Урок русского языка в 8 классе «Согласованные и несогласованные определения» (в соответствии с требованиями ФГОС)
Схема конспекта урока русского языка в 8 классе (в соответствии с требованиями ФГОС)
Тема урока: «Согласованные и несогласованные определения».
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: УМК, компьютер, мультимедий ный проектор, экран, презентация Power Point, ресурсы ФЦИОР, раздаточный материал, материал для тестирования, учебники, тетради.
Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов через наблюдения, языковой и снтаксический анализ, самостоятельную исследовательскую, частично- поисковую, практическую деятельность:
Личностных: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, формирование коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности, умение работать в паре, в группе.
Метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства.
Предметных: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, говорения, письма), расширение и систематизация научных знаний о языке, освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц языка, формирование навыков проведения синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также текста, обогащение активного и потенциального словарного запаса, овладение основными нормами литературного языка, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний, стремление к речевому самосовершенствованию.
Эпиграф к уроку: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]”.
К.Г.Паустовский.
1. Организационный момент, включающий:
Цель учащихся: подготовиться к уроку предметно и настроиться психологически.
Цель учителя: настроить учащихся на предстоящую работу, создать условия для быстрого включения учащихся в учебную работу.
Задачи:
Активизировать внимание учащихся для включения в деловой ритм.
Создать благоприятный микроклимат.
Методы: словесные, убеждение.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Проверяют наличие учебников, тетрадей.
Записывают число в тетради.
1. Приветствует учащихся.
2.Проверяет готовность класса к уроку.
3.Предлагает записать число в тетради.
Быстрое включение ученика в деловой ритм
2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий
формирование мотивации к изучению темы.
Цель учащихся: актуализировать учебные знания, необходимые и достаточные для восприятия нового материала; помочь осознать важность предстоящей учебной работы.
Цель учителя: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, мотивировать учеников на решение задач в пределах темы урока; подготовить школьников к целеполаганию.
Метод: сравнительного анализа, проблемно-диалоговый, частично поисковый.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
1.Записывают под диктовку учителя словосочетания, затем объясняют (по цепочке) правописание не с причастиями, оценивают свою работу по предложенным критериям.
Размышляют, отвечают на вопросы учителя, включаясь в диалог.
2.Настраиваются на восприятие нового материала.
3.Работают с текстом (распечатка у каждого на столе): читают текст, анализируют предложения, сравнивают предложенный текст с текстом, который сконструировали сами, делают выводы.
3. Делают выводы о роли второстепенных членов предложения, о богатстве, красоте и воможностях русского языка, необходимости владения всеми его богатствами.
Осмысливают эпиграф (слова К.Г. Паустовского), делают выводы.
-С чего начнем сегодняшний урок?
(С проверки домашнего задания).
1. Объяснительный диктант.
Ничем не нарушаемая тишина, невозмутимый вид, ничуть не раскаявшийся, незамеченные взгляды, не тронутое загаром, не переписанный заново, никем не выучены, несмолкающий гул, не слышимый никем, негромко вскрикнула.
Критерии оценивания: не допустили ошибок - «5»; допустили 1-2 ош.- «4»; допустили 3 ош.-«3».Тем, кто не справился с заданием, учитель предлагает карточку-задание на дом, в которой указывает и параграф для повторения и письменное задание.
-Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями).
-Почему именно это правило вы должны были повторить дома? (Много ошибок допускают школьники).
-Каким членом является причастие в предложении? (Определением).
2.Мотивирует учащихся на восприятие нового материала.
Прочитайте текст.
Березовая роща так чиста, будто старательные хозяюшки заботливо подмели ее березовым веником
Зеленокудрые и нарядные березы стоят, будто вновь помолодевшие. Длинные сережки развешаны словно колокольчики по ветвям. Летом береза густая, задумчивая, порой лепечет зубчатыми листочками, потряхивает кроной, будто все хочет рассказать какие-то лесные тайны
(По Максимову)
Подчеркните главные члены предложения и прочитайте только их. Что у вас получилось? Яркий, выразительный текст? Какой можно сделать вывод? (В речи не обойтись без второстепенных членов). Какой второстепенный член предложения делает нашу речь ярче, образнее, эмоциональнее, красивее? (Определение).
Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова русского писателя К.Г. Паустовского: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]”.
Слайд№2)
Как вы понимаете эти слова?
Как вы думаете, почему именно эти слова
взяты?
Формирование
умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; достаточно полно и точно выражать свои мысли;
владение основами самоконтроля, самооценки.
На этом этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов:
метапредметных
(умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы);
предметных (формирование навыков анализа текста,
обогащение активного и потенциального словарного запаса, формирование навыков проведения частичного синтаксического анализа предложений).
Формирование уважения к родному языку, понимание сопричастности к русскому языку, желания овладеть всеми богатствами языка; формирование готовности и способности обучающихся к самораз-витию и самообразова-нию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие стремления к совершенствованию речи.
3. Изучение нового учебного материала.
Цель учащихся: овладеть новыми знаниями и умениями по теме «Согласованные и несогласованные определения» через языковой и синтаксический анализ, практическую работу; находить определения в предложении, выяснить, чем выражаются согласованные и несогласованные определения; овладеть способом разграничения согласованных и несогласованныех определений; формирование языковой и коммуникативной компетенций.
Цель учителя: создать условия для восприятия, усвоения и осмысления нового материала по теме: «Согласованные и несогласованные определения» через целеполагание, повторение знаний об определении, анализ предложений, практические задания; формирование языковой и коммуникативной компетенций;
Методы организации работы учащихся: диалоговый, сравнительного анализа, создание проблемной ситуации, работа с учебником, работа в парах.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
1.Слушают, отвечают на вопросы учителя, опираясь на ранее изученный материал
2.Записывают тему урока
3.Составляют кластер, работая в парах, записывают в тетрадь.
Самостоятельно проводят оценку своих знаний: знаю, предстоит узнать.
4.Формулируют цели урока.
5.Намечают план для реализации цели, обсуждают формы учебной работы на уроке.
Включаются в решение поставленных задач, предлагают свои ответы, имеют возможность совместно обсудить. Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого материала.
Включаются в работу, отвечают на поставленные вопросы, производят анализ языкового материала и делают выводы о способах выражения определений.
Выполняют практическое задание и находят способ определения согласованных и несогласованных определений в виде алгоритма.
Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют.
Учащиеся в результате
наблюдений над языковым материалом
делают выводы.
Работают с учебником, анализируют, соотносят содержание параграфа с полученными в результате своей учебной деятельности знаниями.
3.1 Актуализация знаний.
1. Организует учащихся на совместную беседу, диалог.
-Вы знаете, что слова в предложении, выполняя в нём различную роль, становятся членами предложения.Какие вы знаете члены предложения? (Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство, однородные члены предложения.) (Cлайд № 3)
2.Правильно ли подчеркнуты члены предложения?
Верно ли утверждение, что слово снега определение?
Крупные хлопья снега медленно падают на сырую землю.
(Мнения разделяются. Создается проблемная ситуация.)
Сегодня мы начинаем изучение второстепенного члена предложения. Как вы думаете, какого? (Определения).3. Объявляет тему урока
4.Организует работу в парах.
-Что вы уже знаете об определении? Составьте кластер.
-Какая информация вам уже знакома? (Слайды №4)
-Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
5.Предлагает учащимся сформулировать цели (что надо знать, понимать, уметь? Какие компетенции формировать?)
Целеполагание: повторить и закрепить сведения об определении, полученные в 5-7 классах; знать: чем оно выражается; уметь: находить определения в предложении, разграничивать согласованные и несогласованные определения; понимать: в чем их отличие и какую роль играют определения в речи. Формировать языковую, коммуникативную, общеучебную компетенции (слушать, аргументированно отвечать, дополнять, работать коллективно, в парах, самостоятельно).
Предлагает обсудить, каким путем идти к реализации поставленной цели.
6. Коллективная работа.
1) Заполните таблицу, распределяя словосочетания по способу связи.
