Методическое пособие для педагогов и родителей «Игры с пальчиками»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр эстетического воспитания детей»






Игры с пальчиками
(методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)






















Златоуст
2007


Игры с пальчиками: методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе» / Составители: педагоги дополнительного образования первой квалификационной категории Вилисова Т.Б., – издание второе, дополненное. -Златоуст, 2007.

Рецензент: заместитель директора, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Редькина А.Е.


Данный методический сборник содержит упражнения, с помощью которых дошкольники из студии развивающего обучения «Солнышко» смогут увеличить подвижность пальчиков, разовьют их силу и гибкость, сумеют научиться снимать физическую усталость и моральное напряжение во время занятий по развитию речи, развитию математических представлений, изобразительному искусству и художественному труду, а также на других занятиях, требующих работы руками. Сборник может быть полезным и для родителей воспитанников.


Сборник одобрен методическим советом МОУДОД «ЦЭВД».



















Введение

Пальчиковые упражнения, несомненно, полезны для детей, особенно шестилетнего возраста, когда идёт активная подготовка к будущим школьным занятиям. Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, выработка хорошего почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время занятий, - всё это говорит о важности занятий с детьми пальчиковой гимнастикой.
Кроме того, в пособие включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) букв русского алфавита. На занятиях по развитию речи, когда дети учатся читать, эти упражнения помогут не только сделать их пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква. Процесс обучения пойдёт веселее, а главное – быстрее.
Педагогу главное помнить два правила:
первое – пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
второе – после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Сначала развиваются тонике движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал. Для работы с детьми могут пригодиться следующие предметы:
различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от фруктов и др.;
мозаика (мелкая и крупная);
бусы и пуговицы различной величины;
свободные катушки для наматывания на них ниток и верёвочек;
дощечки с множеством отверстий для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
различные виды застёжек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
пособия для шнуровки;
наборы верёвочек разной длины и толщины для завязывания узлов, плетения косичек;
наборы пластмассовых и деревянных палочек;
разнообразные мелкие игрушки.



Часть 1.
Простейшие упражнения для детей четырёхлетнего возраста

Такие упражнения наряду с другими видами тренировки помогают выработать у детей четырёхлетнего возраста необходимые навыки самообслуживания. Тонкие, дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой. Полезны также специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать руку в кулак и разжимать, показывать пальцы по одному, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности и другие. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.

Упражнения для рук
Сжать руку в кулак.
Соединить большой и указательный пальцы.
Вытянуть и раздвинуть указательный и средний пальцы.
Сжать кулак и вытянуть мизинец.
Вытянуть указательный палец и мизинец.
Положить раздвинутые средний и указательный пальцы правой руки на те же раздвинутые пальцы левой руки и наоборот.
Скрестить средний и указательный пальцы обеих рук.
Скрестить все пальцы, кроме больших, тыльными сторонами кистей внутрь.
То же самое – ладонями внутрь.
Поставить кулак одной руки на кулак другой так, чтобы фаланги мизинца и указательного пальца соприкасались, а затем повернуть верхний кулак так, чтобы соприкасались фаланги обоих указательных пальцев.
Попеременно постукивать по столу средним и указательным пальцами рук.
То же самое – чередуя большой, средний пальцы и мизинец.
13, 14, 15, 16. Складывать по образцу из цветных счётных палочек элементарные геометрические фигуры.

Пальчиковая гимнастика
Упражнения с пальчиками рекомендуется выполнять не более 5 минут, проводить их нужно эмоционально. Взрослый обязательно должен показать образец выполнения.
Пальчик-мальчик
Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил.
С этим братцем – кашу ел,
С этим братцем – песни пел.
(Руки, согнутые в локтях, поставлены на стол. Пальцы сомкнуты в кулак. Показываются указательные пальцы. Затем отгибаются поочерёдно большой, средний, безымянный пальцы и мизинец).

