Урок по окружающему миру на тему Какой бывает транспорт








Урок по окружающему миру
для обучающихся 2 класса









Учитель: Гурова Ольга Николаевна


Тема:  Какой бывает транспорт
Цели: систематизировать знания учащихся о видах транспортных средств и их назначении; познакомить детей с профессиями людей, работа которых связана с транспортными  средствами, показать значение транспорта в жизни человека; развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть виды транспорта; рассказывать об истории транспорта и о его значении в жизни человека.
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков 1 часть, рабочая тетрадь № 1, иллюстрации транспортных средств, схемы – опоры, цветные карандаши.

Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. II. Актуализация знаний -Как строят дома в городе и селе? -Какие строительные материалы вы знаете? Для чего они служат? -Какие машины используют на стройке? Приведите примеры строительных машин. -Почему на современной стройке нельзя обойтись без строительных машин? III. Самоопределение к деятельности -Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки. -Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
1. Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины  И питается бензином. (Автобус) 2. Ходит город – великан На работу в океан. (Корабль) 3. Что за птица:  Песен не поёт, Гнезда не вьёт,  Людей и груз везёт. (Самолёт) 4. Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй. (Метро)
-Итак, ребята, о чём же пойдёт речь на уроке? (Речь пойдёт о транспорте) -Прочитайте тему урока на с.116 учебника. (Какой бывает транспорт) -Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока  
-Именно о транспорте и его значении в жизни человека мы и будем говорить сегодня на уроке.
-А кто знает, что называют транспортом?
1. -Слово «транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».
- Зачем нам нужен транспорт? (Для передвижения и перевозки грузов)
- Какой транспорт вы знаете?
- Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов? (Первое транспортное средство – лошадь)
- Какие современные виды транспорта вы знаете?
- Чем они отличаются друг от друга? (Способом передвижения: по земле,
 по воде, в воздухе, под землей)
- На какие группы можно разделить весь транспорт?
2. -Откроем учебник на с.116. Прочитаем задание и ответим на вопрос.
3. Работа в парах. (Учебник, с.116)
1. Подумайте, на какие виды можно разделить транспорт.
2. Рассмотрите схемы. По каким признакам транспорт делят на виды?
1817370224790248856520383533528002419353496310238125Транспорт наземный водный воздушный подземный

23171152476503127375400053521710267335Транспорт
пассажирский грузовой специальный

23399752457453274695245110Транспорт
личный общественный
3. Приведите к этим схемам по 2-3 примера транспортных средств каждого вида.
V. Физкультминутка
Руки ставим мы вразлёт:
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай раз и делай два.
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз
И на место все садись!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику (с.117)
-Ребята, а какой специальный транспорт вы знаете? (Ответы детей)
-Рассмотрите рисунки. Назовите эти машины. Стрелками из цветной бумаги покажите, какие номера телефонов набирают, чтобы их вызвать.
01 02 03
2. Работа по учебнику (с.118).
(Работа в группах)
-Рассмотрите рисунки учебника. Прочитайте рассказы об истории возникновения водного и воздушного транспорта. (Первая группа самостоятельно готовит рассказ о водном транспорте, а вторая о воздушном)
-Давайте послушаем рассказы, которые подготовили ребята.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради (с.73-76)
№1. Выполни задания.
(Самостоятельное выполнение)
1) Отметьте (закрасьте кружок) разным цветом наземный, водный, воздушный и подземный транспорт на с. 74-75.
2) Отметьте на тех же страницах пассажирский, грузовой и специальный транспорт первыми буквами этих слов (впишите букву в квадратик)
(Проверка)
№2. Приведите примеры транспорта, который одновременно является:
а) наземным, пассажирским, личным: _______________________________
б) наземным, пассажирским, общественным: _________________________
в) водным, пассажирским, личным: _________________________________
г) водным, пассажирским, общественным: ___________________________
(Самостоятельное выполнение)
(Проверка)
№3. Запиши номера телефонов, по которым вызывают:
а) пожарных
б) полицию
в) «Скорую помощь»
г) «Службу спасения»
(Проверка)
№4. Рассмотрите рисунки. Сравните размеры транспортных средств. В красных квадратиках пронумеруйте их в порядке увеличения размеров, а в синих- в порядке уменьшения размеров.
(Проверка в парах)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.119)
-Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)
VIII. Подведение итогов урока
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Выполнили мы учебные задачи, которые ставили перед собой?
-О чём бы вам хотелось рассказать родителям и друзьям?
Домашнее задание
с. 116-119; рабочая тетрадь, задания №5и №6, с.77