Постановка конкетной учебной задачи: какие знания понадобятся, чтобы выполнить задание?
Талант режиссера, территория справа, теннисный корт, искусство плавать, помощник ассистента, иллюстратор сказок, комиссия построже, аллегория басни, слуховая иллюзия, праздничная иллюминация, юноша высокого роста. (Слайд № 5)
-Какая орфограмма повторяется почти в каждом словосочетании? (Удвоенная согласная)
2) Работа по заполненной в ходе распределительного диктанта таблице.
-В чем сходство всех словосочетаний в таблице? Обратите внимание на смысловую связь в них (во всех словосочетаниях общее грамматическое значение-определительное, зависимые слова отвечают на вопрос какой?)
-Какую синтаксическую роль будут играть все зависимые слова? Подчеркните их как члены предложения (определения).
- Какими же частями речи могут быть выражены определения? (Прилагательным, причастием, местоимением, существительным, инфинитивом, прилагательным в сравнительной степени, словосочетанием, наречием).
-Какие из данных частей речи согласуются с главным словом в роде, числе и падеже? (1 столбик)
- Какие не согласуются? (2 и 3 столбики).
3) htt://www.fcior.edu.ru/саrd/389/ftorostepennye-chleny predlozheniya
Предлагает выполнить в группе практическое задание, сделать вывод после исследования материала и представить свой вариант алгоритма определения согласованных и несогласованных определений:
Алгоритм
1.Определи вид подчинительной связи в словосочетании.
2.Между главным и зависимым словом связь согласование?
3.Да. 3.Нет.
4.Согласованное 4.Несогласованное.
-- Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением). (Слайд № 7)
- Мы достигли поставленной цели? (Да).
-Дайте определение согласованных и несогласованных определений.
(Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями.
Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием. Могут быть выражены существительными в косвенных падежах, притяжательными местоимениями (его, её, их), наречиями, инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием.) (Слайд №6)
- А теперь откроем учебники и проверим, верно ли мы установили, что такое определение и в чем отличие согласованных определений от несогласованных.
На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов:
предметных (расширение и систематизация знаний о языке, осознание взаимосвязи его единиц, освоение базовых понятий лингвистики, формирование умений
анализировать языковые единицы, воспринимать новое на базе уже имеющихся знаний.
Предполагается формирование умения
самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, принятия решений;
владение основами самоконтроля, самооценки;
строить умозаключение и делать выводы.
Формирование
умения самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключение и делать выводы.
Формирование умения организовы-вать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем,
анализировать языко-вой материал и строить логическое рассуждение, формулируя выводы.
Предполагается формирование
коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности, умение работать в паре, в группе. Результатом
будет формирование умения определять понятия, создавать обобщения
(алгоритм).
Результатом будет расширение знаний о языке, освоение базовых понятий лингвистики.
Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи путем
соотнесения полученного нового знания с правилом в учебнике.
4. Закрепление учебного материала
Цель учащихся: отработать умение находить в предложении несогласованные и согласованные определения, определять способы их выражения, графически обозначать; закрепить умение различать согласованные и несогласованные определения, наблюдать за оттенками их значений. Обогащать свой словарный запас (учиться у мастеров слова), конструировать предложения, создавать текст;
Цель учителя: создать условия для закрепления материала через практические, самостоятельные и творческие задания, используя тестовую форму, приближенную к ГИА.
Методы: системно - деятельностный; здоровьесбережения, исследовательский, частично – поисковый, самостоятельная творческая работа.
Методы стимулирования учебной активности учащихся: достижение поставленной учащимися целей,
похвала учителя и оценка их учебной деятельности.
·
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Анализируют свою деятельность на предыдущем этапе работы на уроке и планируют дальнейшие действия для достижения цели.
1.Закрепляют навык определения согласованных и
несогласованных определений и указывают способы их выражения.
Работают в парах.
3.Проверяют выполнение с экрана.
Самопроверка. Оценка.
4.Читают, сравнивают и анализируют данные предложения и формулируют задание.
Одна пара работает на доске (у неё распечатка предложений).
Размышляют над вопросом и отвечают о своих затруднениях.
