Инновационные формы проведения уроков математики.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 88 г. Орск»
1177187302637
Подготовила
учитель математики
Дорохова Г.И.
г. Орск 2015.
Ведущая идея: использование в педагогической практике нестандартных (новых) форм проведения уроков.
Цель: развитие интереса у учащихся к изучению математики.
Объект исследования: нетрадиционный урок как элемент обеспечения интереса к изучению предмета.
Предмет исследования: методика и формы проведения нетрадиционных уроков.
Ожидаемый результат:
♦ положительная динамика состояния эмоциональной сферы учащихся;
♦ положительная динамика состояния мотивационной сферы деятельности учащихся;
♦ положительная динамика состояния интеллектуальной сферы учащихся.
Как же сделать уроки математики интересными? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании новых, нестандартных форм проведения уроков.
Нестандартные (нетрадиционные) уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
формирование у учащихся интереса и уважения к предмету;
воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;
развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
Признаки нетрадиционного занятия:
присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;
кроме программного, используется и внепрограммный материал;
организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;
в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;
дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;
требует серьезной предварительной подготовки.
Творческие принципы нестандартных уроков:
в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;
необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке;
основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;
педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;
необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
Инновационные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Использование этих форм и методов помогают учителю воспитывать общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.
Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.
И именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько инновационных форм урока: практикум, викторина, лекция, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, игра, зачёт. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения.
Игровые уроки
Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, - проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Учебные игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т. д.
Технология проведения урока-игры состоит из нескольких этапов.
Этап подготовки урока-игры начинается с разработки сценария. В содержание сценария входят учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее осуществляется ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией.
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации учебной игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Этап анализа, обсуждения, оценки результатов игры - выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Обращается внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Разновидности деловой игры
Деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.
Деловая игра является перспективным методом обучения учащихся старших классов. Она должна использоваться для тренировки решения комплексных задач, усвоения нового материала и закрепления изученного, стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра должна давать учащимся возможность понять учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются имитационные и ролевые деловые игры.
Имитация - подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации. Можно имитировать события, деятельность конкретных людей (деловое совещание, проведение беседы, ведение пропаганды, агитации, спора).
Ролевая игра - основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых, или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.
Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполнения ролей и теми чувствами и отношениями, которые возникают в ходе игры.
Состязательные уроки
Основная цель: закрепление изучаемых навыков, формирование навыков коллективного решения, научного применения знаний в новых ситуациях, развитие умения делать выводы.
Для проведения этого вида уроков учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью состязательных уроков является наличие в них соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных учебных действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.
На данных уроках возможно использование занимательных заданий, подготовленных самими учениками (ребусы, кроссворды, викторины, презентации, сообщения и т.п.).
Урок-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить весьма сложные вопросы учебной программы. В этом его основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами уроков.
Уроки – путешествия
На уроке-путешествии задания предлагаются в виде различных трудностей, приключений, условий, которые учащиеся должны выполнить. На этом уроке одновременно развивается мышление и воображение, ребята фантазируют, представляют, что они совершают необычное путешествие. При этом они рассуждают, развивается их речь, творческие способности, улучшается концентрация внимания. Обычно в процессе всего урока учащиеся увлеченно и активно работают. Все задания составляются с такой целью, чтобы отработать определённый навык. На уроке возможно использование различных форм работы: групповой, индивидуальной (каждый должен записать решение заданий в тетрадь), коллективной (вопрос - ответ), применение уровневой дифференциации.
Одновременно с этим данный урок открывает большие возможности для реализации воспитательных целей. На уроке развивается активность и самостоятельность ребят, учащиеся учатся вовремя прийти на помощь, оказать поддержку в трудную минуту, воспитывается настойчивость и умение преодолевать все трудности, которые встречаются на жизненном пути.
Уроки-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Урок-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Цель урока-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
Такие уроки целесообразно проводить как уроки обобщения и систематизации знаний.
