Доклад Инновационные формы обучения на уроках музыки


«Использование инновационных форм обучения на уроках музыки»
Учитель музыки первой
квалификационной категории
МБОУ «СОШ №9»
Зайнутдинова Э.В.
г. Елабуга
2015г
Использование инновационных форм обучения на уроках музыки.
Инновационные методы – это современные способы достижения цели и решения задач общего музыкального образования. Появились они в отечественной музыкальной педагогике в контексте культурологической модели музыкального образования, основу которой заложил Д.Б. Кабалевский. Для этой модели характерны направленность на творческое и образотворческий характер музыкально-познавательного процесса; изучение музыки во взаимосвязи с другими видами искусства; расширение деятельностной палитры урока музыки. Инновационные методы являются так называемыми активными методами музыкального обучения, которые выполняют преимущественно стимулирующую художественно-дидактическую функцию.
В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в учебный процесс, наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, но при этом меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Прекрасно владея техникой, школьники сегодня совершенно по-другому воспринимают окружающий мир: они знают, где и как добыть важную информацию. Следовательно, изменяется и статус, и роль учителя. Информатизация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях, в том числе и таких как «Музыка».
Федеральный государственный образовательный стандарт для предметов образовательной области «Искусство» рекомендует использовать инновационные компьютерные технологии в образовательном процессе. Поэтому в настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство информатизации образования, призванное изменить роли и функции участников образовательного процесса, а также повысить качество обучения.
Как сделать урок интересным, запоминающимся, развивающим ученика, нравственно и эстетически воспитывающим?
Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере.
Готовые программные продукты.
После поступления в школу компьютеров началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения.
«Энциклопедия классической музыки»
На CD-ROM представлены биографии почти 300 композиторов. Здесь же содержится информация о знаменитых исполнителях XIX-XX веков, жанрах классической музыки и наиболее популярных произведениях, а также сведения об устройстве музыкальных инструментов. Слайды и репродукции, видео - и аудиофрагменты, экскурсы в историю музыкальной культуры различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов. left000
«Соната не только классика»
Данный диск является путеводителем по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты.left000left000Коллекция избранных музыкальных произведений представляет материалы для работы на уроках музыки, а также интерактивную среду для развивающей и проектной деятельности учащихся. Программа содержит информацию более чем о ста композиторах, 300 музыкальных фрагментов, викторину, картинную галерею, рекомендации по оснащению кабинета искусства. left000
«История искусства»
Представляет собой набор информационных объектов, отражающих произведения, объекты, персоналии, процессы, явления истории искусства, содержит 844 звуковых фрагмента. Синтез мультимедиа-компонентов (текста, звука, видео, анимации и др.), интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что позволяет достичь наилучшего усвоения материала учеником. left000
Возможности компьютерных программ огромны, что и определяет их место в учебном процессе. Включать их в работу можно на любой стадии урока, что способствует решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Направления использования ИКТ в работе:
•как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
•закрепление изложенного материала (обучающие программы);
•контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты);
•подготовка презентаций, докладов, выступлений.
Использование ИКТ на уроках музыкального искусства позволяет:
• По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники;
• •Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.
• •Активизировать творческий потенциал ребенка.
• •Воспитать интерес к музыкальной культуре.
• •Формировать духовный мир ребенка.
Использование на уроках музыки современных технологий в мире музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества, дети учатся слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи и имеют доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живописи, музыки, литературы. Всё это позволит детям в процессе беседы разбираться в своих чувствах, делиться своими впечатлениями с одноклассниками, слушать их мнения, выполнять творческие задания и, возможно, начать видеть то, чего раньше не видели, понимать то, чего не понимали или понимали не так, как понимают другие.
Использование компьютерных презентаций на уроках музыки.
Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся. Медиапедагогика предлагает новый вид дидактического материала - компьютерная презентация. Это электронная обучающая презентация, представляющая способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств.  
