Внеклассное занятие на тему Лесная аптека на службе человека


Тема: «Лесная» аптека на службе человека.
Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями.
Задачи:
Способствовать развитию:
экологического мышления на основе представлений о царстве лекарственных растений;
умений рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
творческого мышления и коммуникативного общения в процессе игры;
умения и желания активно беречь и защищать природу.
Оборудование: Изображение дуба, вывеска «Лесная аптека», иллюстрации лекарственных растений, карточки с названиями растений, человечки для игры в «скорую помощь».
Участники: Ведущий, Доктор Айболит, Дети, с подготовленными вопросами.
Ход занятия.
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях. Тема нашего разговора: «Лесная» аптека на службе человека.
Мы узнаем о том, как могут помочь обыкновенные травы нашему здоровью. К нам в гости пришёл известный доктор. А как его зовут, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Добрый врач, бывалый врач,
Чуть услышит детский плач
В ранний час и полночь
Поспешит на помощь.
(Появляется Айболит)
Айболит: - Здравствуйте, ребята!
В лесу, в поле и даже у пыльной дороги растут лекарства в большом количестве. Насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо, ребята, их знать и уметь ими пользоваться. Ещё в давние времена народ пользовался травами для лечения разных болезней. Есть в травах и цветах целительные силы для всех, умеющих их разгадать.
Я узнал, что у вас в классе есть дети, которые хотят подлечиться, и решил им помочь.
1 больной: - Доктор, у меня болит сердце, чем его вылечить?
(Больной подходит к доктору. Он его осматривает. )Айболит: - При болезнях сердца помогают капли из ландыша. (показ)
Родился ландыш в майский день
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы вокруг.
Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют, как средство успокаивающее сильное сердцебиение. А ещё цветы используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
Также при болезнях сердца используют корень валерианы в качестве успокоительного средства. (показ)
2 больной: - Доктор, у меня плохой аппетит. Что мне делать?
(Больной подходит к доктору. Он его осматривает. )Айболит: Вам поможет корень одуванчика. (показ)
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
- А как вы думаете, почему этот цветок так называют. (ответы детей)
3 больной: - Доктор, а какое растение поможет вылечиться от болей в желудке?
(Больной подходит к доктору. Он его осматривает. )Айболит: Вам поможет тысячелистник. (показ)
Каждый лист разбит на дольки.
Посчитайте долек сколько?
8, 10, 20, 30.
Тут легко и ошибиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
Препараты из этого растения применяют при различных заболеваниях желудка, для остановки внутренних кровотечений.
А ещё при заболеваниях желудка можно применять зверобой. Его ещё называют травой от 99 болезней.
4 больной: Доктор, я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения могут помочь?
(Больной подходит к доктору. Он его осматривает. )Айболит: - Отгадайте загадку:
Золотая серединка и лучи идут кругом.
Это может быть картинка. Солнце в небе голубом?
- Правильно! Это ромашка. Но не простая, а лекарственная.
(Показ. Разъяснение отличий лекарственной ромашки от обыкновенной.) Лекарственная ромашка используется при ангине для полоскания горла. А ещё при ангине используется календула. В народе это лекарственное растение называют ноготки. (показ)
А ещё полезно полоскать горло при ангине и заболеваниях дёсен корой дуба.(показ)
5 больной: - Доктор, а у меня сильный кашель!
(Больной подходит к доктору. Он его осматривает. )Айболит: - А вам поможет мать-и-мачеха. (показ) Ещё не успел сойти снег. А на пригретых солнцем местах появляются жёлтые цветки с чешуйчатыми стебельками. А когда цветки отцветут, на их месте разворачиваются крупные листья. С одной стороны мягкие пушистые, как мамины руки, а с другой жёсткие и холодные, как мачеха. Поэтому растение так и назвали мать-и-мачеха.
- Ребята, на нашей полянке есть ещё растения. Давайте рассмотрим их и узнаем, когда их используют.
- Какое растение поможет при ссадинах и мозолях? (подорожник)
Путника друг подорожник (показ)
Скромный невзрачный цветок.
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Подорожник используется как лекарственное растение. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.
- А почему его так назвали? (ответы детей)
- А теперь отгадайте загадки.
Бусы красные висят
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
- Правильно! Это малина.
- Используют малину при простуде
- А ещё здесь есть витаминные средства. Это растения, в которых много витамина С. Он помогает укрепить организм при простуде. Отгадайте эти растения.
Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберём
Полезных плодов для аптеки нарвём.
Шиповник!
В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка?
Рябина.
- Она используется при простуде. Содержит так же витамин С. (показ)
- А какая ягода может заменить лимон?
Клюква. Её так и называют «северный лимон». (показ)
- Мы с вами узнали о пользе лекарственных растений. А давайте вы тоже станете на минуту докторами. У меня есть 4 больных человечка. Надо им помочь. Сейчас разделимся на 4 бригады скорой помощи.
(деление на команды)
- У каждого человечка кружком обозначен орган который у него болит. Из набора лекарственных трав выберите те, которые ему помогут.
(Названия трав записаны на карточках. Нужные растения дети подчёркивают. )Выступление детей.
- Молодцы! С помощью лекарственных растений можно лечить и предупреждать различные болезни. Лекарственные растения разнообразны. Их собирают и сдают в аптеки.
Но собирать их надо так, чтобы не нанести вред природе. А некоторые лекарственные растения люди специально выращивают.
Существуют правила сбора и сушки лекарственных растений.
- Давайте с ними познакомимся.
Правила сбора и сушки лекарственных растений.
— собирать растения надо только в ясные солнечные дни;— следует собирать только здоровые растения;— нельзя собирать растения в местах рядом с промышленными предприятиями, хозяйственными постройками, около дорог;— не рекомендуется собирать во время грозы, дождя, в полдень — с 10 до 12 часов;— рекомендуемое время для сбора целебных трав, плодов — с 8 до 9 часов утра;— листья, кору и корни собирают ближе к закату — с 16 до 18 часов.ВНИМАНИЕ! При сборе лекарственных растений не забывайте, что большинство из них содержат ядовитые вещества. При их сборе надо быть очень осторожными: ни в коем случае во время сбора лечебных растений не дотрагивайтесь руками до глаз.
Сушка собранного материала производится обычно или на чердаках, или в специальных сушильных сараях, но не на солнце, в тени, где есть сквознячок.
- В заключении я предлагаю вам попробовать напиток и определить из какого растения он приготовлен!