Рабочая программа по физике 7 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Катичская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено
на заседании Творческой лаборатории
Протокол № ___
от «28» _августа_ 2015 г.
руководитель Творческой лаборатории
________(Дорошенко Е.А.)
Согласовано
Зам. директора по УВР


______
(Святохо И.Н.)
« 31» августа 2015 г.
Утверждаю
Директор МБОУ «Катичской СОШ»

__________
(Хохлов А.Н.)
«31 »августа 2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
ФИЗИКЕ
для 7 класса




Составлена учителем физики и математики Онучиной Р.В. на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (2004 г.). Примерной программы основного общего образования «Физика» с использованием авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика 7-9 классы», 2004.



2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (2004 г.). Примерной программы основного общего образования «Физика» с использованием авторской программы Е.М.Гутника, А.В. Перышкина «Физика 7-9 классы» , 2004. напечатанной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.»

На изучение программы учебным планом МБОУ «Катичская СОШ» на 2014/15 уч. год отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
-контрольных работ-4
-лабораторных работ-11.



Учебно-методический комплекс
Учебник:
Перышкин А.В. «Физика» 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа», 2012.
Методические пособия:
1. Перышкин А.В. «Сборник задач по физике» 7-9 кл., - 6-е издание, стереотипное, М.: «Экзамен», 2008 (в клендарно-тематическом планировании сокращенно-П)
2. Лукашик В.И., «Сборник задач по физике» 7-9 кл.,-7-е издание-М.: «Просвещение», 2003 (в клендарно-тематическом планировании сокращенно-Л)
3. Шевцов В.А. Физика 7 класс (поурочное планирование). Издательство «Учитель» Волгоград, 2002.
4. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. М.: «ВАКО», 2003.
5. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Опорные конспекты и разноуровневые задания. Пособие для учащихся 7-х классов общеобразовательных школ.- СПб.: Иван Фёдоров», 2001.
6. Куперштейн Ю.С. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7-8 класс. СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», 2002.
7. Марон А.Е. Сборник качественных задач по физике : для 7-9 классы общеобразовательных учреждений / А. Е. Марон, Е.А. Марон.- М.: Просвещение, 2006.
8. Марон А.Е. Физика. 7 класс : учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2009. - (Дидактические материалы).
Пособия для учащихся:
1. Лукашик В.И., «Сборник задач по физике» 7-9 кл.,-7-е издание-М.: «Просвещение», 2003.
2. . Марон А.Е. Физика. 7 класс : учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2009. - (Дидактические материалы).
Дополнительная литература:
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября»



Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.




























РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Чет-
верти
Пример.
сроки
Содержание программы
Кол.
часов
№ лаб.раб
Контр.
раб.

7 класс

I

1.Физика и физические методы изучения природы
2.Первоначальные сведения о строении вещества.
3.Взаимодействие тел.
4

5

22(7)
№1

№2

№3,4,5.






II

3.Взаимодействие тел.
22(15)
№6,7
№1

III

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов.
23
№8
№2,3

IV

5. Мощность и работа.
Энергия.