     Компьютерные презентации – это эффективный метод представления и изучения любого материала на уроках музыки. Это оправдано тем, что его применение позволяет совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией. Представление учебного материала в такой форме включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Презентация музыки на уроках в таком формате – это эмоциональный тонус, увлечение, погруженность в материал, что позволит значительно повысить уровень участия самих учащихся в процесс обучения.
Современному учителю музыки информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, она также способствует повышению интереса к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. 
Презентация позволяет учителю сопровождать свой рассказ красочными картинами, иллюстрациями, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя. Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора или слайд-шоу к произведениям музыкально-сценического жанра. 
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание обучающихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
Например, для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютерной информацией является одним из элементов современной молодежной культуры.
Использование инновационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету «Музыкальное искусство».
Технологический приём СОРБОНКА
Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам, он предназначен для заучивания определений, дат и т.д.
На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Например, страны – фамилии композиторов; названия нот – нотный стан с изображением этой ноты; страны – музыкальный инструмент; группа музыкальных инструментов (струнная, ударная, духовая) – музыкальный инструмент.
Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.
Анимированный вариант сорбонки поможет сделать процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и формулы, карты и другие наглядные объекты.
Дидактический приём ПОДБЕРИ ПАРУ
Данный приём техники репродукции знаний, как и приём СОРБОНКА, также направлен на эффективное запоминание. Суть приёма заключается в том, что вопросы и ответы оформляются на разных карточках.
Ученик должен подобрать правильные пары вопросов и ответов. Приём можно использовать гораздо продуктивнее, если помимо прямых вопросов и ответов будут учебные задания по подбору пар:
предмет – признак предмета,
дата – описание события,
композитор – произведение…
Различные приемы  изучения биографий композиторов.
     
         В целях формирования музыкальной культуры учащихся, развития их духовности  используются различные варианты устных заданий-рассказов о жизни великих композиторов:
-     устный рассказ-монолог одного ученика о важных событиях жизни знаменитого композитора:
ученик читает информацию о жизни композитора, выступая в роли самого автора, рассказывая о самом себе;
ученик выступает в роли близкого автору человека - в роли отца, матери, друга, учителя, бабушки, няни и пр., рассказывая о жизни известного композитора
устный рассказ-диалог двух учащихся в форме вопросов и ответов, сочиненного литературного фрагмента, содержащий яркий, интересный для ребят биографический материал о композиторе;
устный рассказ-инсценировка: несколько учащихся, выбранных учителем, выступают в роли реальных действующих лиц, принимавших участие в судьбе конкретного композитора. Они как в настоящем спектакле разыгрывают сцены из жизни музыканта, рассказывая о наиболее важных событиях и произведениях автора
Конечно, новые технологии вовсе не должны тиражироваться в обязательном порядке и вполне могут существовать наряду с традиционным программно-методическим обеспечением занятий (учебники, конспекты, портреты композиторов в классе, рассказ преподавателя, аудиозаписи). Построение образовательного процесса должно учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности детей, стремиться к созданию комфортной среды для развития обучающихся. Но умение выбора и использования приемов из современных образовательных технологий должно находиться в рамках компетенции преподавателя.
Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.
Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.
Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися.  Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.
Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:
- упражнения, носящие творческий характер;
- групповые задания;
- образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;
- уроки-экскурсии
- уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;
- занятия, направленные на творческое развитие – уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;
- использование видеоматериалов, интернета, наглядности;
- решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».
Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
http://fb.ru/article/4376/innovatsionnyie-metodyi-obucheniya----novyie-puti-razvitiya-shkolnogo-i-vuzovskogo-obrazovaniya - хостинг презентаций;
http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/02/06/innovatsionnye-metody-obucheniya-po-predmetu-muzykalnaya-literatura - социальная сеть работников образования nsportal.ru;
http://myzukavsem.ru/innovaczionnyie-metodyi-v-muzyikalnoj-pedagogike.php - музыка всем;
http://netnado.ru/urok-muziki-innovacionnie-formi-raboti-na-urokah-muziki/page-1.htmlhttp://www.sozvezdieoriona.ru/load/innovacionnye_tekhnologii_na_urokakh_muzykalnogo_iskusstva/1-1-0-881