Программа дополнительного образования по волейболу для старших школьников. Продолжительность образовательного процесса 1 год.
Программа дополнительного образования
по волейболу для старших школьников.
Продолжительность образовательного процесса 1 год.
Содержание
Введение ..3
Пояснительная записка...4
Актуальность 5
Новизна программы..5
Цель программы5
Задачи программы..5-6
Ожидаемый результат...6
Учебно-тренировочное планирование6-10
Содержание программы...10
Методическое обеспечение программы..10-12
Литература..13
1. Введение
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировывать у учащихся устойчивые потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной образовательной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального человека, о законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы. Физическая культура имеет свои учебным предметом одним из видов культуры и общества, в основании которого лежит физическая деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.
2. Пояснительная записка.
Программа разработана на основе нормативных документов, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ, рекомендациями Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующих работу спортивных школ, а также в соответствии с Типовым планом-проспектом учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР (приказ Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР»), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 № 212 (с изменениями и дополнениями).
Ухудшение состояния здоровья и уменьшение двигательной активности учащихся, увеличение объема и интенсивности учебной нагрузки без учета принципа оздоровительной направленности, ориентация современного образования на целостное развитие личности определяют необходимость в существенном обновлении основ образования школьников в области физической культуры:
– создания целостной школьной системы разнообразных форм физкультурно-оздоровительных занятий физическими упражнениями с целью профилактики физического и умственного утомления, полноценного физического развития учащихся разных медицинских групп;
– осуществления дифференцированного подхода к учащимся с учетом возрастно-половых особенностей физического и психического развития, состояния здоровья и двигательной подготовленности;
– формирования знаний и умений по основам физкультурной деятельности с целью активного включения учащихся в самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом в разнообразных формах активного отдыха и досуга;
– учета интересов и потребностей выпускников в углубленном образовании в области физической культуры, обеспечивающем достаточную подготовленность к последующему обучению в профильных вузах.
Актуальность
В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.
Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности.
Социальные изменения, произошедшие в нашей стране, условия жизни человека, понижение двигательной активности детей и подростков (аудио, видео - техника, компьютеры, транспорт и др.), слабая физическая подготовка учащихся, все возрастающее воздействие на их организм неблагоприятных внешних факторов прямо или косвенно приводит к негативным нравственным и функциональным изменениям в состоянии здоровья. По данным Министерства здравоохранения России, здоровье российского школьника находится на низком уровне, и динамика развития показателей здоровья неблагоприятна, хотя в генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Учитывая это, возрастает значение предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе, как важнейшей части всей программы оздоровления молодежи, сохранения и укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни.
Новизна программы
Отличие данной программы от других программ по волейболу предполагает привлечение старших школьников к занятиям спорта и волейболу, а не достижение высоких спортивных результатов в этом виде спорта. Направленность данной образовательной программы – физкультурно-оздоровительная. Разработана для реализации в общеобразовательном учреждении. Занятия проходят два раза в неделю, а ДЮСШ минимум по три раза в неделю.
Цель программы
Средствами волейбола содействовать решению задач физического воспитания школьников, обучить их основам навыков игры в волейбол и привить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
Развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности;
Воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально – ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности;
Освоение знаний о физической культуре и спорте; их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
Привитие интереса к виду спорта волейбол.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
В реализации данной программы участвуют дети 14-17 лет.
Программа предлагает процесс обучения во внеурочное время по 120 минут
2 раза в неделю.
Численность группы 12-15 человек.
Форма занятий
Тренировочное занятие
Индивидуальные занятия
Соревнования
Ожидаемые результаты
привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к волейболу;
развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости, укрепление опорно-двигательного аппарата;
развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешное овладение навыками игры в волейбол;
обучение основам техники и тактики игры в волейбол;
приучение к игровой и соревновательной деятельности.
повысить уровень развития физических и координационных способностей, специфичных для игры в волейбол;
создание школьной команды юношей по волейболу
выступление на школьных и городских соревнованиях
3.Учебно - тематическое планирование на 68 занятий
(2занития в неделю)
Распределение времени на различные виды подготовки:
Теоретическая подготовка – в процессе занятий.