13
№№9,10,11
№4



Повторение
1



Итого: 5 тем
68
10
4


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
1. Владеть методами научного познания
1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.
1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:
изменения координаты тела от времени;
силы упругости от удлинения пружины;
силы тяжести от массы тела;
силы тока в резисторе от напряжения;
массы вещества от его объема;
температуры тела от времени при теплообмене.
1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:
смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;
большую сжимаемость газов;
малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;
процессы испарения и плавления вещества;
испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.
1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
положение тела при его движении под действием силы;
удлинение пружины под действием подвешенного груза;
силу тока при заданном напряжении;
значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.
2. Владеть основными понятиями и законами физики
2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
2.2. Описывать:
физические явления и процессы;
изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.
2.3. Вычислять:
равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;
импульс тела, если известны скорость тела и его масса;
расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;
кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;
энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;
энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).
2.4. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)
3.1. Называть:
источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;
преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах.
3.2. Приводить примеры:
относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;
изменения скорости тел под действием силы;
деформации тел при взаимодействии;
проявления закона сохранения импульса в природе и технике;
колебательных и волновых движений в природе и технике;
экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций ;
опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.
3.3. Читать и пересказывать текст учебника.
3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
3.6. Конспектировать прочитанный текст.
3.7. Определять:
промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;
характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);
сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);
период, амплитуду и частоту (по графику колебаний);
по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.
3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников (большеменьше) по графикам зависимости силы тока от напряжения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (4 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
II. Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Измерение размеров малых тел.
III.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. (22 ч.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Измерение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
На изучение этой темы программой отводится 21 ч, но в целях более лучшего усвоения материала добавлен 1 час из резерва повторения.
IV.ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ. (23 ч)
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ. (13+1 ч.)

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС

Тема урока
Кол -во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля, измерители
Элементы до-полни-
тельно-го содержания
Домашнее задание
Дата проведения










План
Факт

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (4 часа)

1
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Что изучает физика.
1
Комбинированный урок
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника
Знать: смысл понятия «вещество». Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.
Выражать результаты в СИ

Погрешности измерений
§1,2,3. Л. №5, 12



2
Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц
1
Комбинированный урок


Тест (дать определение вещества)

§4,5,
подготовка к лабораторной работе, Л. №25



3
Л/р № 1
«Определение цены деления шкалы измерительного прибора»
1
Урок-практикум


Лабораторная работа, выводы, оформление

Повторить
§1-5 , подготовить доклады



4
Физика и техника

1
Комбинированный урок

Знать: практическое применение науки физики в.
Уметь: приводить примеры использования физических знаний в жизни человека.


§ 6 «Физика.
Техника.
Природа».
Составить кроссворд



РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (5 часов)

5
Строение вещества. Молекулы
1
Комбинированный урок
Строение вещества
Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия
Фронтальный
опрос,
тест

§7,8. Л. № 53,54. Подготовка к лабораторной работе



6
Л/р №2
«Измерение размеров малых тел»
1
Урок-практикум


Проверка
лабораторной
работы

Л. № 23, 24



7
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение.
1
Комбинированный урок
Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение

Опорный конспект

§ 9,10, задание 2(1). Л. № 66



8
Взаимное притяжение и отталкивание молекул
1
Комбинированный урок
Взаимодействие частиц вещества

Фронтальный опрос

§11, упр. 2(1). Л. № 74, 80



9
Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов
1
Комбинированный урок
Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей

Физический диктант. Опорный конспект Составление классификационной таблицы «Строение вещества»

§ 12§13.
Л. № 65, 67, 77-79



РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (22 час)

10
Механическое движение. Понятие материальной точки. Путь. Перемещение.
1
Урок изучения новых знаний
Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение
Знать:
- явление инерции, физический закон, взаимодействие;
- смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность. Уметь:
- описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;
- использовать физические приборы для измерения пути,
времени, массы, силы;
- выявлять зависимость: пути от рас
стояния, скорости от времени, силы от скорости;
- выражать величины в СИ


Опорный конспект
Относительность движения.
Система отсчета
§ 13,14 задание № 4. Л. № 99, 101, 103



11
Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение
1
Комбинированный урок
Скорость прямолинейного равномерного движения

Опрос, тест

§14,15,16. Упр. 3(1,4)



12
Расчет скорости, пути и времени движения
1
Урок закрепления знаний
Методы измерения расстояния, времени, скорости

Опрос, тест

§17.
Упр. 4 (2, 4)



13
Расчет скорости, пути и времени движения. Решение задач. Часть 1
1
Урок закрепления знаний
Методы измерения расстояния, времени, скорости