Обдумывают вопрос в парах и приходят к выводу:
сказуемое– главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи. Определение –второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
Работают в группах, затем представители групп объясняют свое выполнение работы (два примера), высказывают общее мнение группы о том, какие определения (согласованные или несогласованные) имеют более широкое значение.
(Согласованные).
4.Вместе с учителем выполняют несложные физические упражнения и упражнения для глаз.
Музыку включает подготовленный ученик.
- Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться.)
4.1 Первичное закрепление.
Организует выполнение практической части урока по усвоению новых знаний, побуждая учащихся к осознанному выбору форм и способов деятельности.
1.Спишите предложения, подчеркните определения. Укажите согласованные и несогласованные определения и чем они выражены (слайд № 8).
На столе стоял красивый подсвечник из керамики.
Этот подсвечник из керамики.
Окно справа было особенно чисто вымыто.
Мечта отдохнуть так и не сбылась.
Вкусные макароны по-флотски приготовить несложно.
Напротив стояло высокое здание из кирпича.
Образец для проверки самостоятельной работы (слайд №9)
На столе стоял красивый (согл.) подсвечник из керамики (несогл).
Этот (согл.) подсвечник из керамики (составн. именное сказуемое).
Окно справа (несогл.) было чисто вымыто.
Мечта отдохнуть (несогл.) так и не сбылась.
Вкусные (согл.) макароны по-флотски (несогл.) приготовить несложно.
Напротив стояло высокое (согл.) здание из кирпича (несогл.)
Критерии оценивания: правильных ответов10- 9-«5»; 7-8-«4»; 6 -«3»; меньше -«2».
Тому, кто не справился, учитель предлагает индивидуальную работу.
2.Предлагает выполнить задание в парах (слайд №10).
Прочитайте предложения и сформулируйте к ним задание. (Определить, каким членом предложения являются выделенные слова в парах предложений). Выполните это задание.
Выпускник предложил необычное решение задачи. - Решение задачи выпускником было необычное.
Вечером начался сильный град. - Вечером град был сильный.
Сегодня был замечательный вечер. – Вечер сегодня был замечательный.
Довольные ребята вернулись из музея. – Вернувшиеся из музея ребята были довольные.
- Какие были затруднения при выполнении этого задания? (Определения можно спутать с именной частью составного именного сказуемого).
- Объясните, как не допустить таких ошибок? (нужно хорошо знать определения главного члена предложе-ния – сказуемого и второстепенного -определения)
3.Подберите к данным согласованным определениям синонимичные несогласованные (такого рода задания встретятся вам при сдаче ГИА: задание В2). Подумайте, всегда ли значения этих определений совпадают? Если нет, ответьте, какие (согласованные или несогласованные) определения имеют более широкое значение. (Слайд №11)
Материнская любовь, дружеский совет прибрежный кустарник, сиреневый цвет, музыкальный звук, индийский чай, серебряная ложка, книжный шкаф. (Слайд №11).
Критерии оценивания: за 8 правильных ответов- «5»;
За 6 ответов- «4», за5 ответов- «3», менее- требуется консультация группы.
4.Предлагает провести физкультминутку под музыку с целью снятия напряжения и продолжения работы в том же темпе.
Формирование умения выбирать способы
деятельности для достижения поставленных целей.
Формирование умения работать в паре, овладение базовыми знаниями языка, основами контроля, ссамоконтроля и оценки.
.
Формирование умения анализировать
языковой материал с целью выделения признаков; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формирование
коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению; что нужно знать, чтобы избежать ошибок), формирование умения строить логическое рассуждение.
Формирование умения определять способы действий, работать в группе, организовывать сотрудничество со сверстниками, умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,
ИКТ: музыкальная композиция, подобранная
учеником.
4.2 Самостоятельная работа
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Примечание
1. Выполняют самостоятельную работу на листах с распечатанным текстом.
2. Один учащийся у доски составляет схему предпоследнего предложения.
3.Выполняют взаимопроверку в парах.
1.Организует самостоятельную работу учащихся, контролирует выполнение, взаимопроверку.