Физическая подготовка – 20 часов.
Техническая подготовка – 20 часов.
Тактическая подготовка – 20 часов.
Игровая и соревновательная подготовка – 8 часов.
Тематическое планирование на I четверть.
№
урока
Содержание материала
дата
план
факт
1
1.Вводное занятие.
2.Силовые упражнения.
3.Передача верхняя.
4.Верхняя подача.
2
1.Верхняя подача.
2.Силовые упражнения.
3.Передача верхняя.
4.Верхняя передача мяча у стенки
3
1.Передача верхняя.
2.ОРУ
3.Многоскоки.
4.Нижняя и боковая подача мяча.
4
1.Работа в парах на месте и в движении с мячом.
2.Верхняя и нижняя передача.
3.Верхняя подача
5
1.Круговая тренировка.
2.Передача мяча на месте и в движении у стенки.
3.Волейбол по упрощенным правилам.
6
1.ОРУ
2.Передача мяча на месте и в движении у стенки.
3.Волейбол по упрощенным правилам.
7
1.Передача мяча на месте и в движении у стенки.
2.Нижняя подача и нижний прием мяча.
3.Волейбол по упрощенным правилам.
8
1.Нижняя подача и нижний прием мяча.
2.Нижняя подача и верхний прием мяча.
3.Верхняя подача и нижний прием мяча.
9
1.Нижняя подача и верхний прием мяча.
2.Верхняя подача и нижний прием мяча.
3.Разнообразные подачи и приемы мяча.
10
1.Разнообразные подачи и приемы мяча.
2.Учебная игра.
11
1.Многоскоки, упражнения с набивными мячами.
2.Учебная игра.
12
1.Скоростно-силовые упражнения
2.Волейбол по упрощенным правилам.
3.Верхняя подача в прыжке.
4.Нападающий удар у стенки.
13
1.Круговая тренировка.
2.Скоростно-силовые упражнения.
3.Волейбол по упрощенным правилам.
14
1.Нижняя подача и верхний прием мяча.
2.Верхняя подача и нижний прием мяча.
3.Разнообразные подачи и приемы мяча.
15
1.Верхняя подача в прыжке.
2.Нападающий удар у стенки.
3.Волейбол по упрощенным правилам.
16
1.Верхняя подача в прыжке. Нападающий удар у стенки.
2.Скоростно-силовые упражнения.
3.Волейбол по упрощенным правилам.
17
1.Нижняя подача и верхний прием мяча.
2.Верхняя подача и нижний прием мяча
3.Игровая тренировка
18
Контрольные испытания:
1.Челночный бег 4x9 метров.
2.Прыжки в длину с места.
3.Передача мяча над собой
4.Передачи мяча в стенку
Тематическое планирование на II четверть.
№
урока
Содержание материала
дата
план
факт
1
1.Скоростно-силовые упражнения, волейбол по упрощенным правилам.
2.Нападающий удар через низкую сетку.
3. Постановка блока.
2
1.Разнообразные подачи и приемы мяча
2.Нападающий удар через сетку с передачи из зоны №3.
3.Игровая тренировка.
3
1.Круговая тренировка.
2.Нападающий удар через низкую сетку.
3.Постановка блока.
4
1.Нападающий удар через сетку с передачи из зоны №3
2.Подбор мяча, работа по группам.
3.Волейбол.
5
1.Нападающий удар через сетку с передачи из зоны №2 и №4.
2.Постановка одиночного и двойного блока.
3.Учебная игра.
6
1.Многоскоки, упражнения с набивными мячами
2.Нападающий удар через сетку с передачи из зоны №2 и №4.
3.Постановка одиночного и двойного блока.
7
1.Нападающий удар и постановка тройного блока.
2.Освоение падения в волейболе.
8
1.Нападающий удар и постановка тройного блока.
2.Разнообразные подачи и приемы мяча.
9
1.Верхняя подача и нижний прием мяча.