Физический диктант. Решение задач

§17



14
Расчет скорости, пути и времени движения. Решение задач. Часть 2
1
Урок закрепления знаний
Методы измерения расстояния, времени, скорости

Решение задач

Повт. §15-17



15
Инерция
1
Комбинированный урок
Неравномерное движение

Опорный конспект

§18



16
Взаимодействие тел.
1
Комбинированный урок
Взаимодействие тел
Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила.
Уметь приводить примеры
Тест

§19.
Л.207,209



17
Масса тела. Единицы массы
1
Комбинированный урок
Масса тела. Плотность вещества
Знать:
- определение массы;
- единицы масс. Уметь воспроизвести или написать формулу
Опорный конспект. Упр. 12 (1, 3,4, 5). Подготовка к лабораторной работе

§20.
подготовка к лабораторной работе № 3



18
Л/р№3
«Измерение массы тела на рычажных весах»
1
Урок-практикум
Методы измерения массы и плотности
Умение работать с приборами при нахождении массы тела
Написать вывод и правильно оформить работу

§21. Упр. 6(1,3)



19
Плотность вещества
1
Комбинированный урок


Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу
Тест
Вес тела
§22.
Л. № 265. Подготовка к лабораторным работам № 4,5



20
Л/р№ 4 «Измерение объема твердого тела».
Л/р№ 5 «Определение плотности твердого тела»
1
Урок-практикум


Умение работать с приборами (мензурка, весы)
Написать вывод и правильно оформить работу

Повторить §21,22.
Упр. 7(1,2)



21
Расчет массы и объема вещества по его плотности
1
Комбинированный урок
Методы измерения массы и плотности
Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества
Решение задач

§23



22
Расчет массы и объема по его плотности
1
Комбинированный урок
Методы измерения массы и плотности
Уметь:
- работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества;
- работать с приборами
Решение задач, подготовка к контрольной работе

Упр. 8 (3, 4), повторить формулы, подготовиться к контрольной работе



23
Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса. Плотность»
1
Урок контроля
Методы измерения массы и плотности
Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества
Контрольная работа

§ 14 - 23



24
Сила. Сила - причина изменения скорости
1
Комбинированный урок
Сила
Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения
Опорный конспект

§24



25
Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы. Связь между силой и массой тела.
1
Комбинированный урок
Сила тяжести
Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу
Опорный конспект, Тест. Б. 2-13


§25, 28
упр. 10(1,4)



26
Сила тяжести. Связь между силой и массой тела. Решение задач.
1
Комбинированный урок
Сила тяжести
Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу
Решение задач

§25, 28
упр. 10(2)



27
Сила упругости.
Вес тела.
1
Комбинированный урок
Сила упругости
Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу
Опорный конспект


§ 26, 27.
Л.№328,333, 334Упр.10(3



28
Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.
1
Комбинированный урок
Единицы силы. Связь между силой и массой тела
Отработка формулы зависимости между силой и массой тела
Опрос, выполнение упр. 19


§29.
подготовка к лабораторной работе



29
Л/Р№6
« Градуирование пружины»
Л/Р№7
«Измерение силы трения с помощью динамометра»
1
Урок-практикум
Метод измерения силы
Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора
Упр. 17. Проверка лабораторной работы. Вывод

§30,
упр. 11(1)



30
Графическое изображение силы. Сложение двух сил направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
1
Комбинированный урок
Правило сложения сил
Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело
Умение работать с чертежными инструментами (линейка, треугольник)


§31,
упр. 12(2,3)



31
Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике
1
Урок изучения новых знаний
Сила трения
Знать определение силы трения. Уметь привести примеры
Тест,
опорный
конспект


§ 32-34, написать эссе о роли трения в быту и природе



РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (23 часа)

32
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления
1
Урок изучения новых знаний
Давление
Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса
Тест, опорный конспект

§ 35, 36. Упр. 14 (2,3), упр.15,



33
Повторный инструктаж по технике безопасности. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
1
Комбинированный урок
Давление


