Статья на тему Инновационные формы обучения: интегральная технология


Инновационные формы обучения:
интегральная технология
В последнее время в педагогическом сообществе распространена идеология личностно - ориентированного образования. Личностно-ориентированное обучение - образовательный процесс, спроектированный и реализуемый в целях развития когнитивной и аффективной сфер личности школьника, выявления и развития творческих, социально-коммуникативных способностей, формирования и поощрения способностей и потребностей личности в самообразовании, саморазвитии, актуализации и реализации своего социально значимого потенциала.
Освоение интегральной образовательной технологии является одним из возможных решений проблемы технологического оснащения личностно ориентированного образования.
Одним из наиболее известных педагогов, занимавшихся разработкой интегральной технологии, является Гузеев Вячеслав Валериевич.
Образовательная технология - система, включающая представление планируемых результатов обучения, средства диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, возможные модели обучения. Модель обучения — система, состоящая из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде. Дидактическая основа модели обучения состоит из метода обучения и организационной формы, в которой он реализован, а педагогическая техника объединяет средства и приёмы, непосредственно используемые в учебном процессе. При этом средства обучения составляют единый комплекс и неотъемлемый компонент модели обучения.
Интегральная образовательная технология базируется на идеологии укрупнения дидактических единиц, трёхуровневого планирования результатов обучения в виде систем задач, проектирования образовательного процесса на основе психологических и кибернетических закономерностей и использования целостного комплекса средств обучения с особой ролью компьютеров, использует весь набор методов обучения и широкий спектр организационных форм уроков. Технологический процесс состоит из этапов вводного повторения (актуализация соответствующей функциональной системы мозга, основная форма — беседа), изучения нового материала основного объёма (преобладающая форма — лекция, в перспективе — практикум и семинар), тренинга минимум (доведение до автоматизма умения решать задачи, соответствующие требованиям образовательного стандарта; формы последовательно меняются от беседы через практикум к самостоятельной работе), изучения нового материала дополнительного объёма в форме семинара, развивающего дифференцированного закрепления (для чего сконструирована специальная форма урока семинар-практикум) с непрерывным мониторингом успешности, обобщающего повторения темы в форме консультации, тематического контроля (обычно в форме зачёта) и индивидуальной коррекции результатов обучения.
Представление планируемых результатов обучения в виде систем задач позволяет перейти от трансляционного подхода в обучении к организационному, обеспечивающему развитие учеников через совместную деятельность по решению целесообразно подобранных задач на основе оперирования самостоятельно добываемой информацией.
Интегральная образовательная технология является универсальной, то есть применимой к преподаванию всех предметов, планируемые результаты обучения которым могут быть представлены системами задач, и позволяет обеспечить личностно ориентированный образовательный процесс.
Задача построения учебного курса рассматривается как тройная:
а) информационно-коммуникативная — планирование информационных потоков;
б) психологическая — прогнозирование и коррекция становления и развития индивидуальности, личности;
в) кибернетическая — построение и реализация схемы управления деятельностью учеников.
В дидактической литературе принято различать организационные формы обучения (урок, семинар и т.д.) и организационные формы урока
Все организационные формы урока реализуются в учебном процессе посредством тех или иных структурных единиц. В соответствии с дидактическим предназначением выделяются шесть таких единиц. Назовём их элементами учебного процесса: организация деятельности; повторение; изучение нового материала; закрепление; контроль; коррекция. Можно назвать немало разновидностей этих элементов. Повторение может быть вводным, текущим, поддерживающим, итоговым, обобщающим. Контроль — срезовым и тематическим, итоговым и текущим. Домашнее задание как элемент учебного процесса правильнее было бы назвать задаванием на дом; это — один из видов элемента "Организация деятельности". Обобщение и систематизация знаний — частные случаи элемента "Повторение". И так далее. Из таких элементов может строиться урок, блок, учебный курс.
В любом элементе урока происходит управление процессом и информационное взаимодействие учеников с обучающей системой. Информационное взаимодействие можно представить информационными потоками. Их распределением задаётся информационный режим обучения.
Интраактивиый режим — информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены вовне. Ученики выступают субъектами учения. Характерен для самостоятельной работы.
Экстраактивный режим — информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого, научение имплицируется активностью обучающей среды.
