Годовой план логопедической деятельности учителя-логопеда
Годовой план логопедической деятельности учителя-логопеда
Цель – своевременное предупреждение и преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников, пропаганда логопедических знаний среди работников дошкольного учреждения и родителей воспитанников.
Задачи:
Организация обследования устной речи воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
Систематическое проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной речевой подготовки к школе.
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей воспитанников информационной готовности к логопедической деятельности; повышение их компетентности в области коррекционной и профилактической работы с детьми; вовлечение взрослых в коррекционно-педагогический процесс на правах его активных субъектов.
ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
№
п/п
Направления деятельности,
формы и методы работы
Тематика и содержание деятельности
Сроки проведения
Отметка о выполнении
1.1
Подготовка логопедического кабинета к новому учебному году
Сентябрь
1.2
Комплектование логопедического пункта
Обследование устной речи воспитанников и постановка логопедических заключений.
Сентябрь, май
1.3
Оформление документации
Подписание приказа о зачислении детей, имеющих нарушения речевого развития в логопедический пункт.
Оформление выписки из протокола заседания ПМПк по приему (выпуску) детей с нарушениями речи в логопедический пункт.
Сбор заявлений и подписание договоров с родителями детей, зачисленных в логопедический пункт.
1.4
Планирование логопедической деятельности
- Определение годового плана;
- составление \корректировка \ перспективного планирования;
- комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование
индивидуальной работы с детьми;
- составление расписания индивидуальных и подгрупповых занятий.
Сентябрь
1.5
Мониторинг
Выявление динамики в коррекционном процессе всех и каждого воспитанника.
Январь, май
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ
№
п/п
Направления деятельности
Формы и методы работы;
тематика и содержание деятельности
Сроки выполнения
Участники мероприятий
(возрастные группы)
Отметка о выполнении
2.1
Диагностика
(обследование устной речи воспитанников)
Фронтальное:
- на начало учебного года;
II- IV недели сентября
Подготовительная, старшая, средняя
- на конец учебного года
I-II недели мая
Подготовительная, старшая, средняя
Углубленное:
- на начало учебного года;
IV неделя сентября,
Дети-логопаты
подготовительной, старшей группы
- на конец учебного года
III неделя мая
Средняя
Промежуточное
(для вывода на МПМПК)
Согласно плану МПМПК
Подготовительная, старшая, средняя
Дополнительное
По мере поступления детей
Дети подготовительной, старшей и средней групп, вышедшие с отпуска или вновь прибывшие
2.2
Коррекция
(проведение логопедических занятий)
Подгрупповые
Октябрь – апрель
Дети-логопаты, зачисленные на коррекционные занятия
Индивидуальные
Октябрь – апрель
Дети-логопаты, зачисленные на коррекционные занятия
Консультативные
По запросу родителей
Воспитанники ДС
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
№
п/п
Направления деятельности,
формы и методы работы
Тематика, содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий
(возрастные группы)
Отметка о выполнении
3.1
Диагностика
На начало учебного года (совместное обследование устной речи воспитанников)
II-IV недели сентября
Подготовительная, старшая
На конец учебного года (совместное обследование устной речи воспитанников)
I-II недели мая
Подготовительная, старшая
3.2
Анкетирование
Сбор анамнеза, динамики и речевого развития ребенка; получение информации о его интересах, способностях, положительных, отрицательных чертах характера и о воспитании в семье
Сентябрь
Родители детей, зачисленных на коррекционные занятия
3.3
Групповые консультации
(собрания)
- «Вот и стали мы на год взрослее» - «Что такое логопункт»
- «Какой ты будущий первоклассник?» (ознакомление с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста; причинами возникновения речевых нарушений; основными задачами профилактической и коррекционной работы в условиях ДОУ; спецификой обучения детей в логопункте; графиком работы логопеда)
В соответствии
с планом воспитателей групп
Средняя
2 младшая
Старшая
3.4
Индивидуальные консультации
«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с дошкольниками» (обсуждение результатов диагностики; уточнение анамнестических сведений; ознакомление с основными задачами и планом коррекционной работы на учебный год; обсуждение организационных моментов.
