План-конспект открытого урока по окружающему миру на тему: «Разнообразие растений». 
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение
муниципального  образования  город  Краснодар
средняя  общеобразовательная  школа  №  78
ул.Ростовская,14
План-конспект    открытого    урока  по  окружающему
миру    на  тему:
«Разнообразие  растений».
                                                         Выполнила  учитель  
                                                                                                    начальных  классов           
                                                                                                                Сугакова  Т.В.
e-mail : tatyana.sugakova@mail.ru
                                             Краснодар,2016 г.
                             
Цели:
-познакомить  учащихся  с разнообразием  растений  на  Земле;
- развивать умение классифицировать  растения  по  группам; 
 -развивать умение давать характеристику представителей растений    разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни;
-развивать умение работать в группе;
-воспитывать  бережное  отношение  к  природе.
Вступление.
-Ребята, кому знаком секрет успешной работы на уроке? Как нужно работать?
(Учитель подводит ребят к выводу: необходимо работать дружно и уважать мнение одноклассников.)
1.Определение темы урока.
-Мы  начинаем  урок. Попробуйте  отгадать,  о чём  идёт  речь  в  стихотворении. 
 Есть  у ребят  зелёный  друг,
Весёлый  друг, хороший.
Он  им  протянет  сотни  рук
 И  тысячи  ладошек.                    СЛАЙД  1(лес)
-Почему  лес   наш друг?
- Что  мы  можем  видеть  в  лесу?
СЛАЙД  2
-Что  вы  можете  сказать о  растениях, глядя  на  эту  картину?
-Кто  может  определить  тему  нашего  урока? О  чём  мы  будем  сегодня  говорить?
СЛАЙД  3.
-Итак,    тема урока: «Разнообразие  растений».
Актуальность:  
-  Ребята, зачем  нужно  изучать  разнообразие  растений? (Как  может  это  пригодиться  вам  в  жизни?)
Межпредметная  связь:
_ -  Кто может сказать, как  называется  наука  о  растениях?(ботаника)
- А  как  же называется  профессия  тех  людей, которые  изучают  растения?
(ботаники)
Цели нашего урока:
-познакомиться   с разнообразием  растений  на  Земле;
-учиться классифицировать  растения  по  группам; 
 -уметь давать характеристику  растений    разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни;
- уметь работать в группе;
-учиться  бережно относиться  к  природе.
-Для того, чтобы достичь поставленной цели, мы должны ответить на вопросы и зафиксировать ответы в   «Дневнике  наблюдений   юного  ботаника».
(Каждый учащийся в ходе урока записывает все ответы на вопросы в «Дневник». Ребята работают в группах. В каждой  группе  есть  помощник, который   помогает раздавать необходимый материал во время урока.)2.Ознакомление с новым  материалом. 
(  Ученики читают вопрос в «дневнике», учитель выясняет, что учащимся  известно о том или ином растении. Каждый вопрос создаёт проблемную ситуацию, поэтому знакомство с новым материалом мотивировано.   Учитель знакомит учащихся с новым материалом. Ребята  записывают ответ. )- Итак, открываем  наш  дневник. Перед вами 1-й вопрос: 
1.Как  называется  группа  растений , которые  растут  на  дне  рек,  морей, различных  водоёмов? 
(Фронтальная работа. Ребята пытаются  ответить  на вопросы. Поскольку   ученики  не  могут  ответить  на  все вопросы, то с  показом  слайдов  вводится информация  о водорослях.)СЛАЙД 4,СЛАЙД 5
Информация о водорослях.
- Водоросли - сборная  группа  низших  растений (их  тело  не  расчленяется на  стебель , лист, корень), обитающих  в  солёных  и  пресных  водах. Немногие   смогли  освоить  сушу.
2.Запиши  несколько  названий  водорослей. 
3.Какие  водоросли  люди  употребляют  в  пищу?