Интерактивный режим — информационные потоки двусторонние, ученик выступает в субъектно-объектном отношении относительно обучающей системы. Режим характерен для беседы или консультации. Если старт информационному потоку даёт обучающая система, будем говорить о прямом интерактивном режиме. Если первоисточником информационного потока являются обучаемые, имеем обратный интерактивный режим.
Целесообразна классификация уроков в зависимости от их назначения. Таких классификаций существует несколько, но они представляются неточными. Среди дидактических целей урока обязательно должна выделяться ведущая, определяющая логику этого урока. Ведущей цели урока отвечает элемент в его строении, дающий название типу урока. Шести элементам соответствуют шесть типов урока:
организационный;
повторения;
изучения нового материала;
закрепления; контроля;
коррекции.
Если на уроке не выделяется ведущий элемент, то нарушается логическая целостность. Можно переопределить понятие "комбинированный урок", сохранив его объём, но мы не видим в этом необходимости.
Структура урока - развёртка во времени множества его элементов на степень множества обучаемых. Урок может иметь простую (линейную) или сложную (нелинейную) структуру. Уроки сложной структуры позволяют эффективно работать в условиях дифференциации обучения в рамках одного учебного коллектива, но сложны в управлении. На них, как правило, применяются групповые виды учебной деятельности.
Блок уроков, являясь структурным элементом учебного процесса, также является сложной системой. Урок является подсистемой блока; структура его может быть сложнее структуры блока. Группы уроков внутри блока также могут организовываться в элементы учебного процесса, отвечающие определённым целям. Эти уроки, как правило, однотипны. Такие элементы также могут группироваться в какую-то часть блока. Блок уроков оказывается сложной системой иерархической структуры.
Рассмотрим организационные формы уроков. Например, изучение нового материала и закрепление.
Таблица значений названных параметров для трёх форм организации урока
Форма
Характер
дидактической единицы Информационный
режим Педагогические цели
Воспитания Развития
Беседа Ограниченная
Интерактивный прямой Локальные Локальные
Рассказ Экстраактивный
Лекция Укрупненная Глобальные
В случае интраактивного информационного режима (практикум) возможны частные случаи, так как этот режим предполагает циркуляцию информации внутри множества обучаемых. Оказываются существенными численность групп и объект деятельности. До рассмотрения частных-случаев, разграничим применение термина "самостоятельная работа". Самостоятельная работа рассматривается как тип деятельности и как форму организации урока, представляющую собой индивидуальный практикум.
Численность группы
Объект деятельности
Название
Один человек
(индивидуальный практикум) Самостоятельная работа
Два человека и более Реальные объекты Практическая работа
Аналоговые модели
Реальных объектов Лабораторная работа
Строки этих таблиц могут служить унифицированными определениями соответствующих форм организации урока. Для сравнения приведём два из них вместе с традиционными.
Форма
Традиционное определение
Унифицированное определение
Рассказ
"Рассказ учителя — это живое, образное, эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический материал"*
Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме
Беседа
Беседа — такой метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт и пользуясь вопросами, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний"
Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме
Расположим по горизонтали новой таблицы методы обучения, по вертикали — организационные формы уроков изучения нового материала и закрепления. Одним из показателей качества учителя является то, сколько клеток такой матрицы он может заполнить (реализовать данный метод в данной форме). Можно составить программу самообразования, осуществлять целенаправленный поиск информации. Сформулированный У.Р. Эшби принцип ограничения разнообразия требует, чтобы разнообразие учителя было не ниже разнообразия класса. Представленная матрица называется матрицей разнообразия обучающей системы и служит инструментом повышения разнообразия учителя. Ею может воспользоваться администрация школы для управления профессиональным ростом педагогов.
Принцип ограничения разнообразия требует уменьшения количества объектов управления в классе. Один из возможных способов — организация групповой учебной деятельности, когда группа выступает одним объектом управления. Ведущая деятельность и ведущие потребности каждой страты школьного контингента также реализуются через групповую деятельность.
Организация временных малых групп может исходить из двух вариантов: без учёта уровневых достижений учащихся (возможно, с опорой на их общую учебную успешность) и с учётом ситуативных уровневых достижений
На группы делится весь класс и применяется форма урока практикум. На этой основе построены практически все имеющиеся групповые технологии. Но ни из каких оснований не следует необходимость делить на группы весь класс. Возникают ситуации второго случая: построения групп с учётом актуально достигнутых учениками уровней планируемых результатов обучения.