(Распечатки текстов – на столах у учащихся).
Прочитайте текст, определите стиль, тип речи, основную мысль текста. Найдите и подчеркните несогласованные определения. Какую роль определения играют в раскрытии основной мысли?
Море смеялось.
Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В голубом пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости.
(М. Горький
Критерии: определили правильно стиль, тип речи, нашли в тексте и подчеркнули несогласованные определения, -«5»; допустили 1-2 ош.-«4»; 3 ош-«3»; более-«2».Тому, кто ошибся, может помочь товарищ по парте: объяснит причину ошибок.
Контроль учителя.
Обогащение активного и потенциального словарного запаса,
Овладение основами контроля и самоконтроля .
4.3 Творческое задание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечания
1.Анализируют задания, предложенные на выбор, соотносят со своими возможностями и выбирают для самостоятельной работы.
2.Одни учащиеся составляют словосочета-ния (1-е задание), другие вставляют в текст определения- прилагательные, находят среди них эпитеты, опре-
деляют, какие это определения (2-е задание).
Сравнивают свою работу и текст И. Соколова – Микитова, оценивают результаты своей работы.
1.Организует самостоятельную творческую работу учащихся, контролирует выполнение.
-Мы с вами уже знаем о выразительных возможностях определений – эпитетов. Для чего они служат? (Они делают нашу речь яркой, образной, выразительной).
Предлагает выполнить задания на выбор:
1. Используя фотографию, составьте словосочетания, включив в них согласованные и несогласованные определения. Фотография «Девочка с шишкой» (№139193)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Вставьте в данный текст определения-прилагательные, назовите среди них эпитеты и оцените их роль в тексте (на столах учащихся распечатки текста). Какие определения вы использовали: согласованные или несогласованные?
Выше и выше над лесом солнце. Вышла на край леса лосиха с лосенком. Учиться бегать лосенок. Спотыкаются о кочки его ноги.
Ласково пригревает в лесу солнышко. Уже надулись на деревьях почки. Из березовой ветки сочится сок. А над лужами в лучах солнца «толкут мак» комары–толкунцы. Пуховками распустились кустики ив. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. Хорошо пахнет в лесу!
Сравните свой текст и текст И. Соколова – Микитова. Насколько вы «приблизились» к тексту автора? (Слайд № 12).
Выше и выше над лесом солнце. Вышла на край леса старая лосиха с лосенком. Учиться бегать маленький лосенок. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.
Ласково пригревает в лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки сочится сладкий сок. А над синими лужами в лучах солнца «толкут мак» комары–толкунцы. Золотыми пуховками распустились кустики ив. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. Хорошо пахнет в весеннем лесу!
Результатом будет формирование
осознанного и произвольного построения речевого высказывания в письменной форме, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с нормами родного языка, обогащение активного и потенциального словарного запаса,
Формирование умения осуществлять контроль
в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружений отклонений и отличий от эталона.
4.4 Работа с тестом - отслеживание первичного усвоение материала
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечания
1.Получают распечатки с тестами.
2. Выполняют тест.
3.Проверяют по ключам, записанным после выполнения задания на
доске.
1.Пришло время проверить, как усвоили знания, полученные на уроке.
Вариант 1.
1.Укажите неверное утверждение.
1) Определение-это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
2) Определения относятся к именам существительным.
3) Несогласованное определение не может быть выражено неделимым словосочетанием.
4) Определения как зависимые слова связываются с существительными или по способу согласования, или при помощи других способов.
2.Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
1) Наступила ранняя осень.
2) Воьзми эту книгу.
3) Это был дом из дерева.
4) Столовая находилась в том же здании.
3.Укажите предложение с несогласованным определением.
1) Ранней весной хорошо выйти в поле.
2) Этот случай удивил многих.
3) Встреча с одноклассниками состоится в эту субботу.
4) Прозрачный лес один чернеет.
4.Укажите предложение с согласованным определением.
1) Грозовая туча прошла мимо.
2) Недалеко было здание в три этажа.
3) Рядом был особняк с лепниной.
4) Этот рассказ интересней.
