Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны!» Части речи все важны!»)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ОС «Гармония»
Тема
Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи
(«Части речи все нужны!» Части речи все важны!»)
Цели
Образовательные:
Развитие умения учащихся работать с учебником.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: Представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка.
- Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия. Действовать по намеченному плану, по известной памятке; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; использовать при выполнении действий известные модели. Осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»; контролировать выполнение и результат своих действий.
- Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.
- Познавательные УУД: Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения.
Планируемый результат
Предметные:
- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников.
- Пользоваться освоенными признаками для определения части речи; выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи, понимать смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи.
- Соблюдать освоенные нормы культуры речи при использовании слов разных частей речи, правила написания предлогов с другими словами, в том числе с местоимениями.
- Строить устные деловые сообщения, опираясь на различные (схематичные, табличные, словесные) средства помощи.
- Использовать все приобретённые орфографические умения в процессе письма.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия
Части речи, самостоятельные и служебные части речи, существительное, прилагательное, глагол.
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
дополнительные
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 1ч.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник ч.1
Учебная презентация
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре
Этапы урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
Организует
Уточняет тематические рамки.
Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?Всё ль в порядкеКнижка, ручка и тетрадка?Проверили? Садитесь!С усердием трудитесь!
Пословица: Кто работы не боится, у того она и спорится.
Объяснение пословицы.
-О чем говорили на прошлом уроке?
-Какие новые научные слова узнали?
II. Проверка домашнего задания.
Цели:-проверить самостоятельную работу уч-ся дома по закреплению полученных знаний на предыдущем уроке, устранить допущенные ошибки
Проверяют домашнее задание, исправляют ошибки.
Оценивают работу дома.
Организует
работу уч-ся.
-Какие части речи не встретились в тексте?
-Какие орфографические задачи решали?
Перед вами на столе «шкала успеха», оцените свою работу дома.
1задание
2задание
3задане
4задание
5задание
6задание
7задание
Итог урока
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цели:- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках;
-уточнение типа урока;
- уточнение тематических рамок.
Орфографическая минутка
Цели: повторить виды орфограмм, закрепление способа объяснения изученных орфограмм
Вставляют слова в таблицу.
Оценивают свою работу.
Решают орфографические задачи, объясняя выбор букв.
Проверка. К доске поочередно выходят дети и объясняют орфограммы.
Поставьте «+» над буквами, которые написали правильно, а «-» - над неудачными.
Организует
работу уч-ся.
Запишите слова в тетрадь, решив орфографические задачи.
Какие части речи использовались в орфографической минутке? Как вы их определяли?
Всему название дано –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
-Язык, на котором мы говорим, очень богат. В нем много частей речи и каждая имеет свое название. Вспомним, какие части речи вам знакомы. - На какие три группы их можно разделить?
Вы, наверное, догадались, что мы продолжим разговор о частях речи.
Сегодня мы должны выяснить какая часть речи самая важная?
Мы проведем небольшое исследование. В этом нам помогут слова. Заполним таблицы.
Проверка на слайде.
Л . ёт, с . нтябрь, ж . лтеют, оп . дают, ч . стый, грус . ный, лист . пад, дож . ь, ненас . ный, птиц
Самооценка по «шкале успеха»
IV. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)
Цели: организация формулирования темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися;
- мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.
·
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Читают тему на с.54
Обобщить знания о частях речи.
Потренироваться распределять слова на группы.
Организует формулирование темы урока учащимися
На доске картины 4 времен года.
Организует постановку цели урока учащимися
Попробуйте догадаться, о чем нам предстоит поговорить сегодня на уроке.
Прочитайте в учебнике, как авторы назвали тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой?
- Выскажите свое предположение по поводу того, над чем нам предстоит сегодня на уроке работать. (выслушиваются предположения детей)
На доске висят картины 4 времен года.
Если бы вам предложили с помощью слов орфографической минутки составить рассказ по картинке, то какой пейзаж вы бы выбрали? (осень)
-Попробуйте составить несколько предложений, не употребив существительных. А потом попытайтесь составить предложения без глаголов, без прилагательных. Получилось?
Вывод: Все части речи важны и нужны.