Сентябрь
Подготовительная, старшая
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей» (ознакомление с комплексами артикуляционной гимнастики и упражнений для различных групп звуков)
Октябрь, ноябрь
Подготовительная, старшая
«Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у детей» (практические и теоретические рекомендации по закреплению звуков в домашних условиях)
Декабрь, январь
Подготовительная, старшая
«Игры со звуками. Формирование фонематических процессов» (дифференциация фонем) у детей старшего возраста» практические и теоретические рекомендации по дифференциации звуков в домашних условиях)
Февраль, март
Подготовительная, старшая
«Общение с ребенком - главное условие развития речи детей» (практические и теоретические рекомендации)
Апрель
Средняя
По запросу
В течение уч. года
Все возрастные группы
3.5
Индивидуальные практикумы
Практические занятия по совершенствованию:
- навыков правильного звукопроизношения
- навыков звукового анализа и обучению грамоте
- лексико- грамматических категорий и развитию связной речи
Ежемесячно
Дети-логопаты, зачисленные на коррекционные занятия
3.6
Индивидуальные беседы
По коррекционным занятиям и логопедическим тетрадям
По запросу
3.7
Логопедические пятиминутки
Знакомство с основными приемами обучения, подбором речевого и дидактического материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий
По мере необходимости
№
п/п
Направления деятельности,
формы и методы работы
Тематика, содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий
(возрастные группы)
Отметка о выполнении
3.8
Мастер-класс
«Путешествие по стране Златоустии»
Апрель
Средняя
3.9
Литературный проект
«Пришли мне чтения доброго»
В соответствии
с годовым планом ДС
Все возрастные группы
3.10
Открытые мероприятия
День открытых дверей
В соответствии
с годовым планом ДС
Все возрастные группы
3.11
Информационно-просветительская работа (папка-передвижка или сайт ДС)
«Растим будущего читателя»
Октябрь
Подготовительная
Ноябрь
Старшая
«Родителям о речи ребенка»
Декабрь
Средняя
Февраль
2 младшая
«Играем пальчиками и развиваем речь»
Март
1 младшая
Апрель
2 гр. раннего возраста
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ
№
п/п
Направления деятельности,
формы и методы работы
Тематика и содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий
Отметка о выполнении
4.1
Диагностика
На начало учебного года (совместное обследование устной речи воспитанников, заполнение речевых протоколов)
II-IV недели сентября
Воспитатели старшего и среднего возраста
На конец учебного года (совместное обследование устной речи воспитанников, обсуждение результатов работы)
I-II недели мая
4.2
Подгрупповые
консультации
«Основные подходы к организации, проведению речевого обследования и особенности планирования фронтальной, подгрупповой, индивидуальной работы по развитию речи» (составление плана совместной деятельности, определение дальнейших перспектив)
Сентябрь
«Артикуляционные упражнения – это помощники в речевом развитии дошкольников» (изготовление картотеки упражнений по развитию артикуляционной моторики)
Ноябрь
Воспитатели всех возрастных групп
4.3
Индивидуальные консультации
«Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения, обусловленные СФД»
Октябрь
Воспитатели старшего возраста
«Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
Декабрь
Воспитатель по ФИЗО
«Душа просит слова....»
Февраль
Педагог-психолог
«Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
Март
Музыкальный руководитель
«Итоги работы за учебный год. Наши успехи и неудачи» (обсуждение результатов работы, определение дальнейших перспектив)
Апрель
Воспитатели старшего и среднего возраста
По запросу
В течение года
Воспитатели, специалисты
№
п/п
Направления деятельности,
формы и методы работы
Тематика и содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий
Отметка о выполнении
4.4
Индивидуальные беседы
По коррекционным занятиям
В течение года
Воспитатели, специалисты
По запросу
4.5
Семинары-практикумы
«Фитнес для язычка» или «Свистелочки, шипелочки, рычалочки. Что нужно знать о звуках»
Январь
Воспитатели, специалисты
4.6
Открытые мероприятия
Итоговые занятия
В соответствии с годовым планом ДОУ
Воспитанники логопункта
Просмотр занятий воспитателя по развитию речи, утренников, развлечений
В соответствии с годовым планом ДОУ
Воспитанники, воспитатели, специалисты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ
№
п/п
Направления деятельности; формы и методы работы
Содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий
Отметка о выполнении
5.1
Профилактические осмотры
Заполнение медицинских карт воспитанников \АКДО\
В соответствии
с планом детской поликлиники
Медперсонал ДС
5.2
Работа с медицинскими картами воспитанник
Сбор анамнеза, заполнение тетради взаимосвязи с медицинским персоналом
Сентябрь, май
Медперсонал ДС
5.3
Консультации, беседы
- Разбор трудных случаев речевой патологии;
- направление детей-логопатов на консультацию к врачам-специалистам (лор-
врачу, врачу-логопеду, стоматологу, психоневрологу)
По мере необходимости
Медперсонал ДС,
врачи-специалисты детской поликлиники
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СЛУЖБАМИ
№
п/п
Наименование