Групповое обучение может строиться на основе некоторых правил, которые следуют из типологии групп, базирующейся на комбинаторном основании. Выделяются четыре типологических множества учеников, которые могут присутствовать в классе в какие-то моменты учебного периода:
• Н — некомпетентные — ученики, не достигшие ещё минимального уровня, не умеющие пока решать шаблонных задач;
• М — минимальный уровень достигнут;
• О — общий уровень достигнут;
• П — ученики, вышедшие на продвинутый уровень и совершенствующиеся в нём.
Комбинируя возможные в группе актуально достигнутые учениками уровни, можно получить следующую типологию групп и правила работы с ними:
• Группы, формируемые с учётом уровневых достижений, применяются на уроках закрепления. Их состав определяется целями и зависит от результатов контроля.
• Группы создаются на короткое время, равное времени работы над задачей. Это время назначается учителем.
• По истечении отведённого времени группа отчитывается о своей деятельности. Важна субъективная эффективность группы, поэтому факт решения или не решения задачи роли не играет.
• Наиболее эффективная форма отчёта — "публичная защита". Не применяется для групп, уровень задач которых ниже уровня задач класса.
• От группы отчитывается один представитель. Он назначается учителем в момент начала отчёта. Иногда для создания ситуации успеха отдельным ученикам представитель группы может выставляться группой.
• Оценка, полученная представителем группы при отчете, ставится всем членам группы.
Место и роль групповой деятельности — важная характеристика образовательной технологии.
Образовательный процесс включает деятельность индивида по присвоению новой информации и основывается на ней.
Схема деятельности по присвоению новой информации:
Мотивация,
Целеполагание,
Стратегическое планирование,
Построение ориентировочной схемы действий:
а) сбор данных,
б) алгоритмизация,
Действия (операции),
Рефлексия,
Оценка,
Коррекция.
Распределение и чередование этих элементов во времени блока уроков является образующим фактором структуры блока как системы. Выделяется четыре типа структур, которые и позволяют ввести в рассмотрение четыре поколения образовательных технологий.
"Традиционные методики" (ТМ): основной учебный период — урок; используемые методы обучения — объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие формы обучения — беседа и рассказ; основные средства диагностики — текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы.
Речь идёт не о методиках, а о технологиях, созданных внутри частно-методического подхода. Технологии этого класса почти все предназначены для решения ограниченных задач или существуют внутри частных методик и узкопредметны. Инновации в технологиях этого поколения сводятся к совершенствованию организационных схем уроков и лучшему структурированию содержания.
Модульно-блочные технологии (МВТ): основной учебный период — модуль или цикл (уроков); используемые методы обучения — объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие формы обучения — беседа и практикум; основные средства диагностики — текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачёты по окончании изучения темы.
Цельноблочные технологии (ЦБТ): основной учебный период — блок (уроков); используемые методы обучения — первые четыре; преобладающие формы обучения — лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики — текущие устные опросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий — лекционно-семинарские системы разных видов.
Интегральные технологии (ИТ): основной учебный период — блок (уроков); используемые методы обучения — все пять с тенденцией к преобладанию моделингового; преобладающие организационные формы
• семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики — текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачёты (тесты) по окончании изучения темы.
Исследования в области образовательной технологии концентрируется вокруг четырёх идей:
1. Укрупнение дидактических единиц.
2. Планирование результатов обучения и дифференциация образовательного процесса.
3. Психологизация образовательного процесса. Здесь имеется в виду не столько учёт в обучении психологических феноменов, сколько построение самого учебного процесса на их основе.
4. Компьютеризация. Компьютер сегодня становится прежде всего средством усиления интеллекта обучаемых, их развития. Важно использование компьютеров как инструментов управления учебным процессом, информационных машин и средств коммуникаций.
В случае сплавления этих направлениях в нечто единое, целостное, интегральное, сформируется эффективная, хотя и сложная, технология. Её естественно назвать интегральной. Такая технология обязательно должна включать некоторые элементы. Они могут в совокупности служить признаками интегральной технологии:
• Представление планируемых результатов обучения в виде многоуровневых систем диагностично и операционально заданных целей (задач);
• Крупная структура образовательного процесса с блоком уроков в качестве минимальной единицы;
• Групповое обучение с чёткой динамикой в составе и деятельности групп на основе мониторинга успешности процесса: каждый следующий шаг проектируется в зависимости от результатов предыдущего;
• Компьютерная поддержка обучения и управления процессом.