Проверка опорного конспекта

§37, 38
Л. № 464, 470, 473



34
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Решение задач.
1
Урок закрепления знаний
Давление, плотность газа


Решение задач

§37, 38




35
Контрольная работа № 2 «Закон Паскаля»
1
Урок контроля
Давление. Закон Паскаля
Знать смысл физических законов: закон Паскаля. Уметь:
- объяснять передачу давления в жидкостях и газах;
- использовать физические приборы для измерения давления;
- выражать величины в СИ
Уметь воспроизводить и находить физические величины: давление, плотность
Гидравлические машины
§335-38.
Упр. 16 (4).



36
Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда
1
Комбинированный урок


Решение задач

§ 39,40. Л.474,476. Упр. 17(1)



37
Решение задач по теме «Давление»
1
Урок закрепления знаний
Давление. Закон Паскаля


Решение задач. Упр. 23

Повторить
§35-40. Л. 504-507



38
Сообщающиеся сосуды и их применение.
1
Комбинированный урок
Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла


Озвучивание фрагмента документального учебного фильма о давлении. Рисунки, схема


§ 41.



39
Вес воздуха. Атмосферное давление.
1
Комбинированный урок
Атмосферное давление


Фронтальный опрос

§42,43. Упр.19.



40
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
1
Комбинированный урок
Методы измерения атмосферного давления


Работа с приборами, знание их устройства


§44, упр. 21
(3,4),




41
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах


1
Комбинированный урок
Методы измерения атмосферного давления
Уметь:
- объяснять передачу давления в жидкостях и газах; -использовать физические приборы для измерения давления
Тест,
опорный конспект

§ 45,46.
упр. 22, упр. 23 (1, 2)



42
Решение задач по теме «Атмосферное давление»
1
Комбинированный урок
Методы измерения атмосферного давления

Тест

Раздаточный материал
опорный конспект



43
Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.
1
Комбинированный урок




Проверка опорного конспекта


§ 47- 49. №46, 47 Л.



44



Действие жидкости и газа на погруженное в них тело
1
Комбинированный урок
Закон Архимеда
Знать смысл физических законов: закон Архимеда. Уметь:
Рисунки
Условия плавания тел
§50,




45

Архимедова сила
1
Комбинированный урок


- объяснять передачу давления в жидкостях и газах;
- использовать физические приборы для измерения давления;
- выражать величины в СИ;
- решать задачи на закон Архимеда
Проверка опорного конспекта, тест

§51. Упр. 26 (3,4)





46

Решение задач по теме «Закон Архимеда»

1
Комбинированный урок

Закон Архимеда

тест


Упр. 26 (2,5)




47
Л/р№8
«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
1
Урок-практикум
Закон Архимеда

Уметь работать с физическими приборами

Повторить §51,




48
Плавание тел
1
Комбинированный урок




Составление
опорного
конспекта


§52,
упр. 27(3-5)



49
Л/р №9 «Выяснение условия плавания тел в жидкости»
1
Урок-практикум
Закон Архимеда


Уметь работать с физическими приборами

Л. № 605, 611, 612



50
Плавание судов
1
Комбинированный урок




Проверка опорного конспекта, тест


§53
Упр.28 (2,3)



51
Воздухоплавание
1
Урок изучения новых знаний
Закон Архимеда


Составление
опорного
конспекта

§54. Упр. 29



52
Воздухоплавание. Решение задач по теме «Воздухоплавание»
1
Урок закрепления знаний




Решение задач


Упр. 27(2)



53
Подготовка к контрольной работе по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
1
Повто-рительно-
обоб-
щающий
урок
Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда
Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда
Составление обобщающей таблицы, решение задач

Тест стр.161-162



54
Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
1
Урок контроля




Решение задач


§35-54, повторить



РАЗДЕЛ V. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (13+1 ч)

55
Механическая работа. Единицы работы.
1
Урок изучения новых знаний
Работа
Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения
Составление опорного конспекта. Тест

