Презентация Методы и формы взаимодействия с семьей
Подготовила Васильева Юлия Павловна. воспитатель МОУ «СОШ»РЦО» дошк. отд. д.Борисова ГриваМетоды и формы взаимодействия с семьейНа примере ДОУ Ленинградской области Всеволожского района.«МОУ «СОШ «РЦО» дошкольное отделение д. Борисова Грива
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрастеГосударство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.Роль семьи в развитии личности ребенка очень значима и важна. Очень важно, чтобы каждый родитель и педагог ДОУ были знакомы со статьей 18 «Закона РФ об образовании» о дошкольном образовании:
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:Вовлечение семьи в работу ДОУ позволяет осуществить взаимную поддержку и взаимодействие детского сада и семьи. Родители и педагоги должны прежде всего, действовать сообща, развивать дух сотрудничества. Общение, взаимоуважение, принятие различий и признание важности интересов ребенка создают основу для плодотворного взаимодействия.1. Общение, ежедневные беседы2. Анкетирование 3. Записки и дневники4. Информационная среда для родителейИнформационные доскиТематические стенды, папки-передвижкиПродукты детской и совместной деятельностиИнформационная печатная продукцияИнформационные папки о видах деятельности в ДОУ5. Родительские собрания.6. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детейэкскурсии, праздники, походы, субботникиСовместные творческие заданияМежсемейные проекты7. Психологические тренинги8.Консультации специалистов.
Важнейшей частью работы педагогического коллектива является общение с семьей о ребенке. Все родители заинтересованы в благополучии своих детей. Педагоги должны охотно обсуждать с родителями все аспекты развития детей, что бы действовать более эффективно. Важно помнить: родители должны привыкнуть к радушному приему, почувствовать себя нужным в детском саду, группе.Общение, ежедневные беседыПамятка воспитателю при общении с родителями:Важнейшая предпосылка открытого общения-умение внимательно слушать и задавать открытые вопросы.Педагог должен использовать ясный, понятный язык, предоставлять им возможность задавать вопросыДля общения выбирайте места, где можно побеседовать с глазу на глазСохраняйте конфиденциальность беседы.
АнкетированиеАнкетирование-сбор дополнительной информации, а так же выявление свойств личности, способов поведения, представлений и т.п.Направления анкетирования:Выявление ценностных ориентацийВыявление представлений о развитии и воспитании детей, типах семейного воспитанияОпределение индивидуально-типологических и личностных особенностей детейИсследование представлений родителей о степени эмоционального благополучия в группеИзучение образовательных и педагогических потребностей семейИзучение удовлетворенности работы ДОУ
Записки и дневникиДля расширения форм общения с семьями возможна организация переписки педагогов и родителей, а также детей и родителей. Данную переписку можно организовать в рамках сюжетно-ролевой игры «Почта».Родители могут написать педагогам о своих пожеланиях, впечатлениях, беспокойствах, выразить благодарность. Воспитатели могут писать родителям короткие письменные сообщения о достижениях ребенка, выражать благодарность за помощь и т.д. Дети могут нарисовать свои сокровенные желания и т.д.Дневники- более развернутая форма общения. Воспитатель наблюдая, делает «дневниковые заметки»-это записи впечатлений о групповой или индивидуальной деятельности, описание смешных эпизодов, интервью и беседы с детьми. Знакомясь с данными материалами, родители подробно узнают о жизни детей в д/c/
Информационные доски (доски объявлений) На досках помещают информацию и объявлениях о предстоящих событиях, дневное расписание, благодарность за помощь. Необходимо сделать их яркими и красочными. Важно менять содержание на ней!Советы по организации доски объявлений:Информация должна располагаться на уровне глаз взрослогоВажно помнить, что каждому приятно увидеть на доске свою фамилию или фотографиюИнформация должна быть короткойИнформация должна постоянно обновлятьсяро
Информационные папкиИнформационные паки групп предназначены для информирования родителей о видах деятельности в ДОУ и, в частности, в данной группе.В них чаще всего входит следующая информация:1. «С Вашими детьми работают»2. «Мы работаем по следующим программам»3. Цели, задачи воспитания на текущий период4. Режим дня5. Расписание НОД и совместной деятельности с детьми6. План-график воспитательно-оздоровительной работы
Тематические стенды и папки-передвижкиТематические стенды и паки-передвижки целесообразно организовывать для тематической информации специалистов (врача-педиатра, старшей медсестры, музыкального руководителя и т.д.)Важно помнить о частой смене информации на данных стендах, о доступном языке и шрифте.
Выставки продуктов детской и совместной деятельностиВажно, что бы данные выставки находились в доступном, как для детей, так и для родителей месте. Это могут быть отдельные полки, стеллажи, настенные ковролины и т.д. Здесь могут быть размещены творческие работы детей, результаты совместных проектов, фото-материалы. Важно помнить о частой смене информации.
Семейная комнатаЦель создания семейной комнаты- формирование партнерских отношений «родители-дети-детский сад»Задачи:Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельностиАктивация совместной деятельности «семья-дети»Целесообразно организовать семейную комнату таким образом, что бы она содержала элементы развивающей среды групп ДОУ (центр творчества, центр музыки, центр литературы и т.д.)Оборудование семейной комнаты:Мягкий диван, креслаНастольные игрыСтолРастения и посадки у солнечного окнаАтрибуты для творчестваМагнитофонДетская и семейная библиотекаРазличные виды конструкторов
Родительские собранияРодительские собрания- самая распространенная форма встреч с родителям. Проводится 3-4 раза в год, групповые желательно проводить ежемесячноФормы проведения родительских собранийСобрания-знакомстваСобрания консультации (ответы специалистов на вопросы родителей, консультирование)семинары (знакомство с новыми методиками воспитания цель-просвещение родителей)Семинары-практикумыНеформальные встречи( праздники, дни рождения)Заседания родительского комитетаСобрания –развлечения(совместно с родителями проводятся музыкальные, спортивные праздники, экскурсии, представления)Итоговое родительское собрание
он-лайн общение с родителями посредством интернет сайтаЦели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, ведется постоянный фотоотчет для просмотра родителей.В гостевой книге сайта любой родитель может задать интересующийся его вопрос и в течение некоторого времени получит на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета и т.д. Отметим, что консультирование родителей может содержать даже ссылки на другие источники: сайты, литературу.У родителей есть возможность общаться между собой, не выходя из дома.
«Дни добрых дел» На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, помощь на участке- налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Необходимо стремится, чтобы детям в ДОУ было хорошо, уютно.В зависимости от плана работы, сообща составлялся график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.
Праздники, развлечения. Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
ЗаключениеОт участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.