Программа по волейболу, 3 год (дополнительное образование)
Пояснительная записка
Программа 3-го года обучения рассчитана на 102 часа в год, занятия проходят 3 раз в неделю по 1 часу. Программа по волейболу позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в волейбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в волейбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Программа составлена на основании нормативно – правовых документов, в ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского осмотра.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного волейболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определённой педагогической задачи.
Цели занятий:
Укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся.
Повышение уровня общей физической подготовки.
Прочное овладение основами техники и тактики волейбола.
Приучение к соревновательным условиям.
Приобретение навыков в организации и проведении соревнований по волейболу.
Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:
укрепляет здоровье, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту;
развитие основных двигательных качеств;
подготовку инструкторов и судей по волейболу;
подготовку и выполнение нормативных требований.
После третьего года обучения юноши должны:
Знать: - тактико – технические требования;
- правила техники безопасности;
- знать терминологию игры;
- знать правила игры;
- влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей.
Уметь: - выполнять учебные задания на занятиях;
- соблюдать правила личной гигиены;
- оказать первую медицинскую помощь.
Овладеть: - техникой и тактикой игры в волейбол;
- знаниями и умениями в организации и проведении соревнований, судейской практики.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема Количество часов Тип, форма
занятий Форма организации познавательной деятельности Элементы содержания
(дидактические единицы) Вид диагностики и контроля Материально техническое
и
информационно – техническое обеспечение Дата
1-3
Техника безопасности на занятиях.
Перемещение, стойки. Прямой нападающий удар из зоны 4,2,3.
3 КУ Фронтальная Передачи в пределах площадки.
Перемещения. Выбор места и способа второй передачи в зависимости от характера первой передачи и расположения партнёров.
Передача мяча из глубины площадки после перемещения от сетки. Опрос учащихся Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 4-7
Сочетание систем игры в нападении со второй передачи.
Прямой нападающий удар из зон 2,3,4.
4 КУ Парная
групповая Выбор места и способа второй передачи в зависимости от характера первой передачи и расположения партнёров.
Взаимодействие игроков зон 2,3,4, между собой в рамках системы игры через игрока передней линии.
Опрос учащихся по технике безопасности на занятиях Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 8-9
Чередование передач (связующих) лицом к сетке.
Общеразвивающие упражнения. 2 КУ Парная
групповая Различные приёмы подачи: верхней прямой, боковой, планирующей.
Стабильное качество выполнения приёма подачи: верхней прямой, боковой, планирующей.
Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 10-12
Имитация нападающего удара с первой передачи.
Чередование передачи и ударов с первой передачи.
Чередование нападающих ударов на точность.
3 КУ Парная Выбор способа приёма мяча, в зависимости от ситуации.
Выполнение передачи мяча сверху двумя руками у сетки лицом, боком и спиной по направлению, после перемещения, из глубины площадки.
Выполнение основного способа подачи. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 13-15
Уверенное выполнение передачи в пределах площадки.
Выбор места и способа второй передачи партнеру.
Взаимодействие игроков задней линии зон 6,1,5.
3 КУ Групповая
Парная Выбор места и способа второй передачи в зависимости от характера первой передачи и расположения партнёров.
Взаимодействие игроков задней линии зон 6,1,5 между собой при условии специализации игроков в определённых зонах. Проверка передачи мяча снизу и сверху. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 16-18
Передача мяча из глубины площадки.
Взаимодействие игроков передней линии.
Передача мяча в прыжке лицом к сетке. 3 КУ Групповая парная Взаимодействия игроков передней линии, игроков зон 3,2,4 между собой в рамках системы игры с первой передачи на удар и откидки.
Выбор способа приёма мяча, в зависимости от ситуации.
Передача мяча в прыжке лицом к сетке, после имитации нападающего удара. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 19-21
Прием подачи: верхней прямой, боковой планирующей подачи.
Передача мяча из глубины площадки.
Взаимодействие игроков передней линии. 3 УПЗ Групповая парная Выполнение передачи мяча сверху двумя руками у сетки лицом, боком и спиной по направлению, после перемещения, из глубины площадки.
Взаимодействия игроков задней линии зон 6,1,5 между собой при условии специализации игроков в определённых зонах.
Приём мяча в условиях различных перемещений, на скорости. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 22-24
Стабильное качество выполнения приема подачи.
Прием подачи верхней прямой, боковой. 3 КУ Индивидуальная
Групповая парная Передача мяча в прыжке лицом к сетке, после имитации нападающего удара.
Выбор места и способа приёма мяча от нападающих действий противника. Проверить правильность приема подачи верхней прямой, боковой. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 25-27
Уверенное выполнение передачи в пределах площадки.
