Разработка урока по окружающему миру в 1 классе на тему Кто такие птицы.
Проект урока по окружающему миру по теме «Кто такие птицы?»
Смирнова Любовь Алексеевна, учитель начальных классов.
Класс 1 класс
УМК «Школа России»
Состав класса: в классе - 25 учеников, из них с нормой развития - 21 человек, с ЗПР - 4 человека, с УО - 0 человек.
Цели урока: создать условия
для «особенных детей»
для «обычных» детей
- для знакомства с птицами и их многообразием , основными признаками; -для знакомства с видами перьев и их строением;
- для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;
- для исследования строения пера птицы и видов перьев;
- для развития умения договариваться при работе в группе;
- для развития умения оказывать помощь в позиции «маленького учителя» -выражать свою точку зрения по этой теме.
Планируемые результаты:
),-уметь узнавать птиц среди других животных ;называть основной признак птиц;
- уметь договариваться при работе в группе, используя помощь «маленького учителя»
-уметь называть птиц с помощью атласа-определителя ,описывать птиц по плану; -уметь определять виды перьев птиц;
-уметь оказывать помощь с позиции «маленького учителя»
Ход урока
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Примечания
«особенные»
«обычные»
Организационный момент
·Вновь звенит для нас звонок,
Начинаем наш урок.
Все к уроку вы готовы, чтобы узнать о чем-то новом?
· Да
Мотивация (Предъявление ситуации, выводящей на тему)
Обращается к группе «особенных» детей:
- С какими группами животных мы уже знакомы?
– Кто такие насекомые?
Приведите примеры.
- Как отличить рыб от других животных? Приведите примеры.
-Наша помощница Черепаха побывала в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у неё остались ещё и другие друзья-животные .Чтобы легче было догадаться о ком идёт речь, послушайте голоса
.(Аудиозапись с голосами птиц) -Как одним словом можно на звать друзей Черепахи? -Что вы знаете о птицах?
-Как можно отличить птиц от других животных?
Давайте откроем учебник на стр.36 и посмотрим можно ли этих всех животных назвать птицами?
Обращается к группе «особенных детей» -Попробуйте сформулировать тему урока.
(Перечисляют изученные группы животных -насекомые, рыбы)
(Называют несколько насекомых)
(Перечисляют несколько видов рыб.)
-Птицы.
-Они создают красоту в природе, красиво поют, радуют людей.
-Они летают.
Нельзя.
.
Кто такие птицы?
-Это животные, у которых 6 ног.(Приводят примеры.)
-Их тело покрыто чешуёй
(Приводят примеры.)
-Птицы.
-Птицы являются санитарами леса, поедают вредных насекомых ,уничтожают мышей полёвок, сохраняя хлеба.
-Тело птиц покрыто перьями.
Страус и пингвин –тоже птицы, но они не летают.
Нельзя т.к среди них есть белка-летяга, летучая мышь,бабочка.
Кто такие птицы?
Зачем, для чего знать, уметь?
Записывается тема урока на доске
Целеполагание
-Каждый человек перед началом работы ставит цель.
-Попробуйте сформулировать цель урока.
Обращается к группе «особенных детей»:
- Работая в группе закончите предложение «Сегодня на уроке буду учиться .»
-Кто сможет повторить цель урока?
- Проговорите друг другу в группе, а «маленькие учителя» вас проверят
Что бы вы хотели узнать о птицах?
Сегодня на уроке я буду учиться определять птиц среди других животных,
Проговаривают друг другу в группе.
-Ответы детей.
- Учусь выявлять отличительные признаки птиц, их внешнего строения и образа жизни.
«Маленькие учителя» проверяют правильность проговаривания цели.
-Ответы детей.
Чему буду учиться?
Планирование
Предлагаю для нашей работы следующий план: 1)Изучить строение птиц, их многообразие 2)Отличительные особенности птиц3).Хищные и водоплавающие птицы 4)Рассмотреть виды перьев и их строение.
Запись плана работы на доске в знаковой форме.
1.*** 2.ОО 3.Х В 4.П
Реализация плана
Задание для «особых» детей:
- Изучите по рисунку на стр. 36 строение тела птицы. Найдите указанные части других птиц, изображённых в учебнике.
Задание для «обычных детей»:
- Работая в группе, узнайте с помощью атласа-определителя неизвестных вам птиц на стр. 37.
Игра «Кто больше»
-Вспомните,каких птиц вы знаете?
(Соревнование между группами)
Вопрос ко всем учащимся, (показывая чучело птицы):
- Каковы отличительные особенности птиц?
Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твёрдая оболочка. Родители обычно насиживают яйца в гнезде.
Физкультминутка – игра на внимание:
«Летает – не летает» (хлопнуть в ладоши, если не птица)
Показ слайда «Хищные птицы».
Обращаюсь к группе «особенных детей»
-Проговорите друг другу в паре особенности хищных птиц?
Показ слайда «Водоплавающие птицы».