2. Освоение падения в волейболе.
10
1.Разнообразные подачи и приемы мяча.
2.Падения. Нападающий удар с зон №2,3,4.
11
1. Нападающие удары с первой линии и блокирование.
2.Учебная игра.
12
1.Нападающие удары с первой линии.
2.Постановка тройного блока.
3.Учебная игра.
13
1.Круговая тренировка.
2. Подачи и приемы подач.
3.Упражнения на скакалках в сочетании с упражнениями с мячом.
14
Контрольные испытания:
1.Поднимание туловища из полож. лежа (30с.)
2.Сгибание разгибание рук (1мин.)
3.Нападающий удар ч/з сетку
Тематическое планирование на III четверть.
№
урока
Содержание материала
дата
план
факт
1
1.Упражнения с набивными мячами и со скакалкой.
2.Нападающие удары со второй линии.
2
1.Круговая тренировка
2.Нападающие удары со второй линии.
3
1.Подачи и прием мяча с переводом в зону №3.
2.Упражнения с отягощениями.
4
1.Подачи и прием мяча с переводом в зону №2.
2.Скоростные упражнения
5
1.Подачи и прием мяча с переводом в зону №4.
2.Прыжковые упражнения
6
1.Нападающие удары с высоких и низких передач.
2.Учебная игра
7
1.Нападающие удары с коротких и длинных передач.
2.Индивидуальная работа с мячом.
3. Упражнения в группах с мячами.
8
1.Подачи и прием мяча с переводом в зону №2,№4
2.Нападающий удар с зон №2,3,4.
9
1.Тактические действия в защите.
2.Нападающие удары с высоких и низких передач.
10
1.Круговая тренировка.
2.Нападающие удары с коротких и длинных передач.
3.Отработка защитных действий при нападающих ударах.
11
1.Тактические действия в нападении.
2.Нападающие удары с высоких и низких передач.
12
1.Отработка нападающих действий после верхних подач.
2.Верхние планирующие подачи.
3.Учебная игра
13
1.Круговая тренировка.
2.Верхние подачи в прыжке.
14
Игровая тренировка.
15
1.Верхние планирующие подачи.
2.Верхние силовые подачи.
3.Тактические действия в защите и нападении.
16
1.Тактические действия в защите и нападении.
2.Учебная игра.
17
1.Товарищеские встречи с различными командами.
18
1.Тактические действия в защите и нападении.
2.Упражнения с отягощениями.
19
1.Игровые комбинации.
2.Подачи и прием подач.
3.Нападающие удары.
20
1.Игровые комбинации.
2.Сброс мяча при нападающем ударе.
Тематическое планирование на VI четверть.
№
урока
Содержание материала
дата
план
факт
1
1.Подачи и прием подач.
2.Нападающие удары.
3.Игровые комбинации.
2
1.Круговая тренировка
2. Тактические действия в защите.
3
1. Тактические действия в нападении.
2.Упражнения с отягощениями.
4
Игровая тренировка.
5
Товарищеские встречи.
6
1Сброс мяча при нападающем ударе.
2.Игровые комбинации.
7
1.Верхние планирующие подачи.
2.Тактические действия в защите.
8
1.Подачи и прием мяча.
2.Нападающий удар.
3.Учебная игра.
9
1. Тактические действия в нападении.
2.Нападающие удары с высоких и низких передач.
10
Товарищеские встречи.
11
1.Игровые комбинации.
2.Тактика игры в защите и нападении.
12
Игровая тренировка.
13
1.Подачи и прием подач.
3.Нападающие удары.
3.Игровые комбинации.
14
1.Тренировка игрока либеро.
2.Игровые комбинации.
15
1.Первый темп.
2.Нападающий удар с зон№4,5,6
16
1.Нападающий удар с зон№4,5,6
2.Игровые комбинации.
17
Игровая тренировка.
18
Товарищеские встречи.
4. Содержание программы
Теоретическая подготовка – история волейбола, техника безопасности, правила игры.