(Фронтальная работа. Вопрос вызывает у учеников затруднение.  Учитель знакомит  с новым материалом.)-Ламинария (морская  капуста), ульва  (морской  салат) употребляются  в  пищу  и являются  источником  йода. Красные  водоросли  играют  важную  роль  в  жизни  морских  животных, являются  пищей,    их используют  для  получения вещества  - агара, похожего  на  желатин, который  важен  для  желе, конфет.
- Итак, продолжаем  дальше  работать  с  дневником .Вывод:  о растениях  какой  группы  мы  говорили? Что  вы  узнали  о водорослях? (Вывод на данном этапе.)
                                 (Продолжение работы с дневником.)
4. Группа  каких  растений после  гибели  может  вновь  ожить  в  воде?
5.Какая  среда  обитания необходима   мху  для  жизни?
6.Запиши  несколько  названий  мховых.
(Фронтальная работа. Ребята по очереди стараются ответить. Перед учениками  возникает проблема. Запись информации в «дневники». ) 
СЛАЙДЫ   6,7,8.
Информация о мхах.
-Мховые  включают 27  тыс.видов. Например: кустистый  лишайник приальпийская  кладония, листовой  лишайник пельтигера  собачья, сфагновый  мох,  политрихум  обыкновенный – кукушкин  лён.   Размножаются   в  среде  с  повышенной  влажностью, но  не  вблизи  морей,  засоленных  почв. Они  часто  образуют  моховые  подушки. Могут  размножаться  на  деревьях,  камнях.  В  большинстве  своём  они  многолетние  растения. Встречаются  в  лесах  России  и  др.  странах.Воду  поглощают  всем  своим  телом .
Практическая работа (в группах): ребятам  предлагается  налить  воду  на  мох и провести наблюдение  как  он  впитывает  воду.
-Если  убрать  из  сырой  среды  засыхает, может  пролежать  долгое  время без  воды, засохнуть, но  стоит  поместить  в  воду,  через  некоторое  время  начинает  размножаться. Если  приглядеться  состоит  из  мелких  частиц.                      
                                                              СЛАЙД 9.
Вывод:  О  растениях  какой  группы  мы  говорили? (Учащиеся делают вывод.)
(Продолжение   работы  по  «Дневнику  юного  ботаника». Дети  пытаются  ответить  на  вопросы, а затем  слушают информацию  и стараются кратко зафиксировать ответ.)7. Назови  растение, которое  ты  видишь  на  листке. 
8. Какие  названия  папоротниковых  ты  знаешь? 
                                                             СЛАЙДЫ 10,11,12.
 Информация  о  папоротниках.
-Возникли  около  200  млн. лет  назад. В России  около  100  видов.
На  картине  дербянка, птерис, кариота,  нефролепис,  многорядник. Это  декоративные  папоротники.
Папоротник  может  расти  в  смешанных  лесах, хвойных, лиственных. Корни  используют  как   противоглистное  лекарство.
Распространён  практически  по  всему  земному  шару. Размножается  спорами.
Вывод :что   вы  узнали  о папоротниках? (Ученики делают вывод.)
9. Назовите  растения, которые  имеют  хвою.
10.Чем  отличается  хвоя  лиственницы  от  хвои других  хвойных  деревьев?
11. К  какой  группе  растений  можно  отнести  пихту, секвойю?
(Фронтальная работа. В ходе чтения вопросов, учитель выясняет, что ребятам известно. Поскольку учащиеся затрудняются ответить на вопросы, возникает проблемная ситуация.  Учитель мотивирует учащихся к изучению нового материала. Индивидуальная работа в «дневниках».)                                                                СЛАЙД 13
Информация о хвойных.
-Перед вами  ель, лиственница, секвойя, крымская сосна. Хвоя  - иголки, которые  покрыты  плотной  кожицей. Хвоя  выделяет  в  воздух  фитонциды-  летучие  выделения, которые  обеззараживают  воздух. Хвоя  используется  для  лечения  воспалительных  процессов.
