Конспект урока окружающего мира Какой бывает транспорт?


Окружающий мир 2 класс
Тема: Какой бывает транспорт
Цели: дать понятие о транспорте.
Задачи:
- познакомить с видами транспорта, его назначении;
- учить группировать транспорт по назначению;
- развивать воображение, внимание, память, логическое мышление.
Формировать УУД:
1)познавательные – умение строить высказывание, поиск информации, моделирование;
2)коммуникативные – умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества;
3)регулятивные – целеполагание, планирование, оценка;
4)личностные – учебно – познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке, чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Оборудование: проектор, презентация, конверты с заданиями для работы в парах, картинки с видами транспорта, тест, сюжетные картинки ПДД
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Ребята у нас на уроке гости, давайте с ними поздороваемся.
Встали ровненько, красиво.
Посмотрю-ка, я на вас!
Молодцы, все встали прямо.
Ах, какой хороший класс!
Здесь затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаю вам удачи
За работу, в добрый час!
II. Проверка домашнего задания.
Дети, над какой темой мы работали на прошлом уроке. Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. Перед вами рабочие листы задание №1. На экране вопросы и варианты ответов, выберите верный ответ, впишите его в рабочий лист. (Взаимопроверка с презентации)
Ребята, встаньте те, кто выполнил тест без ошибок. Молодцы! Остальным нужно немного повторить…
III. Актуализация знаний. Определение темы урока
– По какому разделу мы путешествуем? ( «Жизнь города и села»).
- Ребята чем город отличается от села? (В городе больше магазинов, чем в селе. В городе многоэтажные дома, в селе одноэтажные. В городе много машин, а в селе меньше.)- Ребята, я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте.
“Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок”.
(Поезд) слайд 1
“Не птица, а летит,
Не жук, а гудит”.
(Самолет) слайд 2
“Белая гора по Амуру идет,
До селения дойдет –
Кричать начнет”
(Пароход) слайд 3
“Под землей огни горят,
Под землей дворцы стоят,
Под землею чудо мчится,
Сядь – и можешь прокатиться”.
(Метро) слайд 4
(Доказывают отгадки)
- Молодцы ребята, все правильно! Посмотрите, сколько разных машин и все они помогают людям. Как одним словом сказать, что это? (транспорт).
Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке? (О транспорте).
Какая тема нашего урока? (Какай бывает транспорт?)
Вспомните, составной частью чего является транспорт? Транспорт является одной из отраслей чего? (экономика)
IV. Изучение новой темы
-Как вы думаете ,что означает слово «транспорт»?(Транспорт –это средства передвижения предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другой.)
-Оказывается слово «транспорт» не русское. А откуда оно пришло?
Сообщение ученика: Слово «транспорт» ввел в русский язык царь Петр I .Когда он составлял в 1720 году Морской устав(правила для военных моряков),то назвал транспортами корабли. Царь позаимствовал это слово из немецкого языка. А немцы давным– давно взяли его из латинского. Оно означало «переносить», «перемещать». Слово быстро прижилось у нас, его уже никто не считал чужим. Правда значение его изменилось. Транспортами мы называем не только корабли .но и другую технику.
- Дети, а кто-нибудь и вас может попытаться ответить на вопрос «Какой же бывает транспорт?»
Давайте посмотрим ещё раз на наши отгадки, на какие группы можно разделить этот транспорт?

- Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят?(Людей и грузы.)

У. Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?Д. Пассажирский.У. Если транспорт перевозит только грузы?Д. Грузовой.
Работа по учебнику
- Откроем учебники с 116-117. Проверим правильно ли мы составили схемы?
- Какого транспорта у нас не хватает? (Специального, личного, общественного)
- А что это за транспорт такой? Для чего служит? Кто может нам объяснить? (личный – это собственные машины, общественный – это тот транспорт, которым может воспользоваться любой человек. Он ходит по определённому маршруту)- По какому номеру вызывают милицию, скорую помощь, пожарную, газовую службу!?
Приведём к этим схемам ещё по два-три примера транспортных средств каждого вида.
V. Физкультминутка
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
VI. Соблюдение ПДД.
- Чтобы транспорт ездил, люди ходили необходимо соблюдать что? (ПДД.)
-Давайте вспомним правила дорожного движения по сюжетным картинкам на доске.
VII. Закрепление изученного.
Игра «Что у кого?»
– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)– У человека сердце, …  (мотор)– У автомобиля колёса, … (ноги)– У человека кровь, … (бензин)– Человек вытирает руками, …  (дворниками)– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)– Человек может заболеть, … (ломается)-Ребята, а как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофёр.)
- Какие ещё профессии, связанные с работой на транспорте вы знаете? (Машинист, таксист, капитан, пилот, проводник и др.)  
Самостоятельная работа
Работа в рабочих листах задание №2. Отметить карандашами разных цветов название водного, воздушного, подземного. наземного транспорта.

Красный – водный
Синий – воздушный
Зелёный – наземный
Жёлтый – подземный
Практическая работа. Работа в парах
-Ребята, попробуем построить различные виды транспорта из геометрических фигур.
-Покажите и расскажите ,что у вас получилось?(Работы вывешиваются на доске)
- Ребята, какие необычные виды транспорта существуют. Как вы думаете можно без подготовки ответить на этот вопрос? Конечно, нет. Будь у нас много времени вы, конечно, могли бы поискать ответ сами, но у нас очень мало времени, и я хотела познакомить вас сама с этими необычными видами транспорта, думаю, вам будет интересно. (Учитель щелкает слайды с необычными видами транспорта и рассказывает о них)
Учитель листает слайды и рассказывает про необычные виды транспорта.
Мы привыкли к тому, что по улицам наших городов и поселков ходит вполне традиционный общественный транспорт: легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи – вот, пожалуй, и весь набор многоколесных друзей, которые помогают нам быстро добраться до места назначения.
Однако в Европе существуют разновидности общественного транспорта, которые кажутся довольно необычными нас.
К примеру, в итальянском городе Венеция, который находится на небольшом островке, разбитом на отдельные участки водными каналами, наземного общественного транспорта не существует, местные жители, и гости города передвигаются по водным артериям на небольших катерах, которые называются вапаретто. (слайд )
Довольно популярной в Европе стала монорельсовая подвесная дорога, она создана в тех городах, где ощущается большое скопление людей. Так называемый второй этаж, который занимает подобный транспорт, делает жизнь людей проще и удобнее. Подвесная монорельсовая дорога дает возможность «перескакивать» оживленные магистрали и промышленные районы и избегать «пробок».(слайд )

В середине XX века в некоторых странах мира (Швейцарии, Бельгии, государствах Африки) курсировал такой общественный транспорт, как гидробус. Гиробус представлял собой небольшой автобус, который питался электроэнергией. Транспорт шел по запланированному маршруту, а во время остановок подпитывался электроэнергией у специальных станций, имеющих форму столбов. (слайд )

Японцы, которые всегда славились умением творить чудеса техники, позаботились о своих согражданах, придумав картлатор. (слайд 1)

Помните, как едет вниз и вверх лестница эскалатора на наших станциях метро? Примерно, то же самое смастерили японцы, лишь с той разницей, что японский эскалатор представляет собой несколько движущихся кабинок, в которые садятся люди и уже сидя, поднимаются или опускаются в нужную точку.
VIII. Итог урока.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Что мы узнали?
- Что повторили?
– На какие виды мы разделим транспорт в зависимости от места передвижения?
– На какие виды мы разделим транспорт, в зависимости от того какую работу выполняет транспорт?
– На какие виды мы разделим транспорт в зависимости от владельца транспортом.
– Какой транспорт мы называем специальным?
IX. Домашнее задание. (по выбору)
Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.
Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.
X. Рефлексия
Я ВСЁ ПОНЯЛ И СПРАВИЛСЯ С ЗАДАНИЯМИ
Я ВСЁ ПОНЯЛ, НО БЫЛО ТРУДНО ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ
У МЕНЯ НЕ ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