Практическая работа.
- Рассмотрите птичьи перья, изучите их строение самостоятельно (раздаю конверты с разными видами перьев) и показ слайда.
(Показываю слайд,раздаю по группам разные виды перьев)
- Найдите и покажите:
-маховые перья,
-контурные перья,
-пуховые перья.
- Сравните их и сделайте вывод о расположении их на теле птиц.(используя чучело птицы)
- Попробуйте сломать перо. Удаётся?
- Подбросьте перо. Что с ним происходит?
- Макните перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером?
- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? -Разрежьте перо.Что вы видите внутри?
- Какой же можно сделать вывод?
Обращаюсь к «особым детям» : -Проговорите в группе особенности перьев птиц, а «маленькие учителя» вас проверят.
- Рассмотрите внимательно перо под лупой. Из чего оно состоит?(показываю одновременно слайд)
Выполним задания в рабочей тетради стр.25-26.
Вашей группе(обращаюсь к «особой группе» задание №3.Прочитайте и проговорите что вам предстоит сделать?
-Остальным («обычные дети») выполнить задание №2 самостоятельно, прочитав задание.
Работа самостоятельно в группе по заданию.
Ответы по заданию. (голова, шея, я, клюв, туловище, крылья, ноги, хвост).
Перечисляют известных птиц.
Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.
Проговаривают друг другу.
Показ перьев.
Перья разного цвета и отличаются по форме и размеру.
Нет.
Плавно летит.
Оно осталось сухим.
Ничего.Внутри пусто.
Поговаривают в группе,а «маленькие учителя » проверяют.
Ответы детей (стержень, бороздки, очин, опахало).
-А сейчас нам предстоит научиться рисовать птичку. Рассмотреть порядок выполнения рисунка и выполнить задание.
Работа в группах по заданию самостоятельно.
«Маленькие учителя» проверяют правильность выполнения задания.
Ответы «обычных детей». (неизвестные птицы: дятел, воробей, утка, сова, ласточка, синица).
Перечисляют известных птиц.
Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.У всех птиц две ноги и пара крыльев.
Выступление заранее подготовленного учащегося (у хищных птиц (орлы) клювы загнутые, им они отрывают куски мяса; кривые когти, которыми они внезапно хватают мелких животных и птиц.)
Выступление заранее подготовленного учащегося.(у них-ноги перепончатые)
Перья бывают: маховые, контурные, пуховые.
Показ перьев.
Самые большие – маховые перья – перья хвоста и крыльев. Более мягкие – контурные перья, покрывают тело, а расположенные под ними - пух.
Нет.
Плавно летит.
Оно осталось сухим.
Птица и в воде остаётся сухой.
Ничего.Внутри пусто.
Перья прочные, лёгкие и не впитывают воду.Внутри перья полые.
Ответы детей (стержень, бороздки, очин, опахало).
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
«Обычные дети» сравнивают ворону , галку и грача. Докрашивают рисунки , точно передавая особенности окраски каждой птицы .
Контроль
- С какой новой группой животных мы познакомились.
- Что мы узнали о птицах?
Мы познакомились с новой группой животных – птицы.
Проговаривают ответы по каждому пункту плана, прослушав ответы «обычных» детей.
Новая группа животных – птицы.
Изучили строение птиц, их отличительные особенности, особенности хищных и водоплавающих птиц , рассмотрели виды перьев и их строение.
«Маленькие учителя» проверяют правильность ответов, дополняя их.
Достигли ли поставленной цели ?
Оценка
- Что нового узнал?
- Чему научился?
- С чем справился ус
пешно?
- Насколько я удовлетворён своей работой?
- Я узнал, кто такие птицы и чем они отличаются от других животных.
Научился рисовать птичку , используя рисунки.
-С практическим заданием.
-Мне понравилось работать в группе, выполнять практическую работу.
-Узнал какие перья есть у птиц, их строение и свойства.-
-Определять по атласу- определителю виды птиц.
-С практическим заданием.
Что нового узнал? Чему научился? С чем справился успешно? Над чем надо поработать? Насколько я удовлетворён своей работой?
Рефлексия
- Мне понравилось...
- Мне хотелось бы
- На следующем уроке
-Мне понравилось работать в группе, выполнять практическую работу.
- Мне хотелось бы дома сделать кормушку для птиц и подкармливать их зимой.
-Я ходил летом с мамой в музей и хочу ,чтобы мы всем классом посетили музей ,где очень много птиц.
- Мне понравилось работать в группе, выполнять практическую работу, самостоятельно исследовать.
- Мне хотелось бы узнать, за счёт чего птицы поднимаются в воздух и летают.
- Меня заинтересовали пингвины. К следующему уроку я хочу подготовить рассказ об этих птицах.
- Я был на страусинной ферме, видел страусов и хочу рассказать об этих птицах.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
&EэђЗаголовок 1%EэђЗаголовок 38ђЗаголовок 515