес для язычка» или «Свистелочки, шипелочки, рычалочки. Что нужно знать о звуках»
Январь
Воспитатели, специалисты


4.6
Открытые мероприятия
Итоговые занятия
В соответствии с годовым планом ДОУ
Воспитанники логопункта




Просмотр занятий воспитателя по развитию речи, утренников, развлечений
В соответствии с годовым планом ДОУ
Воспитанники, воспитатели, специалисты




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ


п/п
Направления деятельности; формы и методы работы
Содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий
Отметка о выполнении

5.1
Профилактические осмотры
Заполнение медицинских карт воспитанников \АКДО\
В соответствии
с планом детской поликлиники
Медперсонал ДС


5.2
Работа с медицинскими картами воспитанник
Сбор анамнеза, заполнение тетради взаимосвязи с медицинским персоналом

Сентябрь, май
Медперсонал ДС


5.3
Консультации, беседы
- Разбор трудных случаев речевой патологии;
- направление детей-логопатов на консультацию к врачам-специалистам (лор-
врачу, врачу-логопеду, стоматологу, психоневрологу)
По мере необходимости
Медперсонал ДС,
врачи-специалисты детской поликлиники




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СЛУЖБАМИ


п/п
Наименование

Формы и методы работы;
тематика и содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий
Отметка о выполнении

6.1
Городское методическое
объединение логопедов
- Консультации, беседы, сообщения;
- разбор трудных случаев речевой патологии;
- обмен передовым опытом;
- посещение и анализ открытых занятий логопедов ДУ
В соответствии
с планом ГМО
Учителя-логопеды города


6.2
Психолого-
медико-педагогическая комиссия
- Оформление протоколов заседаний ПМПк, заполнение журналов;
- заполнение выписок из протоколов заседаний ПМПк по приему, выпуску
детей с нарушениями речи в логопункт (из логопунк);
- составление списка детей логопедического пункта с заключениями ПМПк;
- написание информации, отчетов, анализа работы;
- выступление «Результаты обследования», «Результаты коррекционной
работы»


Сентябрь,
январь, май
Председатель и члены ПМПк


6.3
Муниципальное ПМПК
- обследование устной речи воспитанников;
- заполнение логопедического представления на воспитанника
По мере необходимости
Председатель и члены МПМПК


6.4
Социально-психолого-педагогическая служба
- Консультации, беседы, сообщения;
- разбор трудных случаев речевой патологии;
- проведение обследования устной речи воспитанников и коррекционных
занятий;
- написание информации, отчетов, анализа работы;
- составление плана работы на календарный год
В соответствии
с планом СППС
Руководитель и члены СППС


6.5
Научно-методический совет
- Утверждение планов работы;
- подготовка и проведение экспертизы материалов на конкурсы, фестивали
В соответствии
с планом НМС
Руководитель и члены НМС


6.6
Творческая группа
«Поиск»
- Консультации, беседы, сообщения;
- обмен передовым опытом;
- проведение, посещение и анализ открытых занятий;
- составление индивидуального плана коррекционных мероприятий для
детей-логопатов;
В соответствии
с планом ОЦ
Руководитель и члены ОЦ


6.7
Творческая группа
«Пришли мне чтения доброго»
- Организация и проведения проекта

В соответствии с планом ДС
Руководитель и члены ТГ





ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СО ШКОЛОЙ 1 СТУПЕНИ


п/п
Направления деятельности
Формы и методы работы;
тематика и содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий

Отметка о выполнении

1
Диагностика
Совместное обследование устной речи будущих первоклассников в соответствии с картами логопедического сопровождения
Март
Воспитанники подготовительной, старшей (6,6 лет),
учитель-логопед МОУ СОШ № 1


2
Работа с документами
Подготовка и передача карт логопедического сопровождения воспитанников детского сада при переходе из ДОУ в школу
Май

Учитель-логопед
МОУ СОШ № 1,2,4,5;
МОУ НОШ № 6


3
Открытые мероприятия
Посещение уроков в первых классах
Октябрь
МОУ СОШ № 1;
МОУ НОШ № 6


4
Круглый стол
«Адаптация детей к условиям школы»
Октябрь
МОУ СОШ № 1;
МОУ НОШ № 6




«Портрет выпускника ДОУ»
Май
МОУ СОШ № 1,2;
МОУ НОШ №6












РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ


п/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Отметка о выполнении

1
Составление перспективного планирования на учебный год

Сентябрь


2
Подготовка и проведение обследования устной речи воспитанников средней, старшей и подготовительной групп на: начало учебного года, конец учебного года;
заполнение журнала первичного обследования устной речи воспитанников и учета детей, направленных на консультацию к врачам-специалистам
Сентябрь, январь,
май


3
Заполнение речевых карт по результатам обследования устной речи воспитанников, зачисленных в логопедический пункт, изучение анамнеза, определение структуры и механизмов речевых нарушений.
Составление индивидуальных планов коррекционно-логопедической работы
Сентябрь,
январь


4
Составление графика работы, расписания коррекционных занятий с детьми.
Сентябрь,
Декабрь


5
Конструирование рабочих учебных и перспективных планов; заполнение индивидуальных тетрадей детей
Ежедневно
с октября по май


6
Заполнение журналов: учета посещаемости логопедических занятий, учета пропусков логопедических занятий и коррекционно-профилактической работы, движения детей; тетрадей: взаимосвязи с родителями воспитанников, взаимосвязи с педагогами и специалистами ДОУ, коррекционной работы с детьми по заданиям логопеда
Ежедневно
с октября по май


7
Написание информации, отчетов, анализа работы
Сентябрь,
декабрь, май




IХ. ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАБИНЕТА


п/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Отметка о выполнении

9.1
Подготовка кабинета к смотру «Готовности логопедического кабинета к новому учебному году», систематизирование имеющегося материала
Сентябрь


9.2
Реализация проекта ПРС кабинета
Октябрь-апрель




Х. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КВАЛИФИКАЦИИ


п/п
Формы работы
Содержание деятельности
Сроки проведения
Отметка о выполнении

10.1
Индивидуальная
Самостоятельное изучение литературы по специальности

Ежедневно


10.2
Научно - практическая
Участие в работе семинаров, круглых столов, педчасах, педсоветах, конкурсах

Согласно плану ДОУ


10.3
Учебно-методическая
Обобщение и внедрение передовых форм и методов работы.
Подготовка конспектов занятий, текстового материала (обобщение опыта), фото-, видеоматериалов, авторских пособий и игр
Постоянно



ђ Заголовок 315