Конспект урока по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (6 класс)


Урок 45. «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Оборудование: компьютеры, проектор, экран.
Цель урока: обобщить знания по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Задачи: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”; усиление практической направленности обучения; применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации; формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией; формирование умения осуществлять самоконтроль; рационально планировать работу;развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
расширение знаний о Вологодской области; воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.
Приёмы:
создание на уроке ситуации занимательности;
создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
оперативный контроль над выполнением требований.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Посмотрите, все ль в порядке:Книжка, ручки и тетрадки.Прозвенел сейчас звонок.Начинается урок.
II. Мотивационное начало урока, постановка целей урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок необычный. Как вам уже известно, что в нашей стране очень много интересных и удивительных мест, историю возникновения которых должен знать каждый гражданин. Сегодня на уроке мы будем говорить об одной достопримечательности нашей Вологодской области. Вологодская область привлекательна и самобытна. Богатейшее культурно – историческое наследие, многочисленные памятники архитектуры и искусства, уникальный природно – рекреационный потенциал являются гордостью жителей региона. Это край белых ночей, голубых озер, лесных просторов и белокаменных старинных городов. Гордостью Вологодской области является Белое озеро. Его называют «Жемчужиной» нашей области.
Тема нашего сегодняшнего урока «Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей» с опорой на краеведческий материал о Белом озере.
- Какова цель нашего урока? (Ответы детей)
III. Решение задач.
1. Белое озеро расположено на западе области и занимает 43 км в длину и 32 км в ширину. Имея округлую форму, озеро стало местом расположения четырех населенных пунктов: Липин Бор, Белозерск, Троицкое и Крохино. В России насчитывается несколько озер под идентичным названием, но именно Белое озеро Вологодской области имеется даже на самых мелких картах и видно на глобусе. Это потому, что оно занимает 8 место в Европе среди крупных озер и 5 место в России. В него впадают три реки – Кема,  HYPERLINK "https://yandex.ru/search/?text=%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B6%D0%B0%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D0%B2%20%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE&clid=2236985&win=226&lr=21&nomisspell=1&ento=0oCglydXc2MDYxOTYYAlrEHUU" \t "_blank" Ковжа, Мегра , а вытекает только одна - Шексна.
Свое название озеро получило от вепсов (это представители финно – угорской народности, проживающие около озера). На вепском языке озеро называется…
- А вот как оно называется, вы узнаете, выполнив следующее задание.
Задание1. Сосчитайте и соотнесите полученный ответ с буквой.
а) 1 – 0,3 = 0,7 б) 1,9 + 2,1 = 4 в) 2,45 – 1,3 = 1,15 г) 4,03 + 6,5 = 10,53
д) 25 – 19,8 = 5,2 е) 10,56 + 4,5 = 15,06 ж) 12,03 – 8,12 = 3,91.
0,7 4 1,15 10,53 5,2 15,06 3,91
В О У К Т А Р«VOUKTAR» обозначает «Белоозеро». Отсюда и произошло название Белое озеро. Удивительное, граничащее с чудом, со знамением, явление, благодаря которому озеро назвали Белым. После захода солнца, когда оно уже утонуло в озере, и погасли последние отблески заката, а небо уже иссиня-чёрное, озеро вдруг начинает светиться каким-то белым, даже не белым, а фосфоресцирующим светом. Этот свет, сначала слабый, поднимается со дна, достигает поверхности и разливается по всему озеру. Оно мерцает, переливается. Это не отражённый свет, светится сама вода из глубины.
2. Чем же богато Белое озеро? В первую очередь чистой, пресной водой.
Сколько воды в Белом озере узнаем, решив задачу:
Задание 2. В самом крупном озере Вологодской области, Онежском озере, 285 км3 воды. Это на 282,25 км3 воды больше, чем в Кубенском озере и озере Вожа вместе. Сколько воды в Белом озере, если в Кубенском озере и озере Вожа на 2,45 км3 воды меньше, чем в озере Белом.
3. Особенностью озера являются постоянные волны, так как даже в тихую погоду на озере есть ветер.
Какой высоты может достигать озерная волна узнаем, выполнив задание.
Задание 3. Найдите сумму корней уранений.
а) х + 1,3 = 1,6; б) 5, 8 – х = 4,9; в) 12,5 – (х + 5) = 7,4; г) 9,5 + (3,4 + х) = 13,1
х = 0,3 х = 0,9 х = 0,1 х = 0,2
0,3 + 0,9 + 0,1 + 0,2 = 1, 5 м – высота волны. Выразите эту величину в м и см; в см.
4. Всем хорошо Белое озеро! Рыбалка, охота на береговую дичь, дикие ягоды и грибы - каждый может найти занятие по душе. В данных, зафиксированных в 1875 году при описании Белого озера, указывалось 18 видов рыб, среди которых и те, что подавались еще к царскому столу: снеток, ряпушка, стерлядь и судак.
Задание 4. Узнаем, сколько видов рыб насчитывается в Белом озере в настоящее время. Для этого найдите значение числового выражения:
(47 – 3,24) – (11,25 + 8,75) + 5,24 = 43,76 – 20 + 5,24 = 29
В наше время насчитывается 29 видов рыб, большая часть которых хорошо известна настоящим рыболовам: снеток, берш, язь, голавль, густера. Также озеро населяют знакомые всем красноперка, елец, пескарь, окунь, плотва, уклейка, щука, лещ, судак, линь и многие другие виды рыб. Самой ценной рыбой в Белом озере считается судак. Белозерский судак в течение всего года практически не покидает водоёма. Его наиболее крупные скопления встречаются в северо-восточной части Белого озера. Самым крупным экземпляром был некогда пойманный 12 килограммовый судак. Богато озеро и щукой, и некоторые экземпляры пятнистого хищника превышали 10 килограммов. 
5. Интенсивное судоходство приводит к значительному повышению мутности воды, служит причиной сильного загрязнения воды и грунтов озера нефтепродуктами. Большой урон экосистеме озера наносит ежегодное проведение дноуглубительных работ в целях безопасного судоходства. Находясь сравнительно недалеко от крупного промышленного центра - города Череповца, Белое озеро испытывает на себе и воздействие загрязняющих веществ через воздушный перенос. Среди веществ, выпадающих с дождем и снегом, особое место занимают окислы серы и азота, органические соединения и тяжелые металлы.
Судьба уникального Белого озера находится в руках человека, и будем надеяться, что эти руки станут, наконец – то, бережными.
IV. Подведение итогов урока
Итак, мы с вами, окунаясь в историю Вологодчины, закрепили знания, умения, навыки действий сложения и вычитания десятичных дробей. Какие новые сведения вы узнали? (заслушивается мнение учащихся). Вы хорошо справились с заданиями, активно работали на уроке.
Выставление оценок за урок.
V. Постановка домашнего задания.Придумать и красиво оформить на листе формата А4 задачу, которая была бы
решена с помощью сложения и вычитания десятичных дробей про Вологодчину, записать на листок условие задачи и нарисовать рисунок по этому условию, записать её решение.
Постарайтесь, чтобы ваша задача понравилась одноклассникам, чтобы данные в условии
соответствовали реальности.
VI. Рефлексия.
-Что больше всего тебе запомнилось на уроке?
-Какое у вас настроение в конце урока, как вы себя оцениваете? Выберите смайлик, который отражает вашу самооценку.
Спасибо за урок.