Взаимодействие игроков передней линии игроков зон 3,2,4. 3 КУ Индивидуальная
Групповая парная Выполнение передачи мяча сверху двумя руками у сетки лицом, боком и спиной по направлению, после перемещения, из глубины площадки. Уверенное выполнение передачи в пределах площадки Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 28-30
Передачи в пределах площадки.
Передача мяча из глубины площадки после перемещения от сетки.
3 КУ Фронтальная Выбор способа приёма мяча, в зависимости от ситуации.
Приём мяча в условиях различных перемещений, на скорости.
Выбор места и способа приёма мяча от нападающих действий противника.
Проверить передачи мяча Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 31-33
Приём подачи: верхней прямой, боковой, планирующей.
3 УПЗ Групповая парная Выполнение передачи мяча сверху двумя руками у сетки лицом, боком и спиной по направлению, после перемещения, из глубины площадки.
Взаимодействие игроков зон 1, 6, 5, выходящих к сетке, с игроками зон 4,3,2 при второй передачи. Проверка приемов подачи мяча Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 34-36
Выполнение передачи мяча сверху двумя руками у сетки лицом, боком и спиной по направлению, после перемещения, из глубины площадки.
3 КУ Групповая парная Взаимодействие игроков задней линии зон 6,1,5 между собой при условии специализации игроков в определённых зонах.
Передача мяча в прыжке лицом к сетке, после имитации нападающего удара.
Приём мяча в условиях различных перемещений, на скорости. Проверка приемов подачи мяча Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 37-39
Передача мяча из глубины площадки после перемещения от сетки.
3 КУ Индивидуальная
Групповая парная Выбор места и способа второй передачи в зависимости от характера первой передачи и расположения партнёров.
Выбор способа приёма мяча, в зависимости от ситуации.
Взаимодействия игроков передней линии, зон 3 и 2, 3 и 4, зон 2,3,4 при блокировании, с условием, что при постановке блока основным Проверка способов передачи мяча Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 40-42
Взаимодействие игроков передней линии, игроков зон 3,2,4 между собой в рамках системы игры с первой передачи на удар и откидки.
3 КУ Индивидуальная
Групповая парная Выбор места и способа приёма мяча от нападающих действий противника.
Проверка способов приёма мяча от нападающих действий противника.
Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 43-45
Уверенное выполнение передачи в пределах площадки.
3 КУ Групповая Стабильное качество выполнения приёма подачи: верхней прямой, боковой, планирующей. Проверка правильного выполнения приёма подачи: верхней прямой, боковой, планирующей Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи Приём подачи
46-48
Приём мяча в условиях различных перемещений, на скорости, в условиях
передачи и откидки. 3 КУ Групповая парная Групповое блокирование в рамках групповых тактических действий.
Система игры через игрока передней линии, с передач в прыжке, после имитации нападающего удара.
Тактические комбинации с применением низких передач, скрестного перемещения.
Нападение с первой Проверка правильности выполнения блокирования в рамках групповых тактических действий.
Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 49-51
Взаимодействие игроков зон 1, 6, 5, выходящих к сетке, с игроками зон 4,3,2 при второй передачи.
3 УПЗ Парная Приём мяча в условиях различных перемещений, на скорости.
Чередование способов нападающего удара: направлений удара, ударов на силу и точность, обманных с остановкой в разбеге и прыжке с места. Проверка приемов мяча и нападающих ударов, ударов на силу и точность, обманных с остановкой в разбеге и прыжке с места. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи Нападающие удары
52-54
Передача мяча в прыжке лицом к сетке, после имитации нападающего удара.
3 КУ Групповая парная Взаимодействие игроков передней линии, зон 3 и 2, 3 и 4, зон 2,3,3, при блокировании.
Взаимодействие игроков, не участвующих в блокировании с блокирующими в рамках системы «углом вперёд» и «углом назад». Проверка передачи мяча и взаимодействия игроков. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 55-57
Выбор места и способа приёма мяча от нападающих действий противника.
3 КУ Индивидуальная
Групповая парная Взаимодействие игроков передней линии, зон 3 и 2, 3 и 4, зон 2,3,4 при блокировании, с условием, что при постановке блока основным является центральный игрок. Проверка способов приёма мяча от нападающих действий противника.
Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 58-60
Выбор места и способа приёма мяча от нападающих действий противника.
Чередование способов нападающего удара.
3 КУ Групповая Чередование способов нападающего удара: направлений удара, ударов на силу и точность, обманных с остановкой в разбеге и прыжке с места.
Передача мяча сразу на удар в опорном положении и с последующим нападением. Проверка способов приёма мяча от нападающих действий противника.
Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи Приём мяча
61-63
Взаимодействие игроков зон 1, 6, 5, выходящих к сетке, с игроками зон 4,3,2 при второй передачи.