Формы и методы работы;
тематика и содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий
Отметка о выполнении
6.1
Городское методическое
объединение логопедов
- Консультации, беседы, сообщения;
- разбор трудных случаев речевой патологии;
- обмен передовым опытом;
- посещение и анализ открытых занятий логопедов ДУ
В соответствии
с планом ГМО
Учителя-логопеды города
6.2
Психолого-
медико-педагогическая комиссия
- Оформление протоколов заседаний ПМПк, заполнение журналов;
- заполнение выписок из протоколов заседаний ПМПк по приему, выпуску
детей с нарушениями речи в логопункт (из логопунк);
- составление списка детей логопедического пункта с заключениями ПМПк;
- написание информации, отчетов, анализа работы;
- выступление «Результаты обследования», «Результаты коррекционной
работы»
Сентябрь,
январь, май
Председатель и члены ПМПк
6.3
Муниципальное ПМПК
- обследование устной речи воспитанников;
- заполнение логопедического представления на воспитанника
По мере необходимости
Председатель и члены МПМПК
6.4
Социально-психолого-педагогическая служба
- Консультации, беседы, сообщения;
- разбор трудных случаев речевой патологии;
- проведение обследования устной речи воспитанников и коррекционных
занятий;
- написание информации, отчетов, анализа работы;
- составление плана работы на календарный год
В соответствии
с планом СППС
Руководитель и члены СППС
6.5
Научно-методический совет
- Утверждение планов работы;
- подготовка и проведение экспертизы материалов на конкурсы, фестивали
В соответствии
с планом НМС
Руководитель и члены НМС
6.6
Творческая группа
«Поиск»
- Консультации, беседы, сообщения;
- обмен передовым опытом;
- проведение, посещение и анализ открытых занятий;
- составление индивидуального плана коррекционных мероприятий для
детей-логопатов;
В соответствии
с планом ОЦ
Руководитель и члены ОЦ
6.7
Творческая группа
«Пришли мне чтения доброго»
- Организация и проведения проекта
В соответствии с планом ДС
Руководитель и члены ТГ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СО ШКОЛОЙ 1 СТУПЕНИ
№
п/п
Направления деятельности
Формы и методы работы;
тематика и содержание деятельности
Сроки проведения
Участники мероприятий
Отметка о выполнении
1
Диагностика
Совместное обследование устной речи будущих первоклассников в соответствии с картами логопедического сопровождения
Март
Воспитанники подготовительной, старшей (6,6 лет),
учитель-логопед МОУ СОШ № 1
2
Работа с документами
Подготовка и передача карт логопедического сопровождения воспитанников детского сада при переходе из ДОУ в школу
Май
Учитель-логопед
МОУ СОШ № 1,2,4,5;
МОУ НОШ № 6
3
Открытые мероприятия
Посещение уроков в первых классах
Октябрь
МОУ СОШ № 1;
МОУ НОШ № 6
4
Круглый стол
«Адаптация детей к условиям школы»
Октябрь
МОУ СОШ № 1;
МОУ НОШ № 6
«Портрет выпускника ДОУ»
Май
МОУ СОШ № 1,2;
МОУ НОШ №6
РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ
№
п/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Отметка о выполнении
1
Составление перспективного планирования на учебный год
Сентябрь
2
Подготовка и проведение обследования устной речи воспитанников средней, старшей и подготовительной групп на: начало учебного года, конец учебного года;
заполнение журнала первичного обследования устной речи воспитанников и учета детей, направленных на консультацию к врачам-специалистам
Сентябрь, январь,
май
3
Заполнение речевых карт по результатам обследования устной речи воспитанников, зачисленных в логопедический пункт, изучение анамнеза, определение структуры и механизмов речевых нарушений.
Составление индивидуальных планов коррекционно-логопедической работы
Сентябрь,
январь
4
Составление графика работы, расписания коррекционных занятий с детьми.
Сентябрь,
Декабрь
5
Конструирование рабочих учебных и перспективных планов; заполнение индивидуальных тетрадей детей
Ежедневно
с октября по май
6
Заполнение журналов: учета посещаемости логопедических занятий, учета пропусков логопедических занятий и коррекционно-профилактической работы, движения детей; тетрадей: взаимосвязи с родителями воспитанников, взаимосвязи с педагогами и специалистами ДОУ, коррекционной работы с детьми по заданиям логопеда
Ежедневно
с октября по май
7
Написание информации, отчетов, анализа работы
Сентябрь,
декабрь, май
IХ. ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАБИНЕТА
№
п/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Отметка о выполнении
9.1
Подготовка кабинета к смотру «Готовности логопедического кабинета к новому учебному году», систематизирование имеющегося материала
Сентябрь
9.2
Реализация проекта ПРС кабинета
Октябрь-апрель
Х. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КВАЛИФИКАЦИИ
№
п/п
Формы работы
Содержание деятельности
Сроки проведения
Отметка о выполнении
10.1
Индивидуальная
Самостоятельное изучение литературы по специальности
Ежедневно
10.2
Научно - практическая
Участие в работе семинаров, круглых столов, педчасах, педсоветах, конкурсах
Согласно плану ДОУ
10.3
Учебно-методическая
Обобщение и внедрение передовых форм и методов работы.
Подготовка конспектов занятий, текстового материала (обобщение опыта), фото-, видеоматериалов, авторских пособий и игр
Постоянно
ђЗаголовок 315