Этот класс технологий пока узок. В него входят группа технологий "Проектного обучения" и Интегральная технология.
Технология проектного обучения, относясь к четвёртому поколению, реализует личностно-деятельностный подход к обучению зачастую в ущерб формированию системы знаний. Интегральная технология, также являясь технологией четвёртого поколения, сочетает личностно-деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяя обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.
Минимальной единицей учебного процесса в интегральной технологии является блок уроков. Рассмотрим элементы, из которых состоит блок уроков интегральной образовательной технологии.
Вводное повторение. Требующаяся в этом элементе блока форма урока имеет интерактивный информационный режим — беседа. Учитель задаёт целесообразно подобранные вопросы. Ученики, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в оперативной памяти необходимое.
Изучение нового материала (основной объём). Форма лекции позволяет компактно передать укрупнённую дидактическую единицу. Но материал не всегда таковую содержит, ибо смысл УДЕ качественный: наличие взаимно обратных мыслительных операций, единство содержания по способу деятельности или фабуле. Не всегда класс подготовлен к восприятию лекций, и учитель не всегда может их читать. Поэтому применяются и другие формы — беседа, рассказ, семинар.
Тренинг-минимум. Так как этот элемент предназначен для оттренировывания до автоматизма умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения, то сначала должны быть заданы эти шаблоны. Это обычно делается посредством бесед. Постепенно они должны перейти в самостоятельную работу учеников. Промежуточным шагом может быть использование практикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через общение учеников между собой. На рассматриваемом отрезке блока уроков все ученики считаются некомпетентными в изучаемой теме.
Изучение нового материала (дополнительный объём). Особенность этого материала состоит в том, что одни ученики должны разобраться во всём и овладеть на уровне применения, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим достаточно познакомиться. Адекватной формой для такого изучения нового материала является семинар.
Можно заметить, что уроки в рассмотренных элементах блока относительно мало зависят от результатов предшествующих им уроков, вследствие чего могут готовиться задолго до их проведения. Поэтому рассмотренная часть блока уроков называется постоянной. К ней же относится элемент контроля. Уроки в остальных элементах таковы, что содержание, структура каждого из них определяется результатами предыдущего. Эти элементы образуют переменную часть блока уроков.
Развивающее дифференцированное закрепление должно обеспечить каждому ученику возможность достичь соответствующего уровня планируемых результатов обучения.
Для интегральной технологии была создана новая форма урока — семинар-практикум. Часть учащихся на нём объединяется в группы и каждая группа получает задание на определённое время. По истечении этого времени группа отчитывается о работе. Наиболее эффективна "публичная защита". Иногда задачу решают две группы (конкурентные), при защите одной другая оппонирует. Группы по истечении времени могут поменяться задачами, а затем обсудить обе. Пока все группы заняты решением задач, учитель работает с остальной частью класса в нужном режиме. За урок можно обсудить работу двух-четырёх групп, но создавать их можно больше. Группы, в которых уровень задач существенно отличается от уровня, достигнутого основным составом класса, к "публичной защите" не привлекаются. В этих случаях обычно отчёты групп принимает учитель. В течение урока ученики могут работать в группах разных типов.
Организационная схема варианта этой формы урока

Время Содержание работы
1
2
3
10
11 Объявление темы, планируемых результатов, состава групп, выдача индивидуального задания. Пересадка участников групп. Запись даты и темы урока в тетрадях.
1 Решение задач 1-2 с комментированием. Группа1 типа ОП Задача 3 Группа 2
Типа НМ Задача 4 Группа 3 типа МО Задача 5 Группа
4 типа ОП Задача 3
Решение задачи 6 самостоятельно с постконтролем. Обсуждение задачи 5 с элементами профориентационной беседы по фабуле задачи. Срезовая работа. Предъявляется на карточках. Сдается на листках
2 Срезовая работа Группа 5
Типа М
Задача 7
Группа 6 типа НМ Задача 8 Обсуждение задачи 3. Конкурентные группы представляют одну задачу. Проводится сравнительный анализ предложенных решений. Учитель ведет работу по развитию логических умений: сравнения, анализа, ведения дискуссии. Конструируются и решаются аналогичные задачи
3 Группы 5,6
Отчитываются индивиду Решение нестандартной задачи 8 в форме беседы с мониторингом. У доски учитель
Подведение итогов. Задание на повторение к опросу по опорным конспектам.