Ель  - в  России  насчитывается   7  видов  из  35. Встречается  в  различных  районах  России. В Скандинавии. Является  вечнозелёным  хвойным  растением.
Лиственница – встречается  в  Сибири  и на  Урале.  В  России  8  видов  из   35.
Иголки  мелкие  и мягкие. Осенью  желтеют  как  листья и опадают.
Секвойя - растёт  на  Тихоокеанском  побережье  США.  Одно  из  самых  высоких  представителей   растительного  мира 112 м  высотой. Вечнозелёное  дерево. Иголки  схожи  с иголками  ели.
Сосна – встречается  по  всему  миру. Хвоя  её  содержит  много  витамина  С и  поэтому  её  используют  для  предупреждения  авитоминоза. Иголки   её  немного  длиннее,  чем  у ели, пихты. Является  вечно  зелёным.
Пихта – хвойное  растение  растёт  в  Северном  полушарии, хвоя  живёт  6-7  лет.
Вывод :о  какой  группе  растений  мы  говорили?(Ученики делают вывод.)
(Фронтальная работа. Чтение вопросов в  «дневнике». Ученики  читают  следующие  вопросы и фиксируют ответы. Индивидуальная работа в «дневниках».)12. Назовите  цветковые  растения нашего края.
13. К  какой  группе  растений  можно  отнести  шиповник , кактус?
14.Чем полезны ягоды шиповника ?СЛАЙДЫ 14,15,16.
  Информация   о  цветковых.
-Перед  вами вишня, клюква - цветковые, которые  имеют  съедобные  плоды.
Клюква имеет  кислый  вкус, но  очень  полезна. Ягодки  алого  цвета.
Вишня  бывает  разных  сортов: 1.Ширпотреб  чёрная,2. Плодородная  Мичурина, 3.Шубинка,4. Любская,5. Краса  севера, 6. Владимирская.
-Перед  вами  шиповник и кактус. Почему они являются цветковыми растениями? 
- Плоды шиповника содержат  витамин С, настой  используется  как  противовоспалительное, витаминосодержащее  средство.
(Запись  ответа  на   вопрос  в  дневник и  сверка результата  со  СЛАЙДОМ 17.)
Вывод: с какой группой растений мы познакомились? (Ученики сами делают вывод.)
15. Запиши  группы  растений, которые  ты  знаешь.
(Запись названий групп растений в «дневник».)
3.Самостоятельная  работа в группах.
- А теперь  каждая  группа  работает  самостоятельно. Нужно  совместно  определить  группу  растений, и подписать карточки, выданные  вам.
(Работа в группах. Ребята  совещаются и подписывают название группы данного растения. Затем происходит проверка выполненной работы. Ребята командами  представляют свою работу, а остальные либо соглашаются, либо опровергают ответ.)4. Рефлексия.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какая информация была интересной?
-Что вам удалось больше всего ? 
5. Оценка деятельности учащихся.
- Как вы оцениваете свою  деятельность? 
(Учитель либо соглашается с учащимся, либо объясняет, почему ученик неверно  оценил свою  деятельность на уроке.)
-Ребята, сегодня все постарались поработать. Вам удалось достичь поставленной цели.
                                       
                                     Используемая  литература.
1. «Атлас растений». –М.:ОЛМА МедиаГрупп, 2007.
2.Иллюстрированный справочник «Пальмы.Папоротники». Автор-составитель Борковская Н.Ф.ООО«Современная школа».РБ, Минск-2003.
 3. «Окружающий  мир», учебник 1 ч., 3 кл., Н.Ф.Виноградова, М.-2014.
4. Программа «Окружающий мир» 3 класс, автор Н.Ф.Виноградова, издательство   «Вентана – Граф», Москва, 2014.
Используемое  оборудование: интерактивное оборудование.
Раздаточный материал:  карточки с изображением растений из разных групп, гербарий из папоротника, мох, хвоя, «Дневник юного биолога».