5.Замените словосочетание «в родительском доме», построенном на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.
Вариант 2
1.Укажите неверное утверждение.
Несогласованное определение может быть выражено
1) Наречием.
2) Инфинитивом.
3) Именем существительным.
4) Причастием.
2.Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
1) Он специалист высокого класса.
2) Поездка в Петербург переносится на неделю.
3) Он был одет в рабочий костюм.
4) Рабочие объявили забастовку.
3.Укажите предложение с несогласованным определением.
1) На окраине города открыли спортивный комплекс.
2) Прохладный воздух приятно освежает грудь.
3) Берег реки едва виднелся в тумане.
4) Через три часа показались горные вершины.
4.Укажите предложение с согласованным определением.
1) Вода из колодца была очень вкусной.
2) Деревья утопали в серебряном инее.
3) Варенье из малины особенно полезно при простуде.
4) Вершииы гор ослепительно сверкали на солнце.
5.Замените словосочетание «бесцветная жидкость», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.
Ключи:
Вариант 1. 1)3 ; 2)4; 3)3; 4) 1; 5) В доме родителей.
Вариант 2. 1) 4; 2) 4; 3) 3; 4) 2; 5)Жидкость без цвета.
Результатом этого этапа будет
контроль, самоконтроль
и оценка.
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель учащихся: определить, насколько усвоена тема урока, что усвоено хорошо, над чем еще нужно работать; оценить свою деятельность на уроке.
Цель учителя: создать условия для рефлексии, выявить затруднения чащихся, предложить материал, необходимый, для устранения у учащихся слабых мест.
Метод: диалоговый, аналитический (анализ своей работы).
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечания
Рефлексия:
отвечают на впросы, задают (если они есть) вопросы;
анализируют свои затруднения.
Учащиеся работают с карточками для рефлексии.
(См. Приложение).
- Наш урок подходит к концу. Что еще мы должны
сделать в конце урока?
- Какие цели ставили перед собой?
-Достиг ли поставленных целей? Теперь вы можете с уверенностью сказать, правильно ли было подчеркнуто слово снега в предложении:
Крупные хлопья снега медленно падают на сырую землю
- Назовите основные понятия, которые были в центре
нашего урока?
-Какие затруднения испытывали на уроке?
-Что вам помогало справиться с затруднениями?
Проанализируйте свою работу на уроке, используя карточки для рефлекии. (Слайд №13)
На слайде дополнительная справочная литература.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, умение строить логическое рассуждение, умозаключение, организовывать учебное сотрудничесто и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства.
Справочный портал: грамота.ру
Htt://www.gramota.ru/
Forum/redactor/81706/
6. Задание на дом
Цель учащихся: закрепить полученные на уроке знания: знать теорию по изученной теме (определение, способы его выражения, согласованные и несогласованные определения; приемы и различения; уметь графически выделять те и другие в предложениях; уметь использовать определения в речи.
Цель учителя: создать условия для эффективного закрепления изученного на уроке материала дома: объяснить условия выполнения домашнего задания и критерии его оценивания.
Методы: объяснительно – иллюстративный, аналитический (анализ задания).
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
1.Слушают учителя,
записывают в дневник задание.
2.Читают задание к упражнению, задают вопросы (если есть).
1.Комментирует домашнее задание. Определяет цель домашнего задания для учащихся.
Домашнее задание записано на доске:
Параграф 25, стр. 68-70.
Письменно выполнить упражнение 135 или из рассказа Л. Н. Толстого «После бала» выписать по 5 предложений с согласованными и несогласованными определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть, указать вид.
(Слайд №14).
2. Оценивание учащихся с учетом всех видов работ
на уроке.
Результат урока: достижение поставленных целей.
Приложение 1.
Карточка для рефлексии (для каждого ученика):
Утверждения
Выполнение
Я знаю, какие определения называются согласованными и несогласованными.
Я знаю, как определить согласованные определения.
Я знаю, как определить несогласованные определения.
Я знаю, как отличить согласованное определение от составного именного сказуемого.
Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.
В самостоятельной работе я допустил ошибки.
15