слово делится на слоги.Ударение
Русская грамота 1-1-6
Дата «___»________ 20__ г Класс 1-«__»
Тема урока: Слово делится на слоги. Ударение
Цели урока: дать представление о слоге, ударном и безударно слоге.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети отработают навыки составления предложений;
• научатся делить слова на слоги;
• познакомятся с понятием «ударение», научатся различать ударные и безударные слоги;
• научатся выполнять задания по развитию фонематического слуха, внимания, логического мышления;
• расширят свой словарный запас.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Оборудование, наглядность, ТСО:
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности
II. Актуализация знаний
Слушание слов: деление слов на слоги. Из чего состоят слова/' Можно ли слово разделить на части? Послушайте, как я произношу слово (по частям). Я буду делить слова, а вы слушайте и делайте вывод: на сколько частей можно разделить слово? Какой слог звучит в слове сильнее?
III. Работа по теме урока
Учитель произносит слова по слогам, ударяет палочкой при произнесении ударного слога: ли-са, ко-за, ба-ран. Сколько частей в слове? Две. Два слога. Какая часть первая? (ли-) Какая вторая? (-са) Правильно. Какой слог звучит сильнее? Второй. Для сравнения дается двусложное слово с ударением на первом слоге: ло-шадь, зайка. Ударение на первом слоге. Как обозначить деление слова на слоги? (Смотри слоговые схемы на с. 14.) Произносим слова и делим слова на слоги вертикальной чертой. А как обозначить тот слог, который произносится сильнее, чем другие слоги в слове? Знаком ударения (см. слоговые схемы, с. 14). Сколько слогов в словах гусь и конь! (Один) Почему нет знака ударения? (Только один слог - знак ударения не ставится.) Коза и баран? (Два) Какой ударный слог? (Второй) Сколько слогов в словах корова, собака! (Три) Какой слог ударный? (Второй) Ставим знак ударения над ударным слогом. На односложном слове знак ударения не ставится. Почему на два слова одна слоговая схема? (Потому что у них одно и то же количество слогов (один, два, три) и ударение совпадает.)
1. Работа по учебнику.
Работа по картинкам букваря. Деление слов на слоги. Слоговая схема слова. Подбор слов по схемам. Гусь и конь, коза и овца, корова и собака.
Игра «Позови слово». Учитель «зовет» слова и объясняет детям, как определяется ударение.
2. Письмо. Письмо элементов буквы г.
3. Упражнения в нахождении ударного слога в слове.
Игра «Позови слово»: выдели ударный слог. Произнеси слово так, чтобы мы услышали, как «позвали слово». Используются картинки для рисования: назови нарисованный предмет, раздели слово на слоги (с. 14): лист, ба-бо-чка, гриб, ар-буз, лан-ды-ши.
4. Динамическая пауза
5. Развитие связной речи.
Создание ситуации. Однажды жители леса (или жители двора) с°брались переезжать в другой лес (другой двор). Но кто с кем поедет? Найди слоговые схемы к словам, обозначающим животных. Кто поедет в первом вагоне? (Кот) Во втором? (Ли-са, ко-за, зай-ка, мед-ведь, дя-тел) третьем? (Собака, со-ро-ка, во-ро-на) Соедини рисунок с вагоном.
6. Развитие речи.
Работа в группах. Учитель предлагает детям поработать в домашних группах. На группу раздается по несколько картинок (предметных). Учащиеся называют слово, определяют ударение и называют количество слогов.
IV. Рефлексия учебной деятельности
— Что мы узнали о слогах и слове? Докажите на словах: ветка, ромашки, черёмуха, ива, дуб.