ситуации. 3 УПЗ Индивидуальная
Групповая парная Выбор места и способа приёма мяча на страховке, своевременность перемещения в зону удара и постановка рук над сеткой при блокировании ударов со скоростных передач.
Взаимодействия игроков при приёме мячей на страховке в рамках системы игры в защите и при условии специализации игроков в зонах.
Нападающий удар по блоку, через слабого блокирующего, выше блока, с учётом Проверка способов приема мяча на страховке, своевременность перемещения в зону удара и постановка рук над сеткой при блокировании ударов со скоростных передач.
Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 64-66
Взаимодействие игроков зон 1, 6, 5, выходящих к сетке, с игроками зон 4,3,2 при второй передачи.
Передача мяча сразу на удар в опорном положении и с последующим нападением.
3 КУ Групповая Выбор места и способа приёма мяча на страховке, своевременность перемещения в зону удара и постановка рук над сеткой при блокировании ударов со скоростных передач.
Взаимодействия игроков при приёме мячей на страховке в рамках системы игры в защите и при условии специализации игроков в зонах.
Нападающий удар по блоку, через слабого блокирующего, выше блока, с учётом ситуации. Проверка передачи мяча сразу на удар в опорном положении и с последующим нападением.
Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 67-69
Совершенствование передачи мяча в прыжке после имитации нападающего удара вперёд и назад через зону игроков задней линии. 3 КУ Групповая Чередование откидок вперёд и назад в соседнюю зону.
Совершенствование планирующей подачи в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки.
Совершенствование нападающего удара с переводом вправо, влево без поворота туловища, чередование ударов в право и лево.
Чередование передачи и ударов с первой передачи.
Совершенствование тактических комбинаций с участием в нападении игр Проверка передачи мяча в прыжке после имитации нападающего удара вперёд и назад через зону игроков задней линии. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 70-72
Общеразвивающие упражнения с предметами.
3 УПЗ Групповая Совершенствование второй передачи мяча сверху двумя руками, стоя лицом и спиной по направлению: у сетки и из глубины площадки, в статическом положении, после перемещения, с последующим нападением.
Совершенствование передачи мяча у сетки – различная по высоте и расстоянию, из глубины площадки, сверху двумя руками. Планирующая подача в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки.
Совершенствование одиночного и группового блокирования ударов различными способами с различных передач по высоте и расстоянию. Проверка различных передач мяча. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи Блокирование
73-75
Выбор места и способа приёма мяча от нападающих действий противника.
3 КУ Групповая Взаимодействие игроков передней линии, зон 3 и 2, 3 и 4, зон 2,3,4 при блокировании, с условием, что при постановке блока основным является центральный игрок. Проверка правильности выполнения различных способов приема мяча от нападающих действий противника. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 76-78
Планирующая подача в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки.
низкое, из глубины площадки. 3 КУ Групповая Нападающий удар с переводом вправо, влево без поворота туловища, чередование ударов в право и лево.
Одиночное и групповое блокирование ударов различными способами с различных передач по высоте и расстоянию.
Имитация нападающего удара и откидка.
Ловящее блокирование при различном характере передач. Проверка ударов. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 79-81
Передача мяча сразу на удар в опорном положении и с последующим нападением.
3 КУ Групповая Взаимодействие игроков при приёме мячей на страховке в рамках системы игры в защите и при условии специализации игроков в зонах Проверка правильности выполнения передачи мяча сразу на удар в опорном положении и с последующим нападением. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 82-84
Совершенствование передачи мяча сверху двумя руками для нападающего удара из глубины площадки.
3 КУ Групповая
Парная Планирующая подача в правую и левую половину площадки, дальнюю и ближнюю части площадки.
Чередование способов подач в сочетании с требованием точности.
Совершенствование тактических комбинаций с участием в нападении игроков задней линии.
Совершенствование взаимодействия игроков задней линии и игроков, не занятых в блокировании с блокирующими игроками, при системе игры «углом назад». Проверка подач мяча. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 85-87
Общеразвивающие упражнения без предметов в движении.
3 УПЗ Групповая
Парная Уверенное выполнение приёмов мяча различными способами в опорном положении.
Совершенствование нападающего удара через «слабого» блокирующего, по блоку, выше блока.
Ловящее блокирование при различном характере передач. Проверка правильности выполнения приемов мяча. Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 88-89 Зачёт по физической и специальной подготовке 2 УКЗ Индивидуальная Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 90-91 Зачёт по тактико – технической подготовке 2 УКЗ Индивидуальная Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи 92-102 Соревнования
11 УКЗ Групповая
Сетка, волейбольные мячи, набивные мячи