На поляне
На поляне дом стоит.
(изображаем дом)
Но вот к дому путь закрыт.
(кисти соединяем в «замок»)
Мы ворота открываем,
(разводим руки в стороны)
В этот домик приглашаем.
(изображаем дом)

На прогулку
Раз, два, три, четыре, пять.
(разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять.
(ритмично разжимаем и сжимаем все пальцы вместе)
Раз, два, три, четыре, пять.
(сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(ритмично сжимаем все пальцы вместе)

По грибы
Пальчик, пальчик, где ты был?
(пальцы сжаты в кулак)
Этот пальчик в лес пошёл,
(отгибаем мизинец)
Этот пальчик гриб нашёл,
(отгибаем безымянный)
Этот пальчик чистить стал,
(отгибаем средний)
Этот пальчик жарить стал,
(отгибаем указательный)
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(отгибаем большой пальчик)

Можешь пальцы сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев, пара рук –
Всё твоё богатство, друг!
(считаем каждый пальчик отдельно, загибая его).

Зайцы
Скачет зайка косой
(указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить)
Под высокой сосной.
(ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены)
Под другою сосной
(ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены)
Скачет зайка другой.
(указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить)

Цветок
Вырос высокий цветок на поляне,
(руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питание
(ритмичное движение пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землёй корешки.
(ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

Дождик
Меж еловых мягких лап
(поглаживаем подушечками пальцев поверхность стола)
Дождик кап-кап-кап.
(стучим пальцами по столу).
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох.
(касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
(поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко)
Кто нашёл его, друзья?
(указательным пальцем правой руки касаемся поочерёдно всех пальцев левой руки)
Это я, я, я!
(сжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца, показываем его)


Порисуем
Раз, два, три, четыре, пять -
(пальцы сжаты в кулаки, показать цифры, поочерёдно разгибая пальцы)
Будем вместе рисовать
(вращаем кистями рук в одну сторону)
Порисуем мы руками
(вращение кистями в другую сторону)
Домик папе,
(показываем домик из пальчиков)
Домик маме.
Этот домик для тебя.
(показываем трубу домика пальцами рук)
Этот домик для меня.
Нарисуем сад вокруг,
В нём деревья там и тут.
(одна рука на поясе, другую отводим в сторону, затем меняем положение рук)
В сад пойдём мы погулять
И начнём игру опять.
(ходьба на месте)

Апельсин
Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
(соединить пальцы обеих рук, дотронувшись подушечками, представить в руках круглый апельсин)
Эта долька для кота,
(показать левую ладошку. Правую сжать в кулак, приподняв фаланги указательного пальца и мизинца, «уши кота»)
Эта долька для ежа,
(показывается тыльная сторона и левая ладонь ещё раз. Затем пальцы обеих рук переплести, соединив тыльными сторонами ладони)
Эта долька для улитки,
(правую руку положить на стол, выставить указательный палец и мизинец, остальные сжать в кулак. Левую ладонь положить на правую)
Эта долька для чижа,
(левая ладонь открыта. Правая рука на локте, все пальцы соединены с большим пальцем, «голова чижа»)
Ну, а волку – кожура.
(руки сжимаются в кулаки и энергично разжимаются)





Часть 2.
Простейшие упражнения для детей пятилетнего возраста

Примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).
2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди.
Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка – «Солнечные лучи».
Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперёд-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперёд).
«Ножницы» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.
«Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.
Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.
Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления.
Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев.
Игра-потешка «Этот пальчик» - пальцы сжаты в кулачок, на текст пальцы поочерёдно разгибаются. Затем при повторном прочтении текста пальцы поочерёдно сгибаются в кулак (одной руки, другой, двух одновременно):
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
«Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно).
«Пальчики здороваются» - соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), а затем – «Крепкое рукопожатие» - надавливание подушечек пальцев.
«Кулак – кольцо» - пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положение рук меняется.
«Кулак – ладонь» - руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.
Потешка «Этот пальчик» - поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
16. «Ромашка» - соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
17. «Тюльпан» - полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка.
18. Потешка «Алые цветы» - ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производится покачивание головкой цветка:
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом
Свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно.
Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно.
Поочерёдное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки; левой руки; обеих рук одновременно.
Имитация игры на пианино.
Разведение пальцев врозь и сведение вместе.
«Бегают человечки» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).
«Футбол» - забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами.
Поочерёдная смена положения рук – «Кулак – ладонь – ребро». Выполняется вначале правой, потом левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.
Надавливание поочерёдно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется вначале одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.
Постукивание поочерёдно подушечками пальцев по столу одной, другой рукой, а затем обеих рук одновременно.