§55.
Упр. 30(3,4)



56
Мощность. Единицы мощности.
1
Комбинированный урок
Мощность
Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения
Составление опорного конспекта. Тест

§54. Упр.31 (3,4)
14.04


57
Решение задач по теме «Мощность и работа»
1
Урок проверки знаний и умений
Мощность и работа
Знать определение физических величин: работа, мощность.
Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность
Проверка опорного конспекта, решение задач

Упр.31 (5,6)



58
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
1
Урок изучения новых знаний

Знать устройство рычага
Тест.
Знакомство с простыми механизмами

§ 57, 58. Л. № 736.



59
Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
1
Комбинированный урок

Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы
Решение задач

§ 59,60.
Упр. 32(1,2)



60
Л/р№10
«Выяснение условий равновесия рычага».
1
Урок-практикум

Уметь:
- проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов;
- работать с физическими приборами
Вывод и
оформление
работы

§58.



66
Блоки. Золотое правило механики
1
Комбинированный урок

Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах
Физический диктант

§ 60, 62. Упр. 33(4,5)



62
Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
1
Урок повторения и обобщения

Знать определения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия
Решение задач. Упр. 39


§ 63, 64.
Л. 766



63
Л/р№11
«Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости»
1
Урок-практикум
Методы измерения работы, мощности, КПД механизмов
Знать определения физических величин: КПД механизмов.
Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную)
Вывод и оформление работы


§65



64
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии
1
Комбинированный урок
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии
Знать:
- определения физических величин: энергия;
- единицы измерения энергии;
- закон сохранения энергии
Составление опорного конспекта


§ 66, 67. Упр. 34(1,4)



65
Превращение одного вида механической энергии в другой
1
Комбинированный урок


Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращения
Проверка опорного конспекта. Решение задач


§68. Л. 797



66
Решение задач по теме «Энергия»
1
Урок повторения и обобщения


Знать определение, обозначение, формулы работы, энергии, мощности. Уметь решать задачи
Тест


Тест стр.200-201.



67
Контрольная работа № 4
«Работа и мощность. Энергия»
1
Урок контроля

Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия
Контрольная работа

§55-68, повторить



68
Анализ К/Р № 4.

1
Урок обобщения и систематизации знаний
Знают базовые понятия (Стандарт)
Коррекция знаний учащихся, проверка тетрадей











Система оценивания.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.


























Учебно-методический комплекс
Учебник:
Перышкин А.В. «Физика» 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа», 2007.
Методические пособия:
1. Перышкин А.В. «Сборник задач по физике» 7-9 кл., - 6-е издание, стереотипное, М.: «Экзамен», 2008 (в клендарно-тематическом планировании сокращенно-П)
2. Лукашик В.И., «Сборник задач по физике» 7-9 кл.,-7-е издание-М.: «Просвещение», 2003 (в клендарно-тематическом планировании сокращенно-Л)
3. Шевцов В.А. Физика 7 класс (поурочное планирование). Издательство «Учитель» Волгоград, 2002.
4. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. М.: «ВАКО», 2003.
5. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Опорные конспекты и разноуровневые задания. Пособие для учащихся 7-х классов общеобразовательных школ.- СПб.: Иван Фёдоров», 2001.
6. Куперштейн Ю.С. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7-8 класс. СПб.: Изд. Дом «Сентябрь», 2002.
7. Марон А.Е. Сборник качественных задач по физике : для 7-9 классы общеобразовательных учреждений / А. Е. Марон, Е.А. Марон.- М.: Просвещение, 2006.
8. Марон А.Е. Физика. 7 класс : учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2009.
Пособия для учащихся:
1. Лукашик В.И., «Сборник задач по физике» 7-9 кл.,-7-е издание-М.: «Просвещение», 2003.
2. . Марон А.Е. Физика. 7 класс : учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября»









13PAGE 15


13PAGE 14715




15