Примечания.
Выбранный ученик получает индивидуальное задание. Результат решения представляется в беседе с учителем во время срезовой работы.
Группа отчитывается заранее выбранному ученику во время срезовой работы.
Ученики-контролёры назначаются на 39-40 минутах в пары конкретным участникам групп.
Организационная схема семинара-практикума меняется от урока к уроку в зависимости от результатов предшествовавших уроков. Первые уроки этой части блока довольно просты, последние — очень сложны.
Для успешного управления деятельностью учеников в переменной части блока и планирования организационной структуры и содержания уроков необходимо организовать непрерывную обратную связь, получение своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика. Для диагностики текущего состояния обучаемых применяется гибкая система срезового контроля и жесткая процедура тематического контроля на выходе из учебного периода. Предпочтительна комбинация рейтинговой и дескриптивной знаковой оценочных шкал. Однако реально используется комбинация относительной и абсолютной количественных шкал.
На каждом семинаре-практикуме, кроме последнего, проводится контроль достижения учениками тех или иных уровней планируемых результатов обучения. Для фиксации результатов используется матрица срезов, отражающая динамику развития учеников.

Класс Предмет

Список класса Минимум Уровень 1 Уровень 2
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1 А 1 0 0 1 2 Б 1 0 0 0 3 В 0 1 0 0 - 4 Г 1 1 1
Цифрами в заголовках столбцов обозначены номера срезовых работ. В клетках отмечается результат выполнения работы соответствующего уровня в виде бинарной оценки, пустая клетка показывает неучастие в срезе по любой причине. Информация позволяет планировать состав групп для семинаров-практикумов в переменной части блока и видоизменять систему задач в зависимости от хода процесса. Общие правила таковы:
• Ученик получает на срезе задания того уровня, над достижением которого уже работал. Если он не выполнял заданий проверяемого уровня, то в срезе участвовать не будет.
• При успехе в срезе, ученик до конца блока не получит заданий более низкого уровня, а на срезе — только следующего. В частности, ученик, вышедший на продвинутый уровень, до конца блока в срезах не участвует.
• Срезовым проверкам подвергается не весь класс, а только та его часть, информация о которой нужна в данный момент учителю.
Переменная часть блока уроков чувствительна к информации обратной связи и к учащимся. В интегральной технологии каждый ученик имеет своё место в плане урока. Отсутствие ученика на уроке часто вынуждает учителя перестраивать план, иначе организовывать коммуникации и взаимодействие. Это делает интегральную технологию трудной для учителя, но здесь же корень её эффективности. По отзывам учителей, им неизвестна другая технология, которая могла бы обеспечить личностно ориентированное обучение на уровне практической деятельности.
Традиционно "Домашние учебные занятия являются продолжением классной работы на уроке и определяются ею". Однако оказалось, что с возраста 12-13 лет эффективнее задавать домашнюю работу на весь блок уроков. В интегральной технологии домашнее задание предлагается на границе изучения нового материала и закрепления после того, как изложено основное содержание и даны образцы решения задач минимального уровня. Само задание представляет собой множество задач из трёх частей: Минимум, Уровень 1, Уровень 2 (слова общий и продвинутый учителем не употребляются). Эти задачи размещаются на стенде, они одновременно составляют домашнее задание и знакомят учеников с планируемыми результатами обучения. Одновременно сообщается дата урока обобщающего повторения, чтобы ученики знали, каким временем располагают. Каждый ученик имеет право самостоятельно планировать домашнюю работу во времени и объеме; выполнять любую часть задания или не выполнять ничего; дополнять задание задачами из других источников. После того, как задание обнародовано, учитель не возвращается к нему до урока обобщающего повторения, на котором ученики могут задать любые вопросы по своей домашней работе. Задания с урока на урок также возможны.
При любой технологии обучения изучение темы растянуто во времени. Поэтому, когда блок уроков подходит к концу, возникает необходимость обобщающего повторения. Консультация является одной из наиболее эффективных форм организации урока обобщающего повторения. Существует довольно простая техника организации консультации.
Когда ученики приходят на контрольный урок, они обнаруживают, что структура контрольного задания повторяет структуру домашнего. Уровни выделены на предлагаемых карточках. Задания выполняются по порядку, возможности выбора нет. Проверяются (принимаются) они в том же порядке до первой ошибки. Ученики понимают, что гарантировать себе нужную оценку можно, если потрудиться над домашним заданием. После этого проблемы с домашними упражнениями, если они были, исчезают.
Работа ученика тщательно проверяется, поскольку цель — получение учителем информации об успешности работы. Эта информация будет использована на уроке коррекции и при доработке учебно-методических материалов блока. Но ученик получает работу в том же виде, в каком сдал. По оценке он локализует ошибку с точностью до уровня. На уроке коррекции ученики могут объединиться в группы и сообща искать ошибки. Эта деятельность полезнее, чем скольжение по учительским исправлениям или подчёркиваниям. Ученики, получившие высший балл, могут работать с учителем, решать нестандартные задачи или помогать товарищам.
Многие дети выполняют задания медленно. Они, имея предпосылки для достижения результатов общего и продвинутого уровней, справляются за отведённое время только с минимальным. Должны быть защитные механизмы, позволяющие в условиях жёстких правил чувствовать себя комфортно и таким ученикам. Этот механизм состоит в праве каждого ученика пересдать любую из ранее сданных тем. Делается это именно на уроках коррекции. Обычно ученик имеет право на одну попытку. Право пересдачи ученик реализует следующим образом. Он обращается к учителю перед уроком коррекции. Учитель в журнале находит клетку урока коррекции соответствующего блока. Если она пуста, ученик обратился с просьбой о пересдаче впервые. Он получает только часть контрольного задания. Если ученик справится с ней успешно, в клетке урока коррекции появится более высокая отметка, в противном случае — та же, что в клетке контрольного урока (попытка использована). Многие "медленные" на контрольном уроке сдают Минимум, а на уроке коррекции — остальное.
Для интегральной технологии применение компьютера в комплексе средств обучения является естественным и желательным. В тренинге - минимум компьютер используется как обучающая машина. Успешность тренинга во многом определяется возможностью обеспечить каждому ученику индивидуальный набор задач (упражнений), индивидуальный темп работы, самостоятельность и при этом непрерывный контроль и управление. Учитель не может обеспечить требуемых условий. Наличие компьютеров с обучающими программами, тренажёрами и контролирующими программами сглаживает остроту проблемы. Программы этих типов позволяют в основном отказаться от групп выравнивания. В развивающем дифференцированном закреплении компьютер применяется как инструмент для групп общего и продвинутого уровней. Применяются программы-исполнители, имитационные и моделирующие, базы данных, электронные таблицы, текстовые и графические редакторы, коммуникационные и другие программы. Перспективный вариант интегральной технологии основывается на работе с глобальными информационными и коммуникационными сетями.
Таким образом, использование интегральной технологии дает следующие приемущества:1. Представление планируемых результатов обучения в виде систем задач и использование в связи с этим абсолютной оценочной шкалы позволяют исключить субъективизм оценок. Присущая гуманитарным областям неопределённость в содержании проявляется в множественности решений задач и является важным элементом воспитания школьников.
2. Гуманитаризация образования не определяется расширением доли гуманитарных предметов в учебных планах. Все предметы содержат гуманитарные компоненты. Средством их усиления может выступать коммуникативная активность при совместном решении и обсуждении задач. Это позволяет педагогу применять эффективные и гуманные приёмы. Интегральная технология обеспечивает групповую динамику при кооперативной мотивации. Каждый ученик получает квалифицированную помощь учителя и заинтересованное участие товарищей. Движение по группам разных типов создаёт у учеников заинтересованность в успехах друг друга.
3. Представление планируемых результатов обучения системами задач позволяет предъявлять их до входа в блок уроков. Ученик получает возможность сам планировать результаты в зависимости от потребностей и осознаваемых возможностей. Ключ к успешности образовательного процесса — сочетание устойчивого управления с развитием инициативы учеников через создание внутренней мотивации. Интегральная технология обеспечивает обучение и развитие учеников через общение и совместную деятельность, что отвечает их мотивации и ведущей деятельности.
4. В интегральной технологии имеется система непрерывной обратной связи и динамического управления процессом, освобождающая инициативу учеников и поощряющая их прогресс. Применяемые модели обучения предоставляют свободу творчества высокопрофессиональному педагогу, но защищают учеников от недостаточно компетентного учителя.
5. Выстроены системные дидактические, психологические, кибернетические основания интегральной образовательной технологии, делающие эту технологию универсальной.