Интегрированный урок
Это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются ведущий предмет, выступающий интегратором, и предметы вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущего предмета. Наиболее удачные способы интеграции: русский язык и ИЗО, русский язык и литература, русский язык и иностранный язык, русский язык и биология, литература и искусство, литература и музыка, литература и история, русский язык и информатика.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов: рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Такие уроки учат применять теоретические знания в практической жизни.
Интегрированный урок даёт возможность ученику более полно увидеть картину явления.
Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров.
Контрольно-обобщающие уроки
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Цель урока: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, а также осуществление контроля обучения, выявления уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков.
Такие уроки способствуют формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, помогают проявить наибольшую активность в выполнении заданий; воспитывают культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям.
Для определения уровня знаний учащихся используют устную форму проверки(фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), письменную проверку, зачет, зачетные практические и лабораторные работы, контрольные ( самостоятельные) работы, смешанный урок( сочетание трёх первых видов).
Уроки самостоятельной работы
Самостоятельная работа – единственное средство приобретений учащимися умений добывать знания. Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Для развивающего урока непременным условием является организация самостоятельной работы разноуровневого характера. Опыт работы доказывает, что самостоятельные работы разноуровневого характера облегчают организацию занятий в классе, создают атмосферу доброжелательности, атмосферу успеха, желание школьников продвигаться в учёбе в соответствии с их возможностями и даже развивать возможности.
Разноуровневые самостоятельные работы отличаются от обычных работ возможностью формулировок, возможностью действовать различными способами, необходимостью привлекать умения и навыки. Они требуют активного использования различных приёмов. Известно, что прочны знания, добытые своим трудом. Поэтому, когда собственный труд учащихся наконец-то дал результаты, у них, даже у слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми заданиями, рискуют брать более сложные задания. Всё это способствует сознанию положительной мотивации и учёта.
Коммуникативные уроки
Коммуникативные уроки направлены, в основном, на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, воплощение так называемого «обучения в сотрудничестве», в парах и группах.
Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге.
Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию. Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. Образовательные задачи данных уроков заключаются в том, чтобы сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи; сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас; развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции; обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка; развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Уроки-лекции
Лекция – это метод сообщения новых знаний; ее отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Лекция обладает способностью показать личностное отношение педагога к учебному материалу. В зависимости от дидактических целей лекции бывают вводные, инструктивные, обзорные, обобщающие, мини-лекции, кино (видео) лекции. Чаще всего уроки-лекции проводятся в старших классах, после них проводится повторительный урок или урок закрепления знаний. Лекция включает элементы беседы и начинается с вводного диалога. В ходе лекции учитель не раз прерывает свое изложение, ставя перед классом вопросы, требующие от обучающихся работы мысли. Заканчивается она заключительной беседой по изложенному материалу. Основные требования: научность; обширность, если лекция будет представлять собой сокращенное содержание учебника, тогда ученики перестанут слушать лекцию; наглядность; лаконичность изложения. Как правило, урок-лекция проводится при прохождении нового раздела, темы учебного курса; при прохождении учебного материала, мало или совсем не связанного с ранее изученным; при обобщении отдельных разделов или тем изученного материала; при сообщении сведений о практическом применении изученных закономерностей; при изучений учебных тем, где необходимы межпредметные связи; при изучении материала проблемного характера.
Результативность использования нестандартных методов работы
Проведение нестандартных уроков способствует повышению эффективности обучения, даёт возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.
Данные уроки позволяют развить у учащихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повышается интерес учащихся к изучаемому предмету, науке. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
Интерес к работе был вызван и необычной формой проведения урока. Такие занятия позволили шире вводить элементы занимательности. Исходя их наблюдений и результатов анкетирования, можно сделать вывод, что перегрузка учащихся снизилась.
Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом
Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются новые, нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Литература:
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990 г.
Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! Москва, 1998 г.
Оникул П.Р. Игры по математике: Учебное пособие. - СПб., 1999 г.
Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы.
И.П. Подласый. Педагогика. В 2-х т. – М.:ВЛАДОС, 1999.
http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82http://www.lessons.irk.ruhttp://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-233.shtml