Самомассаж кистей и пальцев рук
Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
Растирание ладони шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
Растирание ладоней движениями вверх - вниз.
Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, потом поперёк.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша влево, вправо.
Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочерёдное растирание.

Выполнение фигурок из пальцев
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
(Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: труба, балкон)

Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам)

Флажок
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
(Четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони – к себе)

Лодка
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро, большой и указательный пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

Пароход
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, а большие пальцы подняты вверх)

Стул
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
(Левая ладонь поднята вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счёт «раз»)

Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
(Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачок, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счёт «раз»)

Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя)

Цепочка
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный , большой – средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В упражнении участвуют все пальчики)

Скворечник
Скворец в скворечнике живёт
И песню звонкую поёт.
(Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь)

Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение)

Ёлка
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
(Ладони – от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперёд. Локотки к корпусу не прижимаются)


Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в неё кладу.
(Ладони на себя. Пальцы переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку)

Колокольчик
Колокольчик всё звенит,
Язычком он шевелит.
(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает)

Собака
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
(Правая ладонь на ребро, направлена на себя. Большой палец – вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается)

Кошка
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в её норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)

Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх и согнуты)

Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальчики собраны в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперёд)

Зайчик в норке
У ёлки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.
(Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны – ушки. Большой палец прижат)

Лошадка
У лошадки вьётся грива,
Бьёт копытами игриво.
(Правая ладонь на ребре от себя, большой палец кверху. Сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши)

Зайка и зеркало
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
(Левая ладонь кверху, делаем козу. Сверху на неё накладываем правую руку, которая тоже изображает козу, но тыльной стороной вверх. Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны)

Коза
У козы торчат рога,
Может забодать она.
(Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный палец и мизинец выставлены вперёд. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим пальцем).

Гусь
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(Предплечье вертикально, ладонь под правым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу)

Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(Ладонь направлена вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)

Курочка
Курочка прыг на крыльцо
И снесла тебе яйцо.
(Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении)


Осы
Осы любят сладкое,
К сладкому летят.
И ужалят осы,
Если захотят.
(Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны)

Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
(Пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребёнок ими шевелит)

Птенчики в гнезде
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где взяла она зерно.
(Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить)


Краб
Краб ползёт по дну,
Выставив одну клешню.
(Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз, большие пальцы повёрнуты к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую)

Замок
Пальцы сплетём и замок мы получим.
Повторим ещё, и получится лучше.
(Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими)

Слон
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот. Серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
(Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью)



Дерево
У дерева ствол.
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зелёного цвета.
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами)

Птичка
Пальчики – головка.
Крылышки – ладошки.
(Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за дружку. Большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими)

Филин
Сидит филин на суку
И кричит: «Бу-бу, бу-бу!»
(Руки сжаты в кулачок, прижаты. Большие пальчики – вверх, это ушки. Указательные пальцы вместе: они выставлены вперёд, это нос)

Волк и лиса
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
(Волк: делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб. Остальные в виде «лодочки» - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса: выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем ещё мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой)

Крокодил
Крокодил плывёт по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зелёный весь, как тина,
От макушки до хвоста.
(Ладонь выставлена вперёд горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты – это глаза – и прижаты соответственно к среднему и безымянному)





Часть 3.
Простейшие упражнения для детей шестилетнего возраста

Готовим руку к письму.
Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. В школе детям надо одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует значительных усилий и напряжения. Кроме того, в процессе письма формируется учебная поза будущего школьника, он овладевает графическими умениями, учится точно соразмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом педагога. В ходе освоения письма происходит правильное взаимодействие между восприятием знака и его графическим изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.
Известно, что на первоначальном этапе обучения письму детей затрудняет именно техника письма, умение правильно и чётко изображать письменные знаки. Дети должны научиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность. Совершенствование движений руки связано с развитием произвольного внимания, двигательной памяти, пространственных и зрительных представлений.
Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руку и пальцы, держать карандаш, свободно, легко делать им движения в различных направлениях, неоднократно закрепляя и повторяя их.
Дошкольники быстро утомляются и при умственной, и при физической нагрузке. Они отвлекаются, их внимание рассеивается. Снять напряжение помогут пальчиковые физкультминутки, направленные на закрепление изученного материала. Такие паузы имеют ряд преимуществ: они стимулируют умственную деятельность, тренируют психические процессы (память, внимание), способствуют хорошему эмоциональному настрою, обеспечивают, благодаря смене деятельности, отдых. В то же время они направлены на закрепление только что изученного материала, способствуют более крепкому запоминанию внешнего облика буквы.