V.Физминутка
Цели: организация переключение внимания уч-ся, упражнения на снятие мышечного напряжения.
Выполняют упражнения
Организует проведение динамической паузы
VI. Закрепление опорных знаний во внешней речи.
Цель: усвоение нового способа действия.
Выполняют задание.
А вот теперь давайте запишем несколько предложений про осень, используя любые части речи. Над словами укажите части речи.
Организует работу над заданием.
Организует проверку с самооценкой
Другие уч-ся работают со «шкалой самооценки»
Опрос 3 учащихся. Они называют, составленные предложения.
Самооценка ученика.
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
Алгоритм состоит из 6 вопросов:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задания?( трудно или нет)
VII. Контролирующее задание
Цель: проверка умения определять части речи слов, лишенных лексического значения
Выполняют задание, определяя части речи у несуществующих слов.
Организует работу в паре.
Контролирует качество выполнения задания.
Самооценка данного этапа урока по «шкале успеха»
VIII.Работа в группах с проверкой по эталону
Цель: проверка умения применять полученные знания
Повторяют правила работы в группах.
Выполняют работу, распределяя обязанности каждого члена в группе.
Организует работу в группах.
Контролирует качество выполнения задания.
Самооценка данного этапа урока.
1группа Записать предложение в определенном порядке:
Глагол – сущ. – глагол.
Глагол – прилаг. – сущ.
Прилаг. – сущ. – глагол – сущ.
Глагол – сущ. – прилаг. – сущ.
Предложения для работы:
П.кинули лес звонкие птиц. .
Хмурится ос.нь, злится.
Сил.ный вет.р гонит лист?я.
Зар.дили х.лодные д.жди.
2 группа Задание для низкомотивируемых учащихся.
Распределить карточки слов по конвертам: «Части речи». (Памятка, тетрадь на печатной основе, стр. 36.)
Проверка осуществляется консультантом.
Оцените СОТРУДНИЧЕСТВО в вашей группе.
Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком (, насколько ты согласен с данным утверждением.
Утверждение
Абсолютно согласен
Согласен
Частично согласен
Не согласен
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы
Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы
Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение
Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне
Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними
Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу
Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании
IX. Проверка теоретических знаний.
Цели: проверить теоретические знания по определению частей речи
Самостоятельно выполняют тестовые задания.
Самооценка по «шкале успеха»
5-нет ошибок
4-2ошибки
3-3ошибки
Организует тестовую работу с последующей проверкой.
Тест
Выбери верное утверждение:
1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - это часть речи, которая обозначает признак предмета
2. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - это часть речи, которая обозначает действие предмета
3. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - это часть речи, которая обозначает предмет
Выбери верное утверждение:
1. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ отвечают на вопрос кто? что?
2. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ отвечают на вопрос какой? какая?
3. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ отвечают на вопрос что делать? что сделать?
Выбери верное утверждение:
1. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ обозначают действие предмета
2. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ обозначают признак предмета
3. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ обозначают предмет
Выбери верное утверждение:
1. ГЛАГОЛЫ обозначают действие предмета
2. ГЛАГОЛЫ обозначают признак предмета
3. ГЛАГОЛЫ обозначают предмет
Выбери верное утверждение:
1. ГЛАГОЛЫ отвечают на вопрос кто? что?
2. ГЛАГОЛЫ отвечают на вопросы какой? какая?
3. ГЛАГОЛЫ отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Выбери верное утверждение:
1. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ отвечают на вопросы кто? что?
2. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ отвечают на вопросы какой? какая?
3. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Проверка ключа к тесту.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)
Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся.
Подводят итог урока.
Выставляют итоговую самооценку по «шкале успеха».
Выходят к доске и выставляют своего «человечка» на «ступеньку успеха»
Записывают домашнее задание.
Организует рефлексию.
Выставляет отметки за урок.
Дает инструкцию по домашнему заданию.
-Какую работу выполняли?
- Какая тема урока была?
-Какую цель ставили? Достигли цели?
Ступенька успеха
ПРИМЕНЯЮ
ПОНИМАЮ
ЗАТРУДНЯЮСЬ
Рисунок 6Рисунок 315