Физическая подготовка – многоскоки, прыжки со скакалкой, бег с изменением направления, отжимания, работа с набивными мячами, упражнения с утяжелениями.
Техническая подготовка – верхняя подача, нижняя подача, боковая подача, верхняя силовая подача, верхняя подача в прыжке, нижняя передача, верхняя передача, нападающий удар, блокирование мяча, финты.
Тактическая подготовка – игровые комбинации, тактические действия в защите и нападении.
Игровая подготовка – игровые тренировки, игра в волейбол по упрощенным правилам, товарищеские встречи, выступления в школьных и городских соревнованиях.
5. Методическое обеспечение программы.
Методы работы
Методы организации учебной деятельности
Фронтальный метод – организации секционной деятельности включает несколько разновидностей, имеющий общий признак – выполнение одного и того же задания всеми занимающимися под руководством тренера.
Поточный – когда занимающиеся располагаются в колонну по одному и один за другим выполняют задания. Тренер должен находится непосредственно в том месте, где выполняется заданное упражнение (например, около спортивного снаряда)
Групповой – организация деятельности занимающихся, предусматривает одновременное выполнение несколькими группами разных упражнений
Индивидуальный – метод организации характеризуется определением двигательных заданий для каждого занимающегося отдельно
Метод круговой тренировки – характеризуется серийным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью является то, что занимающиеся выполняют разные двигательные задания посменно.
Методы усвоения учебного материала
Словесный метод – сообщение теоретических сведений, постановка конкретных задач, формирования отношения к выполнению задания.
Метод обеспечения наглядности – применяют для создания зрительных, слуховых, двигательных образов, представлений в процессе технической, тактической, физической подготовки.
Целостный метод – заключается в слитном выполнении всего двигательного действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения, т.е. технику движений осваивают сразу после показа и объяснения.
Расчлененный метод – характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик для поочередного освоения с последующим соединением их в целое.
Равномерный метод – выполнение физических упражнений непрерывно в течение относительного длительного времени с постоянной интенсивностью, с сохранением заданной скорости, темпа, ритма, величины усилий, амплитуды движений.
Переменный метод – характеризуется изменением структуры и интенсивности повторяющихся двигательных заданий.
Повторный метод – многократное выполнение упражнения с определенными интервалами отдыха, в течении которых достаточно полно восстанавливается работоспособность.
Интервальный метод – характеризуется повторным выполнением двигательных заданий, при котором существенное значение придается интервалам отдыха. Интенсивность упражнения и длительность интервалов заранее регламентируются и изменяются по мере улучшения тренированности занимающихся.
Игровой метод – игровая двигательная деятельность, упорядоченная определенным образом в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими способами в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.
Соревновательный метод – один из способов для проверки эффективности учебно-тренировочного процесса, стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:
спортивный зал
волейбольная сетка
волейбольные и набивные мячи
скакалки, гимнастические скамейки и маты
Примерные показатели двигательной подготовленности
№
Наименование контрольных упражнений
Нормативы
Юноши
5
4
3
1
Челночный бег 4х9м. (с.)
9,4
9,6
9,9
2
Сгибание разгибание рук (1мин.)
42
30
15
3
Прыжок в длину с места (см.)
220
200
180
4
Поднимание туловища из полож. лежа (30с.)
31
26
15
5
Бег 1000м. (мин, с.)
5,45
6,20
7,35
6
Передача мяча над собой
25
20
15
7
Передачи мяча в стенку
25
20
15
8
Передачи мяча в парах
30
25
20
9
Подачи мяча в зоны
5-3
5-2
5-1
10
Нападающий удар ч/з сетку
5-4
5-3
5-1
Литература:
Для педагогов.
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М., 1998. – 496 с.
Комплексная программа физического воспитания учащихся I – ХI классов общеобразовательной школы. М.,1985.- 46 с.
Киселев П.А. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. М.: Глобус, 2008 – 320с.
Железняк Д. Ю. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры.
Для детей.
Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» /под общ. ред. А.Т. Парщикова. 2003г.
Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» /под общ. ред. А.Т. Парщикова. 2003г.
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 315