Игры с пальчиками при обучении грамоте.
Руки сложены в шалаш,
Между ними – карандаш.
Мы закончили едва –
Появилась буква «А».
(Дети выпрямляют кисти рук и располагают их домиком, зажимая между ладонями карандаш. Повторяют это упражнение несколько раз).

Мы построили карниз.
А теперь посмотрим вниз.
Что такое! Вот те раз –
Это буква «Б» у нас!
(Дети выпрямляют левую кисть и ставят её вертикально, зажимая между пальцами конец карандаша. Правой кистью образуют полукруг и приставляют его к левой ладони. Повторяют это упражнение несколько раз).

Пальцы ловко изгибаем
И к ладони прижимаем.
Чтобы «В» изобразить,
Нужно очень гибким быть.
(Дети выпрямляют левую кисть и ставят её вертикально. Кончик изогнутого большого пальца правой руки прижимают к низу левой ладони, кончик изогнутого среднего пальца правой руки – к кончику среднего пальца левой руки, а кончик выпрямленного указательного пальца правой руки – к середине левой кисти. Повторяют это упражнение несколько раз).

Дружно выпрямим ладони,
Правой левую накроем.
Получился уголок.
Это буква «Г», дружок.
(Дети выпрямляют кисти, первую располагают вертикально, а вторую - параллельно полу. Средние пальцы рук соединяют. Повторяют это упражнение несколько раз).

Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид –
Это буква «Д» стоит.
(Дети сжимают правую руку в кулачок, затем отгибают указательный и средний пальцы вниз. Пальцы левой руки сгибают «скобкой», поворачивают руку кончиками пальцев вниз, а сверху к тыльной стороне ладони прижимают кончики указательного и среднего пальцев правой руки. Повторяют это упражнение несколько раз).

Четыре пальца смотрят вверх,
Большой отставлен вбок.
А между пальцами теперь
Вставь карандаш, дружок.
Накрой их всех другой рукой –
Вот буква «Е» перед тобой.
( Повторяют это упражнение несколько раз).

А теперь опять тебе
Надо сделать букву «Е»,
Ну, а как же из неё
Получить нам букву «Ё»?
Ты не думай над вопросом –
Просто ткни два раза носом.
(Повторяют это упражнение несколько раз).

Указательные пальцы
Вышли потренироваться.
Карандаш они схватили
И ужасно удивились:
Нет карандаша уже –
Появилась буква «Ж».
(Дети сжимают пальцы обеих рук в кулачки. Выпрямляют указательные пальцы. Эти пальцы складывают в косой крестик, зажимая карандаш, который образует вертикальную палочку буквы «Ж». Повторяют это упражнение несколько раз).

Пальцы мы дугой согнули,
Руку ловко изогнули.
Что такое? Посмотри –
Это снова цифра «3».
Нет, дружок, на этот раз
Будет буква «З» у нас.
(Дети сгибают большие и указательные пальцы обеих рук, образуют два полукруга. Затем левую кисть выворачивают ладонью влево и приставляют снизу к правой так, чтобы из двух полукругов составилась буква «З». Повторяют это упражнение несколько раз).

Пальцы дружно вверх глядят,
Превратиться в «И» хотят.
Помоги ты им, дружок:
Карандаш наискосок
Между пальцами зажми –
Вот и будет буква «И».
(Дети выпрямляют кисти рук и ставят их вертикально. Между кончиками пальцев правой руки зажимают кончик карандаша. Другой конец этого карандаша упирается в нижнюю часть левой ладони. Повторяют это упражнение несколько раз).

Ты над буквой «И», дружок,
Просто высунь язычок.
Хотя совсем не сладкая,
Зато она – «И краткая».
(Дети выпрямляют кисти рук и ставят их вертикально. Между кончиками пальцев правой руки зажимают кончик карандаша. Другой конец этого карандаша упирается в нижнюю часть левой ладони. Затем над изображением буквы дети высовывают язычки. Повторяют это упражнение несколько раз).

Мы опять зажали наш
Между пальцев карандаш.
Он стоит наискосок,
А внизу его, дружок,
Держит правая рука –
Появилась буква «К».
(Дети выпрямляют кисть левой руки и ставят её вертикально. Между основаниями указательного и среднего пальцев зажимают кончик карандаша, направляя его наискосок вправо вверх. Кисть правой руки выпрямляют и тоже располагают наискосок: кончики пальцев касаются левой ладони и поддерживает карандаш снизу. Повторяют это упражнение несколько раз).

Нет на свете легче дел,
Чем составить букву «Л»:
Распрямим свои ладони
И из них построим домик.
(Повторяют это упражнение несколько раз).

Карандаш и ручку мы
Взять наискосок должны,
И у нас, понятно всем,
Возникает буква «М».
(Дети выпрямляют кисти рук и ставят их ладонями друг к другу, образуя вертикальные чёрточки буквы «М». Между кончиками пальцев зажимают концы карандашей, которые соприкасаются другими кончиками между ладонями, образуя косые чёрточки буквы «М». Повторяют это упражнение несколько раз).

Пальцы взяли молодца
С двух сторон за два конца.
Карандаш попался в плен –
Получилась буква «Н».
(Дети выпрямляют кисти рук и ставят их прямо ладонями друг к другу, образуя вертикальные чёрточки буквы «Н». Между основаниями пальцев зажимают карандаш. Повторяют это упражнение несколько раз).


А давайте-ка, ребята,
Сделаем иллюминатор.
Пальцы выгнем полукругом
И соединим друг с другом.
Смотрим в круглое окно –
Получилась буква «О».
( Повторяют это упражнение несколько раз).

Две ладони встали в ряд,
Распрямились и стоят.
Карандаш наверх залез –
Получается навес.
Я секрет скажу тебе –
Это просто буква «П».
(Повторяют это упражнение несколько раз).

Мы ладонь согнём дугой
И прижмём её к другой,
И у нас у всех теперь
Получилась буква «Р».
(Дети распрямляют левую кисть руки и ставят её вертикально. Пальцы правой руки сгибают дугой и приставляют к верхней части левой ладони. Повторяют это упражнение несколько раз).

Мы ладошку изогнём
(Только левую при том).
Что у нас за буква здесь?
Ну, конечно, это «С».
(Повторяют это упражнение несколько раз).

Вот стоит одна ладошка,
На неё поставим плошку.
Что здесь вырос за грибок?
Это буква «Т», дружок.
(Дети выпрямляют кисть одной руки и ставят её вертикально, а распрямлённую кисть другой руки помещают сверху перпендикулярно первой. Повторяют это упражнение несколько раз).

Распрямлённую ладошку
Наклони теперь немножко,
Карандаш потом возьми,
Между пальцами зажми.
Станет ясно самому –
Это будет буква «У».
(Дети распрямляют кисть правой руки, наклоняют её вправо, зажимают между пальцами карандаш так, чтобы он был направлен влево вверх. Повторяют это упражнение несколько раз).

Полукруг и полукруг,
Ручка между ними.
Буква получилась вдруг,
Знайте, «Ф» ей имя.
(Дети сгибают указательный и большие пальцы обеих рук, образуя два полукруга. Сближают руки, зажимая между пальцами ручку или карандаш. Повторяют это упражнение несколько раз).

Что за крестик получился,
Интересно? Ха-ха-ха!
Да это просто буква «Х».
(Дети составляют косой крестик указательными и другими пальцами, карандашами или ручками. Повторяют это упражнение несколько раз).

Этот стол хорош на вид,
Но кверху ножками стоит.
Справа – хвостик-уголок.
Чем не буква «Ц», дружок?
(Дети выпрямляют большой палец левой руки, сгибают четыре других пальца в средних суставах. Кончики всех пяти пальцев направлены вверх, ладонь – параллельно полу, предплечье – перпендикулярно. Потом кисть правой руки, согнув пальцы, приставляют к левой, изображая «хвостик» буквы «Ц». Повторяют это упражнение несколько раз).

Пальцы скобкой изогнули,
Большой палец оттянули,
Карандаш прижали справа –
Получилось «Ч» на славу.
(Дети делают пальцами левой руки «скобку»: отводят большой палец и держат его перпендикулярно ладони. Затем сгибают четыре других пальца в средних суставах. Кончики всех пальцев направлены вверх, ладонь – параллельно полу, предплечье – перпендикулярно. Справа дети прижимают правой рукой карандаш так, чтобы кончик карандаша был рядом с кончиком большого пальца правой руки. Повторяют это упражнение несколько раз).

Пальцы сжали в кулачок,
Карандаш зажали.
А теперь давай, дружок,
Разогни два пальца
И подумай, не спеша,
Что за буква? Ясно – «Ш».
(Дети сжимают левую руку в кулачок, между средним и безымянным пальцами зажимают карандаш, затем выпрямляют указательный палец и мизинец. Повторяют это упражнение несколько раз).

Снова букву «Ш» поставь,
Справа хвостик к ней добавь:
«Ш» исчезло вообще –
Появилась буква «Щ».
(Дети сжимают левую руку в кулачок, между средним и безымянным пальцами зажимают карандаш, затем выпрямляют указательный палец и мизинец. Потом кисть правой руки, согнув пальцы, приставляют к левой, изображая «хвостик» буквы «Щ». Повторяют это упражнение несколько раз).

Влево смотрит карандаш,
Ну а справа встанет наш
Крепко стиснутый кулак –
Вот тебе и «твёрдый знак».
(Дети распрямляют кисть левой руки и ставят её вертикально, зажав между кончиками указательного и среднего пальцев конец карандаша. Карандаш направлен влево параллельно полу. Пальцы правой руки сжимают в кулачок и прикладывают к нижней части левой ладони. Повторяют это упражнение несколько раз).

Карандаш покрепче взяли,
В кулачок его зажали,
Левую ладонь должны
Прижать с правой стороны.
Вот и выйдет буква «Ы».
(Дети сжимают пальцы правой руки в кулачок, между фалангами указательного и среднего пальцев зажимают карандаш так, чтобы он стоял вертикально. Кисть левой руки ставят вертикально слева от правого кулачка. Повторяют это упражнение несколько раз).

Чтоб составить «мягкий знак»,
Нужно правый сжать кулак,
Ну а левый – распрямить
И друг к другу приложить.
(Повторяют это упражнение несколько раз).

Мы ладошку изогнём
(Только правую при том),
А другую - распрямим,
В середину поместим,
букву «Э» изобразим.
(Повторяют это упражнение несколько раз).

Изогни ладонь, дружок,
Сделай пальцами кружок.
Карандаш потом возьми,
Между пальцами зажми,
Распрями ладонь свою –
Чем тебе не буква «Ю»?
(Дети соединяют кончики большого и среднего пальцев правой руки, образуя кольцо. Между этими пальцами зажимают конец карандаша. Кисть левой руки ставят вертикально. Другой конец карандаша упирается в ладонь левой руки. Повторяют это упражнение несколько раз).

Карандаш зажми меж пальцев.
Левую ладонь давай
Посильнее изгибай.
Ну, а правую ладошку
Наклони теперь немножко.
И, конечно, у тебя
Выйдет буква – буква «Я».
(Дети зажимают кончик карандаша между основаниями указательного и среднего пальцев правой руки. Кисть правой руки распрямляют и ставят вертикально. Карандаш направлен влево вниз наискосок. Кисть левой руки сгибают дугой и приставляют к верхней части правой ладони. Повторяют это упражнение несколько раз).


Часть 4.
Простейшие игры с мелкими предметами

Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребёнок, можно добиться большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.
Упражнения на координацию движений пальцев
Дайте ребёнку гранёный карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, согнутыми так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Натянуть на картонную коробку с отверстием в крышке тонкие резинки. Пусть ребёнок, перебирая пальцами, «поиграет на гуслях».
Сложить бумажную салфетку вчетверо. Ребёнок может выщипывать двумя пальцами полукружья сгибов. А теперь разверните салфетку и полюбуйтесь «кружевным» узором.
Заранее удалить из игрушки (домика, машинки) какую-нибудь мелкую деталь. Пусть ребёнок сам определит, чего не хватает, а потом найдёт и вставит деталь.

«Волшебный мешочек»
В этой игре ребёнок развивает зрительное внимание, память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.

Мозаика, конструктор – бесценный материал для развития внимания, мышления ребёнка – способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. Обратившись к этим играм, можно провести множество упражнений, занятий, интересных и необходимых дошкольнику.

Игры с шариками
Ребёнок к четырём годам уже овладел играми с мячами больших и малых размеров. Теперь можно научить его играть с шариком.
Попасть шариком в цель (в игрушку).
Прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
Держать шарик большим и указательным пальцами, большим и средним пальцами и т.д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.
«Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это – ворота. Пальцы правой руки поочерёдно забивают гол – подталкивают шарик к левой ладони.
Сделать вид, что случайно рассыпались бусы. Попросите ребёнка помочь вам собрать бусинки. Пусть он соберёт бусинки, опуская их в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может помочь вам нанизать бусинки на нитку. Со временем он сможет нанизывать бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

Игры с кольцами
Обязательно стоит предложить ребёнку поиграть в игры с кольцами:
Научить надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками двух или трёх пальцев (не зажимая в кулак).
Нанизать колечки на верёвку, на шнурок.
Три кольца уложить на плоскость вертикально. Сопровождать упражнение такими словами: «Одно колечко – в середине, одно – сверху, одно – снизу».
Три кольца уложить горизонтально. Сопровождать упражнение такими словами: «Одно колечко – в середине, одно – сверху, одно – снизу».
Пять небольших колечек надеть по одному на каждый пальчик правой руки. Надевая, называть пальчики: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Снимая колечки с пальчиков, укладывать их в горизонтальный ряд.
Поместить на небольшом расстоянии друг от друга 5 колечек. Предложить, чтобы пальчики последовательно «прошагали» по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот).


Игры со шнурками
Разместить на столе шнурок, верёвочку зигзагом и предложить ребёнку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка». Также можно:
прошагать по лесенке из шнурка;
запутать два пальца ребёнка в шнурочке и предложить ему самому распутать;
так же поступить с игрушечным котёнком: предложить ребёнку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котёнка, который играл с клубком и запутался;
научить ребёнка плести из шнурка такой узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца, затем обводится снизу под безымянным пальцем, сверху – на средний, снизу – на указательный, сверху – на большой, и обратно – в противоположной последовательности;
из цветных кусочков сукна вырезать цветочки, звёздочки, другие фигурки с дырочкой посередине и нанизывать их на шнурок. Когда ребёнок овладеет механикой нанизывания, попросить его располагать фигурки в определённой последовательности (по форме, величине или цвету);
вырезать из картона сапожок или жилетку, проделать дырочки для шнуровки и давать ребёнку зашнуровать игрушечную обувь или одежду;
вырезать из картона или сукна цветные силуэты зверей, игрушек, птичек и др. На небольшом расстоянии от края проделать дыроколом (или специальным инструментом) небольшие дырочки на равных расстояниях друг от друга. Продевая шнурок в дырочки, показать ребёнку, как обшить фигурки красивым узором. Таким способом маленький портной с удовольствием украсит и салфетку, и кукольное одеяло, и игрушечный коврик;
соткать маленький коврик своим способом: сделать внутри прямоугольного куска сукна параллельные надрезы (на расстоянии 1 см), затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки, переплетая ими полоски сукна, поочерёдно сверху – снизу и т.д. «Мастер» будет очень горд своей работой – салфеткой или подставкой под горячее;
в процессе этой работы просить ребёнка распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). В следующий раз можно устроить соревнование: кто быстрее развяжет узелок на своём шнурке.

Пуговицы
Ребёнка можно попросить помочь навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные – в коробочку побольше, средние – среднюю, мелкие – в маленькую.
Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т.п.
Из цветного сукна можно вырезать силуэт машины, парохода, самолёта и др. Пришить пуговицы, чтобы пристёгивать детали: крылья, парус, колёса, окна (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их).
На силуэт зверя можно пристёгивать уши, хвост, лапы и др. На силуэт бабочки можно пристегнуть силуэт меньшего размера и другого цвета – бабочка будет разноцветной.
У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговок. К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки.

































































































13PAGE 15